пятница, 3 апреля 2015 г.

ЧАСТЬ III. Женские образы в советском кино 70-80-х годов: "странные женщины".

     Очень скоро этот источник истощится, все фильмы будут пересмотрены, все чувства - перечувствованы. Но пока время открытий и удивления не кончилось. (Есть ранее написанные опусы: I ЧАСТЬ - о женских образах в советских фильмах 60-х годов; II ЧАСТЬ - о незабываемых девчоночьих образах в фильмах 60-70-х годов).

      Женщины. Советские женщины в советском кино. Советский кинематограф к 70-м годам ХХ в. осмелел и поднялся, наконец, до того уровня, который обеспечивал бесстрашное описание женских душ и судеб. Он подрос, для пущего эффекта встал на цыпочки и увидел, наконец, на горизонте сияющую вершину русской литературы XIX - начала ХХ веков. А в литературе жили и переживали Анна Аркадьевна Каренина, Катерина Львовна Измайлова, Лизавета Прокофьевна Епанчина, Ольга Сергеевна Ильинская, Ирина Николаевна Аркадина, Авдотья Романовна Раскольникова, Лизавета Александровна Адуева, Елена Андреевна Серебрякова и сотни иных женских образов, которые будили не только воображение, но и мысль. 

     Советское кино долгое время боялось женщин и женского мира. До 50-х годов в кино бытовали преимущественно условные женщины - водевильные, социальные, возрастные, идеологические схемы-картинки-тельца. Иногда, правда, на помощь приходила хорошая литература, и в экранизациях появлялись женщины, метания душ которых заставляли петлять сюжет произведения. В 60-е годы на экран прорвались современные советские девушки - яркие, порывистые, красивые, в белых платьях, в туфлях на гвоздиках и с бездной в глазах.

      А к 70-м гг. проявилась и устаканилась тенденция, которая выражалась в целом ряде приятных нам признаков.