среда, 26 сентября 2018 г.

Детективы для шитья (очередное). Случайный набор сериальной продукции: от ювелирного уровня до канализационного.

      


     Шить можно и под плохие сериалы, и под глупые сериалы, и под провокационные сериалы, и под всякие. Лучше, конечно, под хорошие. Но хороших на всех не хватает. Несчастный зритель может ошибиться. Зашёл детективчик посмотреть - а там ни начала, ни конца, и все корявые с лица.

     Здесь перечень сериалов, некоторые из которых были просмотрены вопреки здравому смыслу. Так уж вышло. Но вот что странно - вещи сшились и связались! Есть в этой случайной подборке и отличные многосерийки. Отличные!

 (Ссылок нет. Просто перечень. Сайты с фильмами исчезают, меняют адреса и названия, появляются новые...).
___________________________________________________


"ШЕКСПИР И ХЭТЭУЭЙ". Великобритания, 2018. 1, 2 сезон.


     Ой-ой-ой-ой, милота! Новый сериальчик типа "Розмари и Тайм" или "Агата Рэйзин" вышел!

      Авторы предложили простую ассоциацию или игру слов: Уильям Шекспир и его жена Энн Хэтэуэй. Только здесь наоборот: Луэлла Шекспир и Френк Хэтэуэй. Ну как Достоевская и Сниткин, Пушкина и Гончаров, Толстая и Берс...

    А не снято ли это в Стратфорде-на-Эйвоне? Точно! Родина Шекспира, город Шекспира, Королевский Шекспировский театр, Шекспировский фестиваль... Церковь Св. Троицы, в которой похоронен Уильям наш Шекспир, памятник ему же, Хенли-стрит и Шип-стрит с древними домами - эти и другие достопримечательности попали в кадр. Но этот сериал, надо сказать, - удачная реклама одного из туристических городов Великобритании. А есть и крайне неудачные (о них ниже).



     Сотрудники агентства - прелесть что такое!

     Первый - сыщик с типично британским лицом (напоминающий стратфордский памятник Шекспира, конечно), со свойственным пожилому британцу брюзжанием и обязательным чувством юмора. Актёр Марк Бентон.

      Вторая - шустрая дамочка округлого телосложения, веселушка и авантюристка. Актриса Джо Джойнер.

     Третий - Себастьян, безработный актёр на подработке, манерный и амбициозный юноша, реализующий себя в работе на сыскное агентство. В интересах следствия он то медбрат, то бизнесмен, то страховой агент... Актёр Патрик Уолш МакБрайд.


     Дурацкий, смешной, непритязательный сериал про преступления в провинциальном городке! Маленькие домики, цветочки, узкие улочки, палисадники, трупики...  Преступления-анекдоты, английский юмор и ироничные диалоги. Что нам ещё нужно? "Весь мир - театр, и люди в нём актёры..."

     Гладить, шить, вязать, плести макраме под такой сериал - милое дело. И самое главное - это честная позиция авторов: никто тебя не учит, не просвещает, не воспитывает, не доносит до тебя (чёрт бы побрал этих доносчиков!) глубокую философскую или идеологическую мысль!  Люди нас развлекают. И заманивают нас в милый и удобный для туристов Стратфорд с 25-ю тысячами населения, гостиницами на разный кошелёк, кафе, барами, лодочками и каналами, магазинами с сувенирами и непременными театрами. И садом бабочек.

    И смешно, и мило, и изящно. И текст изобилует цитатами... Глубину произведения определяет зритель!

     Шекспироведы и любители найдут здесь персонажей, перипетии, сюжеты, характеры, интриги из пьес и хроник У. Шекспира. Ну вот это: Себастьян, Фальстаф..; обманутая невеста преображается до неузнаваемости и нанимается в услужение к бывшему возлюбленному ("Два веронца"); сын мстит за смерть родителя, который "является" и требует отмщения, но ошибается ("Гамлет"); злой дядька запирает и тиранит жену Анну, да и вообще он лицедей ("Ричард III"); появляются два вестника смерти "мистер Р" и "мистер Г" (Розенкранц и Гильденстерн, конечно, опять "Гамлет"); пара фокусников мистер и мисс Прос (волшебники Просперо и Миранда, "Буря"); три ведьмы-предсказательницы и женщина, расчищающая путь к власти своему возлюбленному ("Макбет"); несчастная, удушенная в межрасовом браке ("Отелло") и т. д. И простая мысль: шекспировские сюжеты вечны, живы и прекрасны. И отлично сочетаются с жанром детективного сериала.

Себастьян в образе. 
Грозится водить туристов по городу, намекая на маленькую зарплату в агентстве.
 Один из клиентов.
 Гармоничная пара сыщиков в ироническом детективном сериале.
_______________________________________________________________
  
     "АННИКА" ("Annika Bengtzon"). Швеция, 2012.

     Это мини-сериал, всего 6 серий. Второго сезона нет. Не пошло, видать. Ну и бог ним - сериал-то средненький и типичный.

     Плюсы.
- Сериал шведский и белый. Никакой толерантности. Как в сказку пригласили. Невидаль!

- Следствие ведёт репортёр какой-то популярной газеты Анника Бенгсон. И получается, что у неё два дела - опередить конкурентов в скорости подачи информации и раскрыть дело помимо или при помощи полиции. Мило и оригинально. И дама - вся в бегах!

И вместо привычных совещаний следственной группы в этом сериале - редакционные планёрки. 
Типа - журналисты ведут следствие.

- Актриса, которая играет главную героиню, - хорошенькая-прехорошенькая: волосики беленькие, бровки соболиные, ямочки на щеках и ямочки-запятые в уголках пухлых губ... Просто куколка - "резиновая Зина".
   Особенно приятны глазу бицепсы, трицепсы и дельтовидные мышцы этой дамы. Всё, что ниже - тоже хорошо. В её облике читаются шведский социализм, натуральные йогурты и регулярный фитнес.

Милашка Анника (Малин Крепин) в разных ипостасях и на разных заданиях.

- Все преступления, как это и положено, совершают люди высшего класса и верхушечки класса среднего. Красиво: вечерние платья, холлы и натуральные материалы.

- Первая серия "Последнее завещание Нобеля" - просто бальзам на душу: там результативно пуляют в гостей бала, устраиваемого после вручения Нобелевской премии по медицине. Жаль, конечно, что не по литературе или т. н. Премии мира! Но и этим можно довольствоваться.

- Кому приятна Швеция или шведские сериалы - те вновь с удовольствием посмотрят на города, мосты, острова, дачные домики, деревья хвойных пород и водоёмы.

- Схема привычная: преступления даны в вертикальной сетке (каждая серия - новое преступление), а личная жизнь героини - размазанная на 6 серий горизонталь.

Минусы.
- Актриса, которой досталась роль главной героини, ничем кроме красоты не интересна. Резиновая Зина.
    Да и героиня подкачала. Разве в других дамских сериалах мы не видели неряшливую и неустроенную эмансипе? Видели-видели. Это уже клише.
    Кстати, у зрителя невольно возникнет вопрос: как мама Анника ухитряется работать до ночи и по ночам, с отъездами на север Швеции и с отлётами на север Африки с двумя детьми детсадовского возраста и без няни? А вот так. Уметь надо.

- Никакого "своего" метода у Анники нет. Это главный минус. Хоть бы придумали, что разгадки ей во сне являются, во время игры в покер или во время вечернего помытия детей! Но нет. Ставка сделана на то, что она - вся такая совестливая и неравнодушная.

- Все преступления условны и имеют отношение к традиции детективного жанра, а не к реальности. Всё тысячу раз виденное, намятое, намозоленное.
     А серия с Фатимой - вообще анекдот. Наверное, просто хотели повторить схему "колониального преступления" и показать, как красива белокурая шведка на фоне песков, арабов, безграничного неба и салона лихого автомобиля. А, может, в спешке бюджет дотрачивали? Стало ясно, что 2-го сезона не будет, и съёмочная группа с семьями, любовницами и баулами опрометью бросилась в самолёты и гостиницы.

- Есть обязательная условность, отличающая многие "женские" детективные сериалы от нормальных: от спортивного мужчины в самом расцвете сил героиня ухитряется убежать на десятисантиметровых каблуках.

     Короче, если найти применение этому сериалу - то сериал замечательный. А применение мы знаем: шить под него надо. Без хрена пойдёт.
 _______________________________________________________

     "ПАРАНОИК (ПАРАНОИД)". Великобритания, 2016. 1 сезон.
     Неприлично растянутая на 8 серий история. Смотреть глазами - не стоит, но можно включить во время шитья или вязания. "Что за мутотень у тебя на экране? - Так я шью! Пусть бубнит!".

     Авторы фильма спекулируют на привычке зрителей к нуарному северо-европейскому кино: чтобы всё было серое и мрачное, люди - сплошь альтернативные норме, а преступления - извращённые и массовые.

      Но не получилось. Вышла пародия на жанр. Местами зритель будет за животики хвататься: до того похожи сцены и герои на аналогов феерически смешного фильма с Лесли Нельсоном "Без вины виноватый"! Эээээх! Сказал бы кто-нибудь умный режиссёру, что сюжет заваливается, и можно намонтировать комедию или пародию! Но не было рядом умного человека. Жаль.

      Полицейские там, конечно, - уникумы. Это провинциальные полицейские из совсем уж глухой британской местности. Но не в этом дело. А дело в том, что все товарищи из следственной группы - тупые, почти идиоты. Да что уж - почти? Идиоты и есть. (Скрипали и Солсбери ещё впереди, но этот сериал как бы намекал).

     Начальник-комиссар, судя по его высказываниям и действиям, просто списан с активиста-комиссара из американской пародии. Да и лицо одно. Вот это: "Проверьте всю землю вокруг... Соберите все листья в лесу и отправьте на экспертизу. Соберите и выпотрошите всех животных... Шкурки отправьте в Армию спасения"...
    Главный герой - полицейский Бобби лет шестидесяти, неблагополучный, неудачливый, заторможенный и одинокий предпенсионный дядька. И у него... гусары, молчать! - приступы паники перед всем, что движется. Как она работает в полиции - даже не спрашивайте.
      Там ещё тётка есть. Сержант. Жутчайшая феминистка южных кровей. Но она, наверное, умная и профессионал хороший? А вот и нет - тупая как пробка! И перспективу секса она вынюхивает быстрее, чем преступников. Если к концу сериала не захочется её забить кирпичами или битами - вы кремень.
     Ещё есть молодой полицейский Александр, у которого не все дома. То есть буквально - со сдвигами паренёк.
     И у его матери не все дома. И вся семейка ходит к психиатру. Ааааа! А мамашка тираническая, как и прописал доктор Фрейд. Она жирным слоем красит губы и плюётся.
    О, ещё и свидетельница есть! Она квакерша (ну то есть не англиканка, не как все), и тоже пациентка психиатра, и говорит вкрадчивым голосом. Всё ожидаешь, что за подходцами этими скрывается какая-то сериальная тайна. А вот и нет: баба просто рекламирует здоровый образ жизни с травяными чаями и пешими прогулками. Напилась каких-то таинственных чаёв - и шепчет с паузами.
Даже прелестная английской прелестью талантливая актриса Лесли Шарп, 
исполнившая роль квакерши, не спасла положение.
     По ходу дела появится ещё и немецкая "мадам следователь" - мать четверых детей из Дюссельдорфа. Тоже тупая. Зато причёска у неё прикольная - эдакая умеренная лохматость короткошерстной женщины.
     Ооооооооо! Да как они, эти спецы-тормоза, преступление-то раскрыли? Вот это и непонятно. Вот это и детектив.

     Но из каждого киношедевра можно почерпнуть нечто полезное. А главная идея этого сериала - толерантность и её всепобеждающая сила. В полиции могут работать все: феминистки, пакистанцы, индусы, арабы, дураки, деревенщина, старики с одышкой, юноши со справкой от психиатра, матери-героини, геронтофилы, гомосексуалисты, люди под тяжёлыми наркотиками и проч., - но они всё равно победят всемогущую транснациональную преступность. Потому что два дебила - это сила; а дебилы, организованные английской системой правоохранительных органов, - это вообще жесть и танки.
Мозговой штурм. Сейчас как наштурмуют!
     А кто параноик-то? Да все! Параноики везде, как глубокомысленно сообщили нам сценаристы, режиссёр и несчастные актёры, оживившие этот позор.

     Неее, ну 8 серий... У кота уже хвост отвалился, а они всё тянут, тянут... А вы шейте или вяжите! Можно вещь связать, пока британские полицейские за отравителями бегают. По сто раз на одно место.

     Я ж говорю - Солсбери. Терезы Мэй не хватает.
______________________________________________

 "ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ". Великобритания, 2016. 1 сезон.
     Заполошный сериал. Там жанровая смесь: то драма человеческих отношений, то бодрая социально-экономическая ода тракторам и механизации (не у нас одних люди радовались лозунгу "железный конь идёт на смену крестьянской лошадке"), то классический триллер, то ужастик, то сказка, то фэнтези...

     Авторы (модные, к слову сказать, авторы) явно рассчитывали на продолжение во 2-м сезоне и закончили историю загадкой. А зрители сказали: "Продолжения не надо!", и история подвисла... То есть не понятно, что там вообще творится и чем вся эта катавасия закончится!

     Но по пунктам.

     Сценарий написан на основе популярной схемы "мёртвые среди живых" или "портал туда-сюда-обратно".

     В поместье Шепзой, где в конце XIX века живут молодые супруги Нейтон и Шарлотта Эплби, творится чёрти что: с одной стороны, является разная сказочная нечисть и мёртвые мальчики из прошлого, а, с другой стороны, небо бороздят самолёты, в темноте комнат светится айпед, а крестьяне достают из болота аккуратненький автомобиль "Фольксваген".

     И, кстати, не надо задаваться вопросом, где и как в предложенных обстоятельствах подзаряжается гаджет, который работает на протяжении всего сериала, и как в поместье проникает Wi-Fi или другая мобильная связь? Время налазит на время, и ум заходит за разум - хватит с нас и такого объяснения.

     Так в экран надо смотреть или можно шить-вязать и не париться? Не париться. Шить и вязать. Всё, что есть в этом сериале, в британском кино уже было.
- Костюмированный картины, где дамы в корсетах, а крестьяне в рубахах были? Были.
- С/х труд с тяпками, свиньями и молотилками был? Был.
- Угольные шахты были? Были.
- Загородные фермы, старые дома, мельницы, пруды были? Были-были.

     Ну отметьте интересный крой "бабьих" рубах по колено, украшенных буфиками и вышивкой, которые носили британские крестьяне, и шейте себе дальше.
     
     Но есть у сериала очень сильные стороны. Грех не сказать.

    Во-первых, режиссёр - большой мастер саспенса, хоррора, страшилок, пугалок и длиннот. И нагнетает он, и нагнетает, и тянет, и тянет, и трупы один за другим, и трупы лежат, висят и плавают... И ходят, и разговаривают. Страаааашно! Но не так страшно, чтобы страшно, а так страшно, чтобы "ну-ка, ну-ка, чё это?". Этим талант режиссёра исчерпывается.

     В самом деле, страха в картине больше, чем смысла. Почему мужик-то погиб? Да хрен его знает. Но шею страшно переехало. А тётку убили или нет? Да неважно! Вон она как красиво в сучьях висит - залюбуешься!
      Когда пара-тройка сюжетных загадок так и останется без ответа, заскучавший к 3-й серии зритель начнёт искать рациональное обоснование задумкам сценаристов. А, может, думает он, это каталог "усадебных" британских ужасов? А и то верно! Женщина в белом, женщина в чёрном, женщина в красном, утопленница, ведьмы, духи, мёртвые девственницы, страшный мёртвый барчук, всадники Кромвеля... Весь каталог усадебных ужасов вывалили нам авторы. Куча. Куча большая и даже прессованная. Выбирай, как говорится, на вкус. Что наковыряешь - то твоё.
Весёленькая жизнь в поместье Шепзой.
Сцена перенесена с известных фотографий позапрошлого века.
     И, во-вторых, фильм красив. Он эстетически совершенен.

     Исполнители главных ролей - прелестные молодые ирландцы Найма Мак-Гради и Колин Морган. Очень яркие молодые актёры: одна рыженькая и живенькая, другой романтически брюнетистый и большеглазый.

     Музыка к фильму прекрасна! Кажется, составители трека стилизовали английские баллады и салонные пьесы XVIII-XIX вв. 

     "Картинка" красивая-прекрасивая! Оператору и художнику - премию, путёвку в санаторий и приглашение на файф-о-клок к королеве. Дамам явиться в туфлях-лодочках и шляпках! Съёмка несколькими камерами, краны, дроны и компьютерная графика использовались. Можно успокоиться. Современные кинопроизводство рулит.

     Натура бедненькая, но тоже прелестная. Администраторы и помрежи нашли где-то полуразрушенный хозяйский дом, вросшее в землю батрачье селение, старую водяную мельницу, декораторы на скорую руку облагородили некоторые помещения и... получилась достаточная декорация для таинственной истории. Плюс - природа помогла.
 Жирная и яркая Autumn... 
И женщина в красном.
     К слову. Есть много направлений в искусстве, и одно из них (а там много разновременных стилей и школ) - это лишение искусства рационального смысла. Смысл в книжках философов, мыслителей, идеологов и других прохвостов. А красота - это смысл сам по себе. Вот художник цветы изобразил. А какой в этом смысл? Так и это кино: пусть там идиотическая история, но красиво же!
     Ну вот - пример из 1-й серии. 
 Дочь священника, с которой случилась какая-то загадочная неприятность, 
и картина прерафаэлита  Дж. Э. Милле "Офелия". 
Актрису уложили в соответствии с композицией картины! Прелесть какая!
 Внешние данные, конечно, у актрисы поразительные. 
Опять Милле...
Переселение душ и повторение лиц какое-то. 
И безусловный талант специалистов по кастингу.

    Нуууу... Если хочется дать отдых глазам и если вы не настроены думать и задавать вопросы авторам фильма типа "об чём кино, джентельмены?", то посмотреть можно. Мало ли на свете ерундистики? Вот ещё одна - симпатишная и загадошная.

     А конец истории и объяснение усадебному ужасу можно и самим придумать. Не справимся, скажете? Справимся! Открытый финал - это уже классика кино, а тут обрыв на середине сюжета! Можно трактовать этот казус как приглашение активировать фантазию.

     А чем плоха, например, такая версия, объясняющая аномалии в поместье Шепзой: историки-реконструкторы из будущего создали компьютерную программу с погружением в разные эпохи. Но туда затесался заражённый вирусом персонаж "Нейтон Эплби", который, где ни появись, тащит за собой персонажей из других времён - прошлого или будущего. Они сталкиваются в нарушение законов программы, и поэтому вокруг так много необъяснимых смертей. Вот появился Нейтон в Британии 1890-х гг., а вслед за ним прискакали круглоголовые из XVII века, а потом в усадьбу стал звонить по мобильнику смуглый житель Лондона из XXI-го века... 

     А что? Хорошая версия. Запишите меня в сценаристы. Кто тут в очереди последний?
 ____________________________________________________

"НЕЗАБЫТЫЙ", Великобритания. 2015 - 1 сезон. 2018 - 2 сезон.
      Сериал не закончился 1-м сезоном. Есть 2-й, и поговаривают, что на подходе 3-й...

     Сериал добротный, трудоёмкий и недешёвый - это раз; стильный - это два; интригующий и провокативный с идейной точки зрения - это три. А игра в провокацию - это всегда интересно!

     А схема - классическая и многократно повторенная. Это "забытое убийство", и следствие в сериале шествует по пути, уже проторенному культовыми или просто популярными фильмами про останки ("Безмолвный свидетель", "Следствие по телу", "C.S.I. Место преступления", "Кости" и др.).

     В подвалах, коллекторах, водоёмах или на стройплощадках, просто в земле или в чемоданах случайно обнаруживаются скорбные останки. И начинается интрига и развитие сюжета по схеме "от костей - к судьбе". Зрители плачут. Но здесь целый сезон - это всего лишь одна история. В этом отличие.
     Умело подобраны актёры, чьи потенциал, талант и узнаваемость работают на концепцию фильма. Например, главная героиня - следователь Кейт Стюарт - сыграна популярной и находящейся в зените славы актрисой Николя Уолкер. (Я от неё млею. Простите уж).

Главная героиня - следователь Кейт Стюарт. Пропускает следствие через собственную душу. 
Актриса Николя Уолкер ("Ривер", "Призраки", "Скотт и Бейли", "Прикосновение зла" и др.). 
     В первом сезоне ставка сделана на замечательных стариков и старух английского кинематографа. По сюжету со времени преступления прошло аж 40 лет!
Джемма Джонс. 
Перечислять её работы нет смысла.
Бернард Хилл. 
Король Рохана, если не узнали.
Ханна Гордон. 
Фрэнсис Томелти. 
Её знают не только любители кино, но и фанаты рок-музыки.
Ну да, да - бывшая жена Стинга.
     Во втором сезоне - бенефисы узнаваемых актёров, чей возраст приближается к 50-ти годам. Там со времени преступления прошло всего 20 лет.
    
     Сценарий сложнокомпозиционный: современность в движении и многообразии, реальность и память, прямой кадр и обратный кадр с возвратом к разным временным точкам и т. д. А перечень только основных персонажей переваливает за десятки... Панорама в раме. Смешались вместе кони, люди!

     А проблемы, возникающие по сюжету, прямо-таки проблемы национального масштаба! В первом сезоне следствие коснулось сэров, готовящихся войти в состав британского правительства. И во втором сезоне расследование добирается если до самой Маргарэт Тетчер, то до территориальных штабов консервативной партии. Вот какие непростые трупы всякий раз находятся!

     Ну да, схема "все со всеми связаны, и всё неслучайно" была многократно опробована и в кино, и в тех же сериалах - см. "Реальная любовь", "Эффект бабочки", "Часы", "Магнолия"... Даже одна из серий нашего фильма "Ёлки" - та, что про шесть рукопожатий - сделана по этой матрице. 

     Но этот сериал не просто пропагандирует божественную мысль о едином законе. В конце концов, люди до этого додумались в далёкой древности - в период создания и распространения монотеистических религий. Этот сериал провоцирует! А провоцирует он, подтачивая стереотипы и аксиомы, на которых базируется идеология современного Запада. Неужели? Да как так? А разве можно? Ну посудите сами: толерантность - хороша ли? верховенство закона - нужно ли? тоталитарный диктат так называемых "демократических ценностей" - правильно ли? а пресловутое "покаяние" автохтонных и белых - это вообще нормально? 

      В 1-м сезоне авторы позволили себе лишь опробовать провокацию в мягкой форме, проверяя зрительскую аудиторию на моральную, нервную и политическую устойчивость. А 2-й сезон - это уже чёткая, ясно преподнесённая концепция: некоторые трупы лучше не выкапывать, "не будите спящую собаку", оставьте прошлое в покое, не лезьте в нашу историю своими толерантными и либеральными лапками! Нет, ну каково? 

     Тема 1-го сезона - "у белой женщины чёрный ребёнок!". Убийство происходит в 70-е годы ХХ века - времена белые, расистские, скинхедские, нехорошие и нетолерантные. 

Погибший  Джимми Салливан, сын англичанки и мигранта с о. Барбадос.
Кто не в курсе, это была первая - легальная и одобренная правительством - волна контролируемой миграции ради поддержания рынка труда. Недавно из-за скандала с представителями этой первой волны ушла с о своего поста одна министресса правительства Терезы Мэй.
     "Сейчас нас задушат гремучей толерантностью!" - опасается зритель.  И весь антураж шести серий 1-го сезона как будто этому соответствует. Например, вся правоохранительная система Британии - сплошной Барбадос.
Сержант Кхан.  Жестокий враг белого расизма в Британии.
Главный констебль.
Адвокаты.
Полицейский другого участка.
Иные персонажи. 
      Но как, чёрт побери, смешно в этом фильме подана подспудная идея! Фильм и произнесённые героями-резонёрами реплики заставляют грустить и каяться, а сюжет - хохотать и колыхаться. Какое изощрённое остроумие! Да издёвка просто.

     Ну, готовьтесь ржать аки кони.

     Погибший в 70-е юноша Джеймс Салливан, оказывается, занимался вот чем... Да неужели?

     Он, помимо этого, сделал вот что... Даааа? Мама дорогая!

     Он, как оказалось, связался вот с кем... Ой! Может, и не искать больше убийц этого засранца? Только деньги государственные тратить.

     Это ещё не всё. Этот добрый молодец известен как... Нет, больше невозможно! Закопайте его обратно! - вопит зритель.

     Нет-нет, вы посмотрите дальше. Этот юноша засветился вот в каком деле... Нет, больше не могу! - орёт зритель. Я уже все силы напряг, чтобы ему сочувствовать, как и требует сопливо-нежная интонация фильма, но мой потенциал на исходе. Давайте этого Джимми не только закопаем, но и метровым слоем цемента зальём. А то первый слой тоненьким был.

     А умер он - нагнетают сценарист с режиссёром - вот при каких обстоятельствах... Да?!!!!! Вот так и помер?!!!!! А-ха-ха!!!!! О-хо-хо!!!!! - давится от смеха зритель. Вот прямо так?!!!!! Нет, ну вы и учудили! Такой финал нам припасли! - стирает слёзы с глаз обессилевший от смеха зритель.

    А киношники не унимаются и провоцируют всё гуще и кучнее. Вмешательство полиции и прессы в жизнь подозреваемых привели к целой череде тяжёлых и тяжелейших последствий. Пол-Британии - в труху!

    Вот так Джимми, ача-ача! Не Джимми, а просто бабочка из рассказа Рэя Брэдбери.

     Ну что, пора вывод? Это лживая, провокативная и псевдонравственная история. Как советское кино 80-х, из которого так и пёрло антисоциалистическое фрондёрство. Фига в кармане. Замаскированный вызов.

     Основная проблема 2-го сезона... Нельзя говорить, а то будет неинтересно смотреть! Но это острейшая политическая проблема современной Британии.

     И вот только некоторые "заманухи" 2-го сезона, которые с первого кадра приковывают зрителя к экрану:
- пара гомосексуалистов, которая усыновляет ребёнка,
- мусульманка, претендующая на место директора школы,
- замкнутые этнические районы в крупных городах,
- наркоманы,
- ювенальная юстиция...

     Короче, что-то сдвинулось в Британии. Что - непонятно. Но киношные провокации уже пошли. Интерееееееесно. Политическая Британия уже не хочет Евросоюз и мигрантов, и Британия кинематографическая, в свою очередь, тоже взбулькивает по этому поводу.

     P. S. Фильм настолько удачен, что не хочется придираться к обстоятельствам следствия. Это же кино! Ну нашли следователи главную улику, которая хранилась на протяжении 40-а лет в некоем кармашке, а кармашек - в сумке, а сумка - в машине, а машина - на свалке, а свалка вот по этому адресу и искать вон в том углу...  Ну не прелесть? Не верите в удачу следствия? Как хотите. Ваше дело.

    И не надо задавать лишних вопросов сценаристам, придумавшим истории про сорокалетнее и двадцатилетнее убийства. Да, в Британии нет срока давности по тяжким преступлениям, включая убийства. И следователь может принять решение о начале расследования, даже если трупу сто лет в обед. Решение о передаче дела в Коронный суд принимает главный констебль (начальник управления МВД по-нашему). Исходит он из того, имеет ли перспективу судебное рассмотрение. А убийце может быть минимум 60 лет, а то и 70-80-90. Дойдёт ли он до суда-то? А, может, он вопреки справедливости умереть успел, падлюка? Так кого судить будем?

     И вопросы типа "у них что - других дел нет? зачем они расследуют убийство из 70-х, тратя месяцы и сотни тысяч фунтов стерлингов?" задавать просто не надо. Люди вас развлекают. А вы к ним с вопросами. Не надо. Это - кино!

     Ну а тот фокус, что герои помнят события сорокалетней и двадцатилетней давности вплоть до мельчайших подробностей, - это киношная условность. Все уже привыкли. Это как свежевыглаженное бельё в постельных сценах или макияж на только что проснувшейся героине.
Следственный отдел. Персонаж в белой рубашке замечательно сыгран актёром.
     Да, и всё модно, и выдержано в стиле европейского неонуара: краски серые, музыка душераздирающая, тревога разлита в воздухе...

Ставшие уже привычными панорамы и виды Лондона в миноре и сумраке. 
"Городок наш ничего; населенье таково..."

    Вот так-так! Так это сериал не для шитья? Первый раз - нет. А захочется пересмотреть под настроение - вот тогда и можно шить.
_________________________________________________

"ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ (ЗИМА ДУШИ)", Великобритания, 2015. 1 сезон.

     Этот трёхсерийный фильм за гранью добра и зла. Это какое-то унижение для зрителя. После его просмотра произведения Дэна Брауна ("Код да Винчи", "Ангелы и демоны", "Инферно") покажутся интеллектуальным изыском.

     Священник англиканской церкви Мэррили Уотсон... Уже звучит как "бабушка, которая однажды стала дедушкой"... Короче, матушка Уотсон получила повышение - должность викария. Но приход был особым и загадочным. Там действовали тёмные силы невнятного происхождения. Что за силы, чего делают? А никто не знает, и ничего не делают, но всем страшно.

     Епископ направил священницу (а как сказать? попицу? или всё-таки - священника?) на курсы по экзорцизму... Вот ведь, есть курсы кройки и шитья, курсы менеджмента, а есть курсы по экзорцизму. Как скучно я живу!
Матушка Уотсон. Забавная. 
(Актриса Анна Максвелл Мартин).
     История в фильме получилась дурацкая, и оказалось, что помимо тайной организации типа "Гады Британии" в приходе матушки Мэррили шуровал персонаж, до боли похожий на Боба из "Твин Пикс"...

     Да уж, напрячь фантазию - эту задачу авторы фильма перед собой не ставили.
      Есть же законы жанра! И зло в детских фильмах и мультиках должно быть одним, а во взрослых страшилках - другим. А здесь члены злобной организации - это эталонные Борис и Наташа из мультика про лося Булвинкля.
     Хватит. Невыносимо.

    Но хорошее есть. Это красивые пейзажи с лесами и архитектурными памятниками. Кто придумал цифровую камеру? Ввёл, баловник, людей в соблазн: теперь каждый, пригласивший оператора с такой камерой, может снимать кино.

      ...Ну осмеяли мы фильм. А ведь умные люди без подсказки поняли, что его содержание носит рекламный характер. А в рекламе, как известно, все средства хороши. Киношники и решили: а давайте мы состряпаем историю, что на наш древний собор покушались гады ползучие и хотели осквернить это намоленное и святое для каждого британца место! Народ и побежит сюда - кто молиться, кто туристом. Деньги - в местный бюджет и на содержание собора. Шик-блеск-красота!

      Я же говорю, образцом послужил Дэн Браун и туристически-бюджетный успех исторических памятников, упомянутых в его книгах! Или можно вспомнить фильм "Сокровище нации", из которого зрители узнали, что в подвалах маленькой Церкви Троицы, что на Уолл-стрит, хранятся все богатства мира. Стояла себе церковь с маленьким старым кладбищем в бизнес-районе, никого не трогала, а теперь все туристы проходят мимо и хихикают. Церковь Троицы - действительно богатая, но не по тем причинам. Она банально и тупо продавала землю.

     А что рекламируют в "Зиме души"? А мало посещаемые, но оттого не менее красивые и ценные города, соборы и церкви христианской Британии.

     Ну что, проверим рекламную версию?

     Итак, графство Херефордшир - маленькое графство на западе острова. Лесное и прохладное. И там вывели особую породу коров - Херефорд.
     Вот лес и пасмурная погода. И коровки.
     Столица графства город Херефорд был основан ещё в VII веке западными саксами (германские племена). Но там остались и кельты-валлийцы - коренное население острова. Сначала город был типичной средневековой крепостью, а потом разросся и стал центром епископства (то есть административным центром). Сейчас там живёт 55 тыс. человек. Большой!
     А вот и улочки центрального района Херефорда. 
Туристов здесь ожидает, как видно, неспешное времяпрепровождение.
     Главная красота города - Херефордский кафедральный собор. Первый собор был построен в VII веке, а нынешний - в XII-м. В XII-м веке, товарищи, это когда у нас - Владимир Мономах, Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский!

     Собор дряхлел и не раз разрушался, его перестраивали, и до сих пор там ведутся реставрационные работы. Собор маленький, миленький и тёплый, как не раз перестроенная и обжитая многими поколениями дача: норманнский стиль, отголоски романского стиля, стиль ранней английской архитектуры, влияние готики, викторианские переделки...
     А вот собор внутри и снаружи. Всё вписано в сюжет.
     И внутри собора много чего интересного!
     Отреставрирована усыпальница Св. Томаса Херефордского (Томас Кантелупа), епископа XIII века.
     А вот Томас и его усыпальница в период реставрации.
Фильм как раз и подоспел к периоду реставрации.
    Достопримечательность собора - это самая большая для тех времён Карта Мира (Mappa Mundi), датируемая 1300-м годом. Карта удивительная: там Азия наверху, а Европа внизу и слева. Весь мир поделён на участочки, украшенные картинками. Среди указанных красот - Вавилонская башня и Лабиринт Минотавра. И люди интересные заселяли средневековый мир: каннибалы, люди с львиными головами, люди с лицом на груди... Город Херефорд, конечно, на карте указан. Мир неполон без Херефорда ж!

     В конце ХХ века, когда собор совсем уж погибал без денег, эту карту хотели продать. Но благотворители и деньги нашлись, и в 1980 году для Карты Мира была построена особая Новая библиотека. В соборе осталась копия Маппы Мунди и книжная выставка с аутентичными полками и книгами, прикованными к ним цепями. Хорошая средневековая традиция библиотечного дела!
     А вот и новая библиотека. Герои истории найдут там все ответы.
Как и положено по законам жанра!
     А если покопаться в материалах, то можно узнать о том, что мы, россияне, связаны с Херефордом, но не подозреваем об этом.

     Херефордский собор иногда называют собором трёх святых; и святые эти относятся к православной, католической и англиканской церквям.

     Неужели к православной? Первый святой - это король Этельберт, почитаемый Православной церковью как св. царственный мученик Этельберт Восточноанглийский. Объясняется всё просто: Этельберт был канонизирован в VIII веке, то есть до разделения церквей на католическую и православную, что произошло, как известно, в XI веке.
А вот и Этельберт в короне на православной иконе.
     Второй святой - это упоминаемый в фильме Томас Кантелупа, католический епископ и, соответственно, католический святой XIII в. К нам он не имеет никакого отношения. Но мы и чужих уважаем, если к нам не лезут.

      Третий святой - это Томас Трахерн (XVII в.), англиканский святой. Но с ним тоже не всё так просто! Иногда его называют православным, потому что он иначе, нежели это было принято в католической и протестантской традиции, трактовал Символ веры и филиокве. В трактовке триединства Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа он был близок к православию. Почти родной!

     Вот и нашли мы близких себе святых в далёком городе Херефорде! Да и название графства  звучит как-то знакомо и к чему-то отсылает - Херефордшир... Иди, мол, туда. Тебя там ждут. 

    Нужен ли англичанам и туристам из других стран подобный фильм, чтобы обогатиться знаниями о туристических красотах провинциальной Британии? Легче набрать в поисковой системе "Херефорд", "Херефордский собор", "Западная Англия и Уэльс"... Ну или поехать самим посмотреть. 

     Но деньги потрачены, фильм снят. Куда ж его девать? А давайте под него шить! 
_____________________________________________

"МИСТЕРИУМ". Германия, Дания, Швеция.
1-я серия "Начало". 2012.
2-я серия "Убийство фазанов". 2014.
3-я серия "Тьма в бутылке". 2016.

     Хорошенький сериал. Жанр - суровый скандинавский нуар. Работа профессиональная, жанр выдержан, зрители получают то, на что надеятся. И потому все условности можно принять без оговорок. 

     Есть скандинавский нуар, а есть выжигание по дереву. И мы же, в конце концов, не ждём от дощечек с подпалёнными штришками изобразительной полноты живописных работ. Так и североевропейский нуар 2000-х - сказка-пугалка для взрослых "у тут чёрная рука хвать за ногу и оторвала её! и полилась кровь, и раскрошились кости! уууууууу!".

     Ну так уж сложилось, чтобы в нуаристых северо-европейских фильмах (а в кадре - Копенгаген и окрестности) всё крутилось вокруг изобретательных маньяков. И здесь - маньячистые преступления. Маньяки, чтобы было интересно, - разных видов и каждый со своей причиной сдвига. Три серии - три истории.

     Главный герой - следователь Карл Мёрке - странный, дикий и звезданутый. И это ожидаемо. Нормальных детективов в таких фильмах не держат. Никто с ним не хочет работать, и начальство высылает бедолагу в отдел висяков, в архив. А он всё распутывает! Ай, молодца! Не место красит человека, а человек - место.

     Операторы поместили архив в подвале, и расследование преступлений прошлого напоминает движение в преисподней: темень, жуть, чудь и жмудь... Съёмки на природе тоже невесёлые. Хорошо-то как!

     Помогает Карлу полицейский Асад. Его играет Фарес Фарес - уже знакомый любителям скандинавского кино шведский актёр. Он относится к натурализованным и ассимилированным шведам, и видеть в нём араба - грех души и шаловливость глаз. Всё как у нас, привыкших к советскому многонародью на советских экранах. Кто-то не верил фильму, если героя по имени Михаил Фёдорович Стышной играл Армен Джигарханян? (Фарес Фарес, кстати, из Ливана, высокоразвитой страны с богатыми традициями. До войны там была большая христианская община, да и вообще наблюдалось цветущее религиозное и культурное разнообразие). 
Фарес Фарес. Фото из Википедии. Красаучик!
Он ещё и полиглот.
     А в конце третьей серии будет даже мораль. Добрая такая мораль, красивая и в традиционном стиле. 

    Вот так времена наступили - скандинавский маньячистый нуар успокаивает и потворствует рукоделию!
______________________________________________________


"БЕССТРАШНАЯ". Великобритания, 2017. 

     Главная роль - у Хелен МакКрори, которую зрители помнят и молоденькой, и зреленькой. 

     Если вышеназванная Хелен вызывает у вас положительные эмоции или воспоминания, то смотреть можно. А что? Знаю женщину, которая млеет, переслушивая "Ламбаду": эта ламбада звучала из каждого окна, когда эта дама в первый раз и очень удачно вышла замуж. Пусть брак распался и муж забылся, но тот брак принёс ей московскую прописку и 47 кв. м. жилой московской площади.  
Хелен МакКрори
 ("Гарри Поттер", "Острые козырьки", "Женщина в чёрном", "Королева" и др.).
      Что ещё есть в этом сериале? 

     - Время от времени англичане снимают фильмы про плохих американцев. Они так выказывают свою оппозиционность и напоминают, кто кого породил. 

      И в этом мини-сериале американцы плохие. Прямо гады ползучие. 

      - Вообще, фильм женский. В плохом смысле. Борьбу начал и смыслов олицетворяют три женщины-карьеры: 1) злая американка с прищуром, которая работает на фиг знает какие спецслужбы, 2) местная полицейская особистка из отдела по борьбе с террором, 3) хорошая и добрая адвокатесса (наша Хелен). 

     И типа три фурии схлестнулись, и их схлёст - это и есть живая ткань английской социальной жизни. Глупо, конечно. Но феминисткам и владычицам домашнего хозяйства такая версия понравится.

     - Межрасовая возня есть. Полицейская особистка - чёрная; и по сюжету она тупая, злая и нечестная, как советская продавщица разливного пива. Ну что ж, надо привыкать к той новости, что теперь не каждый чёрный персонаж в британских фильмах - дядя Том из хижины. Вон ВВС в итоговых репортажах о свадьбе принца Гарри безжалостно и символично вырезали и чёрного пастора из Америки, и хор в стиле " а ля Вупи Голдберг"! Границы есть у всего, и монархические британцы их чуют. 

      А сериал плохой. Хуже - провальный. В доступе находятся всего 4 серии незаконченного сериала, и есть подозрение, что продолжения не будет, и его производство приостановили. Чем там всё закончится - неизвестно. Да и гадать не надо: наша Хелен найдёт настоящего убийцу белокурой английской девушки с пышной грудью и самолётиком на лифчике... 

     Если шить - то можно включить. А если вам 50 или слегка за 50, как нашей Хелен МакКрори, то можно посмотреть на бесстрашно молодящуюся актрису и на её героиню, которая благодаря своему обаянию и задору находит молодого любовника, обладающего всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. 
___________________________________________________________


"КРАХ", три сезона. Великобритания, США. 2013 - 2016. 


     Неужели три сезона выдержал сериал с предсказуемой Джиллиан Андерсон?  А ответ прост: в первом сезоне - только завязка действия. Хочешь не хочешь, а придётся смотреть 2-й... Ой, и во 2-м сезоне сюжет только развивается.  Подтянулся и 3-й сезон. 

     Вот так новость: три сезона на одну историю! 18 серий про суперинтенданта Стеллу Гибсон, то есть полицейского спецчиновника из Лондона, которую прислали в Северную Ирландию ловить преступника. 

      И взрослым зрительницам этот фильм напомнит первые латиноамериканские сериалы, особенности жанра которых мы впитывали в конце 80-х. Это когда время тянут до невозможности, и каждый поворот сюжета "протаскивается" через всех занятых в сериале актёров, через все ситуации и декорации. 
Как-то так: 
"- Добрый день, рабыня Лаура! - Добрый день, сеньор!... 
- О, наш сеньор дон Педро поздоровался с рабыней Лаурой! - Дааа.  Дай бог здоровья доброму сеньору... 
- Милый Педро, камердинер мне сказал, что ты поздоровался с рабыней Лаурой. - Да, мама. - Не ходи на скотный двор, Педро, и не здоровайся с рабынями... 
- А вы слышали, что дон Педро поздоровался с рабыней Лаурой, а его мать донна Сильвестрия не одобрила этот поступок? - Дон Педро - добрый сеньор, он заботится о всех рабах своей благословенной плантации..." 
И так далее до бесконечности. 

     Джиллиан Андерсон - это, конечно же, Скалли из "Секретных материалов". И только самые незрячие зрители посчитали, что актриса "играет" скованную, замкнутую и рационалистичную агентессу. Скалли - это сама актриса, её предел. Ещё К. Станиславский делил актёров на две категории: те, кто играют (в первоначальном смысле слова), меняются в зависимости от роли и всякий раз интересны, и те, кто всегда презентуют себя. Вторые пресказуемы, но способны на создание собственного культа. Вообще, по мнению Станиславского, даже самый плохой актёр имеет своих почитателей. (В. Высоцкий, кстати, относится ко второму типу актёров, а его друг и коллега по театру В. Золотухин - к первому).

     Д. Андерсон повзрослела, похудела, подрехтовалась, перекрасилась и... получила роль женщины сказочной красоты и оглушительной сексуальности. Там в сценарии прямо написано, что мужчины не способны противостоять сексуальному притяжению Стеллы Гибсон. 

      Вот это актриса и "играет": постоянно поправляет волосёнки, забившиеся за воротник, тем сексуальным жестом, который подразумевает густую и крутую волну тяжёлых блестящих волос. Актриса по-прежнему выпячивает мокрые катышки губ, что в период "Секретных материалов" и её молодости выглядело милым и оригинальным. Она принимает сексуальные позы и ходит руки-в-брюки и со свободными плечами, как завещала секретарша Верочка... 

     В общем, Д. Андерсон - главный раздражитель фильма. 

     А всё остальное - интересно и занимательно. 

- Детектив построен на схеме "Коломбо", когда в самом начале вам сообщают, кто убийца, а затем параллельно развиваются два действия: сыщик ищет, а преступник петляет, путает следы и убегает. 

- Актёр, которому досталась роль маньяка, просто шикарен! Его, наверное, искали по картинкам Ламброзо. А маньяк, которого он играет, носит "русскую" фамилию Спектор. (Опять, ёшкин кот, русские фамилии - Голопупенко, Рабинович и  Думбадзе! Когда ж это закончится-то?). А, между тем, маньяка сыграл красавчик Джейми Дорнан - модель, музыкант и с недавних пор удачный актёр. Половину фильма он демонстрирует свою мускулатуру и прыгучесть, что не может не понравиться.

Красавец Джейми Дорнан.

- Дело происходит в Ирландии, что обогащает интеллект и расширяет знания в политэкономической географии (или в географической политэкономии? забыла уже). В фильме присутствует так называемая "ирландская община". По мнению авторов фильма, это аналог "арабской улицы" или этнического района в каком-нибудь американском городе: свои законы, традиции, свои авторитеты, закрытая для посторонних глаз жизнь и информация. Дикари-с в цивилизованном британском мире с доминантой закона! А вы говорите, там межнациональный мир наступил. Щас! 

- Актёры второго плана органичны и интересны. Например, в 3-м сезоне появится субтильный эльфоподобный Колин Морган - ирландец и популярный актёр. Вообще, сериал стал площадкой для демонстрации талантов многих ирландских актёров. 

Колин Морган.
(Мы его уже видели в незаконченном сериале "Живые и мёртвые").
- Следователь Стелла Гибсон своего метода не имеет, но имеет интуицию и подпорченную извращениями и феминизмом сексуальность. Именно тем, что она "чует" и понимает маньяка, она и пользуется. Поэтому детективное действо - без крутых поворотов и ходов "Шерлок Холмс закурил трубку и раскрыл преступление". Стелла интересничает и чует. Только и всего. Три сезона этой чуйки!

- Есть главные образы, на которые нанизывается действо, то есть так называемые "фишки" киношных детективов: бабочки в "Молчании ягнят", шарнирные куколки в одной из серий про Каменскую, детские припевочки, как в фильме "М: Убийство" или в одной из серий про Эркюля Пуаро. Видно, что режиссёр и прочие специалисты тужились над вопросом, как бы обыграть и связать данные Андерсон с интригой фильма и природой маньячистости маньяка. Вот так и появился манекен - эротическая мечта маньяка, который он одевает, холит и лелеет. "Ах, вот в чём дело! - думает зритель. - Так ему нравятся палкообразные и неживые тётки типа следовательницы! Тогда понятно!" Ну и ясно, что угроза нависнет над самой героиней, и дуэль превратится в сексуальную схватку... 

     Ну что ж, это настоящий сериал для шитья: вялотекущий, затянутый, пресказуемый, типа психологический... 

     О, сколько их уже было! Ну так и что ж! Авторы фильма - люди умные (что бывает редко, к слову сказать), и они понапихали в сериал "щекотунчиков" - это когда персонажи и темы раздражают своей неоднозначностью. Например, сюжет однажды закрутится вокруг излишне либеральной системы правосудия, когда соблюдение прав преступника оказывается более важным, нежели смерть жертвы и страдания её родственников. "Вы маньякам, блин, ещё женщин в камеру поставляйте!" - бесится зритель. А это приковывает к экрану. Возникает диалог зрителя со своим гаджетом. В советской кинокритике это называлось "найти отклик у зрителя".

     И спасибо сценаристам, режиссёру и др. за то, что они как будто бы думали о ритме движения иглы в руках рукодельницы - тюк-тюк, тюк-тюк... И так восемнадцать, блин, серий!

     Спасибо вам, добрые люди с камерой! Будем шить, слушать вашу историю и изредка поглядывать на экран. 
     _________________________________________________________

"СМЕРТЬ ПРИХОДИТ В ПЕМБЕРЛИ". Великобритания. 2013.
     Даже близко не подходите! Этот фильм - антикультурная и вообще античеловеческая традиция дописывать классические литературные произведения.

     Ну кто не читал "Гордость и предубеждение" Джейн Остин или не смотрел хоть одну экранизацию?  

    А здесь - в поместье молодожёнов мистера Дарси и Элизабет найден труп. Кто убил? Да Уикхем, ясень пень! На него и падает подозрение.

     Это всё равно, если бы нам предложили детектив с таким сюжетом: в поместье молодожёнов Безуховых найден труп. Кто убил? Да Анатоль Курагин, пусть и безногий. А ему помогала Элен - труп прятала... 

     Плюньте и отойдите, короче. Пусть они со своим культурным наследием поступают как хотят. Мы не обязаны участвовать в этом шабаше и непотребстве!

     А ведь фильм по книге! Кто-то... даже знать не хочу кто... дописал роман Д. Остин. Вилку ему в бок, и пусть бы он ворочался!
______________________________________________________.    

     В загашнике есть, конечно, и другие просмотренные сериалы. И много сериалов. Но нужно текст ограничивать - и так простыня получилась.