вторник, 6 декабря 2016 г.

Детективы для шитья. Последний писк толерантности.

     "Ривер", "Наручники", "И никого не стало", "Агата Рэйзин", "Коронер", "Скрытое", "Праздник мая".
____________________________________________________________

     Здесь случайная подборка случайно просмотренных детективов. А зачем об этом писать? Чем богаты, как говорится: у кого-то ноги красивые, и он их выкладывает, а кто-то детективы смотрит...

     Почему детективы? Потому что под них удобно шить и вязать.

    Почему толерантность? Чем она-то не угодила? А просто так! Надо же как-то объединить просмотренные шедевры в один пост. Есть и более глубокое оправдание: толерантность-политкорректность надоела так же, как и "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!" и "Решения октябрьского Пленума КПСС - в жизнь!" в позднем СССР. Как типун на языке или чирей на попе. Так называемые "либеральные ценности" - это сегодня не образец и идеал, а повод для насмешек и издевательства. Ни к подлинному равенству, ни к равноправию эта идеология не приводит. Закон Ломоносова-Лавуазье, как показывает практика, применим и к общественной жизни: если у кого-то стало больше прав, значит, у кого-то их стало меньше.

     Телесериалы отражают важные и серьёзные общественные проблемы, но как будто в детском пересказе. Если хочется чего-то научного и важного, то можно почитать интеллектуальные книжки с зубодробительными текстами. А если хочется знать, как переваривает идеологические схемы британская, например, улица, или британский паб, или британская богемная тусовка, - то сериалов достаточно.

     А почему исключительно британские сериалы? А это образец: они удивительно красивые и профессионально сделанные, и ожидаемо идиотические. В хорошем смысле идиотические: в основе большинства из них - не реализм, а литературная традиция. "Британский детективный сериал" - это... это...  да сложившаяся культурная форма, аналогичная японскому традиционному театру, монгольскому горловому пению, румынскому (еврейскому) оркестру или американскому мюзиклу.
_______________________________________________________

"РИВЕР (RIVER)". Великобритания, 2015. 1 сезон, 6 серий.


     Аж три режиссёра; сценарист - феминистка; много продюсеров, одна из которых - с интригующим именем Манда Левин.

     Исполнители главных ролей - известные актёры. Николя Уолкер сейчас нарасхват; Сорча Кьюсак узнаваема по ролям разносторонних старушек; Стеллан Скарсгард широко известен не только по шведскому нуару и артхаусу, но и благодаря голливудским проектам...

     Фильм насквозь вторичен, но профессионален. Что-то типа нового комикса по образцам известных художников. Красиво. Муторно. Нудно. Страшно. Загадочно. Извращённо. Затягивает. На 2-й серии не бросишь - придётся все 6 серий высиживать под кофе. Хотя сериал явно затянут. Мозгами это понимаешь, но каким-то другим органом желаешь бесконечного его продолжения. И чтобы ночь была за окном. И непонятные звуки в квартире... Ууууууу!

     Это то, что называется "атмосферное кино". Если хочется погрузиться в искусственный мир, где перепутаны реальность и её дикое и странное восприятие, то этот сериал придётся ко двору и ударит по мозгам. А ведь есть целая армия любителей такого кино!

     Лондон здесь - не Лондон, а полупустой, тёмный, напрочь лишённый солнца город-лабиринт с какими-то норками, коридорами, лежбищами. Даже небоскрёбы, метро, театр и собор св. Павла выглядят страшно и прямо-таки античеловечно. Сделать из Лондона Готэм - это признак незаурядного подхода. Они там всё делают в темноте и безнадёге! - вот главное открытие сезона. Полицейский участок, например, - весьма условный полицейский участок, с кафельным коридором и допросными, напоминающими красную комнату из культового сериала "Твин Пикс". Да-да, мигающая лампа искусственного света будет обязательно! Там вообще много плагиата и штампов; но, в конце концов, устаёшь считать и бросаешь это дело.

     А инспектор полиции - не полицейский, а нечто иное... Главный герой - инспектор Джон Ривер, высокий, остаточно блондинистый и манерный шведский мужчина 59-ти лет с некоторыми странностями. Нынче модно героев-детективов обогащать какими-нибудь аномалиями (псих, алкоголик, мизантроп, неряха, человек с синдромом... Зильбер-гольден-геймера! и т. п.). Этот - аутист. Были в кино мальчики-аутисты, девушки-аутистки, теперь вот - дедушка-аутист. Здравствуйте. Герой всё время копошится в своём внутреннем мире и видит мёртвых. Беседует с ними. Танцует и трапезничает. Дерётся и обнимается. То есть у всех на виду совершает непонятные телодвижения и разговаривает с пустым местом. Вопрос о том, как и почему открытый псих работает в лондонской полиции, опустим. Это же кино, в конце концов, а не "энциклопедия ихней жизни"!

     Так что это за жанр? А намешано всего понемногу. Так давно делают и уже поднаторели. Классический полицейский детектив + психологический триллер + ужастик про мертвяков + современная перепевка литературной классики + экзистенциальная драма (то есть про смысл жизни и одиночество) + мелодрама (про любовь и страдания) + семейная сага + ... досмотрите и додумайте сами. Органично ли сочетание? Иногда - да, иногда - нет. Иногда хочется причинить ущерб средней тяжести сценаристу (за маньяка с подтяжками из XIX века, например). Но всё равно интересно. Посмотреть этот сериал - это как откушать пирожное со свининой или селёдку под карамелью. А не это ли надо современной перекормленной зрелищами публике?

     Стеллан Скарсгард - талантливый актёр; и смотреть на психа в его исполнении - это зрительское удовольствие. И все недостатки, кстати, можно перекрутить в достоинства. Его почти 60-летний герой догоняет 30-летнего увёртливого парня? Так не бывает, товарищи; но бегущий Скарсгард - это великолепно. Он танцует со своей возлюбленной под диско 80-х, и, к сожалению, заметна возрастная скованность суставов? Ну и что! В западном мире понятие возраста радикально сдвинулось лет на двадцать, и любовь давно вышла за рамки возрастного ритуала. Кстати, этот фильм для тех, кому между 50-ю и 60-ю: саундтрек дополнен заводными хитами 70-80-х и пропитан переживаниями персонажей, чья молодость  пришлась на пик славы Анни-Фрид Лингстад и Агнеты Фельтског.

     В чём метод Ривера, если судить по первому делу? Создатели сериала сделали заявку на то, что он, Ривер, всем нутром чувствует, что такое английская жизнь и английская смерть (ну, по крайней мере, так кажется! или это просто ожидания от британского сериала?)! А формы жизни и смерти - это всегда отражение антропологического, культурного, религиозного и цивилизационного типа. Есть итальянская жизнь, есть британская любовь, есть исламская семья; и фиг сведёшь их вместе или к одному знаменателю! А чокнутый Ривер - это прибор для измерения английскости. Типа бутирометра для определения жирности молока.

      Ах, как мы любим это британское своеобразие: извращения и насилие, пороки и аномалии, психологизм и физиологизм их цивилизации, скрытые под маской благопристойности и склонности к подчинению и порядку! Мы ждём и жаждем животного ужаса, которым веет и от лёгких книжек Конан-Дойля, и от романов бытописателя Диккенса, и от детских книжек, и даже со страниц женских романов, не говоря уже о голимых мистике и готике ("Монах", "Франкенштейн", "Лунный камень", "Женщина в белом", "Грозовой перевал", "Поворот винта" и т. п.).

     Итак, погибла девушка, и чокнутый Ривер прозревает, что в английской литературе уже была подобная смерть! Ну да, сериалы "Морс" и "Льюис" построены на этом приёме. Но нуарная стилистика картины и игра Скарсгарда открывали новые возможности: углубиться, докопаться до самых тёмных и страшных глубин английского характера и психотипа. Ах, как заманчиво: современный Лондон и бродящие в его сумраке герцог Глостер, леди Дедлок и Червонная королева. И все в джинсах, костюмах и тренчкотах. Жуть! А почему бы и нет? И Ривер в этом случае - детектив-медиум, которому открылось, что мёртвые повсюду: они вечно будут перевоплощаться и являться в этом ядовитом английском тумане. И опять: ууууууууу! И зритель уже предвкушает, что ему покажут даму с кровавыми руками, предательницу-мать, убитое дитя, склонённую к браку девочку, спор на кусок белой плоти, мёртвую невесту...

     Мёртвая невеста будет, но сериал, к сожалению, пойдёт не по этому пути. Усложняться он не будет, и всё сведётся к обыкновенной запутанной криминальной истории. Лишь намёки, лишь отголоски... Но и этого достаточно пытливому уму и алчущему взору. Каждый видит то, что хочет и ищет.

     Если кто-то увлекается детективной линией - то в этом жанровом миксте она прелестна, хоть и не оригинальна. Есть горизонтальная история, и самое сложное дело растянуто на 6 серий. А есть вертикаль: новые уголовные дела появляются в каждой серии. Главное дело - в меру сложное: перед зрителем раскинут целую колоду подозреваемых, и несколько раз будут наводить его взор то на одного, то на другого персонажа, вконец его запутывая и тем самым развлекая. Классика жанра.

     Если хочется увидеть романтическую историю, замешанную на мысли "любовь живёт вечно", то и на этом можно сфокусироваться. Актёры Стеллан Скарсгард и Николя Уолкер - немолодые, совсем не смазливые, но безгранично обаятельные - представят красивую и душераздирающую историю любви. Вот такая, если можно сказать, толерантность вполне приемлема. У любви много ликов. Хватит с нас натянутых щёк и гибких торсов! Любовь 45-летней дамы и 59-летнего мужчины тоже заслушивает внимания. Может, даже в большей степени, чем страдания сопляков. Милейшие старики и старушки и живенькие люди среднего возраста - это ещё одна прелесть британского кино, к которой все привыкли.

    А о главном? О толерантности пресловутой? Вот сейчас.

   Смотреть этот фильм стоит и по другой причине: скоро всё изменится. Brexit был? Был. Зашатался либерализм-глобализм-демократизм? Ага. Лагеря в Кале уже нет, и пособия мигрантам в Британии уменьшены или отменены. И этот фильм очень скоро умрёт или станет устаревшим комичным памятником ушедшей идиотической эпохе.

     Зачем надо обязательно миксовать художественную идею с идеологией? Такие глубокие литературные намёки и вдруг... такие примитивные приёмы идеологической обработки. Мы-то, советские, все эти киноприемчики знаем: у нам интернационализм был! А в кино он цвёл пышным цветом. Если грузин - то хирург или офицер; если Великая Отечественная война, то обязательно должен присутствовать положительный украинец; если представляется связь или брак белой женщины с цветным мужчиной - то это трактуется как прямое доказательство передового характера политического строя и верности базовых идей и ценностей. Чего мы удивляемся радикальным межэтническим и межрасовым связям в европейском кино и в этом сериале, в частности? "Свинарку и пастуха" вспомните. 1941 год. И все идеологические приёмы современного толерантного кино там были. Про "Цирк" вообще умолчим: там гимнище переселению народов и интернационализму. Набить помещение московского цирка живыми пособиями по антропологии и этнографии и устроить коллективную спевку... Апофеоз! Хотя образ цирка наводит на шаловливые мысли.

     И  здесь куча аналогичных мурзилкиных картинок.
- Главный герой Ривер - тоже эмигрант. Правда, из Швеции. Но эмигрант же, не коренной! То есть все живущие в Англии - чужие на этом острове. А кому дано право на эту землю? Всем. И нечего англичанам и белым выделываться. И Ривер - индульгенция всем приехавшим после. (Знакомо, не правда ли: "а есть ли коренные москвичи? а есть ли русские?").
- Чтобы не было ни малейших поползновений на ислам, одного героя сделали так: родили его от отца-мусульманина и матери-еврейки. Бабах! Когнитивный диссонанс. Мозги выбиты как предохранитель на щитке. На холокост даже дуть нельзя!
- Чёрные - положительные. Один из них даже профессор из Сомали. Ну да, как Африка - так сразу профессура. Иных там нет. Сплошь академики и космонавты. Всё как в нашем советском кино.
- Все цветные - очень положительные. И, главное, раскрываются всё с новых и новых сторон. Белые как столкнулся с такой неземной нравственностью - так совесть до костей заедает.
- И шикарная идея есть в этом фильме: в Англии тяжело жить, все одиноки, все потеряны, нет былой человечности, распалась связь времён, тонет чёлн цивилизации. Не надо даже допускать мысли о том, что иммигранты едут за хорошей жизнью и пособиями. Ах, как им трудно! Жалеть и помогать. Понять и простить. И каяться. За то, что британцы предоставляют им такую нехорошую и неудобную страну.
- А плохие - кто? Процент белых среди них зашкаливает. Самая крупная рыба преступного мира и потому самая мерзкая - это местные и автохтонные, конечно.

     Но есть и положительные сдвиги.
- Англичане, слава богу, перестали называть русскими всех выходцев из бывшего СССР. С молдаванами и украинцами они разобрались, к нашей радости. Даже фамилии им уже придумывают соответствующие.
- Вот их-то и запихивают в категорию реальных и потенциальных преступников. А кого же ещё? Список-то искусственно обрезан. Украинец-гомосексуалист - это вишенка на торте и ярчайшее доказательство того, что англичане признали-таки украинцев своими.

     А есть и вечное, из категории непоколебимых британских ценностей.
- Ирландцы - плохие. И лучше не будут. К ним толерантность не относится. И вот эта идея, присутствующая в фильме, раскодирует и дезавуирует толерантность как вывернутый наизнанку расизм. То есть у белых - свой собственный мир, сложный и естественный мир истории; здесь настоящие страсти и противоречия, здесь допустимы ненависть и кровь, злоба и борьба, насилие и унижение. Здесь - извечное и настоящее. А стерильные отношения с цветными (в том же кино) - идеологическая декорация и не укоренённая ни в чём мыслительная конструкция.
 
    Романтически-психическое настроение фильма замечательно передаёт саундтрек. Можно предварительно послушать, принимая решение, смотреть или не смотреть эту романтически-криминальную мешанину. Что-то в нём есть, в этом сериале. Наверное то, что он поддерживает оптимизм и романтизм в людях за 45 и дальше.

     Да, и последнее. Это всё-таки женское кино. Там же про вечную любовь. Сценаристка даже вывела формулу любви и жизни, и она повторяется на протяжении всего фильма. Ронять слёзы из-за воссоединения влюблённых в астрале мужчины конечно не будут. Хотя подтянутый Ривер и их способен заставить сказать себе потихоньку: "Я ещё ого-го! И если бубню, нудю и всех донимаю - то это сексуальная изюминка, а не маразм никакой".

Инспектор Ривер (Стеллан Скарсгард), измученный умом, любовью и даром.

"Посетители" и "собеседники" Ривера: девушка Эйрин и маньяк в подтяжках из XIX века.

Ривер прогоняет нежеланного "гостя". Драчун какой! Лютер прямо.

Ривер и детектив-сержант Айра Кинг (Адил Ахтар). Этому актёру досталась комическая тема. 
Следите за лицом: замечательная клоунада.

Метод Ривера. Вот так и вот здесь он раскрыл дело.

 Детектив-сержант Джеки Стивенсон, Стиви (Николя Уолкер).

Инспектор Ривер и сержант Стиви.

 Детектив, главный инспектор Крисси Рид (Лесли Мэнвилл).

 Брайди Стивенсон (Сорча Кьюсак).

Судья Рид (Майкл Мэлоун).

 Хейдер, профессор из Сомали, нелегальный мигрант (?).

 Лондон. Вот в таких тонах. Юдоль печали и центр цивилизации. Готика какая-то. Или нуар в цвете.
_______________________________________________________________________________



    Коллективное творчество: режиссёров, операторов, сценаристов и продюсеров - по кучке.

    Среди актёров звёзд первой величины нет. Заставка, засиженная мухами, то есть в точечках и с грязью, - это первая заявка на стилистику капиталистического реализма. Всё как и в соцреализме: "правда жизни" + идеология + демонстрация того, как оно должно быть в идеале. Поздний СССР - не иначе. 

      Но сериал красивый и яркий. Качественный продукт. Особенно хороша работа операторов и монтажёров: динамика, напряжение, всё такое... Несколько дел ведутся параллельно, истории перемешиваются, персонажи мелькают. Калейдоскоп, быстрая перемотка. Оторваться невозможно. Но прорывом в жанре данный сериал не является. Всё типично: коллектив полицейского участка, работа и личная жизнь, кто-то тяжело болен (в сериалах надо, чтоб тяжело), кто-то стремится родить... 

     О! Такой квинтэссенции политкорректности и толерантности ещё не было! Даже на фоне уже ставших привычными кинокартин и сериалов с цветными полицейскими и ЛГБТ-персонажами этот - шокирует и продирает до озноба. Ну куда же, кажется, больше? А вот можно, если хочется. И, как только становится ясно, что главное в этом сериале - не кинематографические приёмы и красоты, а идеология, - то оценка его художественной ценности как-то резко падает. Уже на 15-й минуте фильма, который так остроумно и многообещающе начинался, появляется банда белых расистов. Всё понятно! И расисты эти - как классовые враги или стиляги в советском кино: с отвратительными перекошенными рожами, разболтанные, с раскоряченными ногами. Короче, иногда фильм скатывается к примитивной сатире и обнажению пороков. Журнал "Крокодил", но в глянце, на мелованной бумаге и с пробниками. 

     Про завязку и сюжет. Мальчик-мажор из числа пассивных гомосексуалистов приходит на практику в полицейский участок. И там его встречают товарищи:
- чёрный напарник;
- цветная коллега, лесбиянка;
- её напарник, итальянец;
- чёрный инспектор;
- полицейская-мусульманка в хиджабе и шляпке;
- адвокат с восточными корнями, гомосексуалист;
- чёрная дежурная у стойки...

     Белые есть. И это удивляет. Это: его папа комиссар, сержант женского пола, темноволосый детектив и светловолосый детектив. Всё. Закончились. 

     Может, хватит уже нагнетать? - думает зритель. Нет, всё только начинается. И сценаристы раскроют глубокий внутренний мир каждого героя. Так раскроют, что лучше бы они этого не делали. Короче, каждый персонаж обогатится 1) либо сексуальным излишеством каким-нибудь, 2) либо окажется в глубокой связи с представителями цветного сообщества, 3) либо тем и другим сразу.

     А что с преступниками делать? Неужели и их представят во всём религиозном, этническом и расовом разнообразии? А вот и нетушки. Преступниками преимущественно будут те, кого принято называть "белое быдло". Даже актёров на их роли подберут таким образом, чтобы продемонстрировать биологическое, социальное и нравственное вырождение этой части населения Британии. Если цветные преступники и появляются, то, по-первых, их очень мало, а, во-вторых, это люди с изломанной судьбой, которым нужно помочь.

     Но сериал цепляет. Чем? 

     Во-первых, тем, что щедро разбрасывает индульгенции на всевозможные деяния, за которые раньше и от общины отлучали, и даже вешали на Г-образной палочке. Если ты вечерами ходишь в садомазо-салон с проститутками или твою дочку-мулатку задерживают в клубе в невменяемом состоянии, но ты хорошо работаешь и отдаешь обществу всяческие гражданские долги, то ты - отличный парень, Джон. Или Мэри. Между прочим, очень английская мысль. Из разряда традиционных. Что ты там делаешь в своих чертогах и в свободное от публичных дел время - твоё дело. Мой дом - моя крепость. 

     Во-вторых, этот сериал про патрульных полицейских, нижайшую касту правоохранительной системы. Любители сериалов знают, что сценаристы из кожи вон лезут, придумывая новый взгляд на полицейский детектив: то героями сделают криминалистов (они даже будут допросы проводить!), а все остальные окажутся за бортом следствия; то сфокусируют взгляд на патологоанатоме, а уж он-то всё распутает без всяких помощников; а то вдруг в центре внимания оказывается судья, который ни с того ни с сего начинает бегать за преступниками. 

     А здесь главные герои - патрульные полицейские, то есть те, кто не имеют права на ношение оружия и осуществляют патрулирование улиц. Именно они первыми прибывают на место после телефонных звонков обеспокоенных граждан, разрешают конфликты и задерживают всякую уличную шелупонь.

     Главная доблесть патрульного - это быстро бегать и умело надевать на подозреваемого наручники. И бегают они там, в сериале, скажу я вам, замечательно! Треть сериального времени - бегают, бегают, бегают! Интересно же! Особенно для тех, кто не преуспел на этом поприще. В любом полицейском детективе обязательно присутствуют проходы: герои идут по... да где-нибудь идут... и беседуют о деле. А тут - преимущественно пробеги. 

     Их квалифицированная беготня завораживает, равно как и другие подробности несения патрульной службы. Кажется, что сценаристы консультировались с реальными копами. "А вот ещё был случай!.." - это, наверное, и было положено в основу сериала. Наркоман изрезался, две тётки подрались из-за собачки, бабулька потерялась, хулиганы мешают отдыхать нудистам, группа черепашек ниндзя очищает карманы зевак на ярмарке, ящерка убежала от хозяина, мужик с самурайским мечом расхаживает по улицам... Ну как оторваться от такого рассказа? Тем более что Англия страна чужая, и интересно, как у них там "на земле" всё устроено. Или, по крайней мере, как это себе представляют киношники. 

     Поводов для удивления будет много. Вот человек идёт по железнодорожным путям, приближается и гудит поезд, а патрульный имеет право лишь идти рядом и уговаривать бедолагу сойти с путей. Почему его нельзя схватить и спасти-то? А почему патрульные машины прекращают погоню и останавливаются за 20 м до машины преступника? Тоже узнаем и удивимся. Удивляемся же мы отсутствию в британских домах обыкновенных смесителей? И здесь - та же история. 

     Но главное в этом сериале - лиризм. Каждый герой запутается в своей жизни и физиологических дырочках, будет переживать, плакать, страдать, мучиться, закрывать одну страницу жизни и открывать другую, внешне и внутренне совершенствоваться, привыкать к потерям, переживать унижения... Да, да, такая "новая" мысль: патрульные - это обыкновенные парни и девчата, только на ответственной службе у королевы и графства. Каждая серия имеет такую структуру: побегают-побегают, а потом каждый герой у себя дома будет страдать под душераздирающую мелодию. Ах, ты ж моя лапочка! - думает зритель и предвкушает выход на экраны 2-го сезона.

     Ну а толерантность и политкорректность там на каждом шагу. Нет сил фиксировать, не то что анализировать. Ну вот хотя бы это общее место: если ранее человека ограничивали религия и совесть, то послами от них выступали священники, мудрые люди, нравственные и общественные авторитеты. А сейчас главный экзамен приходится держать перед гомосексуалистами. "Ты гомофоб?" - вот главный вопрос, который определяет нравственность и гражданскую ценность человека. Гомосексуалист - это не только человек определённой ориентации, это многофункциональный субъект: он и носитель высшей нравственности, и сам же - её критерий, и сам же - судья. И, представ пред ликом гомосексуалиста, человек прям очищается, раскаивается и плачет-плачет-плачет... Это, кстати, эпизод из сериала. Интересно, что на этом месте может оказаться чернокожий, и последует вопрос: "Ты расист?". И тогда герои поменяются местами. Вот эта катавасия и привлекает: кто кого перекорректит и перетолерантит? Если дерутся слон и кит, кто кого сборет? А кто, интересно, более матери-Британии ценен: чёрная традиционалка или белый гомосексуалист?

     Исполнитель главной роли и созданный им образ интересны. Мальчик такой молоденький, хорошенький, неопытный, чувствительный, розовощёкий.  Жаль, что зрителям-девочкам не позволяют им полюбоваться. Гады. 

    Но самое талантливое исполнение - это игра Пола Рэди (детектив Феликс Кейн). Он вытягивает то, что можно назвать "английской темой". И типаж английский, и характер, и способ преодоления собственных комплексов и слабостей. И снимают его так, как будто это персонаж из XIX - начала ХХ века, за плечами которого длинная и тёмная история рода. Вместе с Шоном Дули (детектив Карл Хокинс) они образуют прекрасный дуэт антиподов. Мистер Дарси и мистер Бингли, но чуть постарше и в британских реалиях 21-го века. 

     Да, и на экранах Сассекс - юг Англии и выход к проливу Ла-Манш. Тепло, светло и солнечно.

      Будучи погружённым в британские реалии, легко понять, почему именно в Сассексе была снята эта агитка. Но и без погружения можно кое о чём догадаться: при голосовании за Brexit север Британии был против, а южные графства, столкнувшиеся с волной мигрантов с континента и ограничениями по ведению бизнеса со стороны Евросоюза, были по больше части за. А, вот в чём дело! Надо было подправить мозги этим нетолерантным жлобам. Посмотрите, какие ребята вас защищают не щадя живота своего! Всех цветов радуги, всех оттенков кожи и разного вероисповедания. А вы чего такие неблагодарные, англосаксы нехорошие?

Ученик-констебль Джейк Викерс (Джейкоб Ифан).

Комиссар Роберт Викерс (Питер Салливан). 

 Констебль Райан Дрейпер, наставник и напарник Джейка Викерса (Эшли Уолтерс).

Донна (Элинор Мацуура).

Лино Моретти (Алекс Картер). 

Детектив Феликс Кейн (Пол Рэди).

Детектив Карл Хокинс (Шон Дули). 

Сержант Джо Моффэт (Аманда Аббингтон).

 Инспектор Вэб (Робби Ги).

Адвокат (Эндрю Хоули).

Миша (Бхавна Лимбаши).

 Главная угроза графству Сассекс - "белое быдло".
Среди них - расисты, конечно, и те, кто совершает "преступления ненависти".

Гей-парад, конечно. Удивляет, что в таком сериале и только один гей-парад.

Красоты Южного Сассекса. 
Г. Брайтон.
Пирс, пляж, нудистский пляж, место для сёрфинга, развлечения...
Ферма. На подобной ферме, по всей видимости, Шерлок Холмс и занимался пчеловодством.
 _______________________________________________________________________________-

"И НИКОГО НЕ СТАЛО (AND THEN THERE WERE NONE)". Великобритания, 2015, 3 серии.


      Очень много режиссёров, операторов и продюсеров собралось вместе для создания этого сериала. Будем надеяться, что они хорошо провели время. Режиссёр, кстати, снимал "Молодого Морса" (Крейг Вивейрос), и можно было бы надеяться...

      Нуууууу... Агата Кристи - это классика, конечно; и её произведения можно пользовать в хвост и в гриву. И каждая экранизация - отражение в большей степени своего времени, нежели романов писательницы. Советский фильм "Десять негритят" (Одесская киностудия, 1987, режиссёр Станислав Говорухин) - умный, стильный, мрачный, напряжённый - это и пример бережного отношения к литературному материалу, и слепок времени. Это, конечно же, советский 1987 год: ужас и безвестность наползали на страну, и становилось ясно, что всех нас скоро перекокошат. 

      "И никого не стало" - это рядовой и предсказуемый сериал, который очень трудно досмотреть до конца. Например,  добрая половина первой серии - это прибытие гостей на остров. Ну когда ж они наконец соберутся-то? А вот. Ждите. И ещё из занимательно долгого: Вера Клейторн (Кейв Дермоди), утопившая мальчика, плавает в море минут тридцать экранного времени. И так плавает, и так, и вверх лицом, и вниз лицом, и на боку, и под водой в раскоряку... 

     Если и стоит смотреть этот сериал, то с целью сравнения 1) с фильмом Говорухина и 2) с литературным текстом Агаты Кристи. Ну-ка, британцы, что с вами случилось за восемьдесят лет после публикации романа, что вы там переиначили? Посмотрим, посмотрим...

     - Десят негритят исчезли, конечно. И книга, и этот фильм получили другое название - "И никого не стало". В оправдание этим политкорректным людям, без зазрения совести отредактировавшим текст классика британской литературы, стоит сказать, что так называлась пьеса Агаты Кристи, написанная по мотивам романа "Десять негритят". Соответственно, исчез и Негритянский остров у берегов Девошира. Он стал Солдатским. Почему Солдатским-то? А потому что в рифму. А фигурки негритят превратились в фигурки солдатиков. Правда, для этого фильмы были изготовлены какие-то зелёные безголовые окорочка, в которых очень трудно узнать солдатиков, да и вообще что-либо. И во время заставки они рассыпаются-рассыпаются... Глубоко.

     Бедная Агата Кристи. Интересно, редакторы-инквизиторы вот так сидели и вымарывали текст? Это, например: "... Вонючая скала, засиженная чайками, километрах в двух от берега. Остров назвали так потому, что его очертанию напоминают профиль человека с вывороченными губами", "Недаром этот остров называют Негритянским, - подумал он, - тут дело и впрямь тёмное". 

     - Героев, слава богу не тронули: все на своём месте. Но добавили им сексуальных извращений и, соответственно, наделили грехом нетолерантности осуждающих их ориентацию персонажей. Ну можно хоть один фильм снять без гомосексуалистов и лесбиянок? Нет? А не пробовали? Богобоязненная мисс Брент не была лесбиянкой! А несчастный Ландор, отправленный полицейским Блором на каторгу, подозревался в ограблении банка, а не в гомосексуализме. И Блор - крепыш-полицейский - не лил слёзы и не размазывал сопли потому, что забил насмерть нежного мальчика с нетрадиционной ориентацией. Он просто подправил следственные материалы и дал в суде ложные показания. Этого мало для его осуждения?

     - Персонажи и актёры - белые. Наверное, потому, что все они - убийцы. И в уста этих гадёнышей сценаристка вложила неполиткорректные (антисемитские и гомофобские) высказывания. В уста осуждаемых публикой белых убийц - можно. (В сериале "Пуаро", для сравнения, появлялись цветные актрисы в ролях английских мисс). 

     - Некоторые преступления были переписаны, сделались более кровожадными и оттого более глупыми. Не говоря уже о том, что сценаристка тем самым подпортила концепцию романа! Ведь там судья Уоргрейв собирает коллекцию преступлений, за которые невозможно привлечь к уголовной ответственности. А в этом фильме генерал Макартур не посылает Артура Ричмонда в разведку и, соответственно, на верную смерть, а убивает непосредственно в своей палатке. Чтобы все слышали и прибежали на выстрел. Дурак он что ли? 

     - Кинематографической группе, по всей видимости, было скучно, и они устроили героям вечеринку с алкоголем и наркотиками. И персонажи фильма втирали кокаин в дёсны и бесновались до рассвета... 

     - Всё там пожёстче и посексуальнее. В частности, был придуман текст письма жены Макартура к любовнику Артуру Ричмонду. У А. Кристи было сказано нечто похожее на  "письмо не оставляло сомнений в их связи", а в фильме нас потрясают текстом типа "чую тебя внутри себя и жажду снова чуять". Господа, Агата Кристи действительно была дамой передовых взглядов; но всё-таки она - не Дэвис Лоуренс!

     - Британские кинематографисты применили заезженные-перезаезженные приёмы саспенса-хоррора: руки из раковины, бегающие по коридорам мёртвые дети, блестящие внутренние органы, покойники-призраки со сложным гримом из ран, кровищи и костей и проч. А ведь у Агаты Кристи и страшные сны были, и угрызения совести с видениями, и свисающие с потолка водоросли... Но всё надо переиначить! Так и слышится беседа кинематографистов: "А давайте Беатрис Тейлор не утопим, как в романе, а под поезд бросим! Тогда её трупу вывороченные мозги можно приклеить. Будет страшно!".

     - Одну вольность сценария всё-таки можно понять. И в советском фильме, и в этом сериале Вера Клейторн и Филипп Ломбарт оказываются в одной постели. В пьесе А. Кристи "И никого не стало" они действительно образуют пару. 

     - Главной героиней сериала сделали мисс Клейторн. И получилась железная леди, которая едва не избежала смерти на острове. Странно. Но принимать или не принимать концепцию фильма - выбор каждого зрителя. И пристрастия "нравится актриса - не нравится актриса" - это субъективное дело.

     Если уж хочется настоящего удовольствия, то можно пересмотреть советский фильм. Даже актёры для него были подобраны с большей тщательностью и в соответствии с портретами, данными А. Кристи. Разве это не М. Глузский в хорошо сделанном гриме: "У выхода с перрона появился рослый старик, судя по седому ёжику и аккуратно подстриженным седым усикам, военный в отставке"? А уж Владимир Зельдин - это настоящий судья Уоргрейв, с его интонациями, хитростью и маньячеством! Почитайте роман и без подсказок услышите голос Зельдина. Хотя Чарльз Дэнс, исполнитель роли судьи в сериале, - звезда британского кинематографа и природный британец. А А. Кайдановского и А. Ромашина невозможно переиграть; и если мы видели фильм 1987 года, то так и обречены сравнивать новые версии с этим шедевром. А в британском сериале и доктор Армстронг анекдотический (это не он избавляет Веру Клейторн от истерики звонкой пощёчиной, а она его лупит в тех же целях); и Филипп Ломбард (у нас его играл А. Кайдановский) - не типаж наёмника, и записной красавец, которого режиссёр раздел в одной сцене до рискованных впадин и выпуклостей...

      Нельзя же заканчивать так грустно! Так вот, в этом сериале мистера Блора убивают не тяжёлыми часами с медведем, как в романе, а медвежьей шкурой. Как? А вот так! Исхитрились. Правда, показали это в тумане. 

     Отличный сериал для шитья! Вглядываться не нужно, а послушать можно.

     Кстати, были экранизации и похуже. Например, британский фильм 1989 года. Там вообще действие было перенесено в Африку. Есть американский фильм студии "Уорнер Бразерс" 1965 года "Десять маленьких индейцев". Здесь дело происходит в Австрии в 1965 году; мисс Брент превратилась в юную кинозвезду; а гости не могут уехать, потому что выпал снег. Этот фильм шёл в советских кинотеатрах. 

     А сериал 2015 года близок к тексту романа как никогда. В этом его прелесть. Все погибают, как и было предусмотрено концепцией романа. И Вера вешается, а не находит нового любовника. 

Судья Уоргрейв (Чарльз Дэнс).
У Агаты Кристи он похож на старую черепаху. Пожалуй, вот это воспроизведено.

Красавчик Энтони Марстон (Дуглас Бут). 

Миссис Роджерс, экономка (Анна Максвелл Мартин).

Генерал Макартур (Сэм Нил).

Мисс Брент (Миранда Ричардсон).

Доктор Армстронг (Тоби Стивенс).

Мистер Блор, бывший полицейский (Бёрн Горман).

Филипп Ломбард, наёмник (Эйдан Тёрнер).

Вера Клейторн, учительница и секретарь (Мейв Дермоди).

Вера плавает, плавает...

 Десять, блин, солдатиков...

Кровища. И так всякий раз. 

Вечеринка с кокаином.  

Остров.  

Ну и ностальгия. В этой сцене видна разница между привычной нам советской версией и новым английским сериалом. Холодная рассудительная Вера и измученная совестью и потерпевшая фиаско другая Вера (Татьяна Друбич). Почему первая вешается - вообще непонятно. 
_____________________________________________________________________________

"АГАТА РЭЙЗИН (AGATHA RAISIN)". Великобритания, 2016, 8 серий + фильм. 


     Ах, какая штучка! Дурашливая, простенькая, предсказуемая - как раз для шитья. Жанр - иронический детектив, комедийный детектив, фарс. Как прекрасно, что можно получить тот продукт, который и заявлен авторами. Лучшего и быть не может! А то пол-сериала приходится "въезжать", куда тебя заманивают создатели очередного фильма. Заманят на трату нескольких часов, а там... тьфу да и только!

      Если взять сериал "Розмарин и Тайм" и смешать его с фильмом "Леди-детектив мисс Фрайни Фишер", то получится как раз "Агата Рэйзин". Как-то так. Предложение смешивать - глупое, конечно. Но что поделаешь, если в голову лезет?

     Сериал создан по мотивам детективных романов М. С. Битон (Мэрион Ченси). Поскольку эта дама родилась в 1936 году, можно догадаться, что романы были написаны ею в 70-90-е годы. А действие сериала перенесено в 2010-е годы. Отсюда и разница: и содержательная, и стилистическая. А в том, что текст романов адаптирован под современность, сомневаться не приходится.

      Писательница была и является читаемой и известной, потому что она умница и шутница: имя героини сразу и прямиком отсылает к Агате Кристи. "Вот и скажи, Агата. Ты же у нас мисс Марпл. - Какая мисс Марпл? Это намёк на то я, что я старая? - Какой намёк?". 

     То есть М. С. Битон предлагает читателям забавную игру в традиционный жанр - английский деревенский детектив. Но, если мисс Марпл раскрывала преступления, опираясь на опыт жизни в деревне Сент-Мери-Мид, то Агата Рэйзин, напротив, раскрывает деревенские преступления, опираясь на профессиональный опыт успешного лондонского PR-агента. "Я знаю людей, и знаю, как они мыслят: я состояние на этом заработала!".

     Читатели романов (и где нашли? или читали по-английски?) утверждают, что Агата Рэйзин была дамой средних лет с довольно округлыми формами, хорошим аппетитом и недюжинным характером, закалённым в конкурентной борьбе на профессиональном поприще. Актриса Эшли Дженсен таковую и играет.

     В 2014 году вышел полнометражный фильм "Агата Рэйзин: Дело об отравленном пироге". А потом получился целый сериал. Про пирог надо посмотреть обязательно: там рассказ о том, как и почему дамочка перебралась в деревню и как она по незнанию деревенской жизни попала в весьма затруднительное положение.


      Ах, эта английская деревня! Туристы, прибывшие "оттуда", утверждают, что она ещё существует: маленькие домики, деревенская площадь, лавочки, велосипеды, фиш-энд-чипс... И в этом сериале будут известные и привычные темы: кулинарный конкурс, конкурс звонарей, приглашение на праздник в имение, деревенская свадьба, борьба за сервитуты между деревенскими жителями и собственниками земли, соревнование садовников, конюшни, замки с привидениями, деревенские гадалки... Казалось бы, в 17-ти сезонах "Убийств в Мидсомере" все темы были пережёваны, а всё равно интересно. Это как яблочко: сколько не съешь - опять захочется. И именно яблочко.

     Поскольку я романов не читала, то относительно добавленной в сериал политкорректности приходится домысливать. Но, право слово, трудно представить, что, описывая Англию 70-90-х годов, писательница напирала на эти темы.

     Итак:
- Помощник Агаты - гомосексуалист Рой, который приезжает к Агате всякий раз с новым любовником; и зрителей просветят относительно разных типов гомосексуальных привязанностей.
- Детектив-инспектор в этой деревне - чёрный (но комичный до невозможности).
- Детектив-констебль - Билл Вонг, что-то из восточной темы.
- Пастор Джефф - чёрный. И в одной серии он рассказывает трогательную историю о том, что его родители из Ганы - гады какие! - были на стороне правительства, а не мятежников, которых поддерживала Британия. Их казнили, кстати; но туда им и дорога! (Ах, эта вечная история про "умеренных оппозиционеров", "повстанцев" и "онижедетей"!).
- Одно расследование замешано на бисексуальности героини.
- Цветных в деревне и окрестностях много и т. д.

     Итак, сериал прелестный. Иногда нам предлагают прямолинейный юмор и нарочитый фарс, а иногда всё-таки поднимаются на уровень непревзойдённой английской иронии. Некоторые сценки просто замечательные! Вот хотя бы эта, у забора: "- Эй! Так кто же убил Энди? - Иди отсюда!".

     Удалась ли или нет попытка соединить Агату Кристи с П. Г. Вудхаусом - это судить зрителям. Что такое этот фильм: успешное продолжение традиций жанра английского деревенского детектива, свидетельство его умирания или попытка натужного воскресения? Это вопрос серьёзный, и, просматривая этот сериал, не хочется об этом задумываться. А хочется посмеяться, отдохнуть и полюбоваться на кривляку Агату Рэйзин в шляпке с перьями.
   
Эшли Дженсен.

Экстравагантная Агата Рэйзин. 
"Ты не усохла и ты не старая дева!". 

Деревенские убийства.

Английская деревня в жанре фарса.
Ярмарка по средам.
Соседское любопытство.
Праздник.
Драка на празднике, конечно.
Концерт в имении.

Звонари. Как же без звонарей?


Деревенские детективы. Вот так они теперь выглядят. 

Друг Агаты Рой. Тот самый, который... 

Пастор Джефф. Актёры меняются, но суть остаётся.

Обитатели деревни. 
Некоторые актёры знакомы, некоторые узнаваемы (лень искать имена). 

Красоты деревенской жизни - неизменный атрибут английского детектива..

 Расследование дела в доме Агаты: на дынях - имена подозреваемых.
 _______________________________________________________________________



     Замечательный сериал. В точечку. Предсказуемый как старые тапки. Дарит релакс всем членам. Позволяет шить в спокойной обстановке и комфортных условиях.

     Действие происходит, судя по всему, в Девоншире. Если рядом Плимут, то точно - Девоншир. Холодный, продуваемый ветрами и плохо заселённый край с рыбацкими городками вдоль побережья. Там собака Баскервилей, Негритянский остров, каменные плиты Юрского периода и короткий курортный сезон. Чистенько, но бедненько. Разобрались.

     Героиня Джейн Кеннеди, столичная юристка, вернулась в свой родной край занять место местного судьи-коронера. То есть дамочку направили туда, куда Макар телят не гонял, "в деревню, к тётке, в глушь, в Саратов". Вот и начало личной истории: то ли повышение, то ли фиаско без медных труб. Уже интересно.

      Но есть и иные прелести.

     Коронер - это институция англо-саксонской судебной системы; и что он делает - нам непонятно. А, судя по сериалу, много чего. Он, в первую очередь, решает, почему труп стал трупом: убили или просто так, по несчастному случаю субъект преставился. Если убийство, то дело передаётся полиции, а потом - уголовному суду. Если нет - коронер может принять единоличное решение о прекращении дела и выписать справку о смерти. А ещё коронер отбирает клады, следит за побережьем и тем, что вынесено на берег...

      Работа коронера - не пыльная и камерная, поэтому в сериале чётко очерчен круг общения Джейн Кеннеди и, соответственно, персонажей этой истории, растянувшейся на 10 серий. Удобно и приятно! Зритель уже в первые 20 минут разберётся со всеми персонажами и будет ожидать очередную серию как встречу со знакомыми людьми.

     Все персонажи легко запоминаются: они же чокнутые провинциалы, и поэтому их можно изобразить как фриков. Помощник коронера Клинт - серфингист и раздолбай; детектив Хиггинс - невзрачный мужичок с лысинкой; мама по имени Джудит - сексуальная дамочка в радикальных нарядах; её любовник Микк - содержатель бара, пират с серьгой в ухе и тот неизменный провинциальный персонаж, "кого все знают"; а дочка Бэт - типа эмо, то есть девочка-подросток с пирсингом и фиолетовыми волосами. Другие местные - тоже маленько с приветом и местным колоритом. Таковы, например, прохиндеи из Ассоциации похоронных агентств, как будто списанные с персонажей Диккенса. Уголовщина с юмором - это то, чего мы и ожидаем от британских детективных сериалов.

     Помимо этого, авторы сериала грамотно и ненавязчиво предлагают зрителям всем известные сериальные находки, которые крайне необходимы, если рассказывать историю по принципу Шахерезады: в день по отрывочку.
- Повторяющееся начало (Джейн идёт на работу и надевает белый судейский воротничок).
- Одинаковое завершение серии: Джейн идёт в судейский зал и выносит решение о причине смерти.
- Человечная и добродушная Джейн разговаривает с умершими (но не в сумасшедшем смысле!); она просто размышляет и проговаривает вслух: "Зачем же ты, Джон, пошёл в столь поздний час на берег моря?". Мило. Вызывает сопереживание. А и правда, зачем Джона понесло на пляж в такое время суток?
- Каждая серия - новые обстоятельства, новая социальная группа и новые интерьеры.

     Красоты Девоншира: моря, пляжей, камней, полей и т. д. - это будет обязательно! И говорить об этом лишний раз не стоит. Английский же сериал!

     А вот фабула каждого дела, которое попадает Джейн на стол, - это интересно. Сначала кажется, что сценаристы не пошли по пути традиционной схемы "деревенских убийств" (убийство в церкви, в имении, в клубе местной элиты, на кулинарном конкурсе, на празднике и т. п.), а предложили новые запутанные сюжеты. И, главное, - всякий раз непонятно, насильственная это смерть или же нет. А это и ново, и забавно. Молодой человек найден около маяка, на пляже опять натолкнулись на результат экзотических "морских похорон", искатель морских сокровищ найден дома со странным лицом, вышла из моря давно похороненная на местном кладбище девица... Пляжные, рыбацкие, курортные преступления. Ах, вот оно что! Не деревенские убийства, а приморские!

     Но вот беда - оригинальные истории скоро закончились, и замелькали заезженные сюжеты про "убийство в замке" и т. п. Сценаристы, наверное, поисписались или были заменены на новеньких. После 6-й серии сериал стал затухать.

     Главная героиня в исполнении актрисы Клэр Гуз получилась ничем не примечательной, но замечательной: не писаная красавица, блондинка за тридцать, с обычной фигурой, со знакомой по английским портретам линией лба и подбородка, с типичным британским прикусом. Есть и фишка: Джейн любит туфли на танкетке. А ещё она ищет любовь. Как же без этого? Но самое странное, что она нормальная. Зачёт! Аутизма нет, и героиня чистенько одевается - уже хорошо.

    А про толерантность? Сначала кажется, что тема эта раскрывается как-то поперёк повсеместной практики. Наверное, думает зритель, девонширцы считаются в Англии людьми весьма оригинальными (есть ещё и валлийцы; те вообще, по мнению англичан, - не от мира сего: кельты, со своим языком, запредельная по тупизне и косности деревенщина). И бабах! Действительно, первый чёрный персонаж, появляющийся в этом сериале, - это мафиози с золотой цепью на вые. Как же так? Не страдалец и не святой? Ну вообще! Наглость какая!

     До поры до времени тема "в Интернационале сольётся род людской" не педалируется в этом девонширском фильме. Напротив, оказывается, что цветные тоже преступают закон. Невиданная смелость! Но потом, по-видимому, пришла бумага из обкома, и сериал выправился. Преступность вернулась куда ей и положено - к белым англичанам. И вся оригинальность сериала развеялась как утренний туман. А у нас такие надежды были на девонширцев!

     А гомосексуалисты будут обязательно. Одна серия, вторая... Да когда же кончатся-то? По-видимому, нескоро. В этом фильме проскальзывает тема разного рода гомосексуализма: городского-манерного и провинциального-деревенского. Пословицы и поговорки о странных нравах и сексуальных пристрастиях дикарей из Девоншира и Уэльса - такая же реальность, как и наши стереотипные представления о жителях... кхе-кхе... отдельных регионов, знаменитых своими горами. "Парень может спать с мужиками, бабами и надувной овцой".  Девоншир - край сельскохозяйственный: пастбища, пастбища, пастбища... Господяааа, в чём только специалистом не станешь, пытаясь разобраться в содержании нынешних британских сериалов!

     Вот такой типичный британский детективный продукт. Простой, ясный, без нагнетания жути и мутотени, без нуара, без треша и экзорцизма. Традиционный британский детектив "на вечерок", понятный уму и приятный глазу. Заурядный. Ожидаемый. Средний. Развлекательный. С киношными глупостями типа "коронер бегает за преступниками", "коронер ищет улики в чужом доме и прячется в шкафу". Но тем он и хорош. Типичностью, усреднённостью и сериальной белибердой, которую всегда можно выдать за условности жанра.

     А сдержанную Джейн жалко. Убить бы этих сценаристов! Вы в чью постель её забросили, сволочи? Убили образ, "замочили Лялю, замочили"...

Коронер Джейн Кеннеди (Клэр Гуз).
Участливая, как учительница младших классов.
Личное время и раздумья о женском. 
Джейн шествует в судебный зал. Так заканчивается каждая серия. 

Детектив Хиггинс (Мэтт Бардок).

Помощник коронера Клинт (Оливер Гомм). 

 Дочка Бэт (Грейс Робинсон).

 Жизнелюбивая и сексуально активная мамаша Джудит (Бети Эдни). 

Микк (Айван Кэй).

Традиционный сельский дом в Девоншире.

Девоншир с корабликами и замками.

Весёлая жизнь в Девоншире. 
Мамаша Джудит притащила статую - трофей с севшего на мель корабля.
Ещё и контейнеры с техникой волной намыло... 

Персонажи детективных историй и, соответственно, актёры разной степени узнаваемости. 
_______________________________________________________________________

"СКРЫТОЕ (UNDERCOVER)", Великобритания, 2016, 1 сезон, 6 серий.

     Это "сурьёзное" кино. Мало того что картинка тёмная и опять, прости господи, нуарная, так и его жанр скорее напоминает шпионский детектив. Нет, так и есть - шпионский детектив.

     А темы и проблемы, затронутые и поднятые этом сериале, - наисерьёзнейшие, животрепещущие и кровопускающие: борьба чернокожих за гражданские и политические права, национальная безопасность, правовое государство (как его понимать-то? это верховенство закона или всё-таки защита прав и свобод граждан?), зависимость Британии от США и всепобеждающая любовь. Во как!

     Но переживать не стоит: это типичное развлекательное кино. Развлекать - это не только смешить, но и щипать, теребить, возмущать, возбуждать, нервировать, гневить, пугать и проч. Авторы этого сериала борются за экранное время и рекламу жестоко - тыкая головешкой в общественно-политические проблемы, однозначной трактовки которых на сегодняшний день нет. Вот и замутили они неоднозначную историю по схеме "Кто плохие парни, а кто хорошие?". Провокаторы! "Мы вам покажем драму "Пиф-Паф". Охотник и заяц: кто прав, кто неправ?".

     Это замечательно. Переломному времени - мозговыносящие фильмы. Перестали покрывать патокой меньшинства - уже интересно.

     Оба режиссёра (Джеймс Хоуз и Джим О'Хенсон) - опытные: один снял "Фабрику" и крепкий традиционный детектив "Последствия", другой отметился лучшей экранизацией "Эммы", и оба начинали с "Мидсомерских убийств". Сценарист тоже молодец: он написал историю милейшего сериала "Деревня". И сделали они не фильм, а смысловой лабиринт: и тайные знаки, и ловушки, и намёки, и двусмысленности, и невнятица, и возможность толковать так и эдак... Лист Мёбиуса: идёшь за одной мыслью и оценкой, а утыкаешься в другую, совсем даже противоположную.

     Итак, к завязке. Чернокожая адвокатесса Майя Коббино, живущая в Лондоне, по идейным соображениям специализируется на защите чернокожих. Мы застаём её в американской Луизиане, где она 20 лет защищала Руди Джонса, приговорённого к смертной казни за убийство мэра Андерсона. Потом ни с того ни с сего и вопреки всем правилам её назначают на должность Директора прокурорского надзора Великобритании (Директора публичных преследований, если точнее).  Директор публичных преследований - важная должность: он напрямую подчиняется Генеральному атторнею, контролирующему дела, касающиеся национальной безопасности. Получив власть и полномочия, она ориентирует своих подчинённых на расследование и доведение до суда дел, которые её интересуют. А интересует её дело 20-летней давности о смерти в полицейском участке её знакомого и единомышленника - активиста движения за гражданские и политические права чернокожих Майкла Антви, незадолго до того прибывшего в Британию из США. Семья - муж и трое детей - принимают живейшее участие в делах матери, находящейся на пике своей карьеры...

     Действие разворачивается в 1996 году и в 2016 году. Завязка интриги и конфликта относится ко времени премьерства консерватора Тони Мэйджора; а современные события - это их продолжение. Монтаж соответствующий: голову сломать можно. Туда-сюда, туда-сюда, туда-сюда...

     Почему не стоит смотреть этот сериал?

- Он очень нудный и затянутый. Помимо детективной истории присутствует любовная и семейная тема, и добрую треть сериала нам предлагают рассматривать главную героиню Майю Каббино (Софи Оконедо). Господи, как же она надоест! Как от неё душно! Актриса Софи Оконедо повзрослела, и её незабываемые ямочки на щеках уже не вызывают умиления, а смесь еврейской и африканской крови не приводит в экстаз. Помимо этого, она слишком напрягалась и переигрывала, создавая идеализированный образ адвокатессы Майи Коббино.

- Посмотрев 6 серий, нельзя понять, в чём же суть детективной истории. Она обрывается. Лучше, наверное, дождаться окончания сериала в надежде на то, что хоть на заключительных минутах последней серии авторы удосужатся всё объяснить.

- Монтаж очень модный, но спорный. Прошлое и настоящее стремительно сменяют друг друга; прошлое видится то глазами одного персонажа, то другого; сцены из прошлого и настоящего рваные, без начала и конца; разговоры отрывочные и невнятные. Кто этот дядька в пиджаке? Надо назад перемотать. А! Замминистра юстиции. Чего он сказал? И что это значит?
      Не стоит надеяться на то, что в конце 1-й серии вы разберётесь, кто есть кто и что он сделал. Это невозможно. Этот сериал - растянутый кинофильм, единая горизонтальная история. Лишь 6-я серия даст возможность "въехать". И то не до конца: некоторые персонажи так и останутся для зрителя "неизвестными" (кто этот человек? зачем он появился?).

- Этот сериал - чёрный. Все привыкли к тому, что американский кинематограф сегрегирован: есть специфическое чёрное кино, имеющее свою аудиторию. А было ли чёрное кино в Великобритании? Кажется, это первый опыт. Хотя кто знает. (Надо поспрашивать знатоков, а есть ли британское пакистанское, афганское кино? Просто интересно).
     Главные герои - чёрные; семья, соответственно, - чёрная; друзья главных героев - чёрные; люди, представляющие общественные и государственные институции, - чёрные (например, чёрных детей встречает чёрный воспитатель Оксфорда); уголовное дело, вокруг которого и наслоилась история, - убийство чёрного (что это я? там два убийства чёрных граждан! и ещё покушения). Дело происходит в Великобритании и в штате Луизиана. А там, в южном штате, тоже чёрные. В большом количестве.
     И фильм напоминает страшилку "Чёрной-чёрной ночью, в чёрном-чёрном доме, в чёрной-чёрной комнате стоит чёрный-чёрный гроб...". Буквально. Это дайджест фильма.
   
- Этот сериал залит тоннами идеологической массы. Он, в том числе, и про толерантность. Про права чернокожих. Про жестокость этого мира и двух государств (Великобритания и США) по отношению к чернокожим гражданам. Авторы фильма нарочно превращают рассказ в воззвание, песнь, гимн, демонстрацию, акцию, митинг, декларацию, манифест и т. д. и т. п., мучая зрителя стереотипными приёмами отражения этой темы в кинематографе.
     И для белого зрителя, не имеющего гражданства этих стран и случайно залетевшего на огонёк "британский детектив", это оборачивается каким-то насильственным мозгоправством.
   
- После просмотра этого фильма очень болит голова.

     Почему нужно смотреть этот сериал?

- А он про толерантность, про взаимоотношения чёрных и белых. В Великобритании. А много мы об этом знаем? Да почти ничего! А кинематографисты - люди лёгкие на язык: возьмут да и проболтаются о том, о чём газеты и новостные ленты не сообщают. Интересно же!

- Фильм в соответствии с модой - жёсткий, вызывающий, агрессивный. Там схватка! Не манёвры, а настоящая объявленная и необъявленная война! И война эта между белыми и чёрными. Вот это да! Белые представлены людьми на государевой службе, и основная идея, соответственно, - это борьба чернокожих с несправедливым государством. А вот чёрные - просто чёрные. И наговорили они там, в этом фильме, столько интересного! "...Начнется наша борьба, и следствием этой борьбы станет власть нашего народа! И эта власть - это истинная свобода. Пришло время перестать просить нашу свободу, пора самим взять ее!"; "Взорвем полицейский участок! Взорвём бомбу - сделаем сало из этих свиней!". Мило и ново. Особенно интересно это звучит сегодня, в условиях ограничения миграции властями Великобритании.
     Кстати, а что там было особенного в 1996 году? Почему авторы фильма придумали фигуру британского Мартина Лютера Кинга? Судя по статьям и иным материалам, главной проблемой Британии в то время было резкое падение курса фунта стерлингов ("чёрная среда"). Никаких Кингов не наблюдалось.
     Да и "картинка", показанная в сериале, - свидетельство  весьма успешного опыта расовой интеграции: сама чернокожая Майя - адвокат; её цветная подруга - журналист (обе, кстати, заработают детям на Оксфорд); полным полно чернокожих полицейских, среди которых даже инспекторы и комиссары... Но сериал - это сериал; и можно напридумывать чего и не было - прямо-таки грядущую революцию. "Отпусти мой народ! Отпусти мой народ!". 

- Как ранее было сказано, фильм снят в жанре не традиционного детектива, а, скорее шпионского фильма. Из памяти сразу всплывут "Шпион, выйди вон!" (стилистика сериала подозрительно напоминает этот фильм), эпопеи про Борна и агента 007, классические фильмы про полицейских агентов под прикрытием ("Донни Браско" и аналоги), любимый нами фильм "Нет выхода" про советского агента красавчика Юрия...
     Но агент под прикрытием в этом сериале - это... Нет, дайте отсмеяться! Агент под прикрытием направлен следить за лидером чёрной общины, но по стечению обстоятельств он вынужден следить за юной чернокожей адвокатессой... Дайте вздохнуть! ... На которой он женится, потом рожает 3-х детей и живёт с ней в счастливом браке двадцать лет. А через двадцать лет его размораживают и активизируют. "Ах, уж эти сказочки! Ах, уж эти сказочники!".
     И, как положено в шпионском детективе, в точке "семья адвокатессы и агента" сходятся интересы многих сторон: Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и полиции, Службы публичных преследований, каких-то спецслужб, законспирированного и загадочного "The Fever Club"-а, чего-то непонятного под названием "Охтермахти" и даже самого ЦРУ из самих Соединённых Штатов Америки! Всемирный заговор, короче.
     Британский кинематограф богат традициями шпионского кино. Но когда речь шла о русских, советских или германских агентах, то содержание фильмов соответствовало выработанным и найденным жанровым приёмам. Когда же традиции, подпирающие этот жанр интересными находками, просто перекладываются на тему рангом пониже и смыслом пожиже - становится смешно. Действительно, а почему агент под прикрытием оказывается рядом с юной чернокожей адвокатессой, а не с активным (в смысле общественной активности) гомосексуалистом, например? Было бы ещё интереснее: полицейский агент совершил бы подвиг переориентации.
     Режиссёры и сценарист, кажется, и сами понимали, что получается какая-то неправдоподобная вампука; и зрителю вдруг покажется, что они нарочно, издевательски-иронично нагнетают таинственность.

- Этот сериал - густой микст, смузи из популярных и модных приёмов мирового кинематографа. Причём, всё на поверхности. И эти переносы смешат и забавляют.
     Про следы шпионских фильмов речь уже шла. А можно увидеть и "Аватар" пресловутый. Аналогия такая прозрачная, что зритель невольно будет подхихикивать, хотя с экрана в это время его призывают страдать и плакать. Ну да, герой проникает к "синеньким", там влюбляется, немножко мучается выбором и идёт вслед за совестью и любовью.
     "Карточный домик" тоже вспомнится: если там вице-президент убивал в метро, то почему бы в этом фильме министру самолично не встретиться с полицейским агентом? Он же министр! Он всех агентов наизусть знает! А не помнит - подскажут.
     Если затронута тема страдания чёрных, то обязательно вспомнятся и "Зелёная миля", и старый фильм "Убить пересмешника", и десятки идеологизированных фильмов (от нескольких картин про Манделу, про Мартина Лютера Кинга до "Джанго непокоренного"). Ну почему, если судят чернокожего, то обязательно он невиновен и обязательно всплывает "Убить пересмешника"? И здесь опять: зал суда, приговор, несчастный обвиняемый и юридические каверзы. (Пока писала, наступила новая эра политкорректности: в Вирджинии запретили не только "Гекльберри Финна", но и "Убить пересмешника").
     А сколько феминистических фильмов про женский подвиг и женскую борьбу вылезет из подкорки! Несть им числа. Героиня сидит в задумчивости, героиня едет в машине с решительным лицом, героиня надевает боевой наряд и делает боевой раскрас, героиня придумывает ловкий ход... В этом фильме героиня использует все приёмы из арсенала женской борьбы за права, свободы и счастье. Даже будет биться в падучей и топиться.
     А триллерный приём "я не знаю, кто ты", "с кем я, блин, живу?" здесь тоже используется. "В постели с врагом", "Что скрывает ложь", "Забирая жизни" и так далее до бесконечности. И в тысячный раз мы понаблюдаем за тем, как бедная женщина страдает из-за того, что не с тем связалась.

- Актёры хорошие. Адриан Лестер чудесен. Отличный профессионал. И почитателей таланта Софи Оконедо в наших краях немало. В фильме снимались популярные, востребованные и узнаваемые неангличанами: Филип Дэвис, Дэниэл Уэбб, Дерек Ридделл, Алистэр Петри, Винсент Риган и др.
   
     Почему надо обязательно посмотреть этот фильм?

     - Главная загадка фильма - это невозможность решить, это "чёрный" фильм или "белый"? "Ты за большевиков али за коммунистов?". 
     Чёрные решат, что авторы фильма - за права чёрных; белые поймут, что фильм для них. Они его расшифруют, опираясь на нюансы и нюансики.
     А действительно, не сатира ли это на пресловутую толерантность, не издёвка ли, не фига в кармане, не фарс? Слишком уж часто эта мысль приходит в голову.
     Ну, например, адвокатесса Майя такая идейная, что у неё стигматы появляются: её подзащитный испытывает боль, а она - хлоп! - и упала в падучей. И бьётся так остервенело, что в этом чувствуется режиссёрский сарказм. Почему она падает из-за страдания одного человека? Уж лежала бы - не вставала, раз вся боль мира через неё проходит!
     Неизвестно, что говорил актрисе режиссёр, по-видимому что-то типа "Выложись по полной! Покажи, что ты настоящая зрелая актриса из первой британской десятки!"; но на экране получилась странная Майя Коббино. Она омерзительна: красивая длинношеяя актриса с грацильной фигурой горбится и жмётся; камера берёт её в самых невыгодных ракурсах; её движения и позы пугают своей неестественностью. И это не говоря о том, что Майя Коббино истерична, нерациональна, лжива, хитра, агрессивна, глупа, безоговорочна уверена в своей правоте и неспособна к диалогу. Софи Оконедо, по-видимому, играла феминистку, фанатичного борца и ходячую совесть, благо кинематограф накопил средства для изображения таковых героев и героинь. А в результате получился субъект, вызывающий брезгливость и отторжение. Режиссёры этого не видели или они этого и хотели? Забавненько.

     - Если вы хотите понять, что такое когнитивный диссонанс, то вам надо прильнуть к экрану. И вы его испытаете. Авторы фильма тем и занимаются, что разрывают вам мозг.
     Первое: картинка и смысл противоречат другу другу. Ну, например, озвучено так: Майя - хорошая, её муж Николас Джонсон - плохой и предатель. А на экране обаятельный, подтянутый и чистенький Николас, и растрепанная, антипатичная Майя с помятым лицом. Положительный герой, конечно, не обязан быть красавцем, но зритель должен ему сочувствовать. А здесь зрителя автоматами и собаками гонят понимать и любить негативных персонажей.
     Второе: идеологические оценки, данные в фильме, и здравый смысл противоречат другу другу. Сказано и показано: все эти белые государственные дядьки - министры, полицейские, судьи, члены законспирированных организаций, агенты - участники мерзопакостного античеловеческого заговора. И морды у них отвратительные. А что им противопоставляется? А миленькая идейка разрушения государства изнутри и вреднейшая, как теперь стало ясно, мысль о том, что интересы одного человека однозначно выше интересов общества и государства. Ну, конечно, пойдём спасём рядового... Дженкина и утопим весь британский флот по ходу дела! "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...".
     Третье: цели должны (или не должны?) оправдывать средства? Если цель хорошая, то, следуя законам кино, её должны добиваться кристально чистые люди кристально чистыми руками. А здесь прелестная и провокативная сложность: положительным героям помогает наркоман, готовый за дозу мать родную продать; ангелоподобная и святая женщина оказывается лгуньей, хамкой и уголовницей; борец за права превращается в банального наркодилера, а другой аналогичный борец - в озлобленного психа и т. д.

- Осознанно или неосознанно, но авторы фильма затронули важную тему - интеграции мигрантов. Учебники по политологии сообщают, что в западном мире были реализованы три схемы: 1) ассимиляция (будь таким, как мы, коренные), 2) мультикультурализм (живи как хочешь, а коренные подвинутся и приспособятся), 3) "фруктовый салат" (всё само собой сложится, и культуры обогатятся).
     Так вот, Николас Джонсон, чернокожий полицейский, - это настоящий, традиционный и стерильный британский полицейский, продукт культуры и цивилизации. Ассимилирован до мозга костей. Британец. А Майя, - казалось бы, тоже человек системы, - борется за "свой народ". Мультикультуралистка и даже более того - сторонница лозунга "Если вы обидите моего брата, все мои братья придут к вам!".
     И вот тут-то мы, небританцы, запутаемся. Потому что не знаем британских реалий, не чувствуем тонких нюансов национальной идентификации, не разбираемся в их сложной системе определения близости "свой - чужой". Наверное, и англичане испытывали определённые сложности, когда смотрели советское кино, понимаемое ими как "русское": сели они на русских посмотреть, а тут "Грузия-фильм" или "Узбек-фильм".
     Что за идея вела создателей фильма, пригласивших успешных британских темнокожих актёров, которых обожают все британцы без исключения, на роли в фильме о жёстком противостоянии "белой" и "цветной" версии развития своей страны? Что они хотели сказать? На что напирали? Провоцировали или, напротив, сглаживали противоречия? Эх, нет англичанина под рукой...

- На каждой минуте придётся сталкиваться с "логическими ловушками" толерантности и политкорректности - алогичными, пустыми и лживыми объснялками, которые уже давно разрывают голову белому населению Европы и Америки.
     Действительно, почему борясь с белым расизмом, цветные объединяются по расовому (религиозному, земляческому, племенному) признаку, демонстрируя тот же самый расизм? Почему одним нельзя, а другим - можно и нужно?
     Почему борцы за права поступают, как типичные сторонники "Кодекса революционера": апеллируют к совести и нравственности противников, и демонстрируют абсолютный моральный релятивизм по отношению к себе? Героиня этого фильма Майя Коббино вынесет мозг любому зрителю своими демагогическими, пустыми и истеричными речами, изобилующими отсылками к совести и Библии.
     Борьба - это разрешено мигрантам, но не разрешено автохтонам. Коренные должны смириться, а не бороться. А кто борется - расист и нацист. А расисты и нацисты - уголовники, маньяки, маргиналы и интеллектуально неполноценные люди (таковым изображён осуждённый за непреднамеренное убийство Питер Макки). Да неужели?
     И т. д. и т. п. до бесконечности. Повторяю, мозг взорвётся во время просмотра 6-ти серий.

    - Что-то подсказывает, что сюжет сериала будет развиваться по линии "ловушек" и "разоблачений". Назначение Майи Коббино на важный государственный пост - это не просто так. Это "жжж" неспроста! Сюжет наверняка завяжется в узел, как и положено в шпионских детективах. И Майя лишится белых одежд и окажется слепым орудием в грязных руках. А вдруг всё окажется операцией ЦРУ, а герои с крылышками - подсадными утками и провокаторами? А если этот фильм - писк против зависимости Великобритании от США? Вот будет интересно! (В "Реальной любви"-то киношный британский премьер-министр позволял себе такое, что не может позволить настоящий). Но герои фильма всё превозмогут, и победит любовь.  В этом нет сомнений. Иначе зачем нас заставляли часами наблюдать слёзы и объятия семьи Джонсон-Коббино?

     Так куда же выведет сценарий этого забубённого и мутного сериала? Ждём продолжения.

     А шить под этот сериал можно? Лучше пороть, рвать и метать.

     Кстати, гомосексуалистов и лесбиянок в этом фильме не было. Но были педофилы.

Майя Коббино, адвокат, а затем Директор публичных преследований (Софи Оконедо).

Николас Джонсон, муж и агент под прикрытием (Адриан Лестер).

Семья и дети.

Майкл Антви (Сопе Дирису) и возглавляемое им движение "Чёрные братья".

Миссис Антви (Сесилия Ноубл).

Джулия Рэдхед, подруга Майи, журналистка (Энджел Колби).

Руди Джонс, заключённый (Деннис Хейсбёрт).

Суд в Луизиане. 

Результат 20-летней работы Майи. Вот сколько верёвочек!
Мы уже в курсе относительно бумажно-верёвочного метода раскрытия преступлений.

"Джимми", начальник Майи (Филип Дэвис). 
Атторней, наверное (по-нашему, генеральный прокурор).

Пол Брайтман, "шотландец" - представитель непонятной, но всесильной организации (Дерек Ридделл).

Доминик Картер, связной (Винсент Риган).

Джон Холидей (Марк Боннар).

Роберт Гринлоу, министр (Алистэр Петри).

Редактор газеты Джон Корриган (Дэниэл Уэбб). 

Нацист, расист, маньяк и дебил Питер Макки (Йен Пек).
____________________________________________________________

     Этот сериал уже старенький: три года прошло! Многие его знают и уже пересматривали ради повторения удовольствия. Все 5 коротких серий - одна история.

     Дело происходит в небольшом городке, рядом с которым раскинулся девственный лес. Может, это Беркшир, а, может, иное графство. Неважно. Но тёмный-тёмный и страшный-страшный лес для съёмок нашли.

     Схема, тема, стилистика, атмосфета - знакомые: девушка, таинственный лес, девушка и лес каким-то образом связаны ("Хетти - земной дух!"), лес полон тайн, тайны леса проникают в души жителей города, лес посылает сигналы, мёртвая девушка растворяется в лесу и сливается с ним... "Твин Пикс" на английской почве.

     Но если в "Твин Пикс" лесные тайны так и остаются тайнами, то авторы этого сериала попытались всё объяснить. Вышло немного странно. Девушку пришлось сделать "зелёной", активисткой гражданского движения, танцовщицей в язычески-природохранном клубе и, конечно, Королевой Мая. May Day - традиционный праздник встречи весны, празднуемый ещё с дохристианских языческих времён. И авторы сериала призвали искать разгадку таинственного исчезновения Хетти Саттон  в язычестве. (Режиссёр Брайан Уэлш снял и 4 сезона популярного сериала "Чёрное зеркало", то там другие тайны и страхи). Языческие культы и верования, кстати, по мнению авторов сериала, не только живут и здравствуют, но и являются верным отражением связи человека с природой. Там, в сериале, - знаки, живые камушки, обереги, колдовство, явления мёртвых. И всё работает!

    Язычество племён, составивших нынешнюю Британию (кельты, германцы), - штука древняя и интересная. И авторы сериала вскрыли каждый персонаж до самых тёмных глубин, до того уровня, где хранятся базовые инстинкты, основные рефлексы и традиционные формы общностей. Фильм - о сексе; о продолжении рода; о понятиях "мать", "отец", "дочь", "сестра", "брат", "жена", "муж" (в природном, а не социальном смысле); о круговороте жизни и смерти и вечных перевоплощениях. Кстати, очень умно и остроумно в языческую атмосферу и подоплёку истории были вплетены современные штучки: подростки-готы, эко-практики, работа полицейских, медицинские диагнозы, бизнес-проекты и т. д. Как всё здорово вписывается, как будто цивилизация, и правда, - нечто наносное и временное!

     Одну из основных ролей - бывшего констебля Фионы Хилл - исполнила Софи Оконедо. И в фильме о британском язычестве её персонаж был лишним и чужеродным. Хочет зритель или не хочет (пусть даже он сопротивляется, и у него медаль за толерантность), а фанатичная, жертвенная, эгоистичная борьба её героини Фионы за свою семью и трёх детей будет наводить на те мысли, которые сценарием не были предусмотрены: борьбу пришлой расы со своими культами и генами за право жить и размножаться на британской земле.

     Конечно, никаких скрытых смыслов авторы сериала в образ Фионы не вкладывали, а просто пригласили популярную и интересную актрису. А вышло - что вышло. Отсюда урок: не распространяйте толерантность на тему древнего язычества! Есть же простой здравый смысл. А если... а если режиссёр и имел в виду то, что мы увидели? Да об чём я? Есть же английские детские книжки с адаптированными под толерантность текстами; и в одной из них, например, Ричард Львиное сердце вообще не участвует в крестовых походах, а "сарацины" (мусульмане) - друзья британцев. Абсурда никто не замечает - лишь бы всё было современно и корректно с точки зрения равноправия.

     Что ещё? Сериал замечательный. Основной детективный приём - это фактически "закрытая комната"; то есть подозрение падает буквально на всех участников истории. У всех ключевых персонажей есть скелеты в шкафу и чёрные тайны. Все могут убить! Все страшны как герои греческих мифов или трагедий Эсхила. Скормить животному прах умершего - это жест! А, может, они все вместе и убили Хетти Саттон? Непроизвольно и, так сказать, синергетически?

     Нагнетание ужаса - замечательное. Оно смысловое, а не слепленное с помощью изъезженных приёмов хоррора. Всё в диалогах, взглядах, интонациях, жестах, историях, судьбах...

     Не буду "проезжаться" по поводу кинематографического инструментария: не хочется, потому что всё получилось, и картина сложилась. Все молодцы: и актёры, и режиссёр, и сценарист, и костюмеры, и мастера света. А оператору - тому отдельное спасибо: он из ничего сделал триллер. У него "играют" на тему нагнетания ужаса даже низкие потолки в домиках для бедных.  (Хотя повторы будут, конечно. Страх и ужас, которым веет от крошечных моделек городков и улочек, - это уже было в британских сериалах, и неоднократно).

     Фильм стильный, ровный, красивый и атмосферный. Ну и, как и каждый сериал, - немножко глупый. Да ну и что! Прелесть триллерного кино в том и состоит, чтобы приманить зрителя в искусственно созданный мир, где действуют свои собственные законы. Страшно было? Было. А оптимизм и свет, несмотря на жуткую историю, есть? Есть. Правда и красота победят? Да. Не уйдёте от наказания, сволочи: лес и Хетти вас достанут!

     Шить под этот сериал - милое дело. Совсем уж радикальных приёмов хоррора: ух!", "ах!", "бабах!", внезапное появление фигуры, бегающие тени, руки из стен, резкие и пугающие шумы - всего этого не будет, и за качество шитья можно не волноваться. Фильм пугает медленно, как будто засасывая в трясину тайны.

     Самая запоминающаяся сюжетная находка фильма - это сестра-близнец пропавшей Хетти, которая невольно стала её живой тенью в тревожном и испуганном городе. 

Хетти Саттон (Лейла Миммек).

Близняшки Саттон.

Городок.

Кейтлин (Лейла Миммек).

Персонажи, на которых падает подозрение (и полиции, и зрителей).

Линус (Макс Фаулер).

Ричард Саттон (Ричард Хоули).

Джо (Кэролайн Берри).

 Малькольм Спайсер (Питер Фёрт).

Гейл Спайсер (Лесли Мэнвилл).

Фиона (Софи Оконедо).

Алан (Питер МакДоналд).

Стив (Сэм Спруэлл).

Сэт (Том Фишер).

Эверетт (Эйдан Гиллен). 

Джейден (Чарли Палмер Розуэлл). 

Детектив Миллз (Эдриан Роулинз). Он расследует.
 __________________________________________________________

Многое не влезло. Они снимают быстрее, чем я успеваю смотреть.