вторник, 29 мая 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 1.


Продолжение - Здесь, ЧАСТЬ 2.  И завершение темы - ЧАСТЬ 3 - тут.
______________________________________________________________________-

     Нет ничего удивительного в том, что в советских фильмах появлялись куклы, чаще всего - в качестве доступного и обоснованного сюжетом реквизита. Ну так: фильм о детях и для детей, половина героев - девочки, у девочек в руках куклы. Логично.

     А иногда они были главными героями. Без чужой подсказки можно вспомнить волшебную куклу из "Трёх толстяков" (Ленфильм, 1966). Но почти во всех сценах её изображала девочка-актриса Лина Бракните. И лишь в финале действительно мелькнула кукла, лица которой зрители так и не увидели.

В этой сцене кукла, а не девочка: 
актёры легко её приподнимают и даже бросают несчастную головой об землю. 

      Но, помнится, был случай изготовления настоящей куклы-копии для фильма. Это, конечно же, манекен Шерлока Холмса в серии "Охота на тигра" сериала "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".


Скорее всего, была вылеплена голова, 
к которой присовокупили тело торгового манекена.

     Коллекционеры и просто любители советских кукол давно идентифицировали куколку, которой Шурочка Азарова пела колыбельную "Спи, моя Светлана" ("Гусарская баллада", 1962). Ну как идентифицировали? Конечно, возникло несколько версий:
1) Ирина из прессованных опилок киевской фабрики "Победа",
2) пластмассовая Наташа Московской фабрики кукол (автор Э. Фадеева),
3) пластмассовая Светлана той же фабрики, что располагалась на ул. Елизаровой.
   
     Все куклы были с паричками, что естественно для того времени, и с выпуклыми коленочками на изящно вылепленных ножках.

     Блюстители исторической точности попеняли авторам и реквизиторам фильма на то, что те не достали для съёмок антикварную фарфоровую куклу, а использовали пластмассовую. Но кукла - дело десятое, а вот то, что в фильме были перепутаны мундиры полков - это дааааа...

Вообще-то, видно, что кукла пластмассовая, и, значит, это московская девочка. 
А платье с бантом в модном для начала XIX века стиле "а-ля антик" ей, конечно же,  соорудили костюмеры.

     К этой безграничной теме - куклы в кино - хочу добавить несколько сюжетов, несколько фильмов и несколько кукол.

     Фото кукол с других ресурсов в этот блог я не переносила - просто упоминала их имена и производителя. Если история и внешний вид куклы заинтересовали, то можно набить в поисковой системе "кукла Даша Фабрики им. 8 Марта" или "кукла Наташа Кирово-Чепецкий филиал объединения Вятка" - и вот вам материал для собственного исследования. А публикаций много! Пишут тексты и выставляют фото: продавцы, коллекционеры, реставраторы, счастливые обладатели, посетители кукольных выставок и музеев, "кукольные" предприниматели, журналисты, ностальгирующие повзрослевшие "девочки"...

    Я - ностальгирующая. Не более того.
_____________________________________________________________________


    По рассказу А. П. Чехова. История о том, что шанс получить свободу есть даже тогда, когда его, казалось бы, и нет. Красавица Анна оставила позади себя всех предавших и продавших её и начала новую жизнь, избавившись от долгов, обязательств и чужой власти...

     Советские кинематографисты упростили Чехова, к слову сказать. Мизантроп Чехов написал рассказ не о социальном и имущественном неравенстве, а о человеческой природе. 

     В фильме снимались А. Ларионова, М. Жаров, А. Вертинский и др.

     Фильм яркий, красивый и изящный как романс. И то хорошо, что не очередной "марш Дунаевского".

     Но вернёмся к куклам. Куклы и цветочная беседка появились в фильме. И молодцы кинематографисты, всё правильно сделали! Если бы благотворительная акция представляла собой чаепитие, как в рассказе, то невозможно было бы передать восторг и триумф Анны.

Благотворительный базар. Анна - хозяйка одного из тематических павильонов.
В фильме эту куклу продали за 1000 рублей! Преувеличение, конечно.
У Чехова максимальное пожертвование составило 100 рублей.
Скорее всего, это советская девочка, но "подготовленная" к съёмкам 
и нарочно одетая в белое платье. Возможно, это заказ фабрике на индивидуальную куклу.
 А, может, всё-таки импорт? Кто знает! 
Но эта кукла - полноценная актриса: она "дублирует" Анну и наводит зрителя на мысль о продажности красоты.
Вторая красотка в белом. Эта - типичная советская кукла 50-х годов. 
     Куклы, вероятно, прессопилочные. В паричках, естественно. И формы кукол - это воспроизведение дореволюционной традиции. Забавно, что вплоть до 60-х во всех сферах (производство, потребление, сервис) наблюдалось одно - "успехи" соцстроительства принимали форму возврата к дореволюционным стандартам. 
________________________________________________________________


     Музыкальная комедия. Фильм в красочно-восторженной манере рассказывает о VI-м Международном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году.

     Музыкальные номера связывает воедино история продавщицы Тони из Отдела грампластинок...

     Л. Гурченко, М. Жаров, Ф. Раневская, Ю. Никулин и др. 

Этот целлулоидный пупс - такой же символ советской власти, 
как гранёный стакан или алюминиевая вилка.
Если заинтересоваться технологией и историей вопроса, то выяснится, что целлулоид - побочное производство пороховых и оружейных заводов. 
Например, Котовский завод тем и знаменит, что выпускал снаряды, пупсов и неваляшек.
______________________________________________________________


     Этот фильм состоит из четырёх короткометражек по сценариям Сергея Михалкова. Все серии заслуживают внимания, поскольку они принадлежат к разным направлениям советского детского кино: морализаторский рассказ на тему "что такое хорошо, и что такое плохо", триллер, сатира и настоящая драма. 

     Нам же интересна третья новелла - "Игрушечный директор". Эта серия относится к жанру сатиры и напоминает сценарии С. Михалкова, написанные им для киножурнала "Фитиль". Речь идёт о некоей фабрике игрушек "Золотой петушок", директором которой становится... да-да, мальчик! Ничего не напоминает? Вот и пересматривай старое советское кино - Голливуд не нужен! 

Директор игрушечной фабрики.

     И в кадр попали несколько кукол, а также конвейер настоящей кукольной фабрики - Фабрики игрушек им. 8 Марта.

Андрюша художницы Маргариты Вильям.
Карикатурное личико с глазами-бусинами.
Кукла Анюта М. Вильям.
Таня (?) - кукла Фабрики им. 8 Марта.
Эту улыбчивую девочку в фильме называли Серафимой.
Кукла с зубками - редкий для советской промышленности изыск.
Кукла-образец.
     Профессиональные и самодеятельные историки кукольного дела с интересом посмотрят фильм и отметят-заметят:
- и ассортимент игрушек;
- и тот период развития игрушечного производства в СССР, когда ещё можно было удержать его в рамках нормального развития - параллельного существования многих фабричек-артелей, что обеспечивало бы широкий ассортимент, конкуренцию, качество и быстрый ответ на запросы рынка;
- и критику, направленную  в сторону худсоветов , увлекавшихся прямолинейной социализацией  и политизацией игрушки (а в СССР работал и целый  Научно-исследовательский институт игрушки, несколько раз менявший название),
- и куколок, представленных в фильме в качестве эталона - куколок-барышень, с пышными причёсками, милыми губками и красивыми платьями...

     Два раза ломалась в СССР естественная логика развития кукольного производства - в 20-е годы и при Хрущёве и раннем Брежневе (60-е - нач. 70-х гг.). В первом случае уничтожили "буржуазное" производство дорогих и изящных фарфоровых и композитных кукол (например, были закрыты фабрики Дунаева и Журавлёва-Кочешкова); а во втором - создали из артелей и фабричек гигантские объединения. Цель гигантизма была понятной - удешевление массового производства. Вполне рыночная вещь! Но на это наложилось пресловутое советское планирование ("план - по валу, вал - по плану!"), и советские девочки 70-80-х получили в итоге миллионы одинаковых пластмассовых кукол, имена которых всё население Советского Союза знало, как имена членов Политбюро. А некоторые производители ещё и места стыков не шлифовали - экономили, ускоряли и гнали вал... И не удивительно, что в конце 80-х, когда покупатели сметали с прилавков всё, вплоть до бельевых резинок и казеинового клея, кукольные отделы стойко держались, не находя спроса своему пёстрому ассортименту. Последние солдаты социализма, умершие на посту!

     Но в этом фильме 1962 года ещё присутствуют милашки с букольками, в шляпках и в кожаных ботиночках! Ах! Наверняка найдутся знатоки, которые с первого взгляда идентифицируют, атрибутируют и каталогизируют всех изображённых здесь кукол.
______________________________________________________


     Опять сатира, и опять покупатели недовольны качеством игрушек. Хотя, кажется, куклу притянули для оформления эстрадного номера. Не от имени же чайника или тапка артисту говорить!

      Фильм - это сборник-капустник: он состоит из самостоятельных номеров ведущих артистов советской эстрады того времени, объединённых неким сюжетом. Миров - Новицкий, Миронова - Менакер, Тарапунька и Штепсель (Березин и Тимошенко), Рина Зелёная, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов...

     У Рины Зелёной - монолог от имени бракованной куклы. Кукла здесь - маска, сложный грим и костюм с "толщинками".

     Ну а фильм... Сегодня этот фильм сегодня вызывает сложные чувства и неполиткорректные мысли.

У бедной куколки знакомые проблемы: глазки не закрываются и волосы выпадают.
 
 
________________________________________________________________


     Короткометражка. Остроумная комедия положений с россыпью изобретательных гэгов. В фильме снимались блистательные комедийные актёры - Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров.

      Это сатира на старый тип хозяйствования, а главная мысль - вот теперь-то всё будет по-новому и заживём!
    Никто, оказывается, кроме партии и образованной школьницы Люси Прокопенко не понимал важности племенного животноводства и простых способов увеличения надоев. Эта Люся на одном только выпасе сделала из коровы-доходяги мясную и молочную рекордсменку!  

     И в качестве подарка школьница Люся, которая почему-то работает в колхозе, получает куклу...

     Что это за кукла? Неужели в СССР делали огромных кукол с абсолютно человеческими руками, ногами и лицами? Неужели это чрезвычайно популярное ныне направление жило и было в СССР? А сколько, интересно, стоила такая куколка? А, может, это ООАК - кукла, существующая в одном экземпляре и служащая реквизитом, театральным или киношным? 

     В общем, загадочная кукла... Шикарная кукла... И не место ей в фильме про колхоз и корову. Там по сюжету бабушка Люси пенсию не получает, как и было в жизни. А семье - куклу? Хоть стой, хоть падай... Советская комедия, основанная на бессмысленном и беспощадном материале. 
     _________________________________________________________________


     Классика детского... да и взрослого!.. советского кино. "Дядя Петя, вы дурак?".

Серёжины солдатики и машинки.
 Оловянные солдатики допластмассового периода - 
объёмные, раскрашенные вручную, с мелкими деталями. 
Это потом начнут выпускать плоские нераскрашенные фигурки,
а мальчики будут выпрашивать солдатиков и индейцев производства ГДР.
 Коростелёв повёз Серёжу в город за подарками.
В универмаге.
Механические игрушки.
 Надувные игрушки из разных материалов.
 Куколки: школьница, футболист и крестьянка.
Плюшевая обезьянка, героиня нескольких кинокартин. 
"Мы едем в Холмогоры. Какое счастье!"
     P. S. А раскрашенных оловянных солдатиков прошлых лет можно посмотреть в фильме "Монолог" (Ленфильм, 1972): они там вытягивают тему главного героя.
______________________________________________________________________


     Фильм сохранил живую ткань социальной жизни начала 60-х годов, полную драматизма, противоречий и морального противостояния. 

     В главной роли молодой Василий Шукшин. Его герой, ухаживающий за сельской учительницей, везёт её сына в город за покупками к школе. Модный в 60-е годы жанр - бродилка, дорога. А в дороге возникают разные ситуации, встречаются разные люди...

В детском магазине. 
 На заднем плане - куклы. 
Их немного, но поражает их видовое разнообразие
___________________________________________________________________


     Фильм все помнят. Сложное уголовное дело. 

     В кадр попали послевоенные артельные игрушки - куклы, машинки, лошадки... А там ещё и игрушечный магазин!

Девочка с набивной куколкой бежит писать во время остановки.
Подарок мальчику.
Детский дом. Кино, конечно: все игрушки новенькие...
 Игрушечный магазин.
____________________________________________________________________


     Фильм богатый. Как показать и доказать рост благосостояния советских трудящихся? Обстановка в домах и квартирах по-прежнему была бедной... А если показывать магазины с полками, ломящимися от товаров? Это выход. 

     Сюжет фильма крутился вокруг махинаций в отделе готового платья, но и игрушечный отдел попал в кадр. 

Артельные куколки.
Как продуман внешний вид каждой куколки и как много деталей!
Оцените выкройку обезьянки - это шедевр. 
Типы кукол: пупсы, подружки, этника, барышни... 
_____________________________________________________________________


      В этом фильме тоже изобилие на прилавках. Но место действия - не универмаг, а сезонная с/х выставка.

Прилавки с игрушками.  Жаль, что мельком.
 А задумчивая куколка с хвостиками - просто красавица! 
Произведение искусства, а не куколка. Рыженькая, в тёплых тонах, с индивидуальными чертами, характером...
И не она ли в фильме "За витриной универмага", 
но в тёмном платьице с воротничком и в образе блондинки?
__________________________________________________________________________


     Чудесная советская сказка. Блистательные актёры. И, конечно же, умение создавать на экране волшебный мир.  

     В комнате у заболевшей девочки - куклы. Их практически не видно, но они есть. Вон они - на угловом столике. 

__________________________________________________________


     Один из многочисленных фильмов про Дениску Кораблёва и его друга Мишку.

Алёнка катает по двору коляску с куклами.
Всё вернулось на круги своя: спустя 50 лет после революции 
в СССР появились аналоги "буржуазных" кукол. 
Те же умилительные личики, кудряшки, чепчики...
Действительно, а что делать девочке, например, с куклой-красноармейцем?
___________________________________________________________________


      История о том, как подросток воспитал сестрёнку. Ювенальной юстиции ещё не было, и детям-сиротам позволили сохранить семью. Пронзительный фильм.

Разные куклы девочки Нади. 
Особенно интересна лупоглазая.  Да и её подружка-кнопочка - чудесная куколка.
А ещё у Нади есть набор детской посуды.
__________________________________________________________


    "Баю-баюшки- баю! Что у вас произошло? - Я вам денежки принёс за квартиру, за январь. - Вот спасибо, хорошо. Положите на комод... А ещё ведь как на грех, тесто я поставила. - Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу. Отправляйтесь на дежу... - Ну тогда я ухожу"... 

Целая выставка детских игрушек: целлулоидный пупс, лошадка из опилок, 
неваляшка, матрёшка, грустный ослик...
_________________________________________________________________________


     Киноальманах из трёх короткометражных фильмов. Смешные и поучительные истории для детей.

     Третий фильм - "Зонтик". Чудесно придуманная, почти волшебная история о круговороте доброты и честности.

Кукла из сна девочки Люси.
Пупс со вставными глазками и пушистыми ресничками (ГДР?).
 Люся задержалась у витрины игрушечного магазина.
А в витрине - ах! - движется поезд с куклами и зверушками!
 И в этом фильме - кукла Андрюша Фабрики им. 8 марта (М. Вильям) 
и девочка с круглыми флиртующими глазами (Е. Борисова, М. Вильям). 
Андрюша был и моряком, и футболистом, и пионером, и поваром...
Личики, конечно, у этих кукол - на любителя.
Но можно считать, что это советская традиция производства "особых" кукол - 
детей гоблинов, гномов и монстров...
______________________________________________________________


     Золотой фонд. Шедевр. Образец стиля. Фильм, в котором взрослые чудесным образом воссоздали детский мир - чуть-чуть сказочный, комичный и драматичный одновременно. 

     Конечно же, в кадр попали игрушки - много игрушек конца 60-х. 

Девочка Катя и её домик под партой.
Пластмассовый пупсик-полено.
 Игрушки Тани Самохиной.
Знаменитый московский Буратино с клеймом "Слоник".
Поскольку объединение "Кругозор" ещё не было создано, то можно предположить, что игрушку делала одна из московский фабрик - №1, №2 или ещё какая-то.
Этот Буратино с мягконабивным телом, ручки и ножки сгибаются, 
крепления - типа деревянного пазового шарнира. 
Макияж, брашинг, осмысленный костюм!
 Пупс с мягконабивным телом, плюшевые мишка и собачка.
 Надувные игрушки.
Декоративная кукла в доме бывшей певицы. 
Ну и мальчишеские солдатики и танчики.
Солдатики уже не раскрашены.
_____________________________________________________________________


     Второй фильм Ролана Быкова в этой подборке. Насыщенный событиями и эмоциями фильм, в котором соединяются и ошарашивают зрителя все изобразительные средства, доступные кинематографу начала 70-х! 

     А актёры! Юрий Никулин, Михаил Яншин, Николай Крючков, Валентина Телегина, Любовь Соколова, Рина Зелёная, Ролан Быков, Люсьена Овчинникова... 

     В фильм включены сцены, снятые в в ГУМе. Предновогодняя торговля в отделе "Пластмасса". 

     Всё, наступила новая эпоха - эпоха длинноногих больших кукол. Они говорили "Мама!", моргали, поднимая и опуская свои густые пластмассовые опахала, и даже шагали.

Марина Фабрики им. 8 Марта. Кто же не узнает шагающую Марину?
Там в коробке лежат и другие куклы, но они мелькают в течение секунды...
И забавно выглядит разгрузка кукол - прямо из короба.
Так придумали авторы фильма или игрушки действительно доставлялись в магазин в ящике? А где, интересно, картонные коробки для каждой куклы?
"Купииии! Или лодочку, или утку, или пингвинааааа!"
Электрическая игрушка завода "Огонёк". 
А ещё был электрический повар, который пёк блины, 
и доктор в шапочке, который тоже чем-то двигал... из пузырька в ложку наливал?
 В руках у девочки чудесный пупс с крутящимися ножками, ручками и головой.
_______________________________________________________________________

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА" (Киностудия им. М. Горького, 1970).

     Добрая сказка с песнями и трюками. Татьяна Пельтцер на крыше и на заборе - визитная карточка картины.

     В руках у Томочки-Несмеяны маленький Буратино с шарнирными конечностями. Рост - 22 см, материал - целлулоид.

Шарнирные игровые куклы в СССР встречались редко: 
ну Буратино, ну куколки Кировской фабрики игрушек объединения "Вятка"...
_____________________________________________________________________


     Фильм того периода, когда НТП почитался выше Бога. Советские учёные создали человекоподобного робота.

     Очень стильный и красивый фильм. Марианна Вертинская и Олег Стриженов. 

Сцена бунта робота Роберта.
В руках - Петрушка или Клоун, перчаточная кукла.
_____________________________________________________________________


     Детский фильм о юной поэтессе, которую слегка заносило не туда. Но всё закончилось хорошо. Советская общественная жизнь умела гасить необоснованные амбиции. По повести В. Киселёва "Девочка и птицелёт".

     Над кроватью девочки висит Буратино. Поэтесса посвящает ему стихи: " Бедняга Буратино! / Наверно, неспроста / Тебя швырнули в тину / В глубокий пруд с моста!". Но, вообще-то, это Петрушка.

Похож на перчаточного Петрушку одной из московских фабрик,
позднее вошедших в объединение "Кругозор".
_______________________________________________________________


     Лирическая комедия. Молодой, задорный, современный фильм. Комсомол, стройки, девочки в мини-юбках, любовь по переписке... 

     Интернета ещё нет, но заочное знакомство уже есть. И хайпа ещё нет, но вокруг ефрейтора Збруева, чьё фото появилось на обложке всесоюзного журнала, он возник и разогнался. Среди девчонок, конечно. 

     Семь девушек и семь адресов... 

     А в общежитии ткачих на окошечке стоят куклы.  Куклы здесь - признак мещанства, отсталости и бюрократизма, поскольку стоят они в Комнате отдыха, организованной чрезмерно активным и излишне ответственным комендантом. И куколки соответствующие - старые, паричковые, в каких-то лапоточках... Никто в них не играет - не нужны они комсомолкам.
____________________________________________________________________


     Собственно куклы в качестве полноценной героини в этом фильме нет. Но прекрасно запечатлена жизнь советской новостройки и двора: соплята катаются на трёхколёсных велосипедах, девочки играют с куклами, бегают мальчишки, подростки кучкуются на лавочках и поют песни под гитару, бабушки и мамы выгуливают младенцев в колясках... Солнце садится.

     Об этом необыкновенном фильме, чьи авторы испытали влияние французского неореализма, нет нужды рассказывать. Хотя почему, собственно, французского? Это чудесный советский неореализм. 

     Николай Бурляев, Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Людмила Аринина, Аркадий Трусов...

Советская новостройка: историческое свидетельство.
Самодеятельные сушилки для белья на столбах - где их не было? 
 Девочки с куклами, которые всё знают о соседях.  Маленькие бабёнки.
________________________________________________________________

"ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ" (Мосфильм, 1971).

     Евгений Иванович Трошкин занимает должность заведующего детским садом... История там, конечно, другая, но нам интересен детский сад.

Группа. Стеллажи с игрушками. Павильонные съёмки.
_______________________________________________________________

"МАЧЕХА" (ТО "Время", 1973).

     Мелодраматическая картина о девочке Свете и её новой маме. Татьяна Доронина здесь блеснула ещё одной гранью своего таланта - сыграла селянку. В других ролях - Леонид Неведомский, Надежда Федотова, Вера Кузнецова...

Знатоки могут опознать куклу - все признаки налицо: одежда, туфли, 
огромные пластмассовые ресницы, ладошка с двумя слепленными пальчиками... 
Личико напоминает Раю Фабрики им. 8 Марта, но эта кукла с короткой стрижкой. Наверное, поздняя Рая.
___________________________________________________________________


     Классика советского кино. Мелодрама. История о несостоявшейся любви. В ролях Людмила Зайцева, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Олег Ефремов, Виктор Павлов...

     Непутёвый папка Митька приезжает в гости к брошенной семье и привозит детям подарки из города. Младшей дочери досталась кукла. 

     Фильм-то ленинградский, и это определённо "Ленигрушка".  Да и продолговатое, а не вздутое и широкое, лицо куклы отсылает к "Ленигрушке".  

Ленинградская кукла Оля или Вера. 
 
А здесь клеёнчатая детская сумочка. 
В 70-е выпускались разнообразные детские сумочки.
__________________________________________________________________________


     Сборник короткометражек. Но одна история порезана на кусочки и растянута через весь фильм (та, что про чеканку). 

     Все фильмы относятся к жанру лирической комедии, то есть повествуют о том, какой смешной бывает любовь. 

    Третий сюжет таков: Вовка Монастырёв везёт Катю в районный магазин за покупками, и герои проходят мимо витрины с куклами. А Борис Щербаков - красавчик. Да.

"Ленигрушка". Пальчики вместе и ручки отведены назад. Изящное лицо. 
Вера, скорее всего.
_______________________________________________________________________


     Весёлая музыкальная комедия с элементами мистики.

     Роль Кеши сделала узнаваемым молодого актёра Сергея Проханова. Людмила Шагалова вновь создала органичный образ - до боли знакомый типаж советской заведующей чем-нибудь. А Елизавета Уварова сыграла вечную (в смысле бессмертную) няню Арину Родионовну. 

      Фильм про детский сад, и игрушки там почти в каждой сцене.

Блондинка - это, вероятнее всего, любимая советскими девочками кукла Бигги 
производства фабрики VEB Biggi Waltershausen (ГДР).
А тёмненькая с соской - это кто?
 Даша Фабрики им. 8 Марта? У той как раз губы под соску выпячены.
И эта маленькая шатенка похожа на небольшую гэдээровку. 
А вот "Бигги" это, "Сонни" или иная фабрика - трудно определить за секунду. 
 Какие-то советские куколки на шкафу.
Сидит немецкая "Сонни" - красавица с пушистыми ресницами и характерными хвостиками. 
А лежит пупс в текстильных пинетках. Возможно, это куколка "Ладушки". Ручки у неё интересно сложены - как раз для игры в ладушки.
Экскаватор. В фильме много мальчишеских игрушек.
А ещё есть механические, мягкие игрушки, мячики, кубики...

     В 60-е годы считались модными дутые пластмассовые зверюшки и куклы. Но так было до той поры, пока пластмасса не вошла в обиход советских граждан. Современные коллекционеры высоко ценят пластмассовые скульптурки Сморгона, Разумовского, Фёдоровой, Сысловой, Тырковой и др. художников. 

     Но в этом фильме няня Арина Родионовна выказала минималистичному медведю явное пренебрежение. Это и понятно: в конце 70-х утилитарно-игровая ценность таких игрушек упала почти до нуля, а коллекционная - ещё не появилась. 

Голубой медведь - из этой оперы. Можно порассуждать о лаконичных линиях, эстетике 60-х, руке художника... Но он же - уродец! И играть с ним неудобно.
________________________________________________________________

  
     Женская мелодрама. В основе истории - интеллигентное советское сводничество. Маргарита Терехова и Валентин Гафт.

     В кадр попадает та же Марина Фабрики 8 Марта и неопознаваемая кукла с широко расставленными глазами.
Она похожа на Милу московской Фабрики сувенирных и подарочных игрушек.
 У Милы был похожий сарафанчик. 
И подобное личико было у Милы и куклы той же фабрики "Непослушная Алёнка".
Но для точности надо бы ноги рассмотреть. У Милы они пупсячьи, 
с характерной кривизной и кругленькими коленками.
________________________________________________________________________


      А неужели легендарная шагающая Нина в кадр ни разу не попала? Попала.

     Если один из героев фильма работает на игрушечной фабрике, то можно предположить, что в его доме есть куклы.

     Итак, сатирически-философский фильм "Старый Новый год". Сначала была пользующаяся успехом пьеса, потом вышел фильм. 

Шагающая Нина сначала Фабрики кукол №1, 
потом производственного объединения "Кругозор". 
Производитель одевал её в разные одежды, иногда - в очень удачные. 
Здесь длинное платье трудно определимого стиля. 
 
_____________________________________________________________________


      Добрый, весёлый детский фильм. 

     Первую половину фильма главная героиня Маруся ходит с куколкой. Куколка рыжая, коротконогая, смешная. 
     Отлично её помню на магазинных полках, но в образе мальчика. Поискала - и точно! Это куколка Ляля московской Фабрики им. 8 марта, которая выпускалась в разной одёжке и превращалась то в мальчика, то в девочку. И имена она тоже меняла - то Незнайка, то Ляля, то ещё кто-то...

     Это, собственно, не кукла, а пупс. И пупс Ляля очень напоминает "топтыжек" производства ГДР (Rauenstein) или современных американских "капусток" (Cabbage Patch Kids). В этой связи можно вспомнить и стилизованных испанских пупсов от NINES D'ONIL.

     Прекрасный утрированный ребёнок с пальчиками-бусинками и лопоухостью. А щёки! Головка, ручки и ножки - из мягкой резины, тело пластмассовое. Марусина кукла одета в трусики, но были у неё и косынка, и платьице.

Та же куколка в фильме "Предчувствие любви" (Мосфильм, 1982).
Молодые И. Алфёрова и А. Абдулов, романтическая музыкальная тема.
Для кинотеатра в 80-е - скучно. 
Но зато теперь этот фильм смотрится иначе: прелестная городская советская сказка.
     Эту куклу усмотрела в фильме "Предчувствие любви" другая зрительница и любительница кукол - участница обсуждения на одном из "кукольных" форумов. А я воспользовалась этим знанием - остановила кадры.
___________________________________________________________

"ЧАРОДЕИ" (Одесская киностудия, 1982).

    Иван наколдовал себе  возлюбленную Алёнушку, но в волшебную избу явились другие "Алёнушки" - конфеты, мебельная стенка, корова и куклы...

    Так что это за куклы? Они разные, но тех, которые одеты в тёмные платьица, можно попытаться опознать.

     Пластмасса, прошитый скальп, некоторые пальчики вместе, руки чуть согнуты, улыбка, широко расставленные глаза...

     Глаза отсылают к Фабрике игрушек 8 Марта. Лена? Кажется, она. И платье! У Лены было точно такое же платье, как в фильме: короткое, с воротничком, с фальшивым фартучком и бантиком на пузе! Но у Лены ножки полненькие и губки овальчиком. Вероятно, это Зоя - девочка с улыбкой.

Куколки Зои (?) с фартучком Фабрики им. 8 Марта. Пластик, 55 см. 
______________________________________________________________

"НЕ БЫЛО ПЕЧАЛИ" (Мосфильм, 1982). 

     Семейная мелодрама. Фильм крутили в кинотеатрах, но это типичный телевизионный продукт. В ролях Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлев, Ольга Остроумова...

    Девочка "Прасковья из Подмосковья", то есть Сашенька, вторгается в размеренную жизнь московского карьерного доктора.

     Сашенька играет с куклой, которую по легенде ей подарил папа.

Кукла очень похожа на продукцию Фабрики 8 Марта резинового периода.
Вполне вероятно, что это Инна: те же синие туфли, короткое платье, высокий лоб, щеки из-за спины, губы розанчиком... 
_______________________________________________________________

"ДВОЕ И ОДНА" (Киностудия им. М. Горького, 1988).

     На календаре 1988 год, и это один из последних стилистически "советских" фильмов. В ролях - Георгий Бурков, Елена Майорова, Юрий Астафьев и Надежда Федосова.

     Сюжет фильма напоминает историю, рассказанную в фильме "Не было печали". Неразрешимая жизненная ситуация, которую в кино можно победить и прояснить с помощью комедийных приёмов.

Трудно идентифицировать кукол. 
Но это та самая порода массовых-пластмассовых советских кукол 70-80-х. 
И здесь же главный позор советской игрушечный промышленности - 
мягкие игрушки из сваливающейся синтетики. 
_________________________________________________________________

     
      Кто не знает этот милейший фильм о советской многодетной матери? Наталья Гундарева и Виктор Проскурин. А о правдивости истории умолчим.

      В доме Кругловых игрушек почему-то нет, а вот в универмаге они есть. 

      Гениальный ребёнок Маша Круглова разобрала луноход 
по причине его конструктивного несовершенства.
Куклы в брючных костюмах похожи на Настенек Фабрики им. 8 Марта - коротконожки. Но разве можно всё рассмотреть в смазанном кадре с движением?
_________________________________________________________


      Фильм с эдаким вывертом и вторым смыслом: история больного мальчика, которому очень нужна определённая игрушка (тема "девочка и слон", конечно), накладывается на неприкрытую критику советской торговли и игрушечной промышленности.

     Магазин "Детский мир", торговая секция, потом база, потом склад игрушечной фабрики - по этому длинному пути прошёл герой Донатаса Баниониса Михаил, но получил-таки заветную коробку. 

     Не фильм, а пособие по теме "Игрушечный ассортимент начала 80-х годов". 

Кукла Марина и монструозные мягкие игрушки. 
Плоские зверюшки-кармашки (см.  жёлтый котик) - 
распространённая вещь в 80-е. Их вешали над детскими кроватками.
У прилавка.
Бюрократическая структура - игрушечная секция, где хранятся импортные игрушки.
Склад игрушечной фабрики.
Кукольная витрина.  
Опознавай - не хочу!

Пока всё. Но можно, отдохнув, опять поиграть в ностальгию и опознатушки...
___________________________________________________________

Продолжение - Здесь, ЧАСТЬ 2.  И завершение темы - ЧАСТЬ 3 - тут.