пятница, 26 октября 2018 г.

КУКЛЯЧЕЧНАЯ-2. Пепа "Vidal Rojas" в разных видах: голая и в сшитой хозяйкой одежде.



     Сейчас все стали такие грамотные: ничего не купят, пока не соберут информацию о товаре и фирме, вплоть до того, где был собственник компании в августе 1991 года, а его прадед - в октябре 1917-го. А товар нужно пощупать, понюхать, попробовать в деле и обязательно об этом написать. Ну и я туда же... 

     Сначала - мало кому нужная информация о кукле. Можно пропустить.

     Потом - кукла в одежде. Без выкроек. Далеко не шедевры, но миленько. С душой, как говорится.
_____________________________________________________________________

Про компанию-производителя.

      Компания "Vidal Rojas Muñecas" - молодая (работает с 2012 года), неизвестная, нераскрученная, без имени, без истории, без репутации. 

    Она пока не обзавелась ни фан-клубом, ни легендой, включающей трогательные рассказы о преодолении трудностей и упоминание имён всемирно известных художников и зачинателей производства. Вот этого - "В трудные годы между Реконкистой и Франко-прусской войной вдова Грета Жозефина Рахиль Наташа Зильберштюхер-Кастильская начала выпуск своих неповторимых кукол, работая в подвале, на чердаке, в чулане и даже под лестницей..." - пока нет.


      Итак. Куклу выпускает испанская компания "Vidal Rojas Muñecas". Англизированная версия названия - "Vidal Rojas Dolls". "Видал" и "Рохас" - имена собственные, и не стоит переводить название на большевистский манер как "Куклы Красного Видала". А ведь я пробовала! Хочешь не хочешь, а в памяти всплывает завод "Красный боевик".


 
  Сайт компании выглядит как уютный домашний сайт небольшого предприятия. Это даже не сайт, а, скорее, страничка. На телефоне - Хуан Антонио. В социальных сетях компанию представляет улыбчивый мужичок в кокетливо расстёгнутой рубашке и с типичной риккимартиновской причёской. Наверное, это и есть Хуан Антонио. 


     "Видал Рохас" находится там, где и положено - в "кукольном" городке Ониль, где уже расположились и работают компании "Asi", "Antonio Juan", "Famosa", "Paola Reina" и др. 


    Где это вообще? Ищем. Испания, восточное, то есть средиземноморское, побережье. Тыкаем в середину линии этого самого побережья. И вот: провинция Аликанте, сообщество Валенсия, город Ониль с населением 7500 чел. Именно здесь в XIX веке бывший жандарм по фамилии Видал начал лепить глиняных кукол, чем и ввёл в соблазн своих соседей, которые сравнили доходы и быстренько перешли из сельскохозяйственного в кукольный бизнес. В г. Ониль, помимо предприятий по производству игрушек, располагается большой трёхэтажный Музей кукол, и туда возят туристов. (В России всё было и было бы точно так же.  Достаточно вспомнить лишь один "кукольный" район Хотьково - Сергиев Посад). 


     Компания "Видал Рохас" вышла на рынок с куклами одного молда Мари и Пепа. 

- У Пепы моргающие глазки, 
- у Мари - нет; 
- у Пепы короткие прямые и жёсткие реснички, вставленные в конструкцию моргающих глаз, 
- а у Мари реснички - большие, завитые, приклеенные по всей длине верхнего века. 
Мари в линейке продукции больше. Чуть позже появилась Найя - кукла с новым молдом головы, но с тем же телом. 
     
     Коллекции кукол создаются традиционно: меняется цвет винила (а есть смуглянки и мулатки), цвет и длина волос, цвет глаз и одежда. Одежда и обувь - простые, даже незамысловатые. Это заставляет вспомнить советскую традицию обряжать кукол и вызывает ностальгию по простым и понятным временам. 

      Цена? В Европе голышки (куклы в трусиках) продаются по цене 19, 90 евро. В России такая кукла стоит 1995 рублей. Разница - 1/4 или 500 рублей. 


     Компания живёт уже шестой год, и, значит, куклы продаются. 
Если российские дистрибьюторы раскрутят у нас кукол "Видал Рохас", то наш безграничный рынок обеспечит Хуану Антонио и его сотрудникам безбедное существование и развитие бизнеса. Но в это верится с трудом: времена нынче прижимистые, и российские граждане демонстрируют высокий уровень покупательского снобизма. Чтобы вырвать у них из рук 25 евро на безделушку-игрушку - нужно очень постараться. 

__________________________________________________________________________

     О кукле "Пепа кудрявая рыжеволосая". 

      Кто из молодцов и гениев придумал продажу товаров по каталогу и их рассылку? Помнится, даже А. П. Чехов с нетерпением ждал посылку из Москвы в Крым, в Ялту. Очень уж ему понравились шапки № 216 и № 213 от компании "Мюр и Мерилиз" (будущий ЦУМ). 

      Когда приедет моя куколка? Ну когда приедет моя куколка? Ну, ну... Приехала!

     - Голышка прибывает в грубой картонной коробке. С внешней стороны картон белый. На коробке - товарный знак компании (розовое сердечко с названием компании) и этикетки фирмы-дистрибьютора. Крепежных элементов нет. Кукла обёрнута пупырчатой плёнкой и лежит на аналогичном матрасе из вздутого целлофана. Бирок, сертификатов, брошюр - нет. Ну нет - так нет. И не надо.



Из опознавательных знаков - клеймо на затылке под волосами.

     Хорошее.


     - Твёрдый винил. Гладкая и приятная наощупь куколка. У девочки Пепы (тип - европейка) винил приятного естественного цвета с розоватым оттенком. 


      - Винил парфюмированный. Сладковатый запах с острыми нотками. Запах слабый, ненавязчивый, его можно уловить лишь с очень близкого расстояния. Такого амбре, каковой издаёт новая кукла "Паола Рейна", нет и в помине. 


     - Очень интересное личико. Выражение лица - нейтральное: кукла не гримасничает и не выражает какую-либо одну легко считываемую эмоцию. Взгляд - традиционный кукольный: широко раскрытые глаза с почти полностью видимой радужкой.

     (Если честно, ради взгляда я её и купила: что-то кольнуло, что-то из детства, память о чём-то... )

    - Макияж не сложный и не перегруженный: растушёванный румянец, чёткая линия бровей, небольшие реснички, глазки без дополнительной подводки, однотонные губы.



     - Лепка тела - сложная, детализированная. Модный ныне вариант! Ну так: 
пальчики с ноготками и штрихами (якобы складочки кожи между фалангами); 
ножки с коленками; 
ступня с лодыжками;
подчёркнутые объём и форма грудной клетки; 
линия талии;
бёдра, живот и область паха - где-то на грани между натурализмом и условностью; 
есть пупок и линия, разделяющая ягодицы. 

     Если короче, то это - привычная испанская кукла, узнаваемый типаж. 


Детали.

     - Рост куклы - 41 см. Худая, узкая, вытянутая. Удобно держать за ноги. Но ребёнок её может держать за любую часть тела.

     - Кукла провоцирует коммуникацию. Кукла-подружка. Как кажется, она откликнется и на детские запросы, и на взрослые вопросы. 


     Плохое или, по крайней мере, вызывающее вопросы или недоумение. 


     - Кукла кривая. Расположить все части тела строго симметрично не удастся! Чуть скособочен торс, голова с небольшим наклоном. Оптимальное положение головы - чуть повернуть в сторону.



Асимметрия тела.
Но ноги одинаковой длины: стоит хорошо.
Коленки.

     Если асимметрию тела и по-разному вылепленные коленки можно оправдать "задумкой художника" (в природе симметрии нет, а кукла будто находится в движении - вот это), то руки - реально разные. Правая рука заметно короче левой! Может, это объясняется разным изгибом рук в локте? Нет. Руки - разные! Это видно на всех фото, в том числе и на тех, что выставлены на официальном сайте компании. Левая рука - 14, 2 см, правая - 13, 5 см.

     - Ещё про руки. Они короткие для столь вытянутого тела и диссонируют с большой головой. Кукла напоминает тираннозаврика. Ну или иначе: пропорциями она похожа на некоторых кукол ГДР.


     - Кроме того, у куклы очень маленькие кисти рук и ступни. Для сравнения: куклы "Паола Рейна" 32 см значительно меньше ростом, но ладошки и ступни у них почти одинаковой длины.  



Куклы "Видал Рохас" 41 см и "Паола Рейна" 32 см.
Кому какая нравится: 
у людей могут быть разные представления о желаемых кукольных пропорциях.
Слева - ручки-ножки Пепы "Видал Рохас", справа - Карлы "Паола Рейна".
У Карлы ступня даже длиннее!

      - Крепление ног к телу - не идеальное. У моей на одной ноге - заметный сдвиг и, соответственное, щель. 




     - С креплениями рук - та же история: одна со сдвигом, не вставшая в паз, другая - нет.



     - Волосы из нейлона. Казалось бы... Но стоит два раза сделать хвостик - распадается изначальная волна и образуется "валенок". Если расчесать - волосы лезут. Наощупь волосы - хрустящие и чуть маслянистые. (Обрабатывать волосы кондиционером пока не пробовала, но попробую - выхода нет). Кучерявых кукол "Видал Рохас", я так понимаю, лучше вообще не трогать: там такая африканская шапка!


     - Прошивка волос не густая и не частая - средняя. Но на затылке прошивка на ряд короче. Есть куклы других фирм и типов, и у них разница в прошивке лба и затылка может составлять несколько рядов - так уж вылеплена голова! Если технологично и с юмором описать проблему, то уши мешают. 


      Брак это или не брак у куклы Пепа - непонятно. Но пунктирная линия на затылке, нанесённая прямо по винилу, указывает на то, что это предполагаемая граница прошивки, и рабочий всё-таки схалтурил. 


Дополнительный ряд с более частой прошивкой со стороны лица.

     - Более того, рука рабочего дрогнула (чихнул он что ли?), и он наделал делов! И криво, и неравномерно, и от попадания иглы в одно и то же место вылез острый виниловый "заусенец". 


Участок с бракованной прошивкой.

     - С внешнего края глазных отверстий заметны дефекты - крошечные вмятины. По-видимому, это следы инструмента, которым поправляют глаза.


     - Глазки моргают не синхронно.  

     - Заметная вмятина на бедре. Другие покупатели жалуются на царапины. 


     - Движения куклы - традиционные: руки - вверх-вниз и на 180 градусов, голова - направо-налево и на 180 градусов. Шарнирного эффекта (приподнять или опустить голову) - нет. Складывается впечатление, что при повороте кукла чуть приподнимает голову и, значит, на шейном креплении установлен полусферический шарнир. Но его нет. Направо-налево.

     - Авторы из компании "Видал Рохас", выходя на рынок, конечно же продумывали концепцию куклы. И вот что вышло: это пубертатница, девочка  в возрасте полового созревания. Если прямо, то - она с сиськаме! Талия, область бёдер и паха - туда же, на ту же мельницу. 


     Ничего катастрофического в этом нет, но, покупая куклу маленькому ребёнку, стоит задуматься, хотите ли вы акцентировать его внимание на анатомических изменениях тела в подростковом возрасте и готовы ли вы беседовать с ним на эти темы. 


     Мало ли что выпускают, и мало ли что творится в головах у производителей! Тоже мне авторитеты в области морали, педагогики и медицины! 


Тут уже не нулевой размер, а полноценный первый! 
_____________________________________________________________________

А если взрослый человек покупает куклу себе - шить платьица холодными зимними вечерами?

     - Взрослый всё стерпит. А если купил, увидел брак и недостатки - поворчит, но не откажется.


      - Если же хозяйка шьёт и любит одевать своих кукол - рай. Тело куклы - сложный рельеф. Вытачки, хитрости, переход от узкой талии к бёдрам - вот это всё интересно и занимательно для пытливого ума и беспокойных рук. Усложняет работу и тот факт, что ручки и ножки - маленькие и тоненькие. Можно отточить своё мастерство, мастеря рукавчик с манжетой 6, 5 см. 


     И это ещё не всё! Руки очень плотно прилегают к телу в области плечиков. Придётся подумать, как выкроить рукав. И расстояние между ножками маленькое - щёлочка. Это тоже пробуждает творческую мысль у заядлого кукольного закройщика.


    Если использовать сравнение, то шить на эту куклу - это, конечно, не мастерить малахитовую чашу. Но ступенька "выпилить бляшки на один узор" - это оно, необходимый уровень. 


 Личное, индивидуальное, то есть моё.


      Нет ничего странного в том, что взрослые хозяйки кукол нагородили вокруг своего увлечения целую мифологию - сложную, густую и развесистую. "Моя девочка", "она мне говорит", "она рада", "она меня искала", "мы с ней ездили на дачу" - вот это, чудаковатое и сопливое. 


     Ха! Можно подумать, что человек одушевляет только антропоморфные объекты. Люди с машинами разговаривают. А про то, что люди обращаются к куклам из камня, дерева и металла, пытаясь через них поговорить с Богом, и напоминать не стоит! Значит, есть какой-то "кукольный портал", ну или особенность человеческой психики - как хотите.


     Так вот. Куколка эта - с характером и претензиями! Взгляд у неё - с вызовом, характер - нордический, ценностные установки - феминистические. 


     Пробовала её переназвать. Пепа... Что-то уменьшительно-ласкательное от Жозефины или Джузеппы. Вот только Джузепп мне не хватало! А она - ни в какую! Пепа - и всё! Ну пусть и живёт Пепой.  


     Короче, играю... И если уж купила голую куклу - то надо наряжать.


     Да миленькая кукла, миленькая! Хорошенькая и приятная. Но немного дефективная. 

_________________________________________________________


     Весь цимес в том, что я пока не покупаю материалы для изготовления кукольной одежды и обуви. Творю из мусора: лоскутов, обрезков, старых вещей, сломанных аксессуаров и проч. Детский уровень, то есть всё как в детстве.

Пепа в клетчатом платьице.

"Твоиии зелёооооные глаза...."


Детали гардероба.
У неё есть панталончики!
Гольфы и ботинки.
Ботинки из натуральной кожи. Кожа - от старой сумки.
Сумочка из той же кожи. 
Красная застёжка с магнитом - от телефонного чехла.
 Полный гардероб.
Платье без подкладки. Застёжка на кнопках.
Берет на подкладке. Пояс укреплён дублерином.
Панталоны и гольфы - не трикотаж. 
Как я кроила гольфы - даже не спрашивайте! Вон они стоят - как сапоги-чулки.
Цепочка с бусинами - бывший брелок.
 ___________________________________________________________________

Пепа в свитере и брюках.

И всё-такие позы она принимает трогательные!

 Детали: 
нижнее белье, трикотажные гольфы и туфельки из замши. 
Замша - чехол от пудреницы.
     
 _________________________________________________________________


     Ну вот и всё. Наигралась. 

     Кто-нибудь мне объяснит, в чём прикол? Почему мастерить одежду кукле так интересно? Чем это привлекает? И почему голая кукла - это почти то же самое, что недоделанный мировой порядок: нужно обязательно прийти, исправить и доделать?