воскресенье, 1 июля 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 3.


 

      Не оторваться от этой темы. Уже 3-я часть. Это из-за детства. Все мы помним игрушки, платья, семейные тарелочки... Некоторые помнят собственные коляски. Если не коляски, то санки - точно!

     Итак, куклы и игрушки.

      ЧАСТЬ 1 - см. здесь.       ЧАСТЬ 2 - см. тут.
_________________________________________________________________

"СЛОН И ВЕРЁВОЧКА" (Союздетфильм, 1945).

     Детский фильм синтетического жанра. В главной роли - чудная девочка Наташа Защипина.

     1945 год, и вдруг - волшебная детская сказка! Наверное, это правильно. Кино - это пусть и технологически новая, но давно знакомая грёза... "Жизнь проходит в лёгких грёзах, / Вся природа - тихий бред, - / И не слышно об угрозах, / И не видно в мире бед"...

     В ролях Ф. Раневская, Р. Плятт, М. Виноградова и мн. др. Сценарий - Агния Барто. Традиция - русская детская поэзия серебряного века. Детская поэзия советского периода просто повторяла, чуть переиначивая, формы, образы, приёмы и темы русской дореволюционной детской литературы. В Российской империи, по неполным данным, только детских журналов было более двухсот!

Кукла-барышня в пышном паричке и с размашистыми чёрными бровями.  Дизайн ещё XIX века!
По всей видимости, это российская (русская, имперская), 
немецкая или французская куколка начала ХХ века. 
А, может, трофей? Ведь у мальчика из фильма - трофейный "сигнальный дым".
________________________________________________________________

"ПЕРВОКЛАССНИЦА" (Союздетфильм, 1948). 

     Маруся Орлова пошла в первый класс... Фильм о детской непосредственности, учительском терпении и мудрой заботе государства. 

     Но этот фильм  - и забежавшая далеко вперёд мечта о восстановлении нормальной жизни советских людей. Мечта эта так далеко забежала, что не исполнилась в целом и частично вплоть до развала Советского Союза.

     И ещё вот это: Сталина из кинокартины сначала вырезали, а в 1968 году частично вернули. 

Марусина одноклассница принесла в школу куклу, 
опасаясь, что её разобьёт младший брат.
 
Квартира Орловых: зал, где помещаются ёлка, пианино, обеденный стол и...
14 приглашённых гостей в хороводе. 
________________________________________________________________

"ДВА ДРУГА" (Киностудия им. М. Горького, 1954).

     По повести Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома". Добрый и весёлый фильм, но излишне дидактический. Такое время. Не в смысле - сталинское, а в смысле - кинематографическое и педагогическое.

     Дети в кино - особая тема... Но в этом фильме детки - чудесные. Годом раньше вышел "Чук и Гек", и обаятельные сорванцы из этих двух фильмов не только запомнились зрителям, но и заложили традицию особых типажей в советском детском кино: чудаки, хитрецы, шалуны, выдумщики, оригиналы.

Сестрёнка Вити Малеева Лика знакомится с его новым другом.
Дети ведут серьёзные разговоры о семье.
Наверное, этот чудный пупс в платьице послужил поводом.
______________________________________________________________-

"ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ" (Мосфильм, 1960). 

     Сумбурный фильм с несколькими сюжетными линиями. Наверное, социальная драма. Стилистика - ещё из 50-х: все оптимистичны, задорны, энергичны, люди-типажи, картинка - театрализовано-красивая. В кадре - широкие проспекты и большие квартиры с эркерами и коллекциями картин.

     Главная прелесть фильма - это остроумные и афористичные диалоги.

      В середине истории случается смерть молодой женщины, но в конце концов выясняется, что всё к лучшему.
   
     А главная героиня - подруга покойницы Валентина. Она в начале истории вышла замуж, но потом как-то всё закрутилось, завертелось... Искания, забота о сиротах, новые мужчины, популярность, закупка картошки и мыла, борьба с фейк-ньюс... Вся в делах девушка. Мятущиеся, но целомудренные девушки занимали внимание не только отечественных кинематографистов 50-х - мировая тенденция-с.

     Об игрушках. В прессе появилась статья о молодом вдовце с двумя ребятишками, и сердобольные граждане и организации завалили семью подарками...

"Подвинься, крокодил! Дама сядет... Закусывай, шляпа!".
Ребятишки с медведем и собачкой играют в папиных собутыльников. 
Общественность вмешалась.
 "Наше звено может отвечать за молоко и картошку!" -
- "Вопрос надо решать кардинально, в целом. Молоко и картошка - это паллиативы!"...
Между милиционером и дамой из клуба офицерских жён - чудный пупс в кроватке!
Подарки детям. 
Сдаётся мне, что в коробках с орнаментом - шоколадные конфеты.
Белый медведь на колёсиках - от флота.
В кино флот уже помогал советским детям: 
традиция была заложена фильмом 1945 года "Близнецы". 
 Уже знакомый нам шарнирный Буратино.
Ничего себе машинки! 
"Хочешь, я тебе её куплю? - Ну да, у тебя столько денег не хватит". Умный мальчик.
 Чудесные и недешёвые куклы.
Это, вероятно, ещё прессованные опилки. Но возможен и пластик: начало 60-х всё-таки. 
А каковы образы, личики, парички, как продуманы и качественно выполнены костюмы!
Чур, в розовом - моя!
     ________________________________________________________


     Интересная история! Этот фильм - предтеча цикла "Кабачок 13 стульев". Ну как спектакль "Солдаты в синих шинелях" и последовавший сериал "Следствие ведут знатоки".

     В съёмках принимали участие артисты Театра Сатиры и комедийные киноактеры. Г. Менглет, О. Аросева, В. Лепко... М. Пуговкин, Г. Вицин, В. Ларионов, Е. Леонов, Б. Чирков... Там список актёров - с километр!

     Фильм составлен из коротких историй, зарисовок и просто анекдотов, позаимствованных из сатирических и юмористических журналов стран соцлагеря. ГДР, Венгрия, Болгария - вот это, если кто не знал или забыл...

Анекдот о молодой мамаше.
_______________________________________________________________-


     Фильм для подростков. Лирическая комедия, хотя проблемы там - нешуточные. Но советское кино тем и хорошо, что внедряло в умы и сердца зрителей всяческий оптимизм. Авторы этого фильма со всеми задачами и сверхзадачами справились.

     Пятнадцатилетний школьник влюбился в супер-девушку. Роковая любовь. Сценарист сам сравнил эту историю с перипетиями "Первой любви" И. С. Тургенева. 

     И понесло парня не в ту степь... Но не в той степи быстро взрослеют и умнеют. 

 Советский обычай: молодожёнам подарили пупсика. 
А это главный герой фильма уснул с куклой.
______________________________________________________________________


     Детский фильм из 60-х. По рассказам Н. Носова. Несколько сюжетов: про рыбку, марки, варенье и огурцы - объединены в общую историю.

      Главные герои - мальчик Яша и его сестрёнка Леночка. Да-да, это тот самый Яша, который съел варенье, а губы Леночке измазал, чтобы мама его не наказала.

Леночкин пупс. А ещё тигрёнок и неваляшка.

А это в детском саду. 
Хитрые воспитатели соорудили вольер для механических игрушек.
Историю это извращения восстановить невозможно: то ли так придумали кинематографисты, то ли реальному детскому саду выделили игрушки, не соответствующие возрасту детей...
А игрушки замечательные: слоники качают головой и ходят, повозка с лошадью едет, 
обезьянка делает сальто, кошечка переворачивается со спинки на живот...
 ________________________________________________________________


     Три истории по сценариям Ю. Нагибина. Первая - про мальчугана, убежавшего с дачи познавать мир. Его приключения более знакомы по мультику: "У таракана усики, у мальчугана трусики. Ля-ля-ля-ля-ля-ля..."

Детская площадка.
Здесь дети играют, слава богу, а не смотрят на игрушки.
     P. S. А третий короткометражный фильм - мой любимый. Россия - в вечных символах. И снято как вневременная - космическая - история.
___________________________________________________________


      Наверное, это фильм для взрослых. Наивный и очень непосредственный мальчик, уточнив у мамы, откуда берутся дети (а их покупают в магазине, конечно), отправился покупать себе папу...

     Образец советского кино 60-х: "Я шагаю по Москве" в детском варианте.

Димкина обезьянка.
"Я его не балую!" - говорит о сыне мама.
______________________________________________________________


     Ещё одна история о мальчике без папы. Драматическая.

Медвежонок Кузя.
Мальчишеские игрушки конца 60-х.

 
____________________________________________________________


     Музыкальная комедия. Даже, скорее, водевиль. И все герои - водевильные, но с поправкой на советскую действительность. И незачем предъявлять фильму претензии относительно реализма и какого-то там "толка"! Ну немножко бестолковый фильм... Хорошо - совершенно бестолковый.

     Девушка-маляр влюбилась в парашютиста... Это как горничная влюбилась в гусара. А дальше - комедия положений, путаница, нелепица, немножко борьбы с бюрократизмом и - счастливый финал. И где!

     Яркие цветовые пятна (одежда, интерьер), спортивные трюки, молодёжь в плавках и купальниках, лирические мелодии - так представлялось и ощущалось счастье в 60-е.

    Ну да, известные актёры говорят и поют не своими голосами... А юные Наталья Селезнёва, Лев Прыгунов и Владимир Высоцкий - разве этого мало? Их лица стали символами молодости наших родителей или бабушек-дедушек. 

Дети в отделении милиции.
Ничего страшного - просто мамочки пошли в горсовет качать права.
Фильм снимался в Минске. Наверное, и игрушки местных фабрик.
Подбор игрушек, судя по всему, доверили либо педагогу, либо просто умному человеку:
все игрушки соответствуют ясельному возрасту массовки.
Какой пластмассовый мальчик-спортсмен интересный: личико с выражением, 
мускулистая фигурка, шапочка с заломом.  И его хозяин тоже хорош!
Самоделкин. 
 
_______________________________________________________________


     Фильм о том, как и зачем молодёжь едет в Сибирь. Агитационно-завлекательный. Музыкальная комедия. 

    А, точнее, это фильм-пособие украинских кинематографистов для украинских девушек: зачем стоит ехать в Сибирь, что брать с собой, где устроиться на работу и кавалера из какого города искать. Главная героиня - Зоя Вертишейка из-под Полтавы. Исчерпывающая характеристика.

    Если сегодня фильм и интересен, то только отражением украинского менталитета: заробитчане едут "большую деньгу зашибать" (это цитата), а дивчина Вертишейка везёт в Сибирь семь флаконов одеколона... Зачем? А посмотрите. 

     Фильм из третьего эшелона. Он настолько оптимистичный и театрально-условный, что даже чересчур. Режиссёру не удалось повторить свой успех - снять такую же удачную картину, как "Ключи от неба" (1964). 

    Кукла в фильме есть. Зоя покупает куклу в подарок подруге-новобрачной. 

Ну давайте гадать. 
Капор, белая блузка с рукавами-фонариками, корсет со шнуровкой... ГДР! 
Поиски в интернете наводят на мысль, что это кукла  производства "Sonnenberg" 
(там всё сложно, как и у нас с "Кругозором": сначала работали несколько фабрик, потом появился комбинат, потом - объединенные предприятия). Именно в этом городе родился бренд "Сонни". 
Кукла эта - из 40-х - 50-х годов: голова-руки-ноги - композит, тело - прессованный картон. 
В 60-х годах фабрики ГДР уже выпускали кукол из более современных материалов.
Как эта устаревшая фройляйн оказалась в Сибири в 1967 году?
Здесь ещё деревянная игрушка, о которой чуть ниже.
Кукла в фильме падает в воду. Конец кукле из картона! 
_______________________________________________________________


      Ещё одна этнически окрашенная история. На этот раз - Грузия. 

      Молодой человек, опрометчиво представившийся девушке студентом, устраивается на игрушечную фабрику... А это для грузина непрестижно! Но всё хорошо заканчивается. 

     Фильм - музыкальная комедия с элементами мультипликации. 

      А куклы? Качество фильма, выложенного в открытом доступе, не позволяет их рассмотреть и составить определённое мнение. Во всяком случае, любители и собиратели советских игрушек не помнят и не хранят грузинских кукол. Молдавские, литовские, украинские куклы - были, а грузинских - никто не знает. 

      Ну а фильм... За тридцать лет мы как-то отвыкли от советской пропаганды окраинных национальных культур. Если вы антрополог-историк-культуролог или трепетный вспоминальщик советского интернационального рая (вернее, его киношного образа) - то фильм можно посмотреть на перемотке. 

Фабрика и цех (ну якобы цех, по сюжету).
Мультипликация.
Ага! Эта куколка - продукция московской Фабрики сувенирных и подарочных игрушек! 
Кукла Синеглазка, художник - Е. Лаврова. 
А собачка и эти красавцы - текстильные мультяшки на каркасе. 
 ________________________________________________________________


     Да что ж такое! Опять игровое кино плюс мультипликация. Теперь фильм совместного производства "Белорусьфильм" и "Союзмультфильм". Мода, наверное, такая была.

     В некоем городе появился молодой человек со взглядом "ярое око" и искрами из глаз. И он стал превращать живых людей в кукол. Оправдывает его только то, что все превращённые - из сферы обслуживания или невежливые в быту.

      Фильм не запомнился современникам, несмотря на то, что в фильме снимались М. Жаров, М. Яншин, а "голосом за кадром" был З. Гердт.

Превращённые повар, управдом, таксистка и несносный сосед.
Жутковато, конечно. Не по-советски как-то... Но, может, волшебство представлялось единственным средством для исправления советского сервиса?
________________________________________________________________


     Одну из главных ролей исполняет Вера Кузнецова - только ради этого стоит посмотреть фильм. 

      Но он интересен и как памятник хрущёвскому времени и идеологии шестидесятничества: там поют "Меня моё сердце в тревожную даль зовёт" в честь старика-революционера, громят религию, едут на севера, разводят племенной скот... Всё по методичке.

     А в основе - семейная история и люди, задумавшиеся о корнях. Хорошо! Сюжет таков: старики бросают дом в деревне и едут к чёрту на кулички спасать семейную жизнь дочери... И это - самое ценное в жизни и в картине. Связь поколений, старики и внуки, колыбельная, в которую бабушка превратила студенческую песенку: "Дважды два, дважды два, дважды два - четыре. Уходя, гасите свет. Сила вся - в кефире..."

В руках у внучки - Сеньор Помидор из коллекции "Приключения Чиполлино".
Автор - М. Вильям. Эти целлулоидные игрушки выпускали крупные сибирские химические комбинаты. Потом появились московские аналоги - из более твёрдого полиэтилена.
А фаянсового петушка многие вспомнят. 
Он знаменит так же, как коты-копилки и коврики с лебедями и оленями. 
_____________________________________________________________


      Фильм политический и шестидесятнический. Прохрущёвский то есть.

      По поводу этого фильма можно было бы спорить, но не надо. Он почти любительский. И он глупый и противоречивый (как и идеология шестидесятничества в целом). И это не фильм о деревне - это советские интеллигентские споры, вынесенные на колхозную натуру. Наверное, авторы попросили местного агронома или зоотехника: "Скажи нам что-нибудь сельскохозяйственное". А тот: "Барда!". Так и вошло в фильм: "Что ж это ты подсосным маткам барду скармливаешь?". Ну не прелесть?

     И  среди воспомянутых в фильме репрессированных - Шифман. Куда ж без Шифманов-то? Как оправдать революцию и соцэксперимент, не оправдав Шифманов, РСДРП и "Бунд"? Это логическая ловушка, это невозможно. (Был фильм 1963 года с тем же мотивом - "Если ты прав"; так там среди репрессированных был "партийный работник Гендель". Метка шестидесятничества).

     А актёры - замечательные. Особенно А. Глазырин. Это он сыграл председателя колхоза, отсидевшего "за песенки" 17 лет. На харизме и голосовых данных этого актёра авторы и вывезли свою идею. А подставь другого актёра, и...

     Но не об этом же - в блоге о куклах!

     Итак, в колхозе с недавнего времени - прекрасный председатель. И разворачивается личная и производственная драма. Много драм. Кипят шекспировские страсти! Любви, смерти, борьба за царство...

     Свадьба. Деревенским молодожёнам дарят целлулоидного пупса. А у городской агрономши в комнате - модерновый Буратино из деревянных шаров, конусов и цилиндров. Город - деревня, борьба стилей. В деревне - пышные кровати, кружевные подзоры и имитация дореволюционного достатка, а в городе - столики о трёх ногах, прямоугольные кушетки и минимализм; в деревне разноцветные платья и платочки, в городе - шляпки, однотонные костюмы и сумочки строгих геометрических форм.

     Игрушки заговорили о том, что распалась связь времён... А то - фи, куколки. Вот и куколки!

Геометрически упрощённый деревянный Буратино. Собран на резинку из деревянных деталек.
Были и медведи, и спортсмены, и зайцы, и ещё кто-то...
Родоначальник модных ныне шарнирных кукол.
Пупс среди подарков деревенским молодожёнам. 
О! И слоник есть, против которого так возражала городская женщина 
в другом фильме - "Живёт такой парень". 
__________________________________________________________

"ЗАБЛУДШИЙ" или "ГНЁЗДА" (Мосфильм, 1966).

     Тот случай, когда эстетика неореализма (с обязательным чёрно-белым изображением!) позволила показать жизнь советской деревни 60-х как беспросветную бедность. Ситец, кирзовые и резиновые сапоги, допотопные плюшевые жакеты на молодухах, чёрные сатиновые трусы на детях... А ведь в кадре деревня, расположенная всего в 60-ти километрах от Москвы. Смело! Авторы, конечно, нагнетали жути, но в меру.

     В Российской империи на начало ХХ века отдача с десятины земли в Подмосковье была одной из самых высоких в стране (выше, чем в чернозёмной Харьковской губернии, например, в 7 раз). Рядом Москва, развитой общероссийский рынок всего (включая рабочую силу), с/х специализация, технические культуры, мясо-молоко и их переработка... Короче, зерно под Москвой в рыночных масштабах уже не выращивали - невыгодно. Но это длинная история... Правда, в этом фильме появляется какой-то очень умный и ласковый председатель колхоза в очочках. Судя по кратким репликам, он намерен перепрофилировать хозяйство.

     А мужчины из колхозов бежали. Так и возникла семейная путаница в жизни главного героя. В ролях Николай Крючков, Лидия Смирнова, Клара Лучко и др. Смирнова и Лучко - блистательны!

     В деревенской избе нет игрушек. Есть лишь самодельные самолётики.
И надувной мячик - достойный и даже роскошный подарок деревенскому ребёнку. 
А у городских ребятишек уже есть куколки и красивые книжки.
_______________________________________________________________


      Комедийный фильм о человекоподобном роботе. 

      Был научно-романтический фильм "Его звали Роберт" с аналогичной фабулой, позже выйдет мрачный фантастический фильм по произведениям С. Лема "Дознание пилота Пиркса". А это - музыкальная комедия с элементами сатиры.

     Учёный Бантиков сделал робота, а тот сбежал. Причём, он научился менять внешность (задолго до жидкого Терминатора!).

     В ролях М. Пуговкин, Ф. Мкртчян, Г. Вицин и др.

     В поисках робота Бантиков и милиционер забредают на игрушечную фабрику. А там - лихое производство весьма странных игрушек. Сейчас бы их назвали бы гендерно-нейтральными. 

"- Значит, никакой разницы между девочкой и мальчиком нет? 
- Зачем подчёркивать разницу между девочкой и мальчиком? Не надо этого..."
В юбочке - Танька, в шортиках - Ванька. 
____________________________________________________________


      Детская новогодняя сказка. И классический фильм ужасов. Даже эталонный. Жуть в советском городке. Есть и страшный дом с тайнами - штамп жанра. Правда, это школа или интернат. Дети рисуют новогодний плакат с буквами "СССР", а к ним заходит нечеловек... Ууууу!

      Там страшно всё, а не только ожившие снежные бабы! На эффект хоррора работают: сама история, персонажи, монтаж, свет, ракурсы, построение сцен... Присмотритесь, как талантливо снята погоня в универмаге! После этой сцены возникает вопрос: и зачем нам Хичкок? А какова Клара Лучко! Настоящая ведьма. А детское колдовство с сердцем? То-то.

     Даже ожившая Снегурочка - эталонная нежить, жуткая внеземная субстанция неизвестного происхождения.  "Когда ты вырастешь, ты меня узнаешь!"...  
История крутится вокруг волшебных часиков - Артель "Игрушка", 2-й сорт.
Эти часики - металлические, 
а были в продаже и пластмассовые детские часики на мягком ремешке.
В универмаге. 
Можно рассмотреть куклу, резинового Кота в сапогах, калейдоскоп,
какого-то персонажа верхом на каком-то звере...
____________________________________________________________


     Киноальманах из двух короткометражек - "Женя" и "Буба". Второй фильм рекомендован к просмотру тем, кто интересуется грузинской проблематикой. 

     Фильм "Женя" рассказывает о совсем уж маленьких детках - из средней группы детского сада. Четыре-пять годиков. А у авторов фильма получилась настоящая драматическая история!

     Главный герой - мальчик Женя. Личность! А ещё есть Ирочка, и тоже личность. А ещё есть Леночка. И она - личность. Вот так, дорогие взрослые!

     Случайное знакомство Жени и Ирочки продолжилось в детском саду.

Нина Фабрики кукол № 1 на ул. Елизаровой (позднее объединения "Кругозор"). 
Первые Нины были очень интересно одеты! Платья современного кроя, мини-юбочки, брючные костюмы и целые комплекты. Это были модницы и прогрессивные девочки. 
Эта Нина, как видно, одета в короткие шортики и стилизованную тельняшку. 
Её бескозырка из комплекта мелькнёт в другом эпизоде.
А маленькая кукла с коляской - это целая игра! Уж не заводная ли это игрушка?
Здесь можно рассмотреть личико ранней Нины. 
Платок ей, конечно, дети намотали.
 Прелестные надувные и мягкие игрушки, меховая куколка с резиновым личиком (Алёнка?)... 
 Ещё, ещё и ещё...
 
А кукла-мальчик - уж не знаменитый ли это Володька ("Ленигрушка", Л. Сморгон)? 
Ухо низко, светлые волосы нарисованы, длинная и худая шея, пухлые ручки, 
далеко отставленный большой пальчик, круглые глаза и щеки-яблочки. 
Ну он же! Ребёнок-шалун с грацией юного гопника. 
У этого автора есть аналогичный пупс Антошка - тоже с искаженными пропорциями тела, 
пустыми глазами и... напоминающий маленького примата.
А под лошадкой - не игрушка, а настоящий гном, который помог Жене. 
 ________________________________________________________________


     Телеспектакль по пьесе Сергея Михалкова. Про мужчин и мужской кризис среднего возраста, который выражается в поиске новых перспектив и желании "тряхнуть стариной". 

     Леонид Кулагин, Афанасий Кочетков, Анна Каменкова и др.

А здесь Нина одета в стиле милитари. 
Комплект - стилизация под форму РККА, а, точнее, под парадную форму Русской армии, 
над образом которой работали В. Васнецов, Б. Кустодиев и др.
Вот ведь - от Васнецова до куклы Нины...
 
______________________________________________________________


     Киноальманах. Три новеллы. Первая - о том, как второклассники помогли в кинотеатре знаменитым "неуловимым мстителям". Милейший советский милитаризм!

Этот и похожие револьверы выпускались в разных цветах - 
они были голубые, жёлтые, красные, белые...
В них играли и девочки.
Оттянуть курок, потом нажать на спусковой крючок, и он щёлкнет!
 
Арсенал оружия в советской школе. Есть даже горохострельное оружие. 
______________________________________________________________


     Мелодрама. Сугубо женская. 

     Как же меняется представление о возрасте! Сейчас 29-летняя девочка бегает в джинсах и привыкает к идее замужества, а в 1971-м году - это был возраст глубокой зрелости. Героиня фильма, воспитывающая дочку, отказалась от личной жизни. Хватит, мол. Вот сделала себе пучок и хожу огрызаюсь. 

     Писатели и особенно писательницы любят одаривать таких героинь молодыми студентами. 

Куклу невозможно рассмотреть, и не только потому, что в сети - 
чудовищная запись кинокартины, чуть ли не с экрана на камеру.
А кукла Лариска замечательная - маленькая подружка. 
Захват за ножки - оп! - и носи сколько хочешь и где хочешь. 
Котята в корзинке! А под каждым котёнком - пищалка.
Лукошко с имитацией плетения и длинная пластмассовая ручка. 
Продавцы, выставляя такие корзинки, указывают на клеймо латвийской фабрики "Straume", выпускавшей бытовой ширпотреб и игрушки.
Там ещё кукла "Олег Попов"! 
А были и "Карандаш", и "Юрий Никулин", и "Евгений Леонов"...
_______________________________________________________________________


      Интересный и новаторский фильм о странностях любви - материнской, братской, женской. 

     Мальчики военного поколения уже выросли во взрослых мужчин, а без мам - никуда. Пришли новые ценности и новый стиль жизни свободных 60-х - а свои и чужие ошибки будут по-прежнему исправлять мамы. Там есть интересная тема - новые и замысловатые формы семейных отношений в обществе, которое можно назвать "пост-деревня" (ну типа - социальный модерн и т. п.).

     Прелесть картины - в иносказательности. Средствами киноязыка создаётся образ "где-то там". Артхаус это любит - притчевость. Вообще, комплекс приёмов и средств, с помощью которых был снят этот фильм, свидетельствует об увлечённости режиссёра западными образцами: там и вестерн читается, и новая французская волна...

     В ролях Виталий Соломин, Леонид Неведомский, Надежда Федотова и Майя Булгакова.

     "Он у меня только с культурными детями общается", "Чем вас только кормили? - А чем положено - всеми видами пищи", "Чего-то мы не то городим..." 

Куколка-плясунья, качающаяся игрушка.
Это мамин мир.
 А это девушки 60-х и их мягкие-мягкие игрушки.

А это качающаяся плясунья из фильма 
"Время летних отпусков" (Мосфильм, 1960).
 _________________________________________________________


      Детский фильм. Детектив. Кто смотрел в детстве - должен помнить. Деревенский мальчик, красный следопыт, решил помочь одинокой односельчанке в поисках мужа, без вести пропавшего в годы войны. 

     Ах, если бы он знал, что поможет раскрыть не одно преступление! А преступления эти - настоящие, кровавые, циничные и жестокие. 

     В роли сельского участкового, бывшего военного разведчика - Георгий Юматов. И много-много любимых советских актёров (Л. Неведомский, А. Максимова, И. Саввина, М. Булгакова, Б. Новиков, М. Крепкогорская), поскольку к детскому кино подходили серьёзно.

     "Молдова-фильм" - это лишь студия и режиссёр, фильм о русской деревне. 

Кукла - часть убранства дома вдовы Настасьи.
Кукла на телевизоре - это было что-то сродни красному углу.
Эту красоту нового обычая запечатлел не один фильм.
 _____________________________________________________________


     Фильм агитационный или рекламный - как угодно. Водился такой грешок за советским кинематографом.Чуть что - "Все - на целину!". Чуть другое - "Все - обратно! Поднимем сельское хозяйство Нечернозёмной полосы!"...

     С введением 10-летки возникла тема неравенства: часть детей уходила из школы после 8-го класса, а часть - после 10-го. Этот фильм рассказывает о том, какие хорошие, интересные и, главное, умные ребята учатся в ПТУ. И педагоги там - лучшие...

Вот какой негритёнок! 
Прелесть прелестная, а не куколка. 
Похож на изделие московской Фабрики сувенирных и подарочных игрушек 
(паричок с залысинами, резинки, три пальчика вместе).
Нынешние продавцы обычно предлагают негритят в шортах и рубашках, 
реже - в ярких брюках или платьях (а были и девочки). 
Но этот - с кольцом! в набедренной повязке! с амулетами на шее!
 
___________________________________________________________________


      Романтическая комедия с рекламой "Аэрофлота" и денежно-вещевой лотереи. Это не первый и не последний фильм, который затевался ради рекламы лотереи!

     Девушка выиграла деньги и потратила их на поездку в Москву. А Москва - это всегда карнавал: случайные знакомые, люди со всех континентов и... гарантированная любовь! 

А это Грушенька, баба на чайник. Объединение "Кругозор".
Она понадобилась для характеристики героини: 
мол, я - не домоседка, как эта чаёвница, я - в Москву!
Кукольный шедевр, дама с характером.
Если углубляться в историю вопроса, то подобная кукла - на тот заварочный чайник, что ставится на верхушечку самовара. Отсюда и дизайн куклы - длинное платье. 
Это дореволюционное изобретение, конечно, а идея была подхвачена советской промышленностью.
________________________________________________________________


     Детский фильм о мальчике Вите, который пошёл в первый класс. Среди новостей, чудес и неожиданностей этого дня - знакомство с девочкой Аллой. 

     Что ещё? Удивительная атмосфера молодого советского города - реального, но одновременно волшебного и смешного. Дети, дети, дети, которые самостоятельно гуляют, играют и устраивают дворовые концерты...

     В ролях З. Фёдорова, В. Телегина, Л. Алешникова и мн. др.

Открылся новый "Детский мир". И Аллочке купили большую куклу. 
Куклу нельзя рассмотреть, но и так понятно, что она "ходячая".    
 
________________________________________________________________

"ДОЧКИ-МАТЕРИ" (Киностудия им. М. Горького, 1974).

     Фильм Сергея Герасимова, в котором главную роль исполнила Тамара Макарова.

     История о социальной бездне между людьми (даже в СССР) и о противостоянии понятий и сущностей "семейное-общественное".

     Главная героиня Оля - выпускница детдома, учащаяся ПТУ, общественница, комсомолка, работница Уралмаша... Но одинокая и несчастная девочка, которая зачем-то это поняла.

     Вообще-то, фильм с подтекстом и послевкусием. Интеллигентская идея "всяк сверчок - знай свой шесток!" не может оставить зрителя равнодушным. Читал ли режиссёр Герасимов  Парето, Вебера, Сорокина и Дюркгейма - это вопрос, но, видно, марксизм уже не отвечал на вопросы о причинах возникновения социальной стратификации в советском обществе.

Оля навещает свой детский дом. 
Игрушки далеко, и их не опознать. 
Кроме, пожалуй, красной пластмассовой лошадки с пищалкой: 
нужно потянуть за леску на загривке, и лошадка заржёт.
________________________________________________________

"КТО ЕСТЬ КТО" (ЦТ, 1977). 

     Телеспектакль. Сатирическая пьеса Г. Горина для трёх действующих лиц. Герой - сорокалетний доктор наук и директор института.

     Пьеса устарела, да и ничего интересного она собой не представляет. Люди просто оккупировали и окучивали сферу "советская сатира и советский юмор". И не только жанр сатиры, кстати. Как говорила чиновница от культуры из фильма "Культпоход в театр" (Беларусьфильм, 1982): "А ведь столько есть прекрасных композиторов: Фрадкин, Френкель, Флярковский, Шаинский, Колмановский, Ханок, Починок,  Дементьев... Да - боже - сколько!"

      Сегодня интересно другое - с помощью каких средств декораторы воссоздали квартиру советского карьериста-интеллигента. А они понапихали туда всё возможное из статусного: импортный алкоголь, пачки дорогих сигарет, виниловые пластинки, иконы, якобы африканские маски... А также - кремы, лаки, шампуни, заграничные платья и халаты, бра, зеркала и канделябры...

     И среди этого склада - игрушки. Вот так. Куколкам, оказывается, было отведено особое место в квартирах советских граждан, карьерно доросших до служебного автомобиля.

     Декорации - это, конечно же, мусор и муляжи из реквизиторских закромов студии. Но важно, что художники и декораторы работали на создание образа "типичного". 

Пупсик - это, скорее всего, советская реплика на "кнопочек", "копыток" 
и прочую зарубежную мелюзгу. 
Но, возможно, это дитя гоблинов с характерным личиком - из стран соцлагеря.
 И вот эти импортные голопопики на горшках или со спущенными штанишками 
(Югославия? ГДР?) вызвали бурю копирования в СССР. 
Итак, легенда советского пупсикостроения - писающий мальчик!
Попсовый фольклорный стиль. Это, конечно же, не "народный костюм".
Скорее, эти куколки - половые или плясуны. 
Выполнены они качественно: пластиковый козырёк (!), вихры, баки, сапожки. 
Осталось выяснить, кто делал этих красавцев - Фабрика 8 Марта, 
Загорская фабрика игрушек, Ивановская фабрика, Фабрика сувенирных и подарочных... 
     _______________________________________________________________


     Есть такой приём - и давний - снимать кино о том, как снимается кино. Здесь бывший спортсмен решил устроиться каскадёром на киностудию. А дальше - люди, лошади, актрисы...

      У героя-каскадёра (А. Михайлов) есть сестра. У неё куклы в комнате, а она уже замуж собралась за Тынчтыкбека.

      Ничем не примечательный фильм. Но зато добрый как мычание отелившейся коровы.

Настя Фабрики им. 8 Марта или Милана Днепропетровской фабрики.
В гардеробе у этих куколок были платья как у кисейных барышень: 
снизу - чехол, а сверху - прозрачный тюль разных цветов.
Рукава фонариком, ботиночки белые, панталоны с кружевами.
У этой куклы как раз платье из тюля. 
И свисающие щёки, и оттопыренный большой пальчик, и характерный наклон резиновой головы! Она, конечно.
___________________________________________________________


      В конце 70-х кинематограф стал изображать не только интеллигентские "страдания", но и сложные перипетии в семьях рабочей аристократии. Передовой пролетарий выбрал не ту женщину... Борис Щербаков и Евгения Симонова. В конце фильма - обязательный проход героев навстречу друг другу.

Отдельный детский шкафчик для игрушек. Что характерно.
Но все игрушки - типичные и недорогие, потому что рабочая аристократия 
имеет совесть и сдерживает себя в потреблении. 
     Поизучав советские фильмы на предмет наличия игрушек, можно составить представление о реквизиторском богатстве студий. Одни и те же игрушки кочевали из фильма в фильм. Голубой медведь "в искажённых пропорциях" был в фильме "Усатый нянь", лошадь с поднятым хвостом - в нескольких фильмах... А один плюшевый медведь цвета "детской неожиданности" кочевал из картины в картину.
_____________________________________________________________


    Мелодрама. Об искушениях красивой женщины. Не красивой женщиной, а красивой женщины. 

    Тонкая, нервная, трепетная Мария Соломина, которая переиграла двух партнёров - А. Абдулова и И. Виторгана. Впрочем, режиссёр, кажется, понимал, что актрису и её героиню нужно лишь обрамить.

     Её Нелли в чёрном пальто - это сильно. Это как героиня Мерилин Монро в белом или Эсмеральда Джины Лоллобриджиды в красном... Эталонная красота и стиль конца 70-х.


      Молодая семья живёт в коммуналке, и всё её нехитрое имущество, включая кукол дочери, помещается в одной комнате. 

Щекастенькая кукла с длинными ручками и ножками. С разных ракурсов - разная. 
Кто ты, блондинка с кудряшками?
Дочка играет.
И сразу вспоминаются игрушки: леечки, ведёрки, лопатки, совочки...
____________________________________________________________


     Атмосферный фильм о любви. Как рассказать о любви довольно взрослой женщины, мотающейся по стройкам - Любы-штукатура? И авторам фильма это удалось. Любовь Любы - сложная, красивая и фатальная. 

     И в этом фильме - артхаусная притчевость, обобщение, доходящее до уровня "где-то там за крутым поворотом". А в кадре - всего лишь стройка, грузовики, вагончики для жилья... 

    И повсюду - символы, знаки, картинки-настроение. У фильма есть противники (скучно, затянуто, невнятно, вторично, сюжет потерян в "картинке"), и сторонники (романтично, красиво, авторы экспериментировали до икоты, символично)...

Жилой вагончик с металлическими кроватями. 
А получилась иллюстрация сказки, замешанной на вечных мифах: светёлка, башня, замок, изба на куриных ногах... Женский мир заколдован, и нельзя туда прохожему и случайному - вон какие стражники и пограничники!
А целлулоидные пупсы, оказывается, дожили до конца 70-х!
_____________________________________________________________

"ДАМЫ ПРИГЛАШАЮТ КАВАЛЕРОВ" (Мосфильм, 1980).

     Лирическая комедия. Тридцатилетняя незамужняя продавщица из провинциального городка отправилась "на юга". Конечно, за кавалером. И в советской жизни, и в советском кино было так: если на юга - то либо криминал, либо комедия. Нюре достались и то, и другое, и бонус впридачу.

     В фильме снимались знакомые и любимые актёры. Перечислять замучаешься.

     Сколько там подробностей советского быта и отдыха! И уже не хочется думать о качестве фильма - достаточно вагона ностальгии.

Нюра на работе. 
Типичный советский магазин. И обязательно - куклы и запах картона от коробок.
С розовыми волосами - кукла Саратовской фабрики игрушек.
 Мальчик в народном костюме - Фабрика им. 8 Марта.
И обязательный для конца 70-х - 80-х - меховой карман. Здесь это медведь с жёлтым пузом.
А это трофей с юга. 
 _____________________________________________________________

"КОНТРОЛЬНАЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ" (Белорусьфильм, 1981). 

     Мелодрама. Фильм и героини переходной эпохи. Это когда темы, моральный посыл, основные составляющие киноязыка - ещё советские, а героини уже не вполне - странноватые какие-то. Уже были зачаты, но пока не вылупились интердевочки, маленькие Веры и девушки с криминальным талантом.

     Именно в это время расцвела так называемая "женская проза", в которой женщины страдали от всяческих бед бытового характера, боролись за всё и против всего подряд и обязательно проявляли какие-нибудь экзотические качества. И кино подтянулось...

     Героиня этого фильма - самолюбивая, взвинченная и порывистая девушка-провинциалка, поступившая в вуз в крупном городе, которой кажется, что она познала жизнь до самого дна.  Её кредо - "Каждый пробивается как может. Надо пробиваться!". Ну да, цинизм позднего застоя.

     Потом случаются некоторые события, и героиня совершает подвиг самопожертвования.

     Эту истеричку, фактически проделавшую путь Марии Магдалины, замечательно сыграла Евгения Симонова. Правда, социального неблагополучия в ней было столько же, сколько крестьянства в княжне Марье, но нервность героини - подлинная.

     Ругать фильм стыдно, потому что темы, затронутые в нём, слишком серьёзны, а хвалить и выделять его - совесть не велит. Обыкновенный фильм студии "Беларусьфильм". А у студии был свой стиль и своя тематика (см. "Зимородок", "Через кладбище" и мн. др.).

В руках у девочки кукла белорусского объединения "Мир". Скорее всего, Минск. 
Она выпускалась в разных одеждах, в том числе и в костюме школьницы.
Ладошки кокетливо приподняты, губы бледные и маленькие, рост 42-43 см. 
___________________________________________________________________


     Сериал. По сценарию Г. Маркова. По романам Маркова и ранее снимались эдакие семейные саги про село - "Строговы" и "Соль земли". 

     Ныне главный герой - Антон Соболев, молодой и принцеобразный секретарь обкома с математическими талантами. Он намерен в разы увеличить объём с/х производства в области. Все математически подсчитал. Но нужна перестройка! Вот ведь. 70 лет развивались согласно самой передовой марксистской науке - и на тебе! 

     Зрители следили, в основном, за любовными и семейными перипетиями. Елена Проклова в роли работницы совхоза - это, чёрт побери, замечательно! 

     Там сначала Соболев путешествует по Италии, мимоходом спасая графское семейство, потом итальянцы приезжают в СССР... И появляется девочка из Италии и кукла из Италии. 

     В голове советских граждан прочно засела мысль, что Запад - это всегда "богайство", поэтому куклу нарядили в розовое облако. Роскошшшшшшь!

Если присмотреться, то это банальная пластмассовая Марина, 
но в чудовищном капоре из синтетики и таком же бурнусе (накидке? плаще? палантине?).  
Костюмеру поставили задачу "сделать Италию" - он и выполнил как мог.
Вот для костюмов актрис одну ткань выделили - и вертись как хочешь!
Несколько кукольных фабрик СССР работали на итальянском оборудовании SEBINO
и выпускали кукол с мягкими милыми личиками. Всё было проще - пойти и купить соответствующую московскую, нахабинскую, горьковскую или днепропетровскую куколку. Вот вам и Италия! 
    Сериал не был закончен: его политическая актуальность таяла быстрее, чем разворачивалось кинопроизводство...
 _____________________________________________________________


     Телефильм, сказка для взрослых. Про любовь под Новый год. Ирина Алфёрова и Владимир Меньшов.

     Бытовая услуга и подработка для актёров - Дед Мороз и Снегурочка поздравляют детей с Новым годом, выслушивают стихи и дарят им подарки. Герои ходят из дома в дом, из дома в дом, а там - дети, ёлки, игрушки...

     Эту картину, как и фильм "Детский мир", можно использовать как исторический материал для изучения игрушечного ассортимента советских 80-х.

Куколка.
Советская монстряшечка: резиновое лицо, меховое тело, глазки человечьи, 
к моргающим ресничкам добавлены нарисованные на лбу эдакие длинные полуброви-полуресницы,  вместо носа и верхней губы - вытянутая мордочка. 
Мягкие игрушки. 
 О! Это Дед Мороз из ваты, покрытый бумагой. 
Иногда его шубу и шапку подкрашивали.
Кажется, что эти ватные Деды Морозы прошли с советской властью все отмеренные ей историей 70 лет.
В фильме очень много ёлок и, конечно же, советских ёлочных украшений. 
_____________________________________________________________


     По мотивам рассказов А. Куприна. Главный источник - это, конечно же, рассказ "Слон". Все помнят: девочка Надя заболела "равнодушием к жизни", и излечить её смог лишь слон Томми, которого по просьбе папы провели прямо в гостиную.

     Кукол купринской девочки звали Соня, Наташа и Матрёшка. Матрёшка была уже без носа и лысая - заигранная. 

    Для фильма же были сделаны театральные верховые куклы - шикарные красавицы. И Пьеро.  И обезьянки.

     Фильм перегружен лишними темами: "страданиями" несчастных цирковых при царизме, "лишними людьми", подробностями быта петербургского семейства... А изящный и ироничный рассказ Куприна - о другом. И он даже не детский. Впрочем, этот фильм - тоже. 

Это, конечно, не куклы начала ХХ века и даже не реплики.
Нужно было создать волшебных кукол, которые оживали, когда девочка спала, и вели беседы о её судьбе... Ну как в "Амели", только без компьютерной графики и мультипликации.
Стоит просто полюбоваться работой мастера-кукольника. 
 
 
 __________________________________________________________


     Драма. Фильм-ностальгия. Воспоминание об атмосфере, людях, событиях и вещественном облике удивительного времени - начала 60-х. В конце фильма - полёт Гагарина.

      Сюжет - история одной любви. И грустно-грустно, потому что зритель знает: всё закончилось, и эта история - лишь воспоминания, преувеличившие все события и образы до масштаба символов. (Сейчас этот фильм смотрится иначе: авторы же не знали, что "суровые годы проходят, за ними другие идут". Они хотели просто вспомнить и взгрустнуть).

     Особенность картины - тщательное и старательное воспроизведение вещественного мира 50-х - начала 60-х: одежда, обувь, аксессуары, квартиры и их обстановка, отдельные предметы мебели и декора, посуда, обустройство дворов и балконов и т. д. и т. д.

      Художники, декораторы, реквизиторы, парикмахеры и портные - полноценные создатели этого фильма и впечатления, им производимого.

Немецкая композитная кукла пер. пол. ХХ века. 
Один из героев привёз её из Германии после войны - трофей.
Давайте поаплодируем реквизиторам! Никаких "как будто", никаких пластмассовых кукол в фильме 
о XIX-м веке или начале века XX-го. 
Сказано в сценарии "привёз из Германии" - и в кадре появляется немецкая кукла того времени. 
Возможно, красавицу подновили.
А, возможно, она бережно хранилась 
у какого-нибудь коллекционера или любящей хозяйки.
__________________________________________________________________


      Детский мюзикл. Добрее импортных вариантов.

     Умные декораторы, создавая английский дом, так искусно подобрали игрушки, что невозможно сомневаться в их английском происхождении. Кажется, часть игрушек - это рукоделие, и сделаны они были нарочно для фильма. Молодцы! Никто не скажет: "Да это же горьковская Люда! А это минская Оля! А это советский заяц! Такой был у меня!".

Куколки-подвески и текстильный гном в изголовье кровати.

 
_______________________________________________________________


     Какое время - такое и кино. 

     Героиня этой криминальной истории - актриса, девушка со странностями, эдакая винишко-тян, но из того времени. Среди странностей и "изюминок" Екатерины - коллекция гномов. 

     Если фильм и будет интересен, то только тем, кто захочет вспомнить брюки-бананы, "саламандры" и неповторимый базарно-эротически-криминальный стиль 90-х. 

Гномики. Поздний СССР.  
Гномики разные - значит, и фабрики разные. 
 
 
 
У героини есть и огромные гномы. Папье-маше, текстиль. 
____________________________________________________________________


     Ну наконец-то я вспомнила, в каком фильме девочка отказывалась от куколки! 

"Ну-ка, на-ка! - Мохова, ну пожалуйста, ну не суй мне куклы! Я уже не маленькая!"
"Ольга Николаевна, а помните, Маруська вот такой была?".
Пупсик, конечно, не из 30-х. Это чудо ростом 15-16 см - из пластмассы. Полиэтилен.
__________________________________________________________


      Формально и содержательно это уже не советское кино.

      Гражданин Варакин отправился в США за дочерью, увезённой бывшей женой. И он доставил куклу - подарок внучке от бабушки. 

Кукла-пупс из мягкой резины, тело мягконабивное. 
Что-то типа Вики,  Даши, Наташи, Симочки или куклы "Ладушки"...
_____________________________________________________________

     Наверное, это всё. Куклы и игрушки появляются в советских фильмах часто. Но иногда качество фильма, выложенного в интернет, оставляет желать лучшего. А иногда игрушку невозможно рассмотреть - не то что опознать! - потому что она далеко или мелькает в течение секунды. 

     Если найду что-то интересное - просто добавлю в уже опубликованные тексты. 

Фильмов с куклами и игрушками много, много, много...
И теперь ясно, что все они заслуживают внимания - это уже памятники и исторические источники. Сейчас советские куклы хранятся у повзрослевших хозяев или коллекционеров, а в фильмах они живут. В них дети играют! Живая жизнь...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  

....................................................................................................................................