пятница, 9 февраля 2018 г.

Одеяло "Настроение №125". Руками и на машинке.

    



     Пора толковать лоскутные вещи! Давно пора! Они ничем не хуже всего иного, что сотворено и натворено иными средствами. Пока рассказ о лоскутных вещах крутится вокруг технологии и схем: блок "Веер", блок "Звезда Бриджит Джонсон", "витражная техника", "прорезная аппликация" и т. д.

     А вот тему "Что хотел сказать художник?" применительно к лоскутницам пока мало разрабатывают. Не торопятся чего-то. Чего не торопитесь-то?

     Вот сидит дама, движимая позывами творчества, и часами шьёт - руками и машинке... Она что - не думает в это время? Думает. Не чувствует? Чувствует! Не составляет в голове идеальную картину мира - эдакую утопию, где царят покой и красота в цветочках? Составляет. 

    А, может, всё наоборот, - и она протест выражает, компануя цветные отрезки в эдакую лихую экспрессию? А, может, она, как Вера Павловна Розальская-Лопухина-Кирсанова, весь свой интеллект, почерпнутый из "интеллигентных" разговоров, в сочетание лоскутов запихнула; и новое изделие - это "сон Веры Павловны" о светлых перспективах феминизма и домах счастья из хрусталя, алюминия и чугуния?

     Ну и вот... 

     (Для лёгкого чтения сделано так: текст о технологии написан одним шрифтом, а те части, которые относятся к толкованию - другим. Можно скакать и пропускать, если не интересно. А ещё "размышления" отсечены звёздочками - **************). 
_______________________________________________

ЧТО СОКРЫТО В ЛОСКУТАХ?

1) Ручное шитьё по трафаретам из очень маленьких деталей.

     Технология. 
     Детальки - поменьше. Всякий раз вырезать новые бумажные трафареты. Подклеивать припуски. И шить вручную по сгибам. Прекрасно! Три часа минимум на каждый блочок; а если отрываться на левые дела - то и два дня. 

*********************************
     Мысли
   Пока давайте разгонимся в толкованиях. Начнём с малого - отметим мысли, возникающие в ходе работы. Потом, конечно, копнём глубже.

     А мысли таковы: "На фабрике за это время нашьют гору и загрузят фуру. А у нас - вот, блочок 10 см Х 10 см. 

      Ну да, Государь Александр III одобрил строительство Транссиба, а за это время в мастерской Фаберже вырезали загогулину, изображающую стебель ландыша... 

     А что? Прекрасный пример и прекрасная гармония: в стабильные времена и появляются крошечные ювелирные "Фаберже". А вот придёт революция - и забудут граждане тонкие работы! Надо будет к Ленину героически за гвоздями ездить, потому что их нет нигде. Да и вся жизнь будет являть собой масштабное и сумбурное глиномесиво. И не до ландышей будет, любезные ювелиры и девочки!" 
Маленькие детали.

       Ещё мысли. Самоанализ. 
   О, как обогащает всякую личность изготовление лоскутных блоков! А как они содержание этой личности отражают!

      В детстве нас спрашивали: "Что же ты нарисовал(а)?", - а мы отвечали: "Это солнышко, это дом, это дерево, а это я с Шариком гуляю".

     Так что же мы шьём? Ну-ка, ну-ка, что у тебя получилось, дорогая? - Как что получилось? Ваш вопрос меня обескураживает, право! Разве не видны глубина мысли и эстетическая завершённость?

- Вот это - моё отрицание идеи прогресса. Видите, здесь языческое движение по кругу? Вот. Это я отрицаю прогресс и манифестирую его гибельность.
- Вот здесь, видите, перетекание цвета в цвет? Это я отрицаю манихейское видение мира по схеме "чёрное - белое". Мир сложен, как бы говорю я.
- А во время шитья этого блока я купила новую стиральную машинку. После сушки она крутит барабан, перетряхивает бельё и обдаёт его паром. Видите, барабан крутится? Ну вот же барабан! Он крутится! Ну?
- А это встреча с внеземной цивилизацией. "Ты чего, инопланетянин, так вылупился?". В общем, блок отражает эмоциональную составляющую встречи.
- А это - моя дань Шекспиру и толерантности.
     Мужчина - чёрный, женщина - белая. Мужчина - живой, женщина - ой! неожиданность какая! - мёртвая. И за кадром - политтехнолог Яго. А рисунок блока символизирует его чёткую мысль и замысловато-вертлявую деятельность.
     Кто-нибудь пробовал съесть слона? Кто-нибудь пробовал запихнуть содержание "Отелло" в лоскутный рисунок? А вот можно, оказывается, если хочется.
- А это - уже дань Чехову. Шкаф, вид сверху. Большой шкаф!
- А это песня. "Светит незнакомая звезда... Взлётные огни аэродромов... А-а-а". 
- А это дорога с двусторонним движением. Можно - туда, а можно - обратно. Можно по-всякому! - как бы резюмирую я и провозглашаю бесконечность.
- А это по железной дороге танки везут. Везите, везите, дорогие! Не дайте в обиду мою любимую Родину! И меня впридачу... Жаль "Тополь-М" в такой маленький блок не влезает.
- А это - моё видение революции. Революция - это такое великое дело, после которого народ ещё сто лет будет занят и сосредоточен, радуясь восстановлению нормального дореволюционного порядка во всех сферах жизни. Вот видите, в этом блоке пространство сначала расфигачивается, а потом - собирается воедино.
- А это конфетка. Конфеток захотелось.
- А в этом блоке - вся моя женская печаль... В каком? Да вот в этом. "Помню, я ещё молодушкой была..." - разве не читается?

     О! А вы говорите. Да тут столько всего спрятано! Если присмотреться, то можно найти намёк на креационизм, аллюзии на творчество Онегина Гаджикасимова и инструкцию к пониманию женской звезданутости...

Это не просто блоки, как можно подумать. Это - криптограммы. 

*************************************

2) Оформление каждого блока: квадрат в квадрате. Опять вручную. 

      Технология.
     Этот этап покороче, но всё равно долгий. 88 блоков всё-таки!

     А можно ли оторвать трафареты и перейти к скоростному шитью на машинке? Нет. Мало того что припуски приклеены - они ещё и заложены в разные стороны, а кое-где и пришиты к другим припускам!

Трафарет с гипотенузой 10 см.
Детали с катетами 11 см. Побольше, для последующего выравнивания.
Всё так же, как и при изготовлении блоков: сложить детали и шить на сгибе.
Вот теперь можно оторвать бумажки!
Стопочка.
*************************************
     Мысли и вопли. 
  Художники всем, что мажется, только к началу ХХ века додумались до авангардизма и абстракционизма, а лоскутники в этих реалиях жили, живут и будут жить! 

    Ха, Ротке цветовую фигуру изобразил, Мондриан сеточку нарисовал, а Малевич оценил красоту квадрата... 

     Да лоскутники давно дотумкали до того, что мир можно отразить в нереалистичных формах.  Геометрическими фигурами можно? А - вот. А их ритмическим сочетанием - да нате! Цветовыми играми и экспрессией - держите! Вам нужна передача идеи и настроения в беспредметной форме - да вот вам россыпью! Ха!

     А что же хотел сказать автор этими синими и голубыми квадратами? Оооо! Много чего хотел сказать. Во-первых, облекая разнообразные и хаотичные лоскутные мотивы в одинаковые и правильные квадраты, автор манифестировал подчинение этого мира общему закону и единой идее. 

     Так он идею божественности что ли в синие квадратики задвинул? - А чего? Надо быть амбициознее! Вы почитайте, почитайте искусствоведов, толкующих Малевича, Гончарову, Ньюмана, Радченко или Северини - и не то увидите! Сколько тонн бумаги исписано в попытках истолковать "Чёрный квадрат" Малевича! А недавно реставраторы отковыряли (или просветили - не помню уже) внутренние слои и увидели надпись - "Битва негров в чёрной пещере". Да и эту идею он спёр у какого-то француза. А вы, хочется спросить, чего ожидали от Казимира из Киева? То-то. 

     Продолжаем трактовать и обогащать идеями оформление блоков. Итак, синий цвет - цвет жизни, естества и мощной природной энергетики. Хаос лоскутных мозаик, поражающих взгляд цветовой и геометрической экспрессией, заточён в плен сине-голубой стихии, облечённой, однако, в правильную форму некоей природной закономерности. Земля из космоса или Земля взглядом Создателя - вот первая аллюзия, возникающая у зрителя в ответ на эту композицию... Уф!

     Вот теперь-то мы научены, как нужно усложнять концепции и расширять горизонты. А давайте ещё раз присмотримся к композиционному, цветовому и ритмическому решению лоскутных изображений. 
    Вы здесь христианские ценности не видите? Если видите - значит, пошло дело... Продолжаем разговор и повышаем планку. 

     Автор, разделяя пространство на четыре сектора, изображённые в виде креста, манифестирует истинность и глобальность христианского устройства мира и продолжение вечной традиции Византийской империи. Разноцветная звезда - это легко читаемая реплика на цвет и форму византийских мозаик... А эти два блока - крест и звезда, соединённые вместе, - не что иное , как идея "Москва - третий Рим", провозглашённая когда-то монахом Филофеем... 

     Вот так надо толковать! Да. А то ведь есть искус написать так: "Завалялась у меня синяя и голубая ткань. Рассчитала: на одеяло хватит. Хотела оформить блоки в бежевые квадраты - да ткани не хватило". 

    Не надо так. А надо вот эдак, как выше! Громко заявляем: "Наши национальные ценности незыблемы, и каждое творение наших рук их отражает!" и отходим в сторону в ожидании реакции.
***********************************

3) Глажение и выравнивание блоков.

    Технология.
     Сначала надо разгладить припуски, используя старый утюг с загаженной подошвой, поскольку на изнанке остался клей.

     А потом гладить, гладить, гладить... На лицевой стороне и нормальным утюгом.

     Выравнивание блоков - это ответственно. Как стрельба. Промахнёшься - наплачешься. Поэтому надо использовать всё: разметку на мате, отметки карандашом, пересчёт клеточек с помощью движущегося пальчика... Всё надо использовать!
16 см Х 16 см.
Стопочка ровных блоков. 
****************************************
       Мысли
   А мысли-то будут? Можно ли притянуть утюг к сверхидее произведения? Да легко!

     Вот так, например, можно: "Особенно поражает и воодушевляет зрителя тот факт, что идея произведения и средства, которые использовал мастер, дополняют друг друга. "Горячее - горячим, сильное - сильным, мощное - мощным" - говорит нам автор, привлекая к созданию произведения все природные стихии - огонь, воду, ветер и скрип тверди". (Огонь, вода, ветер и скрип тверди - это утюг с паром, конечно, и старая гладильная доска).


    А можно вот так: "Глядя на идеально ровные, доведённые до идеала плоскости, зритель невольно восстановит в своём воображении картины сотворения мира и "выглаживания" первоначального хаоса. Неслучайно глажка окутана тёплыми слоями воспоминаний и культуры. Затемнённая комната, иней на окнах, шипит-разговаривает утюг и взмывают к потолку округлые клубы пара. Тёплая весёлая женщина стоит у доски и превращает комки неоформленной материи в правильные, острые и идеальные прямоугольники... Да, именно материи, в смысле - объективной реальности, данной нам в ощущениях. Стоит женщина и, как богиня, облекает дикую материю в нужные ей формы и объёмы. И запах: парфюмерная смесь жара, горящих волокон и душистого мыла. Олимп или Небеса. Акт творения! 
     Да, сама жизнь во всех её проявлениях - стихии и закона - легла в основу замысла этого квилта"...

     Нормально получилось! Можно подумать, что кисточка художника и киянка скульптора - более "высокие" инструменты, чем утюг лоскутницы... Утюг всем инструментам ещё фору даст!
*****************************************
  
 5) Лицевая сторона одеяла.

     Технология.

     Можно, конечно, и блоки сшить руками. Но это уж слишком! На машинке, на машинке... Все дальнейшие этапы - на швейной машинке.

    Раскладка.   
        Лоскутная сердцевина одеяла.  До глажения. 
Приблизительно 120 см Х 165 см. 
     Рамка. Ширина полосок - 3 см. 
Кайма шириной 20 см. 
Перкаль отечественного производства.
******************************************
      Толкование
   Теперь-то мы опытные! Сейчас истолкуем! 

      Окаймление двумя рамками - это традиционный приём живописи. Волшебство чувственного восприятия и сознания, когда брызжущее жизнью трёхмерное пространство ограничивается двухмерной рамкой, повторено и в этом изделии. Многоцветный и глубокий, доходящий до трёхмерности центр композиции как будто "выпрыгивает" из рамок и намекает на то, что мозаика бесконечно продолжается за границами пульсирующей кровью красной полосы... Как-то так. 

     А можно добавить нечто "автобиографическое". Ни один художник не становится талантливым и рыночным, если его самого и его творчество не снабдить легендой. 

      Так, сначала нужно что-нибудь придумать про автора. Автор должен иметь какую-нибудь изюминку, нелинейную биографию, признаки исканий и метаний. Хорошо, чтобы автор от чего-нибудь страдал: от режима, от ужасающей действительности, от непонимания... Да хоть от насморка, но чтобы страдал!

     Напишем так: "Автор - дама, напичканная оригинальностью, как булка изюмом. Её биография - это витиеватое сплетение метаний, исканий, скаканий и страданий. Никто её не понимал и не узнавал, поэтому к метаниям добавились блуждания в поисках себя. "Блуждаешь?" - "Блуждаю!" - вот типичный диалог автора и людей из ужасающей действительности, каковая действительно была ужасающей. Стремясь к свету и красоте, автор, к сожалению, страдала насморком..."

     Нормально пошло! Шикарная творческая биография.

     "Автор жила во время цивилизационных разломов, культурных катаклизмов, введения ЕГЭ и новых правил движения на перекрёстке с круговым движением. Эти тектонические изменения  нашли отражение в её творчестве. "Отражаешь?" - "Отражаю!" - вот типичный диалог автора и людей, лишённых творческого отражателя". 

    О! Уже ищущая натура получилась. Но чего-то не хватает. Ага, надо написать о течении, к которому она принадлежала, и о широких кругах товарищей и единомышленников.

     Напишем так: "Автор принадлежит к творческому объединению передовых художников "НОЖИ И МАТЫ". Продолжая традиции "Зелёной лампы", "Ослиного хвоста", Бубнового валета" и "Союза меча и орала", общество "Ножи и маты" провозглашает преемственность архаики и модернизма. Сохраняя верность традиционному материалу - ткани и ниткам - приверженцы неповторимого стиля "Ножей и матов" смело рвутся в выси новых высказываний и не ограниченных разумом экспериментов"...

     Нормально получилось. Теперь это не просто одеяло, а часть мейнстрима. 

     Заказчиков и наставников не хватает. Медичи, Сфорца, Екатерину II, Мамонтова, Луначарского и РОСТА, конечно, не приплетёшь, но можно найти выход. Попробуем: "Огромное влияние на творчество автора и этот квилт, в частности, оказала такая глыба как Виктория Геннадьевна Поперёшкина-Бенуа, которая стимулировала творчество автора и направила его в русло осмысленного протеста и громкого - вселенского - высказывания. "Чего, опять ...опу протираешь и одеяло шьёшь? Давай лучше в ТЦ съездим!" - произнесла Виктория Геннадьевна, встретив автора между магазином "Фортуна" и отделением полиции.

     Придав мощный стимул творческим исканиям автора, Поперёшкина-Бенуа вошла в историю как уникальный в своём роде наставник на пути истинные. "Нет уж! - провозгласила автор-художник. - Я пойду в сферы абстрактного искусства и выражу себя и вселенную в абстракционистски-кубистски-футуристски-экспрессионистски-сюрреалистски-беспредметном произведении из лоскутков!!!"

     В историю мирового искусства эта судьбоносная встреча вошла как "Конвенция удачи и насилия". Знатоки творчества художника остроумно обыграли "фортуну" и "полицию", присутствовавшие рядом во время этой богатой на содержание беседы..."  
****************************************    

6) Стёжка.

     Технология.
    Наполнитель - хлопковый, тонкий. Он попластичнее, чем синтепон, но дороже в десятки раз. 
Нитки для стёжки. Х/б, № 50. 
Написано "Сделано в Италии", куплены за её пределами.
       Трафареты для сине-голубых ромбов. 
Вариант движения иглы.
Красный цвет - движение в одну сторону, синий - в обратную.
    Если надоели трафареты (а они после первого ряда надоедают), то можно положиться на глазомер.

     В данном случае рисунок требует дополнительной метки - биссектрисы прямого угла. Её можно нанести и без карандаша - просто прочертить чем-нибудь острым. Ну, оборотной стороной распарывателя что ли...
 
 
     Стёжка сине-голубых ромбов - синей нитью. Логично. А вот цветные лоскутные ромбики - разными нитками. Так интереснее. 
Стёжка лоскутных мотивов по периметрам 
и кое-где дополнительными рисунками. 
Короче, как захочется...
 
     Стёжка каймы - это вишенка на тортик, это десертная конфетка, это ложку облизать, это набросать дождик на наряженную ёлку, это сбрызнуть духами уже накрашенную и завитую себя... Стегать по периметру и чуять край квилта - гораздо легче и приятнее, нежели стегать центр и утопать в ворохах ткани.

     В этот раз - стёжка по трафарету. Трафарет поражает своей сложностью: это - кружок!!!

Трафарет для каймы. Плотная бумага.
Разные интервалы между кругами: от центра по убывающей.
Здесь: интервалы 5 см, 4 см, 3 см и 2 см.
Трафарет для формирования одинаковых углов одеяла. 
Бейка под небольшим углом, а не под углом 45 градусов.
Тянется чуть-чуть и помогает убрать волну по периметру, образовавшуюся после стёжки.
6 см, сложенная вдвое, на лице - машинкой, на изнанке - руками.
**********************************
     Толкование.
    Мировое изобразительное искусство открыло нам разнообразнейшие техники и материалы. Стёжка на бытовой швейной машинке - одна из них, то есть техник по материалам. Её можно смело поставить в ряд со сфумато, пуантилизмом, чернью, зернью и финифтью, графикой и каллиграфией, граттажом и карнацией... Кто не увидит в загогулинах плавных линий стёжки знакомый тренкадис, скажите пожалуйста? А кто не узнает в скоростном и "запойном" стиле стёжки - аллу приму?

     В общем, стесняться не стоит. А то - у художников есть, блин, "алла прима", а у стегальщицы что - лицом не вышли? Да стегальщицы так и работают - пока не свалятся от усталости и в один приём! Алла прима, алла прима...
************************************
____________________________________________________________

Одеяло 158 см Х 202 см.
 
Изнанка.
Домашние фотографии почему-то подчёркивают желтизну,
тогда как одеяло - прохладно-синее. 
Пришлось вынести на снежок. 
На этих уличных фотографиях цвет максимально близок к оригинальному.
Фрагменты. 
Милый стиль ручной работы: у каждой линии - своя история и судьба, 
и никакой геометрической точности.
Лоскутный мотив 10 см Х 10 см. 
Синий или голубой блок 14, 5 см Х 14, 5 см.
 
    
 
 
 
     
___________________________________________________________

     Ну и в самом конце, на финишной прямой, когда уже всё сделано и ничего не добавишь, - можно и нужно дать название изделию. И такое - чтобы основы потряслись, Земля налетела на небесную ось, чтобы возникла тайна на все времена и бесконечная интрига... Кто такая Мона Лиза? а был ли Вермеер, какового никто не знал до XIX века? кто придумал Пиросмани и запустил его в пространство? что хотел сказать художник вот этим прямоугольником в кружочке? - как-то так.

     "Ярмарку", "Калейдоскоп", "Шкатулку" и "Масленицу" отметаем как банальность. "Пробуждение весны", "Синяя бездна", "Земля и воды", "Глобус любви в фонтане страсти" - это тоже не подходит. 

     А что, если так: "Состояние № 324", "Экспрессия №786", "Аллюзия №9842", "Визуальный аромат № 0005"? Прекрасно! Получается загадочно и традиционно, как "Резиновое изделие №2"...

     Пусть будет - "Настроение №125"! Вроде бы у автора много настроений, состояний и размышлений... И не дай бог с ними встретиться!
________________________________________________

     Вот и закончился первый опыт толкования лоскутного одеяла в "лучших традициях мирового искусствоведения". Это только первый - скромный, торопливый, путаный и неудачный - опыт. Но стоит только начать!!! Ого-го - сколько нас ждёт открытий чудных, словесных эквилибров и вариантов "умных" толкований! 

     Ну и не будем скромничать: я не одеяло сшила, я послание отправила - глубокое и широкое! Вот! 

     (А про тот секрет, что хотелось просто попробовать подаренные трафаретики - умолчим. И про то, что ручная работа - это не дерзновение "могу ли я? смогу ли я?", а неизбежность, потому что на долгий месяц нужно было убрать швейную машинку: Новый год всё-таки! праздничное убранство, гости, ёлка, то, сё! а тут массивный швейный стол весь проход загораживает! - про это тоже никому не скажем... Умолчим, умолчим, а расскажем про "художника" и его дерзновенные замыслы, попирающие обыденность))))))))))))))))) ).