вторник, 29 мая 2018 г.

Куклы в советских фильмах - 1.


Продолжение - Здесь, ЧАСТЬ 2.  И завершение темы - ЧАСТЬ 3 - тут.
______________________________________________________________________-

     Нет ничего удивительного в том, что в советских фильмах появлялись куклы, чаще всего - в качестве доступного и обоснованного сюжетом реквизита. Ну так: фильм о детях и для детей, половина героев - девочки, у девочек в руках куклы. Логично.

     А иногда они были главными героями. Без чужой подсказки можно вспомнить волшебную куклу из фильма-сказки "Три толстяка" (Ленфильм, 1966). Но в тех сценах, в которых кукла была показана крупным планом и - главное - двигалась, её изображали девочка-актриса Лина Бракните и девочка-дублёрша. И лишь в нескольких сценах действительно была задействована кукла - лёгкая, с мягкими руками, с плоским затылком. В этих сценах несчастную куклу роняли, бросали, швыряли, мяли. И, конечно же, зрители не имели возможности рассмотреть её лицо.

В сцене, когда в комнатах наследника военные размещают артиллерию и генерал выбрасывает куклу в окно, были смонтированы сцены с Линой и её дублёршей - девочкой меньшего роста.
Здесь пока Лина - высокая длинноногая девочка.
А здесь уже дублёрша.  Девочка тоже изображает движения механической куклы. 
В секундной сцене броска можно рассмотреть следующее: "кукла" имеет значительный вес,
 и актриса начинает группироваться для безопасного падения. 
Но, к слову сказать, другие зрители не без основания полагают, что Лину здесь дублирует кукла.
Какое головокружение: девочка изображает куклу, а кукла - девочку, изображающую куклу!
Каждому зрителю стоит пересмотреть сцену и решить, кто здесь кто. И пусть останется загадка, пусть будет спор без начала и конца "кукла? нет, девочка! помилуйте, кукла!.."
А в этих сценах несомненно кукла: 
актёры легко её поднимают и ничуть не беспокоятся о её сохранности. 
Здесь её вышвыривают из кареты учителя танцев. 
А здесь её бросают на учителя танцев.
Потом учитель чуть ли не сядет на неё.
И опять бедняжку бросили изо всей силы на каменный пол.
Доктор Гаспар выносит лёгкую куклу на руках.
Около плахи он бросит её без всякой осторожности. Такая уж судьба у этой куклы.
А здесь куклу трясут и бьют головой об землю под цирковым помостом.
 Крупным планом. Сцена казни. Всё-таки в этой секундной сцене Лина. 
Кукла же всегда - издалека, в движении, в коротких сценах, с закрытым лицом или спиной к зрителю.

      Но, помнится, был случай изготовления настоящей куклы-копии для фильма. Это - все помнят! - манекен Шерлока Холмса в серии "Охота на тигра" сериала "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Скорее всего, была вылеплена голова, 
к которой присовокупили тело торгового манекена.
Голова мелькнёт и в серии "Двадцатый век начинается" - уже в роли музейного экспоната.

     Коллекционеры и просто любители советских кукол давно идентифицировали куколку, которой Шурочка Азарова пела колыбельную "Спи, моя Светлана" ("Гусарская баллада", 1962). Ну как идентифицировали? Конечно, возникло несколько версий:
1) Ирина из прессованных опилок киевской фабрики "Победа",
2) Наташа Московской фабрики кукол, пластмассовая (автор Э. Фадеева),
3) Светлана прессопилочная, московская, ранняя,
4) пластмассовая Светлана той же Московской фабрики кукол, что располагалась на ул. Елизаровой (художник А. Н. Орлов?).
   
     Все куклы были с паричками, что естественно для того времени, и с выпуклыми коленочками на изящно вылепленных ножках.

     Блюстители исторической точности попеняли авторам и реквизиторам фильма на то, что те не достали для съёмок антикварную куклу, а использовали современную. Но кукла - дело десятое, а вот то, что в фильме были перепутаны мундиры полков - это дааааа...

Кукла Светлана, Московская фабрика кукол (?).
А длинное платье с бантом в модном для начала XIX века стиле "а-ля антик" ей  соорудили костюмеры.
Кукла в профиль. 
Для знатоков данных достаточно: рост, лицо, макияж, ручки и пальчики...
Фрагмент кадра из фильма.
Резкий переход ото лба к носику, близко посаженные глаза, яркий румянец, крутые щёки, поджатые губы без улыбки - Светлана всё-таки... Наверное. И тогда текст песни - это Product Placement?)))
Но из какого материала? По весу - вроде бы из пластика. Но цвет и блики отсылают к глянцевой краске по грунту, характерной для опилочных кукол...
Однако, на съёмочной площадке работают яркие прожектора, способные исказить реальность. Поэтому и возникло несколько версий относительно происхождения куклы и материала, из которого она была изготовлена.

     К этой безграничной теме - куклы в кино - хочу добавить несколько сюжетов, несколько фильмов и несколько кукол.

     Фото кукол с других ресурсов в этот блог я не переносила - просто упоминала их имена и производителя. Если история и внешний вид куклы заинтересовали, то можно набить в поисковой системе "кукла Даша Фабрики им. 8 Марта" или "кукла Наташа Кирово-Чепецкий филиал объединения Вятка" - и вот вам материал для собственного исследования. А публикаций много! Пишут тексты и выставляют фото: продавцы, коллекционеры, реставраторы, счастливые обладатели, посетители кукольных выставок и музеев, "кукольные" предприниматели, журналисты, ностальгирующие повзрослевшие "девочки"...

    Я - ностальгирующая. Не более того.
_____________________________________________________________________


    По рассказу А. П. Чехова. История о том, что шанс получить свободу есть даже тогда, когда его, казалось бы, и нет. Красавица Анна оставила позади себя всех предавших и продавших её и начала новую жизнь, избавившись от долгов, обязательств и чужой власти...

     Советские кинематографисты упростили Чехова, к слову сказать. Мизантроп Чехов написал рассказ не о социальном и имущественном неравенстве, а о человеческой природе. 

     В фильме снимались А. Ларионова, М. Жаров, А. Вертинский и др.

     Фильм яркий, красивый и изящный как романс. И то хорошо, что не очередной "марш Дунаевского".

     Но вернёмся к куклам. Куклы и цветочная беседка появились в фильме. И молодцы кинематографисты, всё правильно сделали! Если бы благотворительная акция представляла собой чаепитие, как в рассказе, то невозможно было бы передать восторг и триумф Анны.

Благотворительный базар. Анна - хозяйка одного из тематических павильонов.
В фильме эту куклу продали за 1000 рублей! Преувеличение, конечно.
У Чехова максимальное пожертвование составило 100 рублей.
Скорее всего, это советская девочка, но "подготовленная" к съёмкам 
и нарочно одетая в белое платье с кружевами и пайетками. Возможно, это заказ фабрике на индивидуальную куклу. Кто знает! 
Но эта кукла - полноценная актриса: она "дублирует" Анну и наводит зрителя на мысль о продажности красоты.
Вторая красотка в белом. Эта - типичная советская кукла 50-х годов. 
     Куклы, вероятно, прессопилочные. В паричках, естественно. И формы кукол - это воспроизведение дореволюционной традиции. Забавно, что вплоть до 60-х во всех сферах (производство, потребление, сервис) наблюдалось одно - "успехи" соцстроительства принимали форму возврата к дореволюционным стандартам. 
________________________________________________________________


     Музыкальная комедия. Фильм в красочно-восторженной манере рассказывает о VI-м Международном фестивале молодёжи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году.

     Музыкальные номера связывает воедино история продавщицы Тони из Отдела грампластинок...

     Л. Гурченко, М. Жаров, Ф. Раневская, Ю. Никулин и др. 

Этот целлулоидный пупс - такой же символ советской власти, 
как гранёный стакан или алюминиевая вилка.
Если заинтересоваться технологией и историей вопроса, то выяснится, что целлулоид - побочное производство пороховых и оружейных заводов. 
Например, Котовский завод тем и знаменит, что выпускал снаряды, пупсов и неваляшек.
     Горел целлулоид адским пламенем, а продукты горения были опасны и ядовиты. В иных странах появился его заменитель - более прочный и безопасный тортулон. В 60-е годы в СССР произошёл резкий переход к производству кукол из разных видов пластмассы и, главным образом, из полиэтилена. Но целлулоидные игрушки ценились всегда: из них получались простые, но сильно дымящие и вонючие дымовухи. 
______________________________________________________________


     Этот фильм состоит из четырёх короткометражек по сценариям Сергея Михалкова. Все серии заслуживают внимания, поскольку они принадлежат к разным направлениям советского детского кино: морализаторский рассказ на тему "что такое хорошо и что такое плохо", триллер, сатира и настоящая драма. 

     Нам же интересна третья новелла - "Игрушечный директор". Эта серия относится к жанру сатиры и напоминает сценарии С. Михалкова, написанные им для киножурнала "Фитиль". Речь идёт о некоей фабрике игрушек "Золотой петушок", директором которой становится... да-да, мальчик! Ничего не напоминает? Вот и пересматривай старое советское кино - Голливуд не нужен! 

Директор игрушечной фабрики.

     И в кадр попали несколько кукол, а также конвейер настоящей кукольной фабрики - Фабрики игрушек им. 8 Марта.

Андрюшка художницы Маргариты Вильям.
Карикатурное личико с чёрными мышиными глазками.
Здесь Андрюша - сыщик или репортёр в характерной клетчатой одежде (как Тинтин?).
Первые Андрюши были прессопилочными с набивным телом, а потом - пластмассовыми.
Кукла Анюта (?) М. Вильям.
Таня (?) - кукла Фабрики им. 8 Марта.
Эту улыбчивую девочку в фильме называли Серафимой.
Кукла с зубками - редкий для советской промышленности изыск.
Вероято, это кукла Ирочка, ещё набивная. Но это лишь версия.
Кукла-образец.
     Профессиональные и самодеятельные историки кукольного дела с интересом посмотрят фильм и отметят-заметят:
- и ассортимент игрушек конца 50-х - начала 60-х годов;
- и тот период развития игрушечного производства в СССР, когда ещё можно было удержать его в рамках нормального развития - параллельного существования многих фабричек-артелей, что обеспечивало бы широкий ассортимент, конкуренцию, качество и быстрый ответ на запросы рынка;
- и критику, направленную  в сторону худсоветов, увлекавшихся прямолинейной социализацией  и политизацией игрушки (а в СССР работал целый Научно-исследовательский институт игрушки),
- и куколок, представленных в фильме в качестве эталона - куколок-барышень, с пышными причёсками, милыми губками и красивыми платьями...

     Два раза ломалась в СССР естественная логика развития кукольного производства - в 20-е годы и при Хрущёве и раннем Брежневе (60-е - нач. 70-х гг.). В первом случае уничтожили "буржуазное" производство изящных кукол (например, были закрыты или преобразованы фабрики  Дунаева и  Журавлёва-Кочешкова); а во втором - создали из артелей и фабричек гигантские объединения. Цель гигантизма была понятной - удешевление массового производства. Вполне рыночная вещь! Но на это наложилось пресловутое советское планирование ("план - по валу, вал - по плану!"), и советские девочки 70-80-х получили в итоге миллионы одинаковых пластмассовых кукол, имена которых всё население Советского Союза знало, как имена членов Политбюро. А некоторые производители ещё и места стыков не шлифовали - экономили. И пластмассовые перепонки между пальчиками кукольных рук не счищали - экономили. И огромная индустрия так не нашла в себе силы перейти к производству мягких кукольных ресничек. Наверное, экономили... И не удивительно, что в конце 80-х, когда покупатели сметали с прилавков всё, вплоть до бельевых резинок и казеинового клея, кукольные отделы стойко держались, не находя спроса своему пёстрому ассортименту. Последние солдаты социализма, умершие на посту!

     Но в этом фильме 1962 года ещё присутствуют милашки с букольками, в шляпках и в кожаных ботиночках! Ах! Наверняка найдутся знатоки, которые с первого взгляда идентифицируют, атрибутируют и каталогизируют всех изображённых здесь кукол.
______________________________________________________


     Опять сатира, и опять покупатели недовольны качеством игрушек. Хотя, кажется, куклу притянули для оформления эстрадного номера. Не говорить же артисту от имени чайника или тапка!

      Фильм - это сборник-капустник: он состоит из самостоятельных номеров ведущих артистов советской эстрады того времени, объединённых неким надуманным сюжетом. Миров - Новицкий, Миронова - Менакер, Тарапунька и Штепсель (Березин и Тимошенко), Рина Зелёная, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов...

     У Рины Зелёной - монолог от имени бракованной куклы. Кукла здесь - маска, сложный грим и костюм с "толщинками".

     Ну а фильм... Сегодня этот фильм вызывает сложные чувства и неполиткорректные мысли.

У бедной куколки знакомые проблемы: глазки не закрываются и волосы выпадают.
 
 

    И ещё одна "героиня" Рины Зелёной - манекен. Этот эстрадный номер вошёл в программу "Голубого огонька" 1964 года. Критику вызвала торговля женскими товарами - шляпками, чулками, кофточками...

 
_____________________________________________________________


     Короткометражка. Остроумная комедия положений с россыпью изобретательных гэгов. В фильме снимались блистательные комедийные актёры - Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров.

      Это фильм о " недостатках на местах". Прохрущёвский, да ещё и студии Довженко - о, ах, эх, ыыыы! Образчик советской лояльности по отношению к высокому начальству, но содержащий критику начальства мелкого.
    Никто, оказывается, кроме партии и образованной школьницы Люси Прокопенко, не понимал важности племенного животноводства. Эта Люся на одном только выпасе сделала из коровы-доходяги мясную и молочную рекордсменку!  

     И в качестве подарка школьница Люся, которая почему-то работает в колхозе, получает куклу...

     Что это за кукла? Неужели в СССР делали огромных кукол с абсолютно человеческими руками, ногами и лицами? Неужели это чрезвычайно популярное ныне направление жило и было в СССР? А сколько, интересно, стоила такая куколка? А, может, это ООАК - кукла, существующая в одном экземпляре и служащая реквизитом, театральным или киношным? 

     В общем, загадочная кукла... Шикарная кукла... И не место ей в фильме про колхоз и корову. Там по сюжету бабушка Люси пенсию не получает, как и было в жизни. А семье - куклу? Хоть стой, хоть падай... Советская комедия, основанная на бессмысленном и беспощадном материале. 
А если это торговый манекен? Тогда похвалим фабрику манекенов!
Видно, что мастера создали не палку-палку, а точную копию девочки-подростка: пальчики, коленочки, личико.
     _________________________________________________________________


     Альманах из трёх детских фильмов. И все короткометражки рассказывают "за интернационализм", как говорят в Одессе. Тема эта была в 1961-62 гг. актуальна: на Кубе случилась революция, СССР активно действовал в Африке, мешая карты империалистам...

      Вторая история называется "Девочка с куклой". Девочка Таня, которая не расставалась со своей куклой Кнопкой, однажды ушла со двора и... встретила на бульваре угнетённого африканца. 

Механический негритёнок в витрине магазина. 
Забавно, что вплоть до 60-х в СССР сохранилась традиционная реклама "колониальных товаров" с негритятами. Но пионер рассказал девочке о колониализме. 
Кукла композитная - это ясно. Но чья?
Девочка неслучайно говорит, что куклу ей подарил папа-моряк.
Наверное, кукла немецкая. 
 Но вполне возможно, что она советская. 
Здесь нужен знаток кукол 50-х годов: очень уж у них похожие личики!
Похожа она на кукол "Sonnenberg".
Миндалевидный разрез глаз, четыре зуба, качественный парик, гладкий композит, тонкие бровки, мягкие реснички... Но я ничего не утверждаю!
 ____________________________________________________________


     Классика детского... да и взрослого!.. советского кино. "Дядя Петя, вы дурак?".

Серёжины солдатики и машинки.
 Оловянные солдатики допластмассового периода - 
объёмные, раскрашенные вручную, с мелкими деталями. 
Это потом начнут выпускать плоские нераскрашенные фигурки,
а мальчики будут выпрашивать солдатиков и индейцев производства ГДР.
 Коростелёв повёз Серёжу в город за подарками.
В универмаге.
Механические игрушки.
 Надувные игрушки из разных материалов.
 Куколки: школьница, футболист и крестьянка.
Плюшевая обезьянка, героиня нескольких кинокартин. 
"Мы едем в Холмогоры. Какое счастье!"
     P. S. А раскрашенных оловянных солдатиков прошлых лет можно посмотреть в фильме "Монолог" (Ленфильм, 1972): они там вытягивают тему главного героя.
______________________________________________________________________


     Фильм сохранил живую ткань социальной жизни начала 60-х годов, полную драматизма, противоречий и морального противостояния. 

     В главной роли молодой Василий Шукшин. Его герой, ухаживающий за сельской учительницей, везёт её сына в город за покупками к школе. Модный в 60-е годы жанр - бродилка, дорога. А в дороге возникают разные ситуации, встречаются разные люди...

В детском магазине. 
 На заднем плане - куклы. 
Их немного, но удивляет их видовое разнообразие
___________________________________________________________________


     Фильм все помнят. Сложное уголовное дело. Молодые Алексей Баталов и Евгений Леонов. И Николай Крючков, сыгравший отрицательного персонажа.

     В кадр попали послевоенные артельные игрушки - куклы, машинки, лошадки... А там ещё и игрушечный магазин!

Девочка с набивной куколкой бежит писать во время остановки.
Детей, как видно, перевозили в открытых кузовах грузовиков.
Подарок мальчику.
Детский дом. Кино, конечно: все игрушки новенькие, на полотенцах складочки...
 Игрушечный магазин.
Куколки, мягкие игрушки, машинки...
Куклы в немецких корсетах или жилетах. 
Если правильно помню сюжет, то магазин - где-то в Прибалтике.
____________________________________________________________________


     Фильм богатый. Как показать и доказать рост благосостояния советских трудящихся? Обстановка в домах и квартирах по-прежнему была бедной... А если показывать магазины с полками, ломящимися от товаров? Это выход. 

     Сюжет фильма крутился вокруг махинаций в отделе готового платья, но и игрушечный отдел попал в кадр. 

Игрушки 50-х.
Как продуман внешний вид каждой куколки и как много деталей!
Оцените выкройку уже знакомой нам обезьянки - это шедевр. 
Типы кукол: пупсы, подружки, этника, барышни... 
В серо-белом - знаменитый "Китайчонок" в шапке с понпончиками-колокольчиками.
_____________________________________________________________________


      В этом фильме тоже изобилие на прилавках. Но место действия - не универмаг, а сезонная с/х выставка.

Прилавки с игрушками.  Жаль, что мельком.
 А задумчивая куколка с хвостиками - просто красавица! 
Произведение искусства, а не куколка. Рыженькая, в тёплых тонах, с индивидуальными чертами, характером...
И не она ли в фильме "За витриной универмага", 
но в тёмном платьице с воротничком и в образе блондинки?
__________________________________________________________________________


     Чудесная советская сказка. Блистательные актёры. И, конечно же, умение создавать на экране волшебный мир.  

     В комнате у заболевшей девочки - куклы. Их практически не видно, но они есть. Вон они - на угловом столике. 

Этот фильм - один из сотен примеров, когда куклы лишь присутствуют на заднем плане.
__________________________________________________________


     Один из многочисленных фильмов про Дениску Кораблёва и его друга Мишку.

Алёнка катает по двору коляску с куклами.
Всё вернулось на круги своя: спустя 50 лет после революции 
в СССР появились аналоги "буржуазных" кукол. 
Те же умилительные личики, кудряшки, чепчики...
Действительно, а что делать девочке, например, с куклой-красноармейцем?
     А "красноармейцев" кукольная промышленность тоже переварила: в 60-80-е годы с конвейеров фабрик выходили миленькие куклы в будёновках и модных мини-юбочках, щекастые пупсы в гимнастёрках, лупоглазые Мальчиши с сабельками... 
___________________________________________________________________


      История о том, как подросток воспитал сестрёнку. Ювенальной юстиции ещё не было, и детям-сиротам позволили сохранить семью. Пронзительный фильм.

Разные куклы девочки Нади. 
А ещё у Нади есть набор детской посуды.
Кукла с косичками - скорее всего, производство Фабрики № 1, позднее вошедшей в объединение "Кругозор".
__________________________________________________________


    "Баю-баюшки- баю! Что у вас произошло? - Я вам денежки принёс за квартиру, за январь. - Вот спасибо, хорошо. Положите на комод... А ещё ведь, как на грех, тесто я поставила. - Я и с Ленкой посижу, и за тестом погляжу. Отправляйтесь на дежу... - Ну тогда я ухожу"... 

Целая выставка детских игрушек: целлулоидный пупс, лошадка из опилок, 
неваляшка, матрёшка, грустный ослик...
_________________________________________________________________________


     Киноальманах из трёх короткометражных фильмов. Смешные и поучительные истории для детей.

     Третий фильм - "Зонтик". Чудесно придуманная, почти волшебная история о круговороте доброты и честности.

Кукла из сна девочки Люси.
Пупс со вставными глазками и пушистыми ресничками (ГДР?).
 Люся задержалась у витрины игрушечного магазина.
Кажется, в витрине отражаются интересные Андрюши - футболисты в форме "Спартака". Были и динамовцы. 
А в витрине - ах! - движется поезд с куклами и зверушками!
 И в этом фильме - кукла Андрюша Фабрики им. 8 марта (М. Вильям) 
и девочка Танюша с круглыми флиртующими глазами (Е. Борисова, М. Вильям). 
Андрюша был и моряком, и футболистом, и пионером, и поваром...
Личики, конечно, у этих кукол - на любителя.
Но можно считать, что это советская традиция производства "особых" кукол - 
детей гоблинов, гномов и монстров.
______________________________________________________________


     Золотой фонд. Шедевр. Образец стиля. Фильм, в котором взрослые чудесным образом воссоздали детский мир - чуть-чуть сказочный, комичный и драматичный одновременно. 

     Конечно же, в кадр попали игрушки - много игрушек конца 60-х. 

Девочка Катя и её домик под партой.
Пластмассовый пупсик-полено.
 Игрушки Тани Самохиной.
Знаменитый московский Буратино с клеймом "Слоник".
Поскольку объединение "Кругозор" ещё не было создано, то можно предположить, что игрушку делала одна из московский фабрик - №1, №2 или ещё какая-то.
Этот Буратино с мягконабивным телом, ручки и ножки сгибаются, 
крепления - типа деревянного пазового шарнира. 
 Пупс с мягконабивным телом, плюшевые мишка и собачка.
 Надувные игрушки.
Декоративная кукла в доме бывшей певицы. 
Ну и мальчишеские солдатики и танчики.
Солдатики уже не раскрашены.
_____________________________________________________________________


     Второй фильм Ролана Быкова в этой подборке. Насыщенный событиями и эмоциями фильм начала 70-х! Есть такая схема в кино - "всё со всем связано". Ну "Реальная любовь", "Эффект бабочки", "Магнолия", "Часы" и мн. др... Так вот, этот фильм сделан по той же схеме. Интереееееесно-то как! Детективная история о поиске... далее - молчок! 

     А актёры! Юрий Никулин, Михаил Яншин, Николай Крючков, Валентина Телегина, Любовь Соколова, Рина Зелёная, Ролан Быков, Люсьена Овчинникова... 

     В фильм включены сцены, снятые в в ГУМе. Предновогодняя торговля в отделе "Пластмасса". 

     Всё, наступила новая эпоха - эпоха длинноногих пластмассовых кукол. Они говорили "Мама!", моргали, поднимая и опуская свои густые и жёсткие опахала, и даже шагали.

Марина Фабрики им. 8 Марта. Кто же не узнает пухленькую Марину?
Там в коробке лежат и другие куклы, но они мелькают в течение секунды...
И забавно выглядит разгрузка кукол - прямо из короба.
Так придумали авторы фильма или игрушки действительно доставлялись в магазин в ящике? А где, интересно, картонные коробки для каждой куклы?
Эх, неповторимый советский стиль: всё из ящика, и этикетки из коричневой бумаги...
"Купииии! Или лодочку, или утку, или пингвинааааа!"
Электрическая игрушка. Фабрика пластмассовых игрушек, Москва, ул. Свободы. 
А ещё был электрический повар, который пёк блины, 
и доктор в шапочке, который тоже чем-то двигал... из пузырька в ложку наливал?
 В руках у девочки чудесный целлулоидный пупс с крутящимися ножками, ручками и головой.
_______________________________________________________________________

"ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЁЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА" (Киностудия им. М. Горького, 1970).

     Добрая сказка с песнями и трюками. Татьяна Пельтцер на крыше и на заборе - визитная карточка картины.

     В руках у Томочки-Несмеяны маленький Буратино с шарнирными конечностями. Рост - 22 см, материал - целлулоид.

Шарнирные игровые куклы в СССР встречались редко: 
ну Буратино, ну куколки Кировской фабрики игрушек объединения "Вятка"...
Вероятно, это производство Фабрики целлулоидных игрушек (ФЦИ).
_____________________________________________________________________


     Фильм того периода, когда НТП почитался выше Бога. Советские учёные создали человекоподобного робота.

     Очень стильный и красивый фильм. Марианна Вертинская и Олег Стриженов. 

Сцена бунта робота Роберта.
В руках - Петрушка или Клоун, перчаточная кукла.
_____________________________________________________________________


     Детский фильм о юной поэтессе, которую слегка заносило не туда. Но всё закончилось хорошо. Советская общественная жизнь умела гасить необоснованные амбиции. По повести В. Киселёва "Девочка и птицелёт".

     Над кроватью девочки висит Буратино. Поэтесса посвящает ему стихи: " Бедняга Буратино! / Наверно, неспроста / Тебя швырнули в тину / В глубокий пруд с моста!". Но, вообще-то, это Петрушка.

Похож на перчаточного Петрушку одной из московских фабрик,
позднее вошедших в объединение "Кругозор".
_______________________________________________________________


     Лирическая комедия. Молодой, задорный, современный фильм. Комсомол, стройки, девочки в мини-юбках, любовь по переписке... 

     Интернета ещё нет, но заочное знакомство уже есть. И хайпа ещё нет, но фото ефрейтора Збруева, напечатанное на обложке всесоюзного журнала, вызвало ажиотаж. Среди девчонок, конечно. 

     Семь девушек и семь адресов... 

     А в общежитии ткачих на окошечке стоят куклы.  Куклы здесь - признак мещанства, отсталости и бюрократизма, поскольку стоят они в Комнате отдыха, организованной чрезмерно активным и излишне ответственным комендантом. И куколки соответствующие - старые, паричковые, в каких-то лапоточках... Никто в них не играет - не нужны они комсомолкам.
____________________________________________________________________


     Собственно куклы в качестве полноценной героини в этом фильме нет. Но прекрасно запечатлена жизнь советской новостройки и двора: соплята катаются на трёхколёсных велосипедах, девочки играют с куклами, бегают мальчишки, подростки кучкуются на лавочках и поют песни под гитару, бабушки и мамы выгуливают младенцев в колясках... Солнце садится.

     Об этом необыкновенном фильме, чьи авторы испытали влияние французского неореализма, нет нужды рассказывать. Хотя почему, собственно, французского? Это чудесный советский неореализм. 

     Николай Бурляев, Люсьена Овчинникова, Олег Ефремов, Людмила Аринина, Аркадий Трусов...

Советская новостройка: историческое свидетельство.
Самодеятельные сушилки для белья на столбах - где их не было? 
 Девочки с куклами, которые всё знают о соседях.  Маленькие бабёнки.
________________________________________________________________

"ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ" (Мосфильм, 1971).

     Евгений Иванович Трошкин занимает должность заведующего детским садом... История там, конечно, другая, но нам интересен детский сад.

Группа. Стеллажи с игрушками. Павильонные съёмки.
_______________________________________________________________

"МАЧЕХА" (ТО "Время", 1973).

     Мелодраматическая картина о девочке Свете и её новой маме. В роли мачехи, принявшей чужого ребёнка, - Татьяна Доронина. В других ролях - Леонид Неведомский, Надежда Федотова, Вера Кузнецова...

Знатоки могут опознать куклу - все признаки налицо: одежда, туфли, 
огромные пластмассовые ресницы, ладошка с двумя слепленными пальчиками... 
Личико напоминает Раю Фабрики им. 8 Марта, но эта кукла с короткой стрижкой. Наверное, поздняя Рая.
___________________________________________________________________


     Классика советского кино. Мелодрама. История о несостоявшейся любви. В ролях Людмила Зайцева, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Олег Ефремов, Виктор Павлов...

     Непутёвый папка Митька приезжает в гости к семье и привозит детям подарки из города. Младшей дочери досталась кукла. 

     Фильм-то ленинградский, и это определённо "Ленигрушка".  Да и продолговатое, а не вздутое и широкое, лицо куклы отсылает к "Ленигрушке".  

Ленинградская кукла Оля или Вера. Оля побольше. Губки приоткрыты, мизинчик в сторону. Всё-таки Оля.
Хотя имена советских кукол - это запутанная история: Оля могла превратиться в Галю, а Марина в Сашеньку...
 
А здесь клеёнчатая детская сумочка. 
В 70-е выпускались разнообразные детские сумочки: 
из клеёнки, плотного кожзама, жести, пластмассы, соломы.
__________________________________________________________________________


     Сборник короткометражек. Но одна история порезана на кусочки и растянута через весь фильм - та, что про чеканку. 

     Все фильмы относятся к жанру лирической комедии, то есть повествуют о том, какой смешной бывает любовь. 

    Третий сюжет таков: Вовка Монастырёв везёт Катю в районный магазин за покупками, и герои проходят мимо витрины с куклами. А Борис Щербаков - красавчик. Да.

"Ленигрушка". Пальчики вместе и ручки отведены назад. Изящное лицо. 
Вера, скорее всего. 
_______________________________________________________________________


     Весёлая музыкальная комедия с элементами мистики.

     Роль Кеши сделала узнаваемым молодого актёра Сергея Проханова. Людмила Шагалова вновь создала органичный образ - до боли знакомый типаж советской заведующей чем-нибудь. А Елизавета Уварова сыграла вечную (в смысле бессмертную) няню Арину Родионовну. 

      Фильм про детский сад, и игрушки там почти в каждой сцене.

Блондинка - это, вероятнее всего, любимая советскими девочками кукла Бигги 
производства фабрики VEB Biggi Waltershausen (ГДР). Но такие же крупные щекастики со стрижкой есть и у Сонни (SONNI).
А тёмненькая с соской - это кто?
 Даша Фабрики им. 8 Марта? У той как раз губы под соску выпячены.
И эта маленькая шатенка похожа на небольшую гэдээровку. 
А вот "Бигги" это, "Сонни" или иная фабрика - трудно определить за секунду. 
 Какие-то советские куколки на шкафу.
Сидит немецкая "Сонни" - красавица с пушистыми ресницами и характерными хвостиками. 
А лежит пупс в текстильных пинетках. Возможно, это куколка "Ладушки". Ручки у неё интересно сложены - как раз для игры в ладушки. В мягконабивное тело такой куклы был вставлен нехитрый пластмассовый механизм.
Экскаватор. В фильме много мальчишеских игрушек.
А ещё есть механические, мягкие игрушки, мячики, кубики...

     В 60-е годы считались модными дутые пластмассовые зверюшки и куклы. Но так было до той поры, пока пластмасса не вошла в обиход советских граждан. Современные коллекционеры высоко ценят пластмассовые скульптурки Сморгона, Разумовского, Фёдоровой, Сысловой, Тырковой и др. художников. 

     Но в этом фильме няня Арина Родионовна выказала минималистичному медведю явное пренебрежение. Это и понятно: в конце 70-х утилитарно-игровая ценность таких игрушек упала почти до нуля, а коллекционная - ещё не появилась. 

Голубой медведь - из этой оперы. Можно порассуждать о лаконичных линиях, условности образа, эстетике 60-х, руке художника, скульптурном решении... Но играть с ним неудобно. А ещё форма для отливки предполагала "мех", и поверхность таких игрушек была противно-пупырчатой...
________________________________________________________________

  
     Женская мелодрама. В основе истории - интеллигентное советское сводничество. Маргарита Терехова и Валентин Гафт.

     В кадр попадает та же Марина Фабрики 8 Марта и неопознаваемая кукла с широко расставленными глазами.
Она похожа на Милу московской Фабрики сувенирных и подарочных игрушек.
 У Милы был похожий сарафанчик. 
И подобное личико было у Милы и куклы той же фабрики "Непослушная Алёнка".
Но для точности надо бы ноги рассмотреть. У Милы они пупсячьи - 
полненькие и с кругленькими коленками.
________________________________________________________________________


      А неужели легендарная шагающая Нина в кадр ни разу не попала? Попала.

     Если один из героев фильма работает на игрушечной фабрике, то можно предположить, что в его доме есть куклы.

     Итак, сатирически-философский фильм "Старый Новый год". Сначала была пользующаяся успехом пьеса, потом вышел фильм. 

Шагающая Нина сначала Фабрики кукол №1, 
потом производственного объединения "Кругозор". 
Производитель одевал её в разные одежды, иногда - в очень удачные. 
Здесь же длинное платье трудно определимого стиля. 
 
_____________________________________________________________________


      Добрый, весёлый детский фильм. 

     Первую половину фильма главная героиня Маруся ходит с куколкой. Куколка рыжая, коротконогая, смешная. 
     Это куколка Ляля московской Фабрики им. 8 марта, которая выпускалась в разной одёжке и превращалась то в мальчика, то в девочку. И имена она тоже меняла - то Незнайка, то Ляля, то ещё кто-то...

     Это, собственно, не кукла, а пупс. И пупс Ляля очень напоминает "топтыжек" производства ГДР (Rauenstein) или современных американских "капусток" (Cabbage Patch Kids). В этой связи можно вспомнить и стилизованных испанских пупсов от NINES D'ONIL.

     Прекрасный утрированный ребёнок с пальчиками-бусинками и лопоухостью. А щёки! Головка, ручки и ножки - из мягкой резины, тело пластмассовое. Марусина кукла одета в трусики, но были у неё и косынка, и платьице.

Та же куколка в фильме "Предчувствие любви" (Мосфильм, 1982).
Молодые И. Алфёрова и А. Абдулов, романтическая музыкальная тема.
Для кинотеатра в 80-е - скучно до зевоты. 
Но зато теперь этот фильм смотрится иначе: прелестная городская советская сказка.
     Эту куклу усмотрела в фильме "Предчувствие любви" другая зрительница и любительница кукол - участница обсуждения на одном из "кукольных" форумов. 
___________________________________________________________

"ЧАРОДЕИ" (Одесская киностудия, 1982).

    Иван наколдовал себе  возлюбленную Алёнушку, но в волшебную избу явились другие "Алёнушки" - конфеты, мебельная стенка, корова и куклы...

    Так что это за куклы? Они разные; но тех, которые одеты в тёмные платьица, можно попытаться опознать.

     Пластмасса, прошитый скальп, некоторые пальчики вместе, руки чуть согнуты, улыбка, широко расставленные глаза...

     Глаза отсылают к Фабрике игрушек 8 Марта. Лена? Кажется, она. И платье! У Лены было точно такое же платье, как в фильме: короткое, с воротничком, с фальшивым фартучком и бантиком на пузе! Но у Лены ножки полненькие и губки овальчиком. Вероятно, это Зоя - девочка с улыбкой.

Куколки Зои (?) с фартучком Фабрики им. 8 Марта. 55 см. 
______________________________________________________________

"НЕ БЫЛО ПЕЧАЛИ" (Мосфильм, 1982). 

     Семейная мелодрама. Фильм крутили в кинотеатрах, но это типичный телевизионный продукт. В ролях Татьяна Пельтцер, Леонид Куравлев, Ольга Остроумова...

    Девочка "Прасковья из Подмосковья", то есть Сашенька, вторгается в размеренную жизнь московского карьерного доктора.

     Сашенька играет с куклой, которую по легенде ей подарил папа.

Кукла очень похожа на продукцию Фабрики 8 Марта резинового периода.
Вполне вероятно, что это Инна: те же синие туфли, короткое платье, высокий лоб, щеки из-за спины, губы розанчиком... 
_______________________________________________________________

"ДВОЕ И ОДНА" (Киностудия им. М. Горького, 1988).

     На календаре 1988 год, и это один из последних стилистически "советских" фильмов. В ролях - Георгий Бурков, Елена Майорова, Юрий Астафьев и Надежда Федосова.

     Сюжет фильма напоминает историю, рассказанную в фильме "Не было печали". Неразрешимая жизненная ситуация, которую в кино можно победить и прояснить с помощью комедийных приёмов.

Трудно идентифицировать кукол. 
Но это та самая порода массовых-пластмассовых советских кукол 70-80-х. 
И здесь же главный позор советской игрушечный промышленности - 
мягкие игрушки из сваливающейся синтетики. 
_________________________________________________________________

     
      Кто не знает этот милейший фильм о советской многодетной матери? Наталья Гундарева и Виктор Проскурин. А о правдивости истории умолчим.

      В доме Кругловых игрушек почему-то нет, а вот в универмаге они есть. 

      Гениальный ребёнок Маша Круглова разобрала луноход 
по причине его конструктивного несовершенства.
С кривыми ножками - либо Даши, либо Вики.
Куклы в брючных костюмах похожи на Настенек Фабрики им. 8 Марта - коротконожки. 
Но разве можно всё рассмотреть в смазанном кадре с движением? 
Нет, всё-таки она: её одевали в брючные костюмы с жилеткой.
А рядом, вероятно, Лены той же фабрики. 
_________________________________________________________


      Фильм с эдаким вывертом и вторым смыслом: история больного мальчика, которому очень нужна определённая игрушка (тема "девочка и слон", конечно), накладывается на неприкрытую критику советской торговли и игрушечной промышленности.

     Магазин "Детский мир", торговая секция, потом база, потом склад игрушечной фабрики - по этому длинному пути прошёл герой Донатаса Баниониса Михаил, но получил-таки заветную коробку. 

     Не фильм, а пособие по теме "Игрушечный ассортимент начала 80-х годов". 

Кукла Марина, не сходившая с конвейера фабрики уже более 30-ти лет,
 и монструозные мягкие игрушки. 
Плоские зверюшки-кармашки (см.  жёлтый котик) - 
распространённая вещь в 80-е. Их вешали над детскими кроватками.
У прилавка.
Бюрократическая структура - игрушечная секция, где хранятся импортные игрушки.
Склад игрушечной фабрики.
Кукольная витрина.  
Опознавай - не хочу!
____________________________________________________________

"ЕРАЛАШ", детский киножурнал.

     "Ералаш" и сейчас снимают, но чистота жанра - это серии 70-80-х годов, приблизительно до серии 50-й.

"ГОСТЕПРИИМСТВО", №2.
Красавица с бантиками похожа на куклу 55 см производства "Spielzeug Rauenstein".

"ПОЛНОЧНЫЙ КРИК", №7.
Надувные игрушки и резиновые пищалки.

"МЕЧТЫ", №10.
О! Выставка советских игрушек.
Красный конь-каталка, богатырский конь под попоной - одна из совершенных игрушек СССР.
Первым его стал производить, по-видимому, Московский опытно-экспериментальный завод "Новатор". Прочный полиэтилен. 3 рубля 20 копеек.
Жёлтый летящий конь производился на Волгоградской фабрике игрушек. 2 рубля 20 копеек.
Буратино - Завод пластмассовых игрушек "Малыш", г. Москва. 
Ну а розовая кукла - Настенька, конечно. Фабрика им. 8 Марта.
Да тут много чего! Складная алюминиевая коляска для кукол, автомат с огоньком...

"ЛУЖА", №23.
Пупс с волосами. Бигги. VEB Biggi Waltershausen. 

"СЕРЁГА, ВЫХОДИ!", №25.
      Там по сюжету мальчишка заигрался. Всем знакомые и любимые игрушки 70-х. И саааночки... 
Крокодил Гена. Московский завод "Малыш". 
Легендарный ксилофон.
Жестяная юла и алюминиевые саночки. 

"ГЕНИЙ КАРАТЭ", №26. 
Опять они - Настенька 8 Марта и Нина "Кругозор".
Платиновые блондинки.

"СИЛА ЕСТЬ, УМА НЕ НАДО", №31.
Какая прекрасная картина! Дворовые игрушки.
Грузовик ЗИЛ, совочки, мячики, пупсы и куклы...
 Эта рельефная пустоглазая кукла - продолжение модной традиции конца 50-х - 60-х годов.
Разные спортсмены и гимнастки, условные тела, макияж точками и кружочками, Охтинский химический комбинат - вот это. Но это уже полиэтилен, а не целлулоид, и тело куклы - не цветная имитация купальника. 

"ОДНАЖДЫ В БУЛОЧНОЙ", №38.
Гладенькие и тяжёленькие полосатые советские мячи! 

   "НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК", №49.
Трудно опознать кукол. 
Кроме того, что большая кукла похожа на Нину, 
а на Загорской фабрике делали подобных паричковых кукол в косынках и в белых фартучках, 
и сказать нечего.

"ВОТ ЭТО ВНУК", №23.
      Шедевр. Татьяна Пельтцер. Это отсюда - "Бегу, Витенька, бегу, маленький!" 
Карлсон. Фабрика им. 8 Марта. Резиновый, набивной.


"ВОТ СМЕХУ-ТО БУДЕТ!", №36.
Незнайка (он же Антошка) объединения "Кругозор".

"ДАВАЙ МЕНЯТЬСЯ", №48.
Пупс (чей?).
Даша Фабрики им. 8 Марта (?).

"СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ", №62.
Гуля "Кругозор"? 
Но, к слову сказать, такие пухлые куклы с толстыми ногами 
выпускались и другими фабриками и объединениями.
 

"ВСЁ В ПРОШЛОМ", №70.
Жестяной грузовик. Их модели менялись, но идея - никогда! 
Наверняка это самосвал, и где-то прячется ручка для подъёма кузова. 

"ПОДАРОК", №72.
     Прекрасная и знакомая история - мальчики раскладывают подарки девочкам на 8 марта.
И искать не надо! Этикетка московской фабрики "Огонёк".
 Коляска для пупсиков.
Колёса у них были хлипкие.
Мальвина. Фабрика 8 Марта (она же Инна).
__________________________________________________________________

     Пока всё. Но можно, отдохнув, опять поиграть в ностальгию...


Продолжение - Здесь, ЧАСТЬ 2.  И завершение темы - ЧАСТЬ 3 - тут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий