воскресенье, 20 ноября 2016 г.

Про стёжку на бытовой швейной машинке. Интимно-технологическое. Эмоционально-теоретическое.


     Текст надуман в период вынужденного отпуска и творческого кризиса. Этим всё нижеизложенное и объясняется...

     Стёжка на бытовой швейной машинке - странное занятие и загадочное явление. Результат никак не пропорционален часам и годам опыта, квадратным километрам сшитых лоскутов и, самое интересное, самооценке, которая у одних вымучена-выстрадана, а у других ветром надута и талантом подпёрта. Да что ж такое? Почему так? Где и когда произошёл сбой в матрице? Почему всякий раз работа заканчивается словами "И так сойдёт!"? А?

     Этот текст не для виртуозов и отличников. У них всё сошлось, всё получается, изнанка равна по качеству лицевой стороне; а на возглас неумёх "Не удаётся достичь идеального натяжения нитей!" они отвечают "Ха!".

     Обращусь-ка я к тем, кто говорит "Ох!" и "Мамочки!", когда осматривает своё очередное изделие. Надо же нам как-то далее проживать...

     План такой:
- сначала размышления о том, что такое стёжка на бытовой машинке и откуда она взялась (это чтобы самооправдаться в самом начале освоения темы);
- рассуждения о технологии стёжки и основных настройках швейной машинки, каковых не так уж и много;
- и наконец, прикосновение к тайне: попытка разобраться, почему стёжка всякий раз выходит по-разному, и успех не гарантирован.

1) ДОГАДКИ И ДОМЫСЛЫ. 
ОТКУДА ОНА ВЗЯЛАСЬ - СТЁЖКА НА БЫТОВЫХ ШВЕЙНЫХ МАШИНКАХ? НЕАНДЕРТАЛЬСКАЯ ВЕТВЬ ПРОГРЕССА.

     Народ в женской своей части давно шил лоскутами и стегал. Это понятно. Поговаривают, что этим делом занимались чуть ли не в Древнем Риме. В Европе варварского периода и средневековья - это точно. Ещё бы! Изящные восточные ткани были дороги, и варвары регулярно нападали на империю ради этих тканей (и ещё кое-чего интересного) и дрались друг с другом на торговых путях до кровавой юшки.

     Терпеливые женщины веками стегали руками, а крупные вещи растягивали на импровизированных пяльцах. Пяльца - это две продольные палки и две поперечные. Излишки полотна накручивали на палки и, соответственно, раскручивали когда нужно. Если рядом был головастый-рукастый плотник, то палку крепили к палке, предварительно вырубив пазы, чашки, шипы и всё такое. А если нет - и верёвками крест-накрест можно было скрепить.

     Века ручного труда!!! И никаких настроек швейной машины. А что может быть совершеннее и безупречнее, нежели работа женских ручек? И телевизоров тогда не было, кстати...

Вот американский художник конца XIX - начала XX вв. Генри Мослер, стилизовав свою картину под малых голландцев, изобразил процесс стёжки. "За столом". 
А вот современный американский художник Морган Вейстлинг, мастер ретро-картин в стиле "умилительное рекламное кантри", воспроизвёл процесс стёжки в сельском доме. 
     Да уж, огромное одеяло в одиночку не выстегать! Надо всех мамок-нянек звать! Но чаще одеяла стегали на руках и на весу: не во всяком доме уместишь и раскатаешь эти пяльца! И живопись это тоже запечатлела.

Уолтер Ленгли, английский художник, чьё творчество наполнено "социальной направленностью". XIX- нач. XX вв. "Старое лоскутное одеяло (The Old Quilt)".
Ян Хонак, американский художник. ХХ в. Представитель одного из направлений т. н. "современного искусства" - гиперреализма или фотореализма. "Марсия шьёт".

     Соображаем дальше… Прогресс, техника, машины - всё это появилось и расцвело в конце XIX - XX веках. Основная техническая мысль сосредоточилась там - в промышленных цехах, - а не в частных домах и коморках.

     Промышленные машины для стёжки воплотили две технические идеи: 1) движется игла вкупе со всем рабочим агретатом, 2) перемещаются пяльца. Сейчас это всё автоматизировано донельзя. А откуда, вы думаете, мегатонны стёганых курток, штанов, одеял и матрацев? Выйдешь на улицу - устанешь считать стёганых граждан!

Огромные и мощные промышленные стегальные машины.
Разновидностей - сотни, если не тысячи: 
с ЧПУ - без ЧПУ, с одной иглой - с несколькими, за 100 тысяч - за 20 миллионов...
 
     Самое интересное, что мануфактурный принцип сохранился, и до сих пор рынком востребованы ручные стегальные аппараты. Место им - в небольших мастерских с творческим уклоном и индивидуальным подходом. Мечта всякой стегальщицы, ограничиваемая лишь мыслью "Да куда ж я эту бандуру поставлю?".

Знакомый всем стегальный агрегат с "велосипедными" ручками, 
так называемый Long Arm, лонг арм, лонгарм (длинная рука, долгая рука, длинноручка, долгоручка). 
     И мелкий бизнес не убить! Он креативит без остановки. Мастера пэчворка-квилтинга стали использовать обыкновенные статичные промышленные прямострочные машины. Промышленность откликнулась, и стала им потакать, снабжая агрегаты набором лапок для стёжки. Всё-таки стегать на промышленной металлической машинке с ротационным челноком - это вам не мудрить на пластмассовой бытовой игрушке! 

      Это тоже тип "лонгарма", но попроще и подешевле, 
без пялец и без особой колёсно-желобковой конструкции для движения агрегата. Агрегат стоит на месте и не движется. Никуда.
Из ролика бразильянки Ana Cosentino. Принцип стёжки - передвигать ткань руками.
 

    Ладно брызжут идеями представители мелкого бизнеса! Так ведь и домашние мастера и мастерицы не унимаются! Казалось бы, прекратите вы это дело - стегать дома на не приспособленной для этих целей машинке. Нет, не останавливаются. Стегают. С упорством, достойном лучшего применения. (Хотя давно замечено: если даме подвластна стёжка, она и ребёнка в любую школу устроит, и управляющую компанию доведёт до икоты, и добьётся переноса автостоянки на соседнюю планету). 

     Наверное, ответы надо искать в чём-то, имманентно присущем человеку: в метафизике какой-нибудь заумной, ну или в Писании, наконец. Не перестанет человек мудрить и творить дома: на кухоньке, или на веранде, или в комнате с кактусом, фикусом и телевизором. Ведь вяжут же вязальщины, используя примитивные палочки-спицы, в то время когда Китай своим трикотажем может обернуть всё человечество несколько раз, и ещё останется!

     Кто первый придумал стегать на бытовой машинке - это покрыто тайной и культурными слоями. Имя его предано забвению. А, может, идея появилась сразу в тысячах голов, и движение началось сразу на нескольких континентах? Колят же люди всех рас и культур орехи молотками и пассатижами! А с помощью пылесоса, как чудесно открылось, можно причёски делать и потолок белить. А в стиральной машинке можно не только стирать, но и шерсть валять…

     Короче, придумали как-то производители швейных машинок функцию штопки, штопальную пластину и лапку без прижима ткани. Вот отсюда всё и пошло, и завертелось. Люди стали не только штопать по методе "туда-сюда", но цветочки-лепесточки вырисовывать. Легко догадаться, что рисование по ткани расцвело после изобретения машин с электрическим приводом, когда освободились две руки мастерицы. И понеслооооось!

    А производитель - от такой: он изучает рынок, просчитывает доходы и откликается на запросы. И появилась отдельная линия прогресса - приспосабливать маленькие, простенькие, лёгонькие бытовые машинки для функции стёжки.

     Так мёртвая же идея, идея глупая и тупиковая - скажут скептики. Ан нет! Это с точки зрения технического прогресса человечества - тупиковая; а с точки зрения интересов отдельно стоящего и в одиночку шьющего человека - нет. Ему же нужно всё попробовать, разными способами самовыразиться и выжать из каждого гаджета больше того, что он стоит.

     И теперь есть: 1) функции для пэчворка-квилтинга у бытовых машинок и 2) линии специализированных машинок для пэчворка-квилтинга. Вот, ешьте! Да, едим и облизываемся! Пойти работать в швейную мастерскую и ломать спину на лонгарме - я не пойду; а дома ради собственного удовольствия, всеобъемлющей красоты и дополнительного дохода постегаю.

    И на путях этой тупиковой линии технического прогресса завелась своя жизнь, со своими гениями, идеями, хитростями, приспособлениями, новациями, методиками…

      "Так вы же сумасшедшие!" - вскринет в последний раз недоубитый разъярёнными домашними мастерицами скептик. Да, мы такие, и тем и интересны. У нас свои тараканы в голове и свои авторитеты. Мы на них равняемся. Вот дяденька сделал раму-пяльца из труб ПВХ и прочего мусора из магазина сантехники - так мы от восторга кипятком писаем и хотим такие же! Мужьям уже весь мозг выели!

Некий  Джон Флинн и сколоченная им рама. Машинка - древняя и простенькая "Бернина", кажется; но с хорошим движком.
Блестящая иллюстрация гениальности, сумасшествия и "параллельного" существования домашних мастеров стёжки! 
Здесь и "Бернина" поновее, и Джон постарше.
     А вот и целый ролик Джона Флинна. Смотреть и наслаждаться. 
Ой, а у этой тётеньки творческая мысль вообще рубежей не знает: она целую машинку передвигает! Рама у неё стоит, а "Джаноме" весом 12 кг на колёсиках ездит. Я ж говорю: параллельные люди в параллельной Вселенной!
А это я вообще комментировать не буду. После этого видео-урока я поняла: человек может всё! А где, кстати, мои старые ролики и детские машинки?..
Он опробовал несколько конструкций. Вот эта совершенна: колёсиков много, и они на раме.
Катай не хочу!

     Итак, поняла и догадалась:
- Стёжка на бытовой машинке - это аппендикс технического прогресса, тупиковая ветвь, нечто для домашнего использования.
- Простёганные на бытовой машинке одеяла и скатерти не сравнимы с качеством промышленных изделий и уровнем тех креативных проектов, которые зародились с мастерских с лонгармами.
- Для настройки машин давно придуманы такие люди как инженеры, технологи, механики и настройщики! Швея на фабрике шьёт, а не ковыряется в настройках!
- Но тип "домашняя хозяйка" и "рукодельница" никому не удалось убить. Менялись цивилизации, формы правления и режимы, а домашние хозяйки как бегали по Земле - так и бегают! Никакие фабрики-кухни, коммуны, фаст фуды, прачечные-швеячечные, компьютеризация и технический прогресс (вкупе с социальным, конечно) этот тип населения не уничтожили. И не уничтожат никогда.
     
     Теперь-то с прогрессом и домашней стёжкой всё понятно. Все - туда, а мы - оттуда. Все - на ярмарку, а мы - с ярмарки. Ну, стало быть, и не надо предъявлять к себе завышенные требования! Реактивный же самолёт дома не соберёшь, а вот планер - можно. И воздушного змея. И бумажный самолёт.

Бытовая швейная машинка за работой. Стегает ведь! 

2) ПРО ШВЕЙНЫЕ МАШИНКИ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ СТЁЖКИ. ЧТО НУЖНО НАСТРАИВАТЬ-ТО?

     Так. Машинку нужно настраивать. Для стёжки. Настраивать. Понятно. А что и где крутить?
    
     а) Самое странное, что у большого количества современных электромеханических недорогих машинок отсутствуют те функции, которые были ещё у "Зингеров" и машинок под маркой "Подольск"! Да неужели? Ужели, ужели... Поэтому надо быть бдительными! "Современный" - не значит лучший и более совершенный. Иногда "современный" значит просто "удешевлённый" и "массовый". "Зингеры" и "Подольски" совершенны с точки зрения эстетики и технологии; просто надо знать где и что крутить и регулировать. 

     (Вот для примера некоторые ссылки на видеоматериалы о функциях и настройках простых старых машинок:
Нижний транспортер и загадочные буквы "В, Ш, Н". Как опустить рейки транспортёра на ручной машинке "Подольск". 
Регулировка давления лапки на ткань. Старая машинка "Подольск".
И т. д и т. п. Там аналогичных роликов - миллион. Завораживают не хуже "Моны Лизы".

    А вот ценный и сверхполезный материал строго по теме: мастерица готовит подольскую машинку "Чайка", которая Брежнева помнит, для вышивки. О, сколько нам открытий чудных!.. Рейки транспортёра можно опустить, но надо, оказывается, знать место, где спрятан регулятор! А он - под пластиной. Вот подишь ты! 
      Джаноме- Джаноме, с функциями-фигунциями! Тут "Чайка" на всё готова, только надо знать и уметь! Да и у некоторых машинок "Пфафф", модели которых не меняются со времён Гельмутов Шмидта и Коля, рычаг для опускания нижней рейки транспортёра находится там же).

     А что же современные электромеханические машинки, закованные в пластик? А этот пресловутый пластик скрыл важные узлы, что были выведены наружу у старых машинок. Поэтому не у всех машинок, например, есть функция регулирования натяжения верхней нити. Ужас какой! Прогресс называется!

     И отрегулировать прижим лапки на многих машинках тоже нельзя. На чёрном "Зингере" и "Подольске" это можно сделать вручную, открутив крышку на корпусе, а на современных машинках - нет. Печаль какая! Не разбирать же пластиковый корпус. Откроешь - а там механизм к корпусу прикручен, и всё на сопельках держится. 

     Поэтому, покупая современную недорогую электромеханику, нужно следить за тем, чтобы наличествовали важные для стёжки функции. Самые простые и дешёвые машины отпадают сразу. Ну хоть это понятно.

     б) Все технические проблемы, как оказалось, разрешимы. И их немного. Можно подытожить. В тысячный раз. 
     Обязательно нужны такие функции и регуляторы:
1) Регулирование натяжения нитей. Если челнок вертикальный, то можно покрутить регулятор натяжения верхней нити и болтик на шпульном колпачке для регулирования натяжения нижней нити. Если горизонтальный - то верхней (залезать в конструкцию горизонтального челнока рискованно; лучше поискать мастера в специально созданных для того учреждениях).
2) Изменение давления лапки на ткань. Регуляторы давления бывают разные: есть с тремя позициями "1, 2, 3", а есть покруче - с семью-восемью и даже десятью положениями и, соответственно, рисками на дисках регулятора.
3) Функция "опустить нижний транспортёр!". (Ну, или штопальная пластина. Или сделать накладку с дырочкой для иглы из пластика, приклеив её на обыкновенный скотч).
     Плюс три лапки: для пэчворка, для квилтинга (стёжки и вышивки) и верхний транспортёр. Их можно купить и отдельно. (Без лапки для квилтинга, кстати, тоже можно обойтись: некоторые мастера удаляют адаптер и оставляют "голую иглу". Прелесть что такое! И ведь просто!). 

Некоторые лапки для пэчворка и лапки для квилтинга.
Лапка "верхний транспортёр". Помогает передвигать многослойное изделие сверху (а снизу работают рейки обыкновенного транспортёра). Продаётся везде.  Давно не дефицит. Единственное, чем эти лапки отличаются, - это размером максимального размаха иглы при движении вправо-влево: есть для машинок с размахом зигзага 5 мм, а есть - для более широкого размаха в 7 мм. 

     Вот и вся нехитрая теория. Выжимка смысла. С гулькин нос.
1) Если стёжка обыкновенная (прямыми строчками, с транспортёрами), то регулируем натяжение нитей и прижим лапки. 
2) Если стёжка свободная (то есть двигаем ткань руками и "рисуем" цветочки-лепесточки-кружочки), то отключив нижний транспортёр, регулируем лишь натяжение верхней и нижней нити. 
3) Ну и иголки пробуем. Есть специальные иглы для квилтинга (стёжки) с зелёной меткой на колбе. 
4) И нитки пробуем. Верхнюю и нижнюю.
     И это всё? Всё. Теоретически всё. А практически - нет. 
     
3) ЧТО ТАКОЕ? ПОЧЕМУ НЕ СТЕГАЕТСЯ? ЧТО ЗА СТРОЧКА? ГДЕ КРАСОТА И КАЧЕСТВО?

      Ну вот. Теория усвоена. Машинка хорошая и приспособленная? Да. Позарилась на рекламу и купила агрегат из разряда "специализированная машинка для квилтинга и пэчворка". Так почему идеал не близок и свет не брезжит?

    А что такое? Что случилось? - А вот это бывает:

***Образец и чистовой вариант. Отрегулировала машинку и постегала на образце. Прекрасно! А на чистовой работе - ужас. Опять на образце - замечательная сточка. Перешла к покрывалу - горе. Ткани те же, наполнитель тот же. Что такое? Загадка.

***Изменение качества строчки без изменения параметров стёжки. Начала стегать - всё прекрасно. Посмотрела на изнанку: вдруг ни с того ни с сего машинка начала петлять на поворотах, и появились пресловутые "реснички". Но в начале работы этого не было! Вот чистая строчка на лице и на изнанке. Почему на определённом этапе машинка начала сбоить? Почему в этом углу - никаких "ресничек" из-за слабого натяжения верхней нити нет, а в этом углу - напетляло? Что, так и проверять изнанку после каждого поворота?

Вот, в нижнем правом углу "реснички" появились. Откуда? Может, я чихнула?
А, может, машинка уловила из космоса кодовой сигнал "петляй давай!"?

***Пучки из ниток на изнанке при свободной стёжке. Всё прекрасно: стегается как дышится. Проверяю изнанку: чистенько. А потом на изнанке, в самых видных местах - ооо! ыыы! какие-то узлы из моточков нити! Как будто машинка отмотала лишние сантиметры нити, и они вылезли на изнанке. Ни убрать внутрь квилта, ни отрезать. Пусть их всего два, а неприятно. Торчат как прыщ на носу.
      Может, я тюкала в одно место? Нет, не тюкала. При остановке машинки и начале давления на педаль всегда смещаю ткань на длину стежка: я уже научена.
     Ну и откуда вот это недоразумение взялось? Катушка резко крутанулась или шпулька дёрнулась? Проверяю шпульку: вдруг нить из засечки выскочила? Нет, не выскочила. Проверяю верхнюю нить: всё заправлено по правилам. Ну и что это было? Немая сцена...
     Самая органичная догадка - это лихорадочное движение катушки. Может вставить катушку в сеточку, что прилагается к машинке? Вставила. Всё равно накручиваются эти комочки...
      Вывод: квилт - это как манная каша или тесто для блинов. Комки будут.

Вон они - комочки из верхней синей нити... Ыыы!

***Рекомендованные параметры настроек. Настроила машинку на те показатели, которые рекомендует производитель машинки. Вот он пишет чёрным по глянцу: "Режим стёжки: натяжение верхней нити - режим "автомат", прижим лапки - 7". Поставила. Плохо. Надо отрегулировать вручную. Рекомендации - рекомендациями, а жизнь - жизнью.

***Нитки и настройки. Для каждого набора ниток - свои параметры настройки. Например, взяла скользкую верхнюю нить (шёлк, полиэстер, вискоза), и режим "автомат" для натяжения такой верхней нити явно не годится. Дойти своей головой до такого вывода - не роскошь и не чудо. Только требуется время: сидеть и пробовать, перекрутить туда-сюда весь барабан регулятора натяжения нитей.
     Начинаешь даже записи вести в специально заведённой для этих целей книжечке: "Верхняя нить "Amann" - натяжение 4. Нить "Rayon" - натяжение 7. "Гамма" №50 - автомат...".

***Подбор нитей для каждой машинки: индивидуальный подход. Опять нитки! И вот тут-то опять сюрприз! Для каждой машинки оптимален свой набор "верхняя нить - нижняя нить". В старую электромеханическую машинку с вертикальным качающимся челноком можно вставить что угодно, даже "бабушкину" х/б нить № 40 на шпульку намотать.
      А в горизонтальныом челноке другой машинки шпулька с толстой нитью подпрыгивает, как хомяк в шаре, и машинка стежки пропускает. Нитки толще № 50 не годятся для стёжки на этой машинке в принципе. Возможно, в природе есть и такие машинки с горизонтальным челноком, которым хоть шпагат на шпульку намотай - будет шить. Моя - не шьёт, капризничает.
     Поэтому прислушиваться в чужим рекомендациям по выбору нитей для стёжки бессмысленно. Вот одна мастерица говорит: "На шпульку наматываем х/б нить, а стегаем красивой вискозой". Это она на своей машинке достигла блестящего результата при таком сочетании! У меня или у вас - нет гарантии. Поэтому придётся вступить на зыбкую почву эксперимента.
     И рано или поздно появится и проявится ОНО - то самое оптимальное сочетание верхней и нижней нити для каждой машинки. Нашла! Но вот проблема: нитки закончились. Дома закончились. Побежала в магазин - и там закончились. В интернет-магазин - и там закончились... Ящиками что ли нитки закупать? Короче, нужно сделать вывод: увидела "свои" нитки в продаже - хватай побольше и беги подальше!
 
Нитки для моей машинки, подходящие для свободно-ходовой стёжки.
Найдены случайно, то есть экспериментально. Все иные - хуже.
Если нитка рвётся с частотой один обрыв на квадратный метр - это нормально и терпимо.

***Обрыв нитей. Нитки рвутся. Верхняя. Просто ужас! Натяжение нитей хорошее, строчка красивая. Но нитки рвутся. Значит, расширяем поле эксперимента и ищем причину. Может, игла плохая? Меняем. Получше. Первые 5 минут. Потом опять рвётся. Может, стегать помедленнее? Ладно, помедленнее. Вроде получше. Но рисунок страдает: красивую и ровную плавную линию на малой скорости не провести.
     Ну и что делать-то? Нитки менять? Так других нет. Или просто жалко денег, потраченных на эти красивые ниточки, которые так заманчиво лежали на прилавке. И придётся сидеть и, полудыша и совсем не дыша, искать оптимальную скорость стёжки. Порвётся или не порвётся? Порвалась, зараза! Может, натяжение ослабить? Ослабила. Строчка стала похуже, но обрывов меньше.
     И работа  превращается в сплошные компромиссы. Удовольствия никакого. Самооценка на нуле. Раздражение дикое. Между пальцами зачесалось: нейродерматоз... Лишь бы на морде не выскочило.

Обрывы ужасные.

***Размер имеет значение. Размер квилта. А есть ли разница между стёжкой больших и маленьких вещей? О да!
     Выстегала маленький квилтик и заранее обрадовалась: набор ниток оптимален, натяжение нитей прекрасное, изнаночная сторона качественная. А перешла к большому покрывалу и... плохо. И нитки рвутся, и на обороте - как следы от бомбёжки или подростковая сыпь. Это что: переход количества в качество что ли? Диалектика такая что ли? Нет ответа... Откуда машинка знает, что я теперь стегаю? А ей не всё равно? С чего это она на размер реагирует и обструкции устраивает?

Такие крошечные квилтики можно и паутиной выстегать.
Для сравнения: стёжка на маленькой салфетке и одеяле тем же набором ниток.
На маленьком образце нитки ведут себя миленько: слушаются и не рвутся.
Стёжка на одеяле. Ослабила всё что можно. Иначе - обрыв через каждый сантиметр.
Хорошая и чистенькая изнанка маленького квилта.
Вот так бы и на одеялах! Так нет же!

***Предел в настройках. Машинка большего не может! Шитьё - это одно, а стёжка - другое. Какая глубокая мысль, однако!
     Рекомендации по параметрам натяжения нитей для обыкновенного шитья не всегда подходят. Ну хотя бы вот это: если петли на изнанке, то слабо натяжение верхней нити; если петли на лицевой стороне - слабо натяжение нижней нити. Да все знают!
      А если при свободной стёжке такая история: натяжение верхней нити максимальное (большего у машинки просто нет), а петли на изнанке появляются? Вот что делать? Зубами что ли нить натягивать? Ну давайте ослабим натяжение нижней нити, покрутив болтик на шпульном колпачке, и поищем новую гармонию. А если челнок горизонтальный, и до болта не добраться? Тогда сидим и кукуем. Ищем удовлетворение в самом факте, что приобрели дорогую специализированную машинку для квилтинга, где всё - якобы "автомат"... Но чешется и неймётся! Добралась-таки до болта. А крутить боязно: вдруг собью заводские настройки, а потом слезами умоюсь?
    Заговоры что ли использовать? Посмотрела научную книжку, там заговоры "на ведение скотины", "на ведение птицы", "на ведение огорода". "На ведение швейной машины" - нет.  "От сглазу" подойдут! Точно! "С лесу пришло, на лес пойди; с ветру пришло - на ветер поди; с народу пришло - на народ поди!".
   
Максимальное натяжение скользкой верхней нити.
Слава богу, изнанка нормальная получилась на этих предельных настройках. 
А могло быть и хуже. И ведь ничего не поделаешь.

     Да, кстати. Если куплена т. н. "машинка для квилтинга", то это не значит, что у неё есть дополнительные настройки. Нету. Ждать технологического прорыва не стоит. Метаться придётся всё в тех же трёх соснах: натяжение нитей, давление лапки и нитки с иголками. Но у таких машинок есть набор лишних опций и фенечек. Для красоты и наворотов. Например, несколько насадок на лапку для квилтинга: круглая, дугообразная, с линейкой и проч.; дополнительные строчки, включая монограммы; гвоздик и дырочка для шитья по кругу и проч.
     Поэтому свободно-ходовая стёжка что на "Чайке", что на компьютеризированной машинке последнего поколения - одно и то же. (Есть, правда, у "Бернины" лапка BSR для одинаковой длины стежка при стёжке и особое гнездо на корпусе машинки для присоединения провода этой лапки. Но стоит этот гаджет как целая машинка. У "Juki" серии HSL, кстати, есть аналогичная новация - чувствительная лапка для выполнения петли. Адекватна ли реклама этих лапок ожиданиям - это надо спрашивать у независимых пользователей). 

Лапки "Бернины" и "Джуки". 

***Загадочные и необъяснимые явления. Паранормальные штуки, барабашки, "умом не понять" и т. п. А вот это необъяснимо вообще! Постегала сегодня, и всем довольна. Оставила машинку на ночь. Утром - бабах! Строчка плохая! Как так? Ведь регуляторы не трогала и настройки не сбивала! Тайна. Наверное, домовой приходил и машинку покрутил. Других объяснений нет. Не объяснять же ухудшение строчки изменением атмосферного давления и влажности!
      Хотя... Стегальщицы знают, что хорошая стёжка - явление магическое. Нужно прямо-таки слиться с машинкой в один организм и чувствовать движение её узлов и механизмов. Дышать нужно в такт движка: работает - не дыши, пауза - попыхти вдоволь. Напрягать мышцы нужно соответственно скорости и направлению движения ткани. Причём, нужен целый набор мышц сверху донизу: от лицевых и вплоть до тыльных и подошвенных. Иногда сама удивляешься: что-то попа напряглась до дрожи и тика, и икры на ногах сводит. Глаза нужно настроить для работы опять же, брови нахмурить... "Бабушка-бабушка, что у тебя с лицом?" - "Я стегаю, деточка!".
     И много чего ещё нужно. Настроение вот хотя бы. Нужно какое-то особой настроение: нирванистое, пофигистское, творчески-улётное. Типа "я воспарила". Или эдакое пушкинское, которому Серафим о шести крылах явился и сообщил ценную информацию о судьбах русской поэзии: "И внял я неба содрогание, / И горних ангелов полёт, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябание". 
     Иного объяснения этому явлению - разному качеству стёжки при всех сохранённых параметрах - нет. Каждый может поискать свои корреляционные связи. Нормальное артериальное давление - хорошая стёжка. Насморк - плохая стёжка. Расшалились нервы - стегается плохо. Маникюр сделала - чего-то не так пошло. Изменился индекс Доу-Джонса или активизировались левые в Латинской Америке - изменилось качество стёжки.
      Почему сегодня - так, а завтра - эдак? Молчит вечность, заморачивает...

Может, вот эти товарищи с машинкой играют? С них станется...

***Свой собственный идиотизм. У кого было так: стегаю-стегаю-стегаю, и вдруг... Боже мой, чего ж я транспортёр не отключила? И ведь так целую вещь выстегала! Чего это, думаю, сегодня так ткань плохо передвигается? Даже руки затекли и затылок налился. Но что самое удивительное - качество стёжки хорошее. Будем считать, что это бонус за страдания.

***Всякие мелочи, которые имеют привычку появляться и озадачивать.
     Вот, например, человек потеет. Особенно летом. Стегает человек цветочки-загогулины, стегает жарким летним днём, а предплечья взяли и прилипли к столику; отдирает он руки - чмок! - и ткань дёрнулась. А что делать? Кофточку с рукавами надеть, чтобы всё и везде скользило. А можно руки на весу держать, работая лишь кистями. Тоже выход. Тогда нужно напрячься и плечики поднять, как это делал бэк-вокалист в ролике "Йожин с бажин". Ага, он оттанцевал и пошёл; а стегальщице несколько часов так сидеть! Тут не только Йожин привидится, тут явятся все сенаторы эпохи маккартизма или нобелевские лауреаты по литературе последний лет... Ужас!
     Мешает стегать и обыкновенная склонность к анализу. Чем больше задумываешься - тем больше проблем. Вот решила оптимизировать движение рук, задумалась... Теперь не стегаю, а на руки смотрю. Как Паша в фильме "Начало". "Я не могу. Мне руки мешают!" - "А ты не думай о них.  Давай!"... "Они мне мешают! Они мне мешают! Фёдор Васильевич, они мне мешают!". - "Дайте пилу! Пилу, пилу! Какая больше мешает: левая или правая?" - "Не надо! Я всё поняла, всё поняла. Сейчас всё сделаю!"...".

4 и последнее) ХИТРОСТИ ВО ИЗБЕЖАНИЕ.

     Все хитрости, обходные манёвры, оптимизирующие методики - лежат на поверхности. В "мировом правительстве квилтинга" все всё давно знают. Иначе почему ткани для оборотной стороны квита, предлагаемые ведущими производителями,  такие пёстренькие?

1) Использовать для стёжки нитки в цвет основной ткани или в тон изделия. Нитка сольётся с тканью, и мелких недостатков не будет видно.

2) Выбирать пёструю ткань для оборотной стороны. Чтобы в глазах рябило, чтобы зрачок ни на чём не фокусировался, чтобы стегальные нитки растворялись среди переливов красок. Где тут у вас некачественная стёжка на изнанке? А нету! Ищите...
Только в период первых опытов могло занести в голову дерзкую мысль - использовать в качестве оборотной ткани однотонный ситец или сатин. Теперь - нет уж, увольте!

     3) Стегать проверенными нитками и иглами.

     4) Стегать с двумя транспортёрами: в канавку, вдоль швов и т. п. Если лоскутный рисунок позволяет - почему бы и нет? Красивая геометрия прямых линий.

И изнанка будет безупречной.

        5) Никому ни о чём не рассказывать. И не показывать. А так и было! Так и надо! Так у всех! 

       6) А что ещё? А в самом деле, где и как можно ещё схитрить и приспособиться?..............
______________________________________________

     Эпилог.

Новая однотонная ткань. Сладкая мечта "Ах, как возьму и как нашью!" сменяется истеричной мыслью "А как я, интересно, эту ткань стегать буду?".
_______________________________________________________