четверг, 14 июня 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 2.

 

     Всё, отдохнула.

     Продолжение. Начало, ЧАСТЬ 1 - здесь. Конец, ЧАСТЬ 3 - вот тут.

     Напоминание. Фото кукол с других ресурсов я не переносила. Если тема заинтересовала, то можно набрать в поисковой системе, например, "кукла Рая Фабрики игрушек им. 8 Марта" и начать собственное исследование и собственный поиск красоты и правды. Здесь только кадры из фильмов и имена кукол, если, конечно, их удалось опознать.
_________________________________________________________



     Очередной советский фильм, совмещающий мультипликацию и игровое кино. Первым, если я не ошибаюсь, был фильм " Новый Гулливер" 1935 года. Там большой пионер попал страну маленьких буржуинов-лилипутов.

     А эта история - про непослушную девочку Таню и про то, как её наказали расшалившиеся кукла Нюша, собачка Тявка и медвежонок Топ.

     Куколка и зверята были сделаны мастерами-мультипликаторами, которые, как было указано в титрах, "вели кукол". Нюша - не игровая, текстиль на мобильном каркасе.

     А там ещё и два вида мультипликации - кукольная и рисованная! Картинки в книжке оживали. Великолепно! Сталинский ампир в кинематографе!

Игрушки пока не ожили.
Озорная Нюша уже бегает по квартире.
_______________________________________________________________


     Ещё один фильм - и мультик, и кино одновременно. Но здесь ещё интереснее: в руках у девочки реальные куклы, а историю разыгрывают их мультяшные аналоги. 

     Это история о старой кукле Босоножке, отвергнутой девочкой Наташей ради новой красавицы Ляли. Сколько девчоночьих сердечек трепетало от этой истории! А была и книга про Босоножку, и книжка-малышка по мотивам мультика.

     Пермские мультипликаторы так запутали и заинтриговали зрителей, что они с самого детства и до сих пор ищут ответа на вопрос, что это за куклы, чьи они и откуда?

Босоножка. 
Какое интересное личико. И тело бликов не даёт, как пластмасса или латекс.
А эта красавица - чья? 
В голову лезут глупости о том, что тело (не лицо, конечно!) похоже 
на худую днепропетровскую Наталью 76 см. 
А, может, первая и вторая куклы - банальный импорт?
И было так: весёлый моряк, муж художницы этого фильма, привёз их из далей дальних - Аргентины какой-нибудь или Австралии? Лимпопо или Тризонии?..
А это мультяшные куколки-аналоги.
 _________________________________________________________________

"ЕВДОКИЯ" (Киностудия им. М. Горького, 1961).

     Вера Панова, хрущёвская перестройка, поэтому в финале фильма - невнятные разговоры о социализме и чём-то "главном". Совнархозы там какие-то...

     Но это, слава богу, не главное в фильме. А главное - это чудесные актёры и семейная история. Любовь, дети, внуки. Неподражаемая Людмила Хитяева.

Катя с милой текстильной кукокой. Наверное, мама Евдокия сшила. 
А куколка с ручками, ножками, детскими пропорциями. 
Плюс полный аутфит; то есть образ, одежда, коммуникация - в полной гармонии!
Жизнь становилась лучше и богаче, 
и у младшего сына Сашеньки был уже магазинный мишка. На дворе пока 30-е.
__________________________________________________________


     Вечный мелодраматический сюжет - одна родила, другая воспитала. Борьба за ребёнка и его сердце. Родила красавица из сферы обслуживания, воспитала - ударница-колхозница. Исход предрешён. 

Мягконабивная кукла, голова и конечности из прессованных опилок. 
Середина 60-х - последние денёчки таких кукол...
______________________________________________________


     Один из лучших детских фильмов. На все времена. История о внутреннем мире девочки Тани. Психологическая драма с элементами триллера. 

     Всего на несколько секунд в кадре появляется Танина кукла. На несколько секунд. Это и понятно - Таня выросла. 

Паричковая и прессопилочная кукла 50-х. Очень большая.
Сандалии, носочки, сложнокроеное платье... Основательный труд и зримый результат.
_______________________________________________________________

"ПОВЕСТЬ О МОЛОДОЖЁНАХ" (Ленфильм, 1959).

     История о том, как девушка Шура стремительно вышла замуж, а потом... Потом друзьям пришлось придумывать целую "операцию", как у разведчиков, чтобы помочь Шуре.

     В 1959 году девушки, оказывается, разрешали дилемму: что главное в любви - принц или принцип? Во как!

     В фильме снимались совсем молодые Е. Леонов, А. Кузнецов, А. Фрейндлих, Е. Уралова, Н. Трофимов, С. Юрский и мн. др. Совсем молодые.

Игрушки из 1959 года.
Среди них - пупсы и шикарная кукла с бантиками.  
______________________________________________________________

"ОБВИНЯЮТСЯ В УБИЙСТВЕ" (Молдова-фильм, 1969).

     Суровый фильм. Детектив, суд, высшая мера наказания... Да уж.

     Но и в таких фильмах появлялись куклы. Одна из свидетельниц по делу - заведующая детским садом. Так она именины праздновала в помещении садика! А что? В советское время всегда были проблемы с помещениями для празднеств; и свадьбы в школах, и дни рождений на кафедрах - это никого не смущало.

     Но тётку отстранили от должности, конечно.

Именины заведующей.
Кукла похожа на продукцию Фабрики сувенирных и подарочных игрушек 
или девочку Загорской фабрики.
 А это полуголое создание напоминает куклу Витю (известную и как Хохолок) Фабрики им. 8 Марта. Художник - М.  Димзе.
Чудесный был пупс! Прелестное личико и характер.
     Там сцену именин монтировали, и в одном кадре на шкафу кукла-брюнетка с косичками, а в другом - уже блондинка со стрижкой. Ну что ж, бывает...
__________________________________________________________________


     Это фильм-ревю. По крайней мере, так пишут в рецензиях и аннотациях. Там поют и танцуют, прыгают, лазают, скачут на лошадях, но не говорят. 

     И с помощью этих минимальных и предельно абстрактных средств зрителям передаётся главная мысль - о необходимости борьбы с бюрократизмом и формализмом во всех сферах жизни. 

     Фильм интересен как поиск новых форм развлекательного телевидения. Получилось легко и мило. Сюжета нет, одно настроение. Аналог радийного "а теперь передаём лёгкую музыку".

     Роль главной героини исполнила Валентина Решетникова, молодая актриса Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Зерно её роли - луч света в тёмном царстве: она приходит, поёт и танцует, всё исправляет и раскрашивает серые будни в красное, потом - синее, потом - в зелёное.

     Часть первая - музей. Плохой директор - Георгий Вицин.

     Часть вторая - магазин игрушек. Плохой продавец - Алексей Смирнов.

     Часть третья - ЗАГС. Плохой регистратор - Савелий Крамаров. 

    Так-так-так. А что там происходит в магазине игрушек? А игрушек много, и они новенькие. Или куплены, или взяты киношниками напрокат. Можно составить внятное представление об игрушечном ассортименте. Куклы, неваляшки, надувные гуси-лебеди, погремушки-мухоморы, мячики... (Мухомор у меня был, и круг для плавания с шеей лебедя - тоже. Даже в сердце кольнуло от воспоминаний!)

Плохой продавец.
Хорошая пришла.
И все заплясали. Боб Фосс какой-то! Но лайт.  
 
Это кукла Рая московской Фабрики игрушек им. 8 Марта. 
Опять Раи, но с разными причёсками. 
Колкий пластик, паричок, стянута резинками (в фильме это видно).
А это красавицы поменьше.
Шляпки, сапожки, болеро... 
Если их сейчас сделать в виниле и с прошитыми волосами из какого-нибудь канеколона, то девчонки ни в чём не уступят американским, немецким, испанским и французским куколкам.
Красоту не спрячешь!
А если куклу берёт в руки плохой продавец, то она чернеет. Вот.
________________________________________________________________


     Это особый жанр - телевизионный фильм-концерт. 

     Подобных фильмов было много. Но этот - особенный: грамотная режиссура, сочетание постановочных номеров и съёмок живого города, неповторимое прозрачное настроение советских 60-х...

      Среди участников: А. Фрейндлих, М. Пахоменко, Э. Хиль, М. Барышников, Э. Пьеха...

     Один из номеров - "Калинка" в джазовой обработке в исполнении "Ленинградского диксиленда". Номер был снят в магазине "Сувениры из Ленинграда". А там - куклы в народных костюмах!
Загорская фабрика игрушек или "Кругозор" (?).
На одной из современных продажных площадок они указаны как кругозоровские.
Петрушка - московский. 
Фабрика кукол, позднее вошедшая в объединение "Кругозор".  
Баба на чайник. Скорее всего, тоже московская. Папье-маше, текстиль.
 
 _________________________________________________________________


     Короткометражный фильм. И сценарий, и актёры, и режиссёрская работа, и монтаж - всё гармонично... Есть и интрига, и несколько кульминаций, и обязательное для советского кино очеловечивание человеческих отношений. 

     Бортпроводница Ольга - выпускница библиотечное вуза и красавица - работает на внутренних рейсах, направляющихся в Восточную Сибирь. Самолёт - маленький ИЛ-14. Пассажиры - очень разные люди. И среди них - мужчина, который везёт с собой очень много игрушек (в сценарии Ю. Нагибина игрушек не было, были хризантемы). 

      В ролях: А. Демидова, Г. Жжёнов, И. Рыжов, Е. Евстигнеев, В. Владимирова, В. Этуш и мн. др.

     Этот фильм почему-то мало знают. Наверное, потому, что он вышел на экраны в составе киноальманаха. 

Посадка. 
Опять наша Рая Фабрики им. 8 Марта. На самолёте летает!
Слоник - в благодарность стюардессе. 
_________________________________________________________________


     Всё понятно - название говорящее.

     Короткометражный фильм рассказывает вот об этом чуде. Ему всего четыре года, но у него активная и насыщенная дворовая жизнь.
Девчонки смотрят футбольный матч во дворе.
А в руках - куклы ГДР, ранние "Шпильцойг Рауенштайн". Наверное. Миндалевидные глаза и более сложные и антропологически точные конечности, нежели у советских кукол того времени.
________________________________________________________________


     Задорный детский фильм с особой атмосферой. 

     Ребятишки начитались Конан Дойля и стали играть в сыщиков. Сначала нашли пропавший классный журнал, потом - соседское ружьё...

     А директора школы, который тоже увлекался рассказами о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, сыграл молодой Виталий Соломин. Зрители очень любят такие актерские "биографии" и даже находят в этом какой-то смысл.

     Есть и 2-я серия.

Это не картина из жизни, это водевильное воспроизведение показаний свидетеля.
В руках у девочки - длинноногая ленинградская кукла.
________________________________________________________


     Ещё с чеховских времен принято считать, что раз дача - то обязательно комедия. И здесь - неторопливая советская комедия о соседях по даче, об их машинах, жёнах, деньгах.

     У Юрия, героя Олега Табакова, есть дочка, а у дочки - куклы. Весёлая и непредсказуемая семейка!
Кукла слева уже снималась в кино: см. фильм "Мачеха" (Рая?). 
А кукла справа очень похожа на Тамару фабрики им. 8 Марта: 
те же растопыренные пальчики, ухмылка, широкая переносица и густые пластмассовые ресницы. 
У неё и глаза закрываются, как у Тамары. Значит, Тамара!
__________________________________________________________

"СТРАННЫЕ ЛЮДИ" (Киностудия им. М. Горького, 1969).

     Киноальманах. Три истории по рассказам В. Шукшина. В первой истории есть полуторагодовалая девочка и её куклы.

     Л. Федосеева-Шукшина, Е. Евстигнеев, С. Никоненко, Е. Лебедев, В. Санаев, Л. Соколова и мн. др.

Надо поискать качественную версию фильма. 
Здесь ничего не видно, кроме того что кукла - мальчик сантиметров 30-ти в белых брюках.
Но кое-что можно понять.
Это кукла ГДР: рельефные волосы, моргающие глазки, тело ребёнка лет 5-ти.
Сравнив с аналогичными куклами, выставленными на продажу на интернет-площадках, можно добавить: тело - пластик, голова-руки-ноги - мягкие, на ручках-ножках тщательно прорисованы пальчики с ноготками, широкая шея. Такой мускулистый пацанчик!
"Как балерина ножку поднимает?". 
Папа-режиссёр очень любовно снимал свою дочку.
 _________________________________________________________


     Шукшин, конечно. Колхозника наградили путёвкой в черноморский санаторий... Но, если присмотреться, то  можно увидеть большее - преломление народнической идеологии в лучах советской действительности. 

     Куколки лишь мелькают... Но их разнообразие - характеристика начала 70-х. Встреча эпох: абстрактный пупс, пластмассовая паричковая куколка и блондинка-немочка с характерной ступенчатой причёской. 

     Паричковая кукла, сидящая за спиной Ивана, похожа на красноярскую девочку (Красноярская фабрика игрушек): очень узкие плечи, длинная шея, романтическое выражение лица... Но  разве можно утверждать и настаивать? 

Рядом с куклой на телевизоре - пустотелая пластмассовая Снегурочка. 
Эдакая домашняя скульптура - эрзац фарфоровых миниатюр.
______________________________________________________


     Обыкновенный детский фильм местной киностудии. Мальчик готовится стать школьником и насыщенно проживает день 31 августа...

     Среди важных дел в этот день - прощание с воспитательницей детского сада. Ну и куклы появляются...

Рельефная кукла. Бюджетный вариант.
Девочки не особенно их жаловали. Эту, как видно, бросили голышом...
Вероятнее всего, кукла объединения "Мир".
Можно предположить, что блондинка с продолговатым лицом - местная, 
кукла объединения "Мир". 
В пользу этой версии - характерная форма головы и круглые глаза.
Кукла меняла цвет волос, одежду и имена. 
 ______________________________________________________


     Новаторский для своего времени фильм Ролана Быкова. Творчески-хулиганский. "Греческий хор", трёхуровневый экран, три реальности, театрализованное действо...

      Дети живут в виртуальном мире своих безграничных фантазий и одновременно - ограниченных представлений о реальном мире. И этот фильм создал образ и атмосферу специфического детского восприятия. Дети-зрители поняли эту игру, этот сумбур, этот фарс, и без труда расшифровали все предложенные условности. Но фильм несколько небрежен и затянут. Да.

     Наконец-то я его нашла! Отлично помнила, что в каком-то фильме девочка дразнила мальчика с балкона, и в руках у неё была куколка.

"Была маши-и-и-на у Оле-е-га, он её чинил..."
Это куколка Наташа Кирово-Чепецкого филиала объединения "Вятка". 
Глаза флиртуют, в ротике маленькая соска, пальчики врастопырку, пупсячьи конечности, ладошки под прямым углом к запястью, рост более 50 см.
Но знатоки утверждают, что по этим формам работали и другие фабрики СССР и, в частности, московская Фабрика им. 8 Марта. Московская девочка носила имя Вика.
__________________________________________________________________


      Были ли в СССР сериалы? Конечно, были. И не только привычные многосерийные художественные фильмы! Были и те, которые близки к американским и латиноамериканским образцам - дёшево, бесконечно и в одних и тех же декорациях. Только в СССР эти штуки назывались телевизионными спектаклями. 

     Примеры: "День за днём", "Разные люди" и - вот - "В одном микрорайоне". 

     Основной мотив - это разносословное поселение, отсутствие в СССР жилых районов "для бедных" и "для богатых". Все живут вместе. И настоящий Марис Лиепа играет балетного танцовщика!

     В сериале снимались А. Ромашин, Т. Лаврова, И. Мирошниченко, Л. Броневой, Н. Подгорный, А. Потапов, Р. Филиппов и мн. др. Звёзды и любимцы. 

    Итак, в семье шофёра и инженера есть дочка. И в их квартире - куклы.

Пупс с моргающими глазками и рельефной причёской. 
По всей видимости, ГДР, "Мой любимчик" 70-х годов, крашеный пластик.
Кукла Фабрики им. 8 Марта. Точно. 
На продажных площадках попадаются куклы именно в платье этого дизайна: 
с фальшивым фартуком, набивным котиком и бантиком на шее котика.  
Вероятно, это Зоя, которая потом будет "играть" куклу в фильме "Чародеи".
    Каждая серия начинается выходом менестреля, барда, парнишки с гитарой - как угодно. Юный Николай Караченцов. "Заря упала и растаяла. / Ночные дремлют корпуса...". Ах. 
__________________________________________________________


     В 70-е и 80-е годы советские мелодрамы достигли сверх- и супер-мелодраматического уровня. Молодая девочка, вчерашняя школьница, перевоспитала с помощью характера и секса деревенского бирюка.

     В кадр попала кукла-невеста, которую крепили на капот машины. Такой вот советский обряд. 

     А в доме у бирюка - как в избе Бабы Яги, поэтому его дочка играет с куклами, которые ещё Сталина помнят...

Свадьба. Целлулоидный пупс в веночке и белом платье.
 Замызганные древние игрушки дочери бирюка. 
И девочка - в каких-то допотопных панталонах по колено...
Вообще, реквизиторам этого фильма надо поставить "отлично".
__________________________________________

Куклы на капоте свадебных машин из других фильмов ("Чужие письма" и "Капля в море").
Советский обычай, который появился неизвестно откуда.
А производители стали выпускать кукол-невест. 
Например, легендой стала Загорская "Невеста" - большая кукла с романтическим выражением лица.
 
___________________________________________________________


     Музыкальный фильм-сказка 70-х.

     В основе сценария фильма - сказка советской писательницы Тамары Габбе "Оловянные кольца" . Её перу принадлежит и другая сказка - "Город мастеров", экранизированная ранее, в 1965 году.  Т. Габбе - это, скорее, "деятель советской литературы", а не писатель в смысле Толстой-Чехов-Булгаков. Она из клана Маршака.

     Но фильм стоит посмотреть, и хотя бы для того, чтобы увидеть романтичную пару Алели (Светлана Смирнова) и Зензивер (Михаил Кононов). Великолепные актёры-герои! Зрители помнят, что их чаще приглашали на характерные роли. А здесь они молодые, легкие, оба - светлокожие и белокурые. Почти прозрачные. И ветер шевелит их локоны... Образ сказочной любви. 

     А в руках у принцессы Алели - куколка. Это рукодельная текстильная кукла прекрасна своей условностью.

Примитивная текстильная куколка.
Очень модный ныне вид рукоделия.
____________________________________________________________________


     Позднесоветская комедия, когда реализм и законы жанра поехали в разные стороны.

     Было у отца три сына... Отца сыграл Всеволод Санаев, а его соседа Борис Новиков - любимые советскими зрителями старики. 

     У девочки Галюни есть куколка Люська, с которой она не расстаётся. Но девочка готова ею пожертвовать ради доброго дела...

Ленигрушка. Без всяких сомнений. "Школьница".
 Галюня, Люся, гуси...
 _________________________________________________________


     Мелодраматическая история. Сюжет напоминает историю "Мачехи": дети-сироты, усыновление, гуманистическая мораль. Но в этом фильме Павел усыновил сразу трёх детей. 

Павел купил детям подарки. И коллектив подтянулся - 
от бригады купили игрушки. 
Высокая, тонкая, хрупкая, лёгкая девочка с белыми волосами.
А какая фабрика упаковывала кукол в целлофан, интересно?
___________________________________________________________


     Подростковый фильм о... любви, конечно. 

    Авторам фильма пришлось три раза менять актёров, изображавших главных героев, поскольку любовь началась ещё в детском саду. 

 Кукла с рельефной причёской. Скорее всего, "Ленигрушка"; но иногда её относят к продукции белорусского объединения "Мир".
По ободку и форме чёлки знатоки могут определить её имя. 
Куколка небольшая - сантиметров 30-35. Изящная. 
Вообще-то, там по сюжету семья ребёнка - бедная, неполная и горемычная.
И дутые пластмассовые игрушки в этой сцене - признак неблагополучия и суровых времён. 
Что-то типа "тяжёлое детство, деревянные игрушки". 
___________________________________________________


     Дело об исчезновении человека, махинациях на текстильной фабрике и всяких кунштюках на фабрике кукольной. 

     А с куклами авторы фильма попали впросак! Скорее всего, кто-то из съёмочной группы принёс этих куколок из собственного дома. Действительно, почему на кукле-девочке не фабричные туфельки, а вязаные пинетки? Схалтурили, короче.

     Но это ещё полдела. Брюнетка - это немецкая куколка, а не наша! Мордашка отсылает к фабрике "Spielzeug Rauenstein". А кукла-мальчик - это обаяшка Фабрики им. 8 Марта. Вероятно, опять улыбчивая Зоя, но в образе мальчика. Но при таком качестве записи и неудобных ракурсах трудно разобраться. 

     А майор Томин назвал этих кукол уродцами. Вот ведь какой суровый и взыскательный товарищ!

По сюжету это куклы производил Комбинат бытового обслуживания города Муравьёвска.
Да хорошо бы, кабы так! 
 Пал Палыч Знаменский играет в куколки.
___________________________________________________________

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА" (Одесская киностудия, 1979).

     Электроник бродит по городу и заходит в игрушечный магазин...Он роботизирует собачек, обезьянок, кроликов, гусят. Но в кадр попадают и куклы, которых он, слава богу, не тронул.

    Собака Рэсси - это, конечно, индпошив или импорт, реквизит для кино. Дети конца 70-х знали, что такие игрушки советская промышленность не делает. Пучеглазые мордастенькие куклы и жёсткие мягкие игрушки - это оно, это знакомое.

Реальный магазин игрушек, не декорация.
Какие витрины! Наверняка остались от дореволюционного собственника. 
 Красные Шапочки.
Скорее всего, это куколки Фабрики игрушек "Победа". Признаки - тёмный жилет и улыбка.
 Голубоглазая - это Алёнка Фабрики "Победа", 
губастые медсестрички - того же производителя.
 ________________________________________________________________


     Мюзикл. По произведениям Памелы Трэверс. Если читать книжки, то складывается впечатление, что дети, попавшие в руки традиционной английской няни, спасаются тем, что придумывают историю о доброй ведьме. Но Голливуд, а потом и Мосфильм переделали историю о методах английского воспитания, сделав её доброй, сказочной, насыщенной песнями и чудесами. 

Английская улица и домик семейства Бэнкс были сделаны замечательно - в сказочном стиле.
Реквизиторы постарались наполнить дом импортными и якобы импортными игрушками. 
Но что это за куклы? 
Кажется, это советские девочки, но в новой одёжке "под Запад": дублёночки, джинсы...
_____________________________________________________


     Книга о приключениях Карика и Вали была написана в 1937-м году, автор - Ян Леопольдович Ларри.

      В оригинале так: рядом с многоэтажным домом - поленница дров, дети гуляют в одних трусах, в доме нет зонтика, уменьшенная Валя говорит о стрекозе: "Давай убьём её во второй раз!"... Там метафора из 20-х-30-х о биологически-социальном экспериментаторстве и его последствиях, знакомая по творчеству Булгакова ("Роковые яйца", "Собачье сердце"). 

     В общем, жутковатая история о человеке, уменьшенном до размера насекомого. "Меня не ищите. Это Бесполезно. Профессор Енотов". 

     Сценарий для фильма о 80-х, ясное дело, пришлось адаптировать. Фильм весёлый и умилительно-детский. У девочки Вали и её брата Оскара из фильма много игрушек. 

Блондинка - это... Кукол с широко расставленными глазами делали по всему Союзу. Трудно опознать, тем более что кукла не в своём, а в детской майке.
Опять, видно, кто-то своих кукол на съёмки притащил.
А пупсик - ГДР, в родной одежде, назывался "Мой любимчик". Поздний, резиновый.
Ах, как было удобно возить этих мягких пупсиков в игрушечных колясках!
Но идею борьбы за существование авторы фильма, как видно, передали.
__________________________________________________________

"СЕРЕБРЯНОЕ РЕВЮ" (Киностудия им. М. Горького, 1982). 

     Лёгкий жанр. Развлекательное кино. Основа, каркас фильма - выступления артистов Балета на льду.

     А ещё этот фильм - советский гламур и городская сказка. Радиоведущий-композитор-дельтапланерист влюбился в артистку балета на льду и рекламную модель, умеющую водить снегоход "Буран".

     Музыка к фильму - легка и чудесна. Это отсюда: "Лёд-лёд-лёд сверкает серебристо. / Лёд-лёд-лёд не знает компромиссов..."

     Героиня фильма (Марина Яковлева) - романтичная мечтательница. И у неё в комнате куклы.

Красная Шапочка (Марина) Фабрики им. 8 Марта.
 Куколка Инна Фабрики им. 8 Марта.
Рядом - Пьеро той же фабрики (а были и Петрушки, и клоуны).
Сколько лет прошло, а молд - всё тот же Андрюша М. Вильям! "Особенный" ребёнок.
 Кукла Мальвина (Инна) Фабрики им. 8 Марта.
Карлсон - той же фабрики. 
Слева наверху - Незнайки (?). Ботинки-то на них восьмимартовские... 
А потом, как и положено в сказках, куклы оживали...
_______________________________________________________________

Ну и фильм, который долгое время не решалась трогать.


     Фильм был снят в Ленинграде. Некоторые сцены - ещё в блокаду в начале 1943 года. На экраны страны фильм вышел в 1944 году. 

     Это один из блистательных примеров советской пропаганды. Пропаганда буквально переводится как "то, что следует распространить". А распространить, рассказать нужно было о том, что Ленинград освобождён. 

     Гениальный ход авторов фильма - это поведать зрителям историю двух блокадниц, семилетней Настеньки и пятилетней Катеньки. И взгляд, ракурс как бы двоится: иногда это рассказ о девочках, взгляд со стороны, но чаще - это война и блокада глазами девочек. До слёз. До жгучей ненависти. Они же не всё понимают! Они живут в детском мире! Им снятся сказочные сны! И вот это: "Вкусная фамилия... - Кошкина!"

     Настенька и Катенька играют в куклы. А могло ли быть иначе? 

"- Ну как ты думаешь, хорошенькое платьице будет? - Красивое. Но только мне нравятся больше рукава с буфиками. Вот такие кругленькие, знаешь, Настенька?.."
 
"Баю-баю-баю-бай! Ты, собачка, не лай..." 
_____________________________________________________________ 
  Краткий вывод:
в мире всегда должны быть девочки, а у девочек - куклы;
кукол надо причёсывать, купать, одевать и баюкать.
Если куклы исчезнут, то - это он, конец Света и конец смысла.

*******************************************************************


     Отступление. О куклах театральных, не игровых. Просто попалось на глаза.

"БЕЗ СТРАХА И УПРЁКА" (Мосфильм, 1962).

     История о потерянных деньгах и честности.
     Здесь нет тех кукол, с которыми играют девочки. Но папа главной героини и её сестры - мастер-кукольник. 
     Пусть этот фильм здесь будет. Не мешает же.

     Ну и до кучи... Раз тема возникла.

"СКАЗКИ СТАРОГО АРБАТА" (Мосфильм, 1973).
     Фильм по пьесе, а пьеса о влюбчивом кукольнике и его сыне.

"СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА" (Ленфильм, 1968).
     Ганс Христиан Андерсен плюс шутки на тему современных советских реалий (за свет заплатить, бутылки сдать и проч.) - и вот вам любимый, любимый, любимый фильм о солдате и принцессе.

"НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ" (Гостелерадиофонд, 1972).
     Фильм, запечатлевший легендарный спектакль театра Образцова. Весь разошёлся на цитаты.

"БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ" (ГАЦТК под рук. С. Образцова, 1973).
       Второй записанный на плёнку спектакль этого театра. Бездна атеистического юмора.

"ТАМ, ЗА ОКОШКОМ, ЛЕТО" ("Экран", 1968).
     Банальный телевизионный фильм. Буратино и Зайчик рассказывают ребятишкам о том, как устроены теплицы. 
     Куклы перчаточные. Аналог Пиксиков, но здесь герои увлечены сельским хозяйством. Наверное, подразумевалась серия фильмов об отраслях хозяйства и профессиях. 

"ОТПУСК, КОТОРЫЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ" (Одесская киностудия, 1976).
     Мелодрама. Тридцатилетние мужчины переосмысливают прожитое и производят ревизию ценностей. Один из трёх друзей работает в кукольном театре.

"ХОЧУ, ЧТОБ ОН ПРИШЁЛ" (Киностудия им. м. Горького, 1981).
     Детский фильм о дружбе двух очень разных мальчиков. Мальчишки оказываются за кулисами кукольного театра.

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИСКИ В ВООБРАЗИЛИИ" (ЦТ, 1987).
     Телевизионный спектакль для детской утренней программы "Будильник". Там Борис Заходер собственной персоной читает лекцию минут эдак на сорок, а потом - спектакль в абсурдистском стиле. 
Герцогиня и ребёнок, который чихал и плакал от перца.
Перчаточная кукла.

"ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК" (Мосфильм, 1939).
     Но превзойти экспериментаторские шедевры 20-30-х так и не удалось. В фильме 1939-го года сказочная история сотворена из различных техник и технологий: 1) в кадре двигались театральные куклы, 2) использовалась кукольная мультипликация, 3) кукол изображали артисты в сложном гриме. И, конечно, были применены комбинированные съёмки. 

Куклы.
Кукольная мультипликация.
 Актёры в сложном гриме и комбинированные съёмки. 
   Ну а то, что в фильме люди и куклы улетают в социализм вместе с советским полярником - простим. Такое время. Но сейчас этот финал смотрится как замечательный густой и мозговыносящий абсурд. Куда там "Андалузскому псу" Дали и Бунюэля! Нарочно провозглашаемый сюрреализм не мог соревноваться с натуральным советским абсурдом, сюром и марксизмом.
_______________________________________________________________

     Надо ещё вспомнить фильм, в котором девочке суют куколку: "На вот куколку, поиграй!", а она почему-то возражает...