четверг, 14 июня 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 2.


     Всё, отдохнула.

     Продолжение. Начало, ЧАСТЬ 1 - здесь.

     Напоминание. Фото кукол с других ресурсов я не переносила. Если тема заинтересовала, то можно набрать в поисковой системе, например, "кукла Рая Фабрики игрушек им. 8 Марта" и начать собственное исследование и собственный поиск красоты и правды. Здесь только кадры из фильмов и имена кукол, если, конечно, их удалось опознать.
_________________________________________________________



     Очередной советский фильм, совмещающий мультипликацию и игровое кино. Первым, если я не ошибаюсь, был фильм " Новый Гулливер" 1935 года. Там большой пионер попал страну маленьких буржуинов-лилипутов.

     А это история про непослушную девочку Таню и то, как её наказали расшалившиеся игрушки - кукла Нюша, собачка Тявка и медвежонок Топ.

     Куколка и зверята были сделаны мастерами-мультипликаторами, которые, как было указано в титрах, "вели кукол". Нюша - не игровая, текстиль на мобильном каркасе.

     А там ещё и два вида мультипликации - кукольная и рисованная! Картинки в книжке оживали. Великолепно!

Игрушки пока не ожили.
Озорная Нюша уже бегает по квартире.
_______________________________________________________________


     Ещё один фильм - и мультик, и кино одновременно. Но здесь ещё интереснее: в руках у девочки реальные куклы, а историю разыгрывают их мультяшные аналоги. 

     Это история о старой кукле Босоножке, отвергнутой девочкой Наташей ради новой красавицы Ляли. Сколько девчачьих сердечек трепетало от этой истории! А была и книга, и книжка-малышка по мотивам мультика.

     А уж как хотелось иметь таких подружек! Словами не передать.

     Пермские мультипликаторы так запутали и заинтриговали зрителей, что они с самого детства и до сих пор ищут ответа на вопрос, что это за куклы, чьи они и откуда?

Босоножка. 
Какое интересное личико. И тело бликов не даёт, как пластмасса или латекс.
А эта красавица - чья? 
В голову лезут глупости о том, что тело (не лицо) похоже 
на худую днепропетровскую Наталью 76 см. 
А, может, та и другая - банальный импорт?
И, может быть, весёлый моряк, муж художницы этого фильма, привёз их из далей дальних - Аргентины какой-нибудь или Австралии? Лимпопо или Тризонии?..
А это мультяшные куколки-аналоги.
 _________________________________________________________________

"ЕВДОКИЯ" (Киностудия им. М. Горького, 1961).

     Вера Панова, хрущёвская перестройка, поэтому в финале фильма - невнятные разговоры о социализме и чём-то "главном". Совнархозы там какие-то...

     Но это, слава богу, не главное в фильме. А главное - это чудесные актёры и семейная история. Любовь, дети, внуки. Неподражаемая Людмила Хитяева.

Катя с милой текстильной кукокой. Наверное, мама Евдокия сшила. 
А куколка с ручками, ножками, детскими пропорциями. 
Плюс полный аутфит; то есть образ, одежда, коммуникация - в полной гармонии!
Жизнь становилась лучше и богаче, 
и у младшего сына Сашеньки был уже магазинный мишка. На дворе пока 30-е.
__________________________________________________________


     Вечный мелодраматический сюжет - одна родила, другая воспитала. Борьба за ребёнка и его сердце. Родила красавица из сферы обслуживания, воспитала - ударница-колхозница. Исход предрешён. 

Мягконабивная кукла, голова и конечности из прессованных опилок. 
Середина 60-х - последние денёчки таких кукол...
______________________________________________________


     Один из лучших детских фильмов. На все времена. История о внутреннем мире девочки Тани. Психологическая драма с элементами триллера. 

     Всего на несколько секунд в кадре появляется Танина кукла. На несколько секунд. Это и понятно - Таня выросла. 

Паричковая и прессопилочная кукла 50-х. Очень большая.
Сандалии, носочки, сложнокроеное платье... Основательный труд и зримый результат.
_______________________________________________________________

"ОБВИНЯЮТСЯ В УБИЙСТВЕ" (Молдова-фильм, 1969).

     Суровый фильм. Детектив, суд, высшая мера наказания... Да уж.

     Но и в таких фильмах появлялись куклы. Одна из свидетельниц по делу - заведующая детским садом. Так она именины праздновала в помещении садика. А что? В советское время всегда были проблемы с помещениями для празднеств; и свадьбы в школах, и дни рождений на кафедрах - это никого не смущало.

     Но тётку отстранили от должности, конечно.

Всегда органичная в характерных ролях Валентина Березуцкая.
Кукла похожа на продукцию Фабрики сувенирных и подарочных игрушек 
или девочку Загорской фабрики.
 А это полуголое создание напоминает куклу Хохолок Фабрики им. 8 Марта. 
Чудесный был пупс!
     Там сцену именин монтировали, и в одном кадре на шкафу кукла-брюнетка с косичками, а в другом - уже блондинка со стрижкой. Ну что ж, бывает...
__________________________________________________________________


     Это фильм-ревю. По крайней мере, так пишут в рецензиях и аннотациях. Там поют и танцуют. Прыгают, лазают, скачут на лошадях, но не говорят. 

     И с помощью этих минимальных и предельно абстрактных средств зрителям передаётся главная мысль - о необходимости борьбы с бюрократизмом и формализмом во всех сферах жизни. 

     Фильм интересен как поиск новых форм развлекательного телевидения. Получилось легко и мило. Сюжета нет, одно настроение. Аналог радийного "а теперь передаём лёгкую музыку".

     Роль главной героини исполнила Валентина Решетникова, молодая актриса Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Зерно её роли - луч света в тёмном царстве: она приходит, поёт и танцует, всё исправляет и разукрашивает серые будни в красное, потом - синее, потом - в зелёное.

     Часть первая - музей. Плохой директор - Георгий Вицин.

     Часть вторая - магазин игрушек. Плохой продавец - Алексей Смирнов.

     Часть третья - ЗАГС. Плохой регистратор - Савелий Крамаров. 

    Так-так-так. А что там происходит в магазине игрушек? А игрушек много, и они новенькие. Или куплены, или взяты киношниками напрокат. Можно составить внятное представление об игрушечном ассортименте. Куклы, неваляшки, гуси-лебеди, погремушки-мухоморы, мячики...

Плохой продавец.
Хорошая пришла.
И все заплясали. Боб Фосс какой-то! Но лайт.  
 
Это кукла Рая московской Фабрики игрушек им. 8 Марта. 
Опять Раи, но с разными причёсками. 
Колкий пластик, паричок, стянута резинками (в фильме это видно).
А это красавицы поменьше.
Шляпки, сапожки, болеро... 
Если их сейчас сделать в виниле и с прошитыми волосами из какого-нибудь канеколона, то девчонки ни в чём не уступят американским, немецким, испанским и французским куколкам.
Красоту не спрячешь!
А если куклу берёт в руки плохой продавец, то она чернеет. Вот.
________________________________________________________________


     Всё понятно - название говорящее.

     Короткометражный фильм рассказывает вот об этом чуде. Ему всего четыре года, но у него активная и насыщенная дворовая жизнь.
Девчонки смотрят футбольный матч во дворе.
А в руках - куклы ГДР, ранние "Шпильцойг Рауенштайн". Наверное.
________________________________________________________________


     Задорный детский фильм с особой атмосферой. 

     Ребятишки начитались Конан Дойля и стали играть в сыщиков. Сначала нашли пропавший классный журнал, потом - соседское ружьё...

     А директора школы, который тоже увлекался рассказами о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, сыграл молодой Виталий Соломин.

     Есть и 2-я серия.

Это не картина из жизни, это водевильное воспроизведение показаний свидетеля.
В руках у девочки - длинноногая ленинградская кукла.
________________________________________________________


     Ещё с чеховских времен принято считать, что раз дача - то обязательно комедия. И здесь - неторопливая советская комедия о соседях по даче, об их машинах, жёнах, деньгах.

     У Юрия, героя Олега Табакова, есть дочка, а у дочки - куклы. Весёлая и непредсказуемая семейка!
Грустная кукла слева уже снималась в кино: см. фильм "Мачеха". 
А кукла справа очень похожа на Тамару фабрики им. 8 Марта: 
те же растопыренные пальчики, ухмылка и густые пластмассовые ресницы. 
У неё и глаза закрываются, как у Тамары. Значит, Тамара!
__________________________________________________________


     Колхозника наградили путёвкой в черноморский санаторий... Но, если присмотреться, то  можно увидеть большее - преломление народнической идеологии в лучах советской действительности. 

     Куколки лишь мелькают... Но их разнообразие - характеристика начала 70-х. Встреча эпох: абстрактный пупс, пластмассовая паричковая куколка и блондинка-немочка с характерной ступенчатой причёской. 

     Паричковая похожа на красноярскую девочку (Красноярская фабрика игрушек, сейчас "Бирюсинка") - романтическое выражение лица, длинная шея, очень узкие плечи, губы бантиком... Но  разве можно утверждать и настаивать? 

Рядом с куклой на телевизоре - пустотелая пластмассовая Снегурочка. 
Эдакая домашняя скульптура - эрзац фарфоровых миниатюр.
______________________________________________________


     Обыкновенный детский фильм местной киностудии. Мальчик готовится стать школьником и насыщенно проживает день 31 августа...

     Среди важных дел в этот день - прощание с воспитательницей детского сада. Ну и куклы появляются...

Рельефная кукла. Бюджетный вариант.  
Девочки не особенно их жаловали. Эту, как видно, бросили голышом...
Можно предположить, что блондинка с продолговатым лицом - местная, 
кукла объединения "Мир". В пользу этой версии - форма головы и круглые глаза.
Она меняла цвет волос, одежду и имена. 
 ______________________________________________________


     Новаторский для своего времени фильм Ролана Быкова. Творчески-хулиганский. "Греческий хор" или менестрели, трёхуровневый экран, три реальности, театрализованное действо... Один и тот же человек может быть соседом, и персонажем из снов и сказок, и автором твоей истории и твоего настроения.

      Дети живут в виртуальном мире своих безграничных фантазий и одновременно - ограниченных представлений о реальном мире. И этот фильм создал образ и атмосферу специфического детского восприятия. Дети-зрители поняли эту игру, этот сумбур, этот фарс, и без труда расшифровали все предложенные условности. Но фильм несколько небрежен и затянут. Да.

     Наконец-то я его нашла! Отлично помнила, что в каком-то фильме девочка дразнила мальчика с балкона, и в руках у неё была куколка.

"Была маши-и-и-на у Оле-е-га, он её чинил..."
Это куколка Наташа Кирово-Чепецкого филиала объединения "Вятка". 
Глаза флиртуют, в ротике маленькая соска, пальчики врастопырку, пупсячьи конечности, ладошки под прямым углом к запястью, рост более 50 см.
Но знатоки утверждают, что по этим формам работали и другие фабрики СССР, в частности, московская Фабрика им. 8 Марта.
__________________________________________________________________


     В 70-е и 80-е годы советские мелодрамы достигли сверх- и супер-мелодраматического уровня. Молодая девочка - вчерашняя школьница - перевоспитала с помощью характера и секса деревенского бирюка.

     В кадр попала кукла-невеста, которую крепили на капот машины. Такой вот советский обряд. 

     А в доме у бирюка - как в избе Бабы Яги, поэтому его дочка играет с куклами, которые ещё Сталина помнят...

Свадьба. Целлулоидный пупс в веночке и белом платье.
 Замызганные древние игрушки дочери бирюка. 
И девочка - в каких-то допотопных панталонах по колено...
Вообще, реквизиторам этого фильма надо поставить "отлично".
___________________________________________________________


     Позднесоветская комедия, когда реализм и законы жанра поехали в разные стороны.

     Было у отца три сына... Отца сыграл Всеволод Санаев, а его соседа Борис Новиков - любимые советскими зрителями старики. 

     У девочки Галюни есть куколка Люська, с которой она не расстаётся. Но девочка готова ею пожертвовать ради доброго дела...

Ленигрушка. Без всяких сомнений. "Школьница".
 Галюня, Люся, гуси...
 _________________________________________________________-


     Подростковый фильм о... любви, конечно. 

    Авторам фильма пришлось три раза менять актёров, изображавших главных героев, поскольку любовь началась ещё в детском саду. 

 Кукла с рельефной причёской. Типичная "Ленигрушка": чёлочка направо с разделёнными локонами, продолговатые и хорошо прорисованные глазки... 
По ободку и форме чёлки знатоки могут определить её имя. 
Куколка небольшая - сантиметров 30-35. Изящная. 
Вообще-то, там по сюжету семья ребёнка - бедная, неполная и горемычная.
И дутые пластмассовые игрушки в этой сцене - признак неблагополучия и суровых времён. 
Что-то типа "тяжёлое детство, деревянные игрушки". 
___________________________________________________


     Дело об исчезновении человека, махинациях на текстильной фабрике и всяких кунштюках на фабрике кукольной. 

     А с куклами авторы фильма попали впросак! Скорее всего, кто-то из съёмочной группы принёс этих куколок из собственного дома. Иначе почему на кукле-девочке не фабричные туфельки, а вязаные пинетки? Схалтурили, короче.

     Но это ещё полдела. Брюнетка - это немецкая куколка, а не наша! Мордашка отсылает к фабрике "Spielzeug Rauenstein". А кукла-мальчик - это улыбчивая красавица Фабрики им. 8 Марта. Либо Лена, либо Зоя. Зоя улыбается чуть пошире, но форма лиц у них почти одинаковая. При таком качестве записи и неудобных ракурсах трудно разобраться. 

     А майор Томин назвал этих кукол уродцами. Вот ведь какой суровый и взыскательный товарищ!

По сюжету это куклы производил Комбинат бытового обслуживания города Муравьёвска.
А на самом деле, как мы выяснили, это немочка и москвичка.
Если бы у нас в каждом Муравьёвске выпускались куклы из новых материалов с пышными причёсками, мягкими ресницами и нерублеными лицами - у нас бы социализм не рухнул!
 Пал Палыч Знаменский играет в куколки.
___________________________________________________________

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА" (Одесская киностудия, 1979).

     Электроник бродит по городу и заходит в игрушечный магазин...Он роботизирует собачек, обезьянок, кроликов, гусят. Но в кадр попадают и куклы, которых он, слава богу, не тронул.

    Собака Рэсси - это, конечно, индпошив или импорт, реквизит для кино. Дети конца 70-х знали, что такие игрушки советская промышленность не делает. Пучеглазые мордастенькие куклы и жёсткие мягкие игрушки - это оно, это знакомое.

Реальный магазин игрушек, не декорация.
Какие витрины! Наверняка остались от дореволюционного собственника. 
 Красные Шапочки.
Скорее всего, это куколки Фабрики игрушек "Победа". Признаки - тёмный жилет и улыбка.
 Голубоглазая - это Алёнка Фабрики "Победа", 
губастые медсестрички - того же производителя.
 ________________________________________________________________


     Книга о приключениях Карика и Вали была написана в 1937-м году, автор - Ян Ларри.

     Сценарий для фильма о 80-х, ясное дело, пришлось адаптировать. В оригинале так: рядом с многоэтажным домом - поленница дров, дети гуляют в одних трусах, в доме нет зонтика, уменьшенная Валя говорит о стрекозе: "Давай убьём её во второй раз!"... Там метафора из 20-х-30-х о биологически-социальном экспериментаторстве и его последствиях, знакомая по творчеству Булгакова: "Роковые яйца", "Собачье сердце". 

     В общем, жутковатая история о человеке, уменьшенном до размера насекомого. "Меня не ищите. Это Бесполезно. Профессор Енотов". 

     А фильм весёлый и умилительно-детский. У девочки Вали и её брата из фильма много игрушек. 

Блондинка - Фабрика сувенирных и подарочных... Все пальцы вместе. 
Но может быть и Загорск. Кукла не в своём, а непонятно в чём.
Опять, видно, кто-то своих кукол на съёмки притащил.
А пупсик - ГДР, в родной одежде, назывался "Мой любимчик". 
Ах, как было удобно возить этих пупсиков в игрушечных колясках!
Но идею борьбы за существование авторы фильма, как видно, передали)))))).
__________________________________________________________

Ну и фильм, который долго не решалась трогать.


     Фильм был снят в Ленинграде. Некоторые сцены - ещё в блокаду в начале 1943 года. На экраны страны фильм вышел в 1944 году. 

     Это один из блистательных примеров советской пропаганды. Пропаганда буквально переводится как "то, что следует распространить". А распространить, рассказать нужно было о том, что Ленинград освобождён. 

     Гениальный ход авторов фильма - это поведать зрителям историю двух блокадниц, семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. И взгляд, ракурс как бы двоится: иногда это рассказ о девочках, взгляд со стороны, но чаще - это война и блокада глазами девочек. До слёз. До жгучей ненависти. Они же не всё понимают! Они живут в детском мире! Им снятся сказочные сны!

     Настенька и Катенька играют в куклы. А могло ли быть иначе? 

"- Ну как ты думаешь, хорошенькое платьице будет? - Красивое. Но только мне нравятся больше рукава с буфиками. Вот такие кругленькие, знаешь, Настенька?.."
 
"Баю-баю-баю-бай! Ты, собачка, не лай..." 
_____________________________________________________________ 
  Краткий вывод:
в мире всегда должны быть девочки, а у девочек - куклы;
кукол надо причёсывать, купать, одевать и баюкать.
Если куклы исчезнут, то - это он, конец Света и конец смысла.
______________________________________________________________

     Отступление. О куклах театральных, не игровых. Просто попалось на глаза.

"БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА" (Мосфильм, 1962).

     История о потерянных деньгах и честности, конечно.
     Здесь нет тех кукол, с которыми играют девочки. Но папа главной героини и её сестры - мастер-кукольник. 
     Пусть этот фильм здесь будет. Не мешает же.

     Ну и до кучи... Раз тема возникла.

"СКАЗКИ СТАРОГО АРБАТА" (Мосфильм, 1973).
     Фильм по пьесе, а пьеса о влюбчивом кукольнике и его сыне.

"СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА" (Ленфильм, 1968).
     Ганс Христиан Андерсен плюс шутки на тему современных советских реалий (за свет заплатить, бутылки сдать и проч.) - и вот вам любимый, любимый фильм о солдате и принцессе.

"НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ" (Гостелерадиофонд, 1972).
     Фильм, запечатлевший легендарный спектакль театра Образцова. 

"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ГАЦТК под рук. С. Образцова, 1973).
       Второй записанный на плёнку спектакль этого театра. Бездна атеистического юмора.

"ТАМ, ЗА ОКОШКОМ, ЛЕТО" ("Экран", 1968).
     Банальный телевизионный фильм. Буратино и Зайчик рассказывают ребятишкам о том, как устроены теплицы. 
     Куклы перчаточные. Аналог Пиксиков, но здесь герои увлечены сельским хозяйством. Наверное, подразумевалась серия фильмов об отраслях хозяйства и профессиях. 
_______________________________________________________________
     Надо ещё вспомнить фильм, в котором девочке суют куколку: "На вот куколку, поиграй!", а она почему-то возражает...