понедельник, 16 мая 2016 г.

"Барельеф" или "камея": стёжка и прорезная аппликация на ткани.

     Анна Павловна Шерер… Пардон, некая дама, назовём её хотя бы Ириной Юрьевной… Так вот, некая Ирина Юрьевна, дама, вступившая в приятный возраст свободного выбора и нарочитого невнимания к мужскому одобрению её внешности и манер, была оживлена и весела в этот вечер. Какое-то непонятное чувство охватило её, подчинило всё её существо пока не вполне осознанному, но уже вполне ощущаемому желанию, сладость которого уже разливалась по телу и не признавала преград и окриков разума. "Ах, что это? - подумала эта хоть и немолодая, но ещё вполне живая и подвижная дама с розовыми плечами и такого-го же мраморного оттенка полными руками. - Прилично ли так поддаваться стихийным желаниям?". Но, пойдя мимо зеркал в гостиной, отразивших всю красоту и стать её, которые остаются у всякой женщины ещё долго после того, как мелкие морщины прорежут сочную и натянутую гладь юной кожи, она сказала себе: "Ах, как хороша, мон шер! Что это я, право слово, засомневалась? Так нарисую же я свой портрет. Нарисую, нарисую, нарисую!". И топнула своей беленькой ножкой в голубой домашней туфельке, отчего тонко, но громко запели хрустальные бокалы в дальней горке.
     Ирина Юрьевна подошла к столику и плавным, но быстрым движением руки подняла бархатный мешочек с рукоделием… 

    Вот так, так и иначе надо бы писать об очередной рукодельной тряпице, поскольку то, что у меня получилось, отсылает ко времени александровского ампира (в европах это называется наполеоновским ампиром). Камея, барельеф, гордый профиль, героизм, сдержанная красота, высокий штиль и имперское ощущение времени и судьбы… Ух! Нет империи? Так нарисуем!
  
      … Давным-давно попался на глаза отрез коричневого батика, и в голову стукнула мысль, что эта ткань удивительно похожа на камеи с их чудным и замысловатым переходом цвета в цвет. Вот и очередная идея! Вечера не жалко. Даже двух вечеров не жалко.

     Итак, камея. Но что "вырезать"? Птолемеев, Августа, Афину, Флору, романтичную девушку с букольками, Сталина, физкультурницу с веслом? Конечно, автопортрет. Скромно и мило. 

1. КРАХ АМБИЦИЙ. ПЕРВЫЙ НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ. 

     Сначала возникло желание повторить вот этот удивительный приём: чёткий профиль на более тёмном фоне.
Движение мысли и рук.
    - Прежде всего нужно добыть собственный профиль. Цифровые камеры, принтеры и прочая техника позволяют легко это сделать. 
Но здесь карандашный рисунок с собственной фотографии, 
подправленный внимательными членами семьи.
Обыкновенная технология прорезной аппликации.
     Но ничего не получилось! Увы и ах. Хоть беги к пруду изменившимся лицом.

1) Диаметр круга, в который вписан портрет, не менялся, но видно, как сжалось изображение. Черепушка какая-то приплюснутая, плечики детские. Все пропорции исказились!

2) Личико - это всё-таки точно воспроизведённые лобик, носик, губки и подбородочек. Миллиметр съехал и - вот, другая персона! 
     А загнуть припуски на бумажный трафарет, сохранив точность линии профиля, никак не получается. Даже если пропитывать надсечённые припуски крахмалом или использовать липкую бумагу для заморозки. Там всё такое маленькое и изгибистое!
  
   Что это за тётенька? Из каких племён и каких времён? Почему у неё ухо на плече? 
Не, это не я! Феодора какая-то.

2. ВЫСТЁГИВАНИЕ ПРОФИЛЯ. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РАМКИ.

     Так… Опять посмотрим на камеи. Ага, бывают и такие простенькие изображения, вытачивая которые, автор не играет с разноокрашенными слоями камня. Одноцветные изображения. Вот и хорошо. Отсюда и будем плясать.
     Работа в этом случае упрощается. Не нужно вырезать профиль из другой ткани, а можно ограничиться выстёгиванием изображения.
Основа - тот же карандашный рисунок. 
Изменения в рисунке.
Перенос изображения на ткань с помощью простой копирки. 
Ткань одноцветная, не батик.
Стёжка на свободном ходу.
 Нитки трёх цветов. 
 Простёганное изображение.
А рамка - это прорезная аппликация. Трафарет - простой кружок. 
Изнанка.
Затем ещё один слой наполнителя и декоративная строчка по окружности.
Окончательная форма - восьмиугольник.
Декор - золотая кайма под бейкой. 
Всё! Стиль ампир. Ну чем не ампир?
Хоть сейчас выноси на фронтон собственного особняка где-нибудь рядом с вензелями.
     Что же вышло?
- Ну во-первых, это я. Члены семьи и знакомые узнают и говорят "кхх-ххе!".
- Во-вторых, пропорции не исказились.
- В-третьих, изображение получилось объёмным, как и нужно. 
- В-четвёртых, самой нравится. Это барельеф, только из ткани. Не в мраморе, так в ткани; не мытьём, так катаньем...
 При разном свете.
Если посмотреть под углом, то объём становится заметнее.
В мраморе или гипсе))). 
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…

А почему, собственно, нет?
 ************************************************