вторник, 29 мая 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 1.


     Нет ничего удивительного в том, что в советских фильмах появлялись куклы, чаще всего - в качестве доступного и обоснованного сюжетом реквизита. Ну так: фильм о детях и для детей, половина героев - девочки, у девочек в руках куклы. Логично.

     А иногда они были главными героями. Без чужой подсказки можно вспомнить волшебную куклу из "Трёх толстяков" (Ленфильм, 1966). Но почти во всех сценах её изображала девочка-актриса Лина Бракните. И лишь в финале действительно мелькнула кукла, лица которой зрители так и не увидели.

В этой сцене кукла, а не девочка: 
актёры легко её приподнимают и даже бросают несчастную головой об землю. 

      Но, помнится, был случай изготовления настоящей куклы-копии для фильма. Это, конечно же, манекен Шерлока Холмса в серии "Охота на тигра" сериала "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". (Скорее всего, была вылеплена голова, к которой присовокупили тело торгового манекена).

     Коллекционеры и просто любители советских кукол давно идентифицировали куколку Светлану, которой Шурочка Азарова пела колыбельную ("Гусарская баллада", 1962). Ну как идентифицировали? Естественно, возникло несколько версий:
1) Ирина из прессованных опилок киевской фабрики "Победа",
2) пластмассовая Наташа Московской фабрики кукол (автор Э. Фадеева),
3) пластмассовая Светлана той же фабрики, что располагалась на ул. Елизаровой.
   
     Все куклы были с паричками, что естественно для того времени, и с выпуклыми коленочками на изящно вылепленных ножках.

     Блюстители исторической точности попеняли авторам и реквизиторам фильма на то, что те не достали для съёмок антикварную фарфоровую куклу, что было бы логичным, а использовали пластмассовую. Но кукла - дело десятое, а вот то, что в фильме были перепутаны мундиры полков - это дааааа...

Вообще-то, видно, что кукла пластмассовая, 
и, значит, это московская девочка - Наташа или Светлана.
А платье с бантом в модном для начала XIX века стиле "а-ля антик" ей, конечно же,  соорудили костюмеры.

     К этой безграничной теме - куклы в кино - хочу добавить несколько сюжетов, несколько фильмов и несколько кукол.

     Фото кукол с других ресурсов в этот блог я не переносила - просто упоминала их имена и производителя. Если история и внешний вид куклы заинтересовали, то можно набить в поисковой системе "кукла Даша с соской Фабрики им. 8 Марта" или "кукла Наташа Кирово-Чепецкий филиал объединения Вятка" - и вот вам материал для собственного исследования. А публикаций много! Пишут тексты и выставляют фото: продавцы, коллекционеры, реставраторы, счастливые обладатели, посетители кукольных выставок и музеев, бизнес-мен и вумен, ностальгирующие повзрослевшие "девочки"...

    Я - ностальгирующая. Не более того.
_____________________________________________________________________


     Этот фильм состоит из четырёх короткометражек по сценариям Сергея Михалкова. Все серии заслуживают внимания, поскольку они принадлежат к разным направлениям советского детского кино: морализаторский рассказ на тему "что такое хорошо, и что такое плохо", триллер, сатира и настоящая драма. 

     Нам же интересна третья новелла - "Игрушечный директор". Эта серия относится к жанру сатиры и напоминает сценарии С. Михалкова, написанные им для киножурнала "Фитиль". Речь идёт о некоей фабрике игрушек "Золотой петушок", директором которой становится... да-да, мальчик! Ничего не напоминает? Вот и пересматривай старое советское кино - Голливуд не нужен! 

     И в кадр попали несколько кукол, а также конвейер настоящей кукольной фабрики - Фабрики игрушек им. 8 Марта.  
Андрюша художницы Маргариты Вильям.
Кукла Анюта М. Вильям.
Таня (?).
Эту улыбчивую девочку в фильме называли Серафимой.
     Профессиональные и самодеятельные историки кукольного дела с интересом посмотрят фильм и отметят-заметят:
- и ассортимент игрушек;
- и тот период развития игрушечного производства в СССР, когда ещё можно было удержать его в рамках нормального развития - параллельного существования многих фабричек-артелей, что обеспечивало бы широкий ассортимент, конкуренцию, качество и быстрый ответ на запросы рынка;
- и критику, направленную  в сторону худсоветов , увлекавшихся прямолинейной социализацией  и политизацией игрушки (а в СССР работал и целый  Научно-исследовательский институт игрушки, несколько раз менявший название),
- и куколок, представленных в фильме в качестве эталона - куколок-барышень, с пышными причёсками, милыми губками и красивыми платьями...

     Два раза ломалась в СССР естественная логика развития кукольного производства - в 20-е годы и при Хрущёве и раннем Брежневе (60-е - нач. 70-х гг.). В первом случае уничтожили "буржуазное" производство дорогих и изящных фарфоровых и композитных кукол (например, были закрыты фабрики Дунаева и Журавлёва-Кочешкова, а также филиалы французских и немецких фирм); а во втором - создали из артелей и фабричек большие фабрики и гигантские объединения. Цель гигантизма была понятной - удешевление массового производства. Ну и получили девочки 60-80-х миллионы одинаковых пластмассовых кукол с тяжёлыми телами, жёсткими волосами и палкообразными конечностями. А некоторые производители ещё и места стыков не шлифовали - экономили... 

     Но в этом фильме 1962 года ещё присутствуют милашки с букольками, в шляпках и в кожаных ботиночках! Ах! Наверняка найдутся знатоки, которые с первого взгляда идентифицируют, атрибутируют и каталогизируют всех изображённых здесь кукол.
______________________________________________________


     Короткометражка. Остроумная комедия положений с россыпью изобретательных гэгов. В фильме снимались блистательные комедийные актёры - Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров.

      Это сатира на старый тип хозяйствования, а главная мысль - вот теперь-то всё будет по-новому и заживём!
    В фильме речь идёт о типичных хрущёвских закидонах: мяса и молока нет, потому что народ нечестный и глупый. Никто кроме партии и образованной честной школьницы Люси Прокопенко не понимает важности племенного животноводства и простых способов увеличения надоев. Эта Люся на одном только выпасе сделала из коровы-доходяги мясную и молочную рекордсменку!  

     И в качестве подарка школьница Люся, которая почему-то работает в колхозе, получает куклу...

     Что это за кукла? Неужели в СССР делали огромных кукол с абсолютно человеческими руками, ногами и лицами? Неужели это чрезвычайно популярное ныне направление жило и было в СССР? А сколько, интересно, стоила такая куколка? А, может, это ООАК - кукла, существующая в одном экземпляре и служащая реквизитом, театральным или киношным? 

     В общем, загадочная кукла... Шикарная кукла... И не место ей в фильме про колхоз и корову. Там по сюжету бабушка Люси пенсию не получает, как и было в жизни. А семье - куклу? Хоть стой, хоть падай... Советская комедия, основанная на бессмысленном и беспощадном материале. 
_________________________________________________________________


     Классика детского... да и взрослого!.. советского кино. "Дядя Петя, вы дурак?".

Серёжины солдатики и машинки.
 Оловянные солдатики допластмассового периода - 
объёмные, раскрашенные вручную, с мелкими деталями. 
Это потом начнут выпускать плоские нераскрашенные фигурки.
А мальчики будут выпрашивать солдатиков и индейцев производства ГДР.
 Коростелёв повёз Серёжу в город за подарками.
В универмаге.
Механические игрушки.
 Надувные игрушки из разных материалов.
 Куколки: школьница, футболист и крестьянка.
Плюшевая обезьянка. 
"Мы едем в Холмогоры. Какое счастье!"
     P. S. А раскрашенных оловянных солдатиков прошлых лет можно посмотреть в фильме "Монолог" (Ленфильм, 1972): они там вытягивают тему главного героя.
______________________________________________________________________


     Фильм сохранил живую ткань социальной жизни начала 60-х годов, полной драматизма, противоречий и морального противостояния. 

     В главной роли молодой Василий Шукшин. Его герой, ухаживающий за сельской учительницей, везёт её сына в город за покупками к школе. Модный в 60-е годы жанр - бродилка, дорога. А в дороге возникают разные ситуации, встречаются разные люди...

В детском магазине. 
 На заднем плане - куклы. 
Их немного, но поражает их видовое разнообразие
___________________________________________________________________


     В кадр попали послевоенные артельные игрушки - кукла, машинка...

     Детей в летний лагерь перевозили, оказывается, в открытых грузовиках.

Девочка с набивной куколкой бежит писать во время остановки.
____________________________________________________________________


     Фильм богатый. Как показать и доказать рост благосостояния советских трудящихся? Обстановка в домах и квартирах по-прежнему была бедной... А если показывать магазины с полками, ломящимися от товаров? Это выход. 

     Сюжет фильма крутился вокруг махинаций в отделе готового платья, но и игрушечный отдел попал в кадр. 

Артельные куколки.
Как продуман внешний вид каждой куколки и как много деталей!
Оцените выкройку обезьянки - это шедевр. 
Типы кукол: пупсы, подружки, этника, барышни... 
_____________________________________________________________________


      В этом фильме тоже изобилие на прилавках. Но место действия - не универмаг, а сезонная с/х выставка.

Ах, какие игрушки! Жаль, что мельком.
 А задумчивая куколка с хвостиками - просто красавица! 
Произведение искусства, а не куколка. Рыженькая, в тёплых тонах...
И не она ли в фильме "За витриной универмага", 
но в тёмном платьице с воротничком и в образе блондинки?
__________________________________________________________________________


     Чудесная советская сказка. Блистательные советские актёры. И, конечно же, умение создавать на экране волшебный мир.  

     В комнате у заболевшей девочки - куклы. Их практически не видно, но они есть. Вон они - на угловом столике. 

Когда я была маленькой, я думала, что Подмосковье - это подземная страна, а СССР - страна волшебная, и там все живут вот в таких огромных комнатах...
__________________________________________________________


     Один из многочисленных фильмов про Дениску Кораблёва и его друга Мишку.

Алёнка катает по двору коляску с куклами.
Всё вернулось на круги своя: спустя 50 лет после революции 
в СССР появились аналоги "буржуазных" кукол. 
Те же умилительные личики, кудряшки, чепчики...
Действительно, а что делать, например, с куклой-красноармейцем?
___________________________________________________________________


      История о том, как подросток в одиночку воспитал сестрёнку. Ювенальной юстиции ещё не было, и детям позволили сохранить семью. Пронзительный фильм.

Разные куклы девочки Нади. 
Особенно интересна лупоглазая.  Да и её подружка-кнопочка - чудесная куколка.
А ещё у Нади есть набор детской посуды.
__________________________________________________________


    "Баю-баюшки- баю! Что у вас произошло? - Я вам денежки принёс за квартиру, за январь. - Вот спасибо, хорошо. Положите на комод... А ещё ведь как на грех, тесто я поставила. - Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу. Отправляйтесь на дежу... - Ну тогда я ухожу"... 

Целая выставка детских игрушек: целлулоидный пупс, лошадка из опилок, 
неваляшка, матрёшка, грустный ослик...
_________________________________________________________________________


     Золотой фонд. Шедевр. Образец стиля. Фильм, в котором взрослые чудесным образом воссоздали детский мир - чуть-чуть сказочный, комичный и драматичный одновременно. 

     Конечно же, в кадр попали игрушки - много игрушек конца 60-х. 

Девочка Катя и её домик под партой.
Пластмассовый пупсик-полено.
 Игрушки Тани Самохиной.
Знаменитый московский Буратино.
Поскольку объединение "Кругозор" ещё не было создано, то можно предположить, что игрушку делала одна из московский фабрик - №1, №2 или ещё какая-то.
Этот Буратино с мягконабивным телом, ручки и ножки сгибаются, 
крепления - типа деревянного пазового шарнира. 
Макияж, брашинг, осмысленный костюм!
 Пупс с мягконабивным телом, плюшевые мишка и собачка.
 Надувные игрушки.
Декоративная кукла в доме бывшей певицы. 
Ну и мальчишеские солдатики и танчики.
Солдатики уже не раскрашены.
_____________________________________________________________________


     Второй фильм Ролана Быкова в этой подборке. Насыщенный событиями и эмоциями фильм, в котором соединяются и ошарашивают зрителя все изобразительные средства, доступные кинематографу начала 70-х! 

     А актёры! Юрий Никулин, Михаил Яншин, Николай Крючков, Валентина Телегина, Любовь Соколова, Рина Зелёная, Ролан Быков, Люсьена Овчинникова... 

     В фильм включены сцены, снятые в в ГУМе. Предновогодняя торговля в отделе "Пластмасса". 

     Всё, наступила новая эпоха - эпоха длинноногих больших кукол. Они говорили "Мама!", моргали, поднимая и опуская свои густые и жёсткие пластмассовые опахала, и даже шагали.

Марина Фабрики им. 8 Марта. Кто же не узнает шагающую Марину?
Там в коробке лежат и другие куклы, но они мелькают в течение секунды...
И забавно выглядит разгрузка кукол - прямо из короба.
Так придумали авторы фильма или игрушки действительно доставлялись в магазин в ящике? А где картонные коробки для каждой куклы?
Электрическая игрушка завода "Огонёк". 
А ещё был повар, который пёк блины, и доктор, который тоже чем-то двигал...
 В руках у девочки чудесный пупс с крутящимися ножками, ручками и головой.
_______________________________________________________________________

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА" (Киностудия им. М. Горького, 1970).

     Добрая сказка с песнями и трюками. Татьяна Пельтцер на крыше и заборе - визитная карточка картины.

     В руках у Томочки-Несмеяны маленький Буратино с шарнирными конечностями. Рост - 22 см, материал - целлулоид.

Шарнирные игровые куклы в СССР встречались редко: 
ну Буратино, ну куколки Кировской фабрики игрушек объединения "Вятка"...
_____________________________________________________________________


     Фильм того периода, когда НТП почитался выше Бога. Советские учёные создали человекоподобного робота.

     Очень стильный и красивый фильм. Марианна Вертинская и Олег Стриженов. 

Сцена бунта робота Роберта.
В руках - Петрушка или Клоун, перчаточная кукла.
_____________________________________________________________________


     Детский фильм о юной поэтессе, которую слегка заносило не туда. Но всё закончилось хорошо. Советская общественная жизнь умела гасить необоснованные амбиции. По повести В. Киселёва "Девочка и птицелёт".

     Над кроватью девочки висит Буратино. Поэтесса посвящает ему стихи: " Бедняга Буратино! / Наверно, неспроста / Тебя швырнули в тину / В глубокий пруд с моста!". Но, вообще-то, это Петрушка.

Похож на перчаточного Петрушку одной из московских фабрик,
позднее вошедших в объединение "Кругозор".
_______________________________________________________________


     Лирическая комедия. Молодой, задорный, современный фильм. Комсомол, стройки, девочки в мини-юбках, любовь по переписке... 

     Интернета ещё нет, но заочное знакомство уже есть. И хайпа ещё нет, но вокруг ефрейтора Збруева, чьё фото появилось на обложке всесоюзного журнала, он возник и разогнался. Среди девчонок, конечно. 

     Семь девушек и семь адресов... 

     А в общежитии ткачих на окошечке стоят куклы.  Куклы здесь - признак мещанства, отсталости и бюрократизма, поскольку стоят они в Комнате отдыха, организованной чрезмерно активным и излишне ответственным комендантом. И куколки соответствующие - старые, паричковые, в каких-то лапоточках... Никто в них не играет - не нужны они комсомолкам.
____________________________________________________________________


     Собственно куклы, как полноценной героини, в этом фильме нет. Но прекрасно запечатлена жизнь советской новостройки и двора: соплята катаются на трёхколёсных велосипедах, девочки играют с куклами, бегают мальчишки, подростки кучкуются на лавочках и поют песни под гитару, бабушки и мамы выгуливают младенцев в колясках... Солнце садится.

     Об этом необыкновенном фильме, чьи авторы испытали влияние французского неореализма, нет нужды рассказывать. Хотя почему, собственно, французского? Это чудесный советский неореализм. 

     И бесконечно долго можно смотреть на актёров. Николай Бурляев, Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Людмила Аринина, Аркадий Трусов...

Советская новостройка: историческое свидетельство.
Бельё, для которого сооружались самодеятельные сушилки... 
 Девочки с куклами, которые всё знают о соседях.  Маленькие бабёнки.
________________________________________________________________

"МАЧЕХА" (ТО "Время", 1973).

     Мелодраматическая картина о девочке Свете и её новой маме. Татьяна Доронина здесь блеснула ещё одной гранью своего таланта - сыграла селянку. В других ролях - Леонид Неведомский, Надежда Федотова, Вера Кузнецова...

Знатоки могут опознать куклу - все признаки налицо: одежда, туфли, 
огромные пластмассовые ресницы, ладошка с двумя слепленными пальчиками... 
Склоняюсь к мысли, что это Фабрика им. 8 Марта.
___________________________________________________________________


     Классика советского кино. Мелодрама. История о несостоявшейся любви. В ролях Людмила Зайцева, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Олег Ефремов, Виктор Павлов...

     Непутёвый папка Митька приезжает в гости к брошенной семье и привозит детям подарки из города. Младшей дочери досталась кукла. 

     Фильм-то ленинградский! Почему я сразу не искала куклу в ассортименте "Ленигрушки"?

     Это определённо "Ленигрушка". У некоторых кукол этого объединения были ручки с отставленным в сторону мизинчиком. Да и продолговатое, а не вздутое и широкое, лицо куклы отсылает к "Ленигрушке". Плюс приоткрытые губки, и вот она - Оля! 

Ленинградская кукла Оля. 
 
А здесь клеёнчатая детская сумочка. 
В 70-е выпускались разнообразные детские сумочки.
__________________________________________________________________________


     Сборник короткометражек. Но одна история порезана на кусочки и растянута через весь фильм (та, что про чеканку). Странный монтаж. 

     Все фильмы относятся к жанру лирической комедии, то есть повествуют о том, какой смешной бывает любовь. 

    Третий сюжет таков: Вовка Монастырёв везёт Катю в районный магазин за покупками. И герои проходят мимо витрины с куклами. А Борис Щербаков - красавчик. Да.

"Ленигрушка". Пальчики вместе и ручки отведены назад. Изящное лицо. 
Молд принадлежит Марианне Мотовиловой (?).
Маша (?).
_______________________________________________________________________


     Весёлая музыкальная комедия с элементами мистики.

     Роль Кеши сделала узнаваемым молодого актёра Сергея Проханова. Людмила Шагалова вновь создала органичный образ - до боли знакомый типаж советской заведующей чем-нибудь. А Елизавета Уварова сыграла вечную (в смысле бессмертную) няню Арину Родионовну. 

      Фильм про детский сад, и игрушки там почти в каждой сцене.

Блондинка - это, вероятнее всего, любимая советскими девочками кукла Бигги 
производства фабрики VEB Biggi Waltershausen (ГДР).
А тёмненькая с соской - это кто?
 Даша Фабрики им. 8 Марта? У той как раз губы под соску выпячены.
И эта маленькая шатенка похожа на небольшую гэдээровку. 
А вот "Бигги" это, "Сонни" или иная фабрика - трудно определить за секунду. 
 Какие-то советские куколки на шкафу.
Сидит немецкая "Сонни" 60 см - длинношеяя красавица с пушистыми ресницами. 
А лежит пупс в текстильных пинетках. Возможно, это куколка "Ладушки" Фабрики 8 Марта. Ручки у неё интересно сложены - как раз для игры в ладушки.
Экскаватор. В фильме много мальчишеских игрушек.
А ещё есть механические, мягкие игрушки, мячики, кубики...
     В 60-е годы считались модными дутые пластмассовые зверюшки и куклы. Но так было до той поры, пока пластмасса не вошла в обиход советских граждан. Современные коллекционеры высоко ценят пластмассовые скульптурки Сморгона, Разумовского, Фёдоровой, Сысловой, Тырковой и др. художников. 

     Но в этом фильме няня Арина Родионовна выказала минималистичному медведю явное пренебрежение. Это и понятно: в конце 70-х утилитарно-игровая ценность таких игрушек упала почти до нуля, а коллекционная - ещё не появилась. 

________________________________________________________________

  
     Женская мелодрама. В основе истории - интеллигентное советское сводничество и сватовство. Маргарита Терехова и Валентин Гафт.

     В кадр попадает та же Марина Фабрики 8 Марта и неопознаваемая кукла с широко расставленными глазами.
Она похожа на Милу московской Фабрики сувенирных и подарочных игрушек.
 У Милы был похожий сарафанчик. 
И подобное личико было у Милы и куклы той же фабрики "Непослушная Алёнка".
Но для точности надо бы ноги рассмотреть. У Милы они пупсячьи, 
с характерной кривизной и кругленькими коленками.
________________________________________________________________________


      А неужели легендарная шагающая Нина в кадр ни разу не попала? Попала.

     Если один из героев фильма работает на игрушечной фабрике, то можно предположить, что в его доме есть куклы.

     Итак, сатирически-философский фильм "Старый Новый год". Сначала была пользующаяся успехом пьеса, потом вышел фильм. 

Шагающая Нина сначала Фабрики кукол №1, 
потом производственного объединения "Кругозор". 
Производитель одевал её в разные одежды, иногда - в очень удачные. 
Здесь длинное платье трудно определимого стиля. 
 
_____________________________________________________________________


      Добрый, весёлый детский фильм. 

     Первую половину фильма главная героиня Маруся ходит с куколкой. Куколка рыжая, коротконогая, смешная. 
     Отлично её помню на магазинных полках, но в образе мальчика. Поискала - и точно! Это куколка Ляля московской Фабрики им. 8 марта, которая выпускалась в разной одёжке и превращалась то в мальчика, то в девочку. И имена она тоже меняла - то Незнайка, то Ляля, то ещё кто-то...

     Это, собственно, не кукла, а пупс. И пупс Ляля очень напоминает "топтыжек" производства ГДР (Rauenstein) или современных американских "капусток" (Cabbage Patch Kids).  Так называемые "фейсинки" от Galoob Baby Face - посложнее, поскольку шарнирные, но Ляля слегка напоминает и их. 

     Прекрасный утрированный ребёнок с пальчиками-бусинками и лопоухостью. А щёки!Головка, ручки и ножки - из мягкой резины, тело пластмассовое. Марусина Ляля одета в трусики, но были у Ляли и косынка, и платьице. Запоминающаяся концептуальная кукла.
______________________________________________________________

"ЧАРОДЕИ" (Одесская киностудия, 1982).

    Иван наколдовал себе  возлюбленную Алёнушку, но в волшебную избу явились другие "Алёнушки" - конфеты, мебельная стенка, корова и куклы...

    Так что это за куклы? Они разные, но тех, которые одеты в тёмные платьица, можно опознать - один раз мелькнула голова куклы с различимыми чертами.

     Пластмасса, прошитый скальп, некоторые пальчики вместе, руки кокетливо отведены, улыбка, широко расставленные глаза...

     Глаза отсылают к Фабрике игрушек 8 Марта. Лена? Кажется, она. И платье! У Лены было точно такое же платье, как в фильме: короткое, с воротничком, с фальшивым фартучком и бантиком на пузе!

     Вот так киношники, вот так молодцы! Сказано в сценарии "появилась кукла Алёна" - так они и закупили несколько Лен и Алён! Правдивый и достоверный советский кинематограф!

Куколки Лены Фабрики им. 8 Марта.
______________________________________________________________

"НЕ БЫЛО ПЕЧАЛИ" (Мосфильм, 1982). 

     Семейная мелодрама. Фильм крутили в кинотеатрах, но это типичный телевизионный продукт. В ролях Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлев, Ольга Остроумова...

    Девочка "Прасковья из Подмосковья", то есть Сашенька, вторгается в размеренную жизнь московского доктора.

     Сашенька играет с куклой, которую по легенде ей подарил папа.

Кукла очень похожа на продукцию Фабрики 8 Марта резинового периода.
Вполне вероятно, что это Инна: те же синие туфли, короткое платье, высокий лоб, щеки из-за спины, губы розанчиком... Но могу ошибаться.
Похожий широколицый молд головы был у многих фабрик СССР.
_______________________________________________________________

"ДВОЕ И ОДНА" (Киностудия им. М. Горького, 1988).

     На календаре 1988 год, и это один из последних стилистически "советских" фильмов. В ролях - Георгий Бурков, Елена Майорова, Юрий Астафьев и Надежда Федосова.

     Сюжет фильма напоминает историю, рассказанную в фильме "Не было печали". Неразрешимая жизненная ситуация, которую в кино можно победить и прояснить с помощью комедийных приёмов.

Трудно идентифицировать кукол. 
Но это та самая порода массовых-пластмассовых советских кукол 70-80-х. 
И здесь же главный позор советской игрушечный промышленности - 
мягкие игрушки из сваливающейся синтетики. 
_________________________________________________________________

     
      Кто не знает этот милейший фильм о советской многодетной матери? Наталья Гундарева и Виктор Проскурин. А о правдивости истории умолчим.

      В доме Кругловых игрушек почему-то нет, а вот в универмаге они есть. 

      Гениальный ребёнок Маша Круглова разобрала луноход 
по причине его конструктивного несовершенства.
Куклы в брючных костюмах похожи на Милан-Насть Днепропетровской фабрики игрушек - коротконожки. Но разве можно всё рассмотреть в смазанном кадре с движением?
_________________________________________________________


      Фильм с эдаким вывертом и вторым смыслом: история больного мальчика, которому очень нужна определённая игрушка (тема "девочка и слон", конечно), накладывается на неприкрытую критику советской торговли и игрушечной промышленности.

     Магазин "Детский мир", торговая секция, потом база, потом склад игрушечной фабрики - по этому длинному пути прошёл герой Донатаса Баниониса Михаил, но получил-таки заветную коробку. 

     Не фильм, а пособие по теме "Игрушечный ассортимент начала 80-х годов". 

Кукла Марина и монструозные мягкие игрушки. 
Плоские зверюшки-кармашки (см.  жёлтый котик) - 
распространённая вещь в 80-х.
У прилавка.
Бюрократическая структура - игрушечная секция, где хранятся импортные игрушки.
Склад игрушечной фабрики.
Кукольная витрина.  
Опознавай - не хочу!

Пока всё. Но можно, отдохнув, опять поиграть в ностальгию и опознатушки...
___________________________________________________________

Продолжение - ЗДЕСЬ, Часть 2.