понедельник, 21 декабря 2015 г.

Покрывало "Анива". Лоскутное шитьё из полос. Набор Jelly Roll. Треугольники с углами 60 градусов.




      Пора начинать новое покрывало. Голова уже начала считать площадь, длину и ширину (пока на холостом ходу); и объявился человек, которому оно понадобилось. Он растолкал всех персонажей моей судьбы, вылез на передний план и заявил: "Душенька! Сшей мне к исходу декабря сине-бежевое покрывало 2 на 2!".

     Лоскутное шитьё интересно тем, что по ходу дела сменяют другу друга разные этапы:
- когда надо думать, вычислять и прикидывать;
- когда не надо думать, а надо делать и получать удовольствие от пустой головы и мелькания рук.

     А можно, посмотрев с другой стороны, разделить процесс на два вида деятельности:
- безмятежное копошение "в уголку";
- беготня и разнообразные физические упражнения.

      Вот об этом и рассказ…

     ( Работать пришлось при естественном освещении и при свете лампы, поэтому цвет тканей на изображениях подозрительно меняется).

1) Расчёты площади всего покрывала, площади его элементов и площади имеющихся материалов. А вдруг не хватит?
Интеллектуальный труд, можно сидя.

     Не всякое лоскутное изделие требует расчётов: иногда и тканей достаточно, и рисунок однообразный. Здесь не тот случай: предполагается шить из набора полос Jelly Roll. И, если шить таким способом в первый раз, то нужно предварительно и осмотрительно всё просчитать.
     Набор японский, от компании "Moda". В наборе 40 полос, ширина полосы - 6, 5 см, длина полосы - 110 см. Следовательно, общая площадь ткани - 2, 86 кв. м. Если выкинуть припуски и обрезки, которые обязательно образуются при шитье, то останется приблизительно 2, 5 кв. м. 

     Кайма, допустим, - 20 см.  Следовательно, при общей площади покрывала 4 кв. м площадь лоскутного рисунка составит 2, 56 кв. м. 

     Ага, значит, чуть-чуть не хватает. Можно поискать в своих запасах ткань, подходящую по цвету и насыщенности, и добавить к нарезанным полосам из набора. Должно сойтись!
Верхний ряд - набор, нижний - дополнительная ткань.  
     Конечно же, эти расчёты весьма приблизительны. Точное-преточное количество необходимой ткани никогда не высчитать. Сколько сантиметров составит ряд лоскутного рисунка? Пока неизвестно. Без всяких сомнений, потом придётся корректировать цифры и изменять ширину каймы. Но эти - первые - расчёты нужны, чтобы возникла хоть какая-то ясность.

     Ясность возникла.

2) Поиск ткани для каймы и оборотной сторон квилта.
Метания по городу. Немножко побегать, немножко вспотеть.

     Очень хочется сшить покрывало "как у той тётеньки в видео-ролике", чтобы и ткань для лоскутного рисунка, и ткань для каймы были от одного производителя и из одной коллекции. Но чаще всего это так и остаётся мечтой… А набор необходимых тканей формируется по принципу "с миру по нитке - бедному рубашка": посидела в интернете - побегала по городу - ещё побегала - пересела в машину - покаталась - покаталась в другую сторону - нашла - купила - притащила домой - "Уф! Запыхалась. Дайте попить!". 
     Наполнители тоже нужно поискать. Синтепон, на радость народу, и дешевле, и чаще встречается. Его можно обнаружить в ближайшем магазинчике для рукоделия. Ну и славно.

3) Поиск лоскутного рисунка.
Спокойный этап. Дополнительных жиров в питании не требуется.

     Шитьё их полос - это уже классика лоскутного шитья. И непонятно, то ли продажа ткани в полосах породила технологию упрощённой сборки, то ли, наоборот, мастерицы привыкли работать с отходами швейного производства, и это подвигло остроумных и экономных производителей к продаже полос…

     Рисунков из полос очень много, и вариантов хитрой сборки - тоже. Выбор огромен. 

      Помогли видео-ролики, в которых показана сборка лоскутного рисунка из треугольников. В этом случае в ход идёт почти вся ткань. А экономия - великая вещь и хороший стимул.





     Сначала мысль крутилась вокруг рисунков из первых четырёх роликов. Но последний ролик - про треугольники с углами 60 градусов - согрел изнутри. Из таких треугольных блоков можно сложить разные рисунки, а это расширяет горизонты и углубляет сознание.

3) Соединение полос.
Размеренный методичный труд, но не гребля на галерах. Гораздо легче и спокойнее. Можно и кино посмотреть…

     Полосы довольно широкие; а комната, где будет лежать покрывало, - маленькая. Блок из пяти полос - это избыточно! Итак, три полосы. Как их расположить? Банально - от светлой к тёмной.

     Поумничаем. При соединении полос действуют два правила:
1) не натягивать верхнюю полосу,
2) один шов прокладывать в одну сторону, следующий - в другую, иначе деталь согнётся в дугу, в "подкову". 
Соединение полос. Лапка для пэчворка с ограничителем.
15 больших полос из 3-х полосок ткани.
Соответственно, понадобилось 45 полосок: 40 из набора, 5 - добавленных.
     А как гладить? Куда направить припуски? Пока непонятно. Но можно направить в сторону тёмной полосы. Если понадобится, то потом можно перегладить и перезаложить припуски.

4) Крой треугольных блоков. 
Собраться, сосредоточиться и - резать! Нетрудно, но ответственно. Можно выпить чашечку чая или кофе и съесть шоколадку, как перед экзаменом.

     Для кроя треугольников с углами 60 градусов есть специальные линейки. 
     Но если такой линейки нет под рукой, то можно приспособиться. Имеется в наличии прямоугольная линейка с разметкой 30, 45 и 60 градусов. Достаточно подумать и найти удобный для себя метод.
Синяя метка - длина стороны треугольника (предварительно высчитать).
Страховочная метка. 
 
Зелёная метка - горизонтальная линия.
Розовая метка - вертикальная линия.
     Из каждой полосы удаётся выкроить 10 треугольников: 5 таких и 5 эдаких. Всего - 150 блоков-треугольников.

5) Раскладка блоков. Поиск красивого рисунка.
Опасно для здоровья! Нагрузка для спины и нетренированных ножек. Если есть возможность делать это не на полу, то хорошо.

     Есть такие лоскутные рисунки, блоки для которых не нужно раскладывать во всей красе и во всей полноте. Но если за основу взята идея "хаоса" ли "немножко беспорядка", то такая раскладка необходима.

    Где у меня в доме огромная площадь? На полу и на потолке…

    Для того, чтобы выложить один пробный ряд, понадобилось 60 наклонов и несколько приседаний. Если кто-то худеет, "качается" или склонен к мазохизму, тому это в радость, конечно.
Здесь строгие гексагоны- шестиугольники. 
Но у меня каждый блок - в 5-ти экземплярах,
а такой рисунок требует чётного количества блоков.
Увы, не получится.
     После сооружения вертикального стенда для раскладки стало легче, гораздо легче.
Зигзаги, как в видео-ролике. Не то. Видно, что не то.
Сумбурные шестиугольники. Прелесть!
Вроде бы есть система, а вроде бы и нет.
Кое-где можно заметить кубики, но глазам не скучно - они разбегаются.
      Хорошо не только то, что рисунок нравится, но и то, что на эту мозаику пошли все 150 блоков. Как это получилось? А вот так! Не знаю - как…

     Основной принцип сборки такого рисунка: верхний - горизонтальный - ромб каждого куба собирается из одинаковых блоков, а боковые - из одинаковых или близких по цвету блоков. У горизонтального ромба углы направлены к центру, а у боковых, напротив, от центра. А выходят - вроде бы кубики. "И не то чтобы "да", и не то чтобы "нет"…".

6) Сборка лоскутного полотна.
Собраться, мобилизоваться, подтянуться и оправиться. Внимательно соединять детали, сводить уголки, следить за ровной строчкой. Копошиться, копошиться и копошиться!

     Как соединять блоки? Самый простой способ в этом случае - вертикальными полосами.
      Какие проблемы возникают при соединении блоков в полосы? Кое-где приходится перезаложить припуски. Всё.

     И при соединении полос тоже нет особых трудностей. Нужно лишь 1) для точности соединения накалывать насквозь точки схождение 3-х углов и 2) по-прежнему сводить полоски.   
     Возникает одна ошибка, которая на самом деле - вовсе не ошибка. По краям композиции из кубов появились "дырки". Я их заполнила оставшимися блоками, следуя порядку "туда - сюда - туда". И полоски в этом случае не сойдутся, а соединятся с уступом. Это геометрия, а не ошибка.
      Для успокоения можно посмотреть на профессиональный квилт от Cozy Center. Здесь видно, что там, где блоки соединяются под углом, полоски сходятся; а там, где они соединяются в порядке "туда - сюда - туда", не сходятся. И дело не в разной ширине полос. Хотя умная и опытная дама-дизайнер обыграла эту особенность.

8) Доделать лоскутное полотно, чтобы получился прямоугольник.
Не слишком утомительно. Главное - искать самый простой путь и не перемудрить. Силы ещё пригодятся.

     Проблему с "дырками" по вертикали удалось решить ранее (те самые треугольники "туда - сюда - туда"). А что делать с горизонтальными дырками-углами? Вставить треугольники из фоновой ткани. Угол известен - 120 градусов. Длина равных сторон треугольника тоже известна.
Крой треугольников для заполнения пустот. 
     Есть проблемы? Маленькие. Вставлять эти треугольники нужно, не прихватывая припуски. И всё должно получиться. Не может не получиться. 
     А потом можно прогладить лоскутное полотно, стараясь разложить припуски так, чтобы не возникали "комки".

9) Дополнительные финтифлюшки, то есть дополнительные элементы декора и функционала.
Напрячь мозги и придумать решение! Если решение не приходит - лечь спать. Утро вечера мудренее.

     Ширина полотна больше длины. Вот такой сюрприз! Хотя никакого сюрприза в этом нет: из шестиугольников не сложится квадрат. Значит, нужно придумать какой-нибудь дополнительный элемент, увеличивающий длину.

     Ткани больше нет, остались лишь треугольные обрезки от кроя. Правило "выкрасить и выбросить" можно переиначить так - "подровнять и пустить в дело".
Два таких треугольника остались от каждой полосы.
Поиск: как расположить?
Очень уж логичный вариант.
О! Другой ритм и никакой логики. 
      Прямоугольники из фоновой ткани и лоскутных деталей, соединённые в полосу.
Две таких полосы - сверху и снизу.
     Вообще-то, пришлось поломать голову, высчитывая параметры деталей. Выровненные треугольники в этом положении меньше блока. Видно, что они расположены на расстоянии друг от друга.

 10) Кайма.
 Наконец-то работа с большими отрезами ткани. Распрямиться, подвигать всеми частями тела, перестроиться с мельтешения на размашистые движения. Счётный аппарат в голове переключить с сантиметров на метры.

     На этом этапе - чистая арифметика и скука:
- Измерить длину и ширину полотна. Если показатели на параллельных сторонах расходятся, вывести средний показатель. Допустим длина слева - 160 см, а справа - 159 см; значит, за основу взять 159, 5 см.
- Зная размер покрывала, высчитать ширину каймы (у меня - 22 см, чуть больше запланированной); добавить к этой цифре припуски и 1-3 см для последующего подравнивания по краю.
- Высчитать длину каймы для 4-х сторон. Если это квадрат, то все стороны одинаковые; если прямоугольник - то одинаковыми будут две стороны. Длина = длина стороны + 2 длины каймы с припусками + несколько сантиметров про запас).
- Нанести на кайму метки (граница, центр, граница). Наколоть к сторонам лоскутного прямоугольника; прострочить. На углах оставить свободными припуски.
- Сформировать уголки.

     Здесь вариант формирования уголков каймы. Первые две операции - страховочные, чтобы саму себя успокоить.
Для страховки: провести линию под углом 45 градусов
на изнаночной стороне крестообразно сложенных "хвостиков" каймы.
 Вторая страховка: сложить под углом, сверяясь с нанесённой линией;
процарапать или прогладить.
 Основная операция. Если не страшно, то можно ограничиться ею.
Сложить основное полотно по диагонали и нанести на кайму линию
этой самой диагонали. Она должна быть под углом 45 градусов, естественно.
 Прострочить по сгибу или нанесённой линии.
Строчить от самого уголка, припуски не прихватывать.
 И получится вот такая аккуратная красота.
 Обрезать по внешней стороне строчки, оставив припуски. Всё.
 С каймой. Уже страшно! Как это выстегать?

11) Соединение слоёв, будь оно неладно.

Ползать по полу, будучи взрослой и с длинными ногами, не совсем удобно. Но приходится. А что делать? Можно переиначить известный афоризм - "Хочешь шить - и не так раскорячишься!".


     Ширина ткани для оборотной стороны - 2, 20 м. Какая прекрасная ширина! А синтепон продаётся в отрезах, поэтому пришлось склеивать его фрагменты флизелиновой лентой. Занятие забавное: нужно бегать с горячим утюгом и прикладывать его к синтепону, разложенному на полу.

     Самая главная забота - это прогладить большие полотна. Больше глажки не будет! Можно проверить припуски на изнанке: не замялись ли, не выгнулись ли в другую сторону ненароком.
Распластанное изделие 2, 10 м Х 2, 10 м в объектив не влезает.
Изнанка растянута и приклеена к полу малярным скотчем.
Крепление - изогнутыми булавками.
 Если усталость не валит с ног, можно по периметрам проложить намётку.
     Теперь трёхслойный полуфабрикат можно обрезать и скатать в трубочку. А потом сесть и ждать посещения стегальной феи. Она прилетит, стукнет по голове своей палочкой - и появятся идеи, варианты, рисунки, схемы... 

12) Стёжка.
Вот, приехали… Самый возбуждающий процесс в лоскутном шитье, приводящий или к экстазу, или к психозу. Поэтому нужно избавить себя от всей негативной информации из внешнего мира; фоном зарядить любимые фильмы, лёгкую классику или хиты 60-х; думать о прекрасном и вспоминать себя в период расцвета красоты и всяческих удач…

     Что изобразить на лоскутном рисунке? Что-нибудь непритязательное, то есть то, с чем справляется рука. Ворочая изделие 2 Х 2, некогда думать об изысках.
    Порядок стёжки просто блещет своей оригинальностью: сначала лоскутный центр, потом кайма.

     Масштаб стёжки таков : старалась всякий раз выводить максимально длинную волнистую линию, чтобы стёжка была покрупнее. Растопыривала пальцы до хруста и натяжения перепонок и - стегала.
      По бордюру захотелось "волну". Был нарисован эскиз, изготовлен трафарет... И ничего не вышло. Размер квадрата, в который вписана волна, 20 см Х 25 см; и очень уж длинными выходят параллельные линии. Замудохаешься колотиться, как говорят в наших невоспитанных и необразованных кругах.  
Неаккуратный и недоделанный образец "волны". 
Сразу было ясно, что не подходит.    
      На этот случай есть простые спасительные "перья". Это выглядят они сложно, а выстёгиваются просто! Достаточно знать два правила: 1) рисовать и стегать парами листьев, 2) перо впишется в любой объём, надо лишь нарисовать эскиз.

     Если рисунок стёжки ритмичный, то, конечно же, нужно нанести разметку раппортов и других важных элементов на ткань каймы. В этом случае нужна, например, дополнительная волнистая линия. Наносить можно тем, к чему есть привычка: карандашом для ткани, маркером для ткани, простым мягким карандашом. 

     Лоскутное полотно у меня прямоугольное, а не квадратное. Это немного усложнило расчёты. Поэтому длина раппорта разная: на двух сторонах - 26 см, а на двух других - 25, 5 см. Можно успокоиться: глаз этого не заметит! Ширина рисунка одинаковая, без недоразумений, - 16 см. 
 Приспособления из подручных материалов для стёжки:
трафареты изогнутой линии из картона
 и шпаргалка (она же -макет, она же - эскиз) на листочках в клеточку.
      Особенности бордюрной стёжки "перьями" в том случае, если стегальщица слегка ленива и стремится "оптимизировать" процесс для своего спокойствия:

- Рисунок выстёгивается в одном направлении по всему периметру. Почему? Зачем? Это же жертва симметрией! А из-за стремления к удобству: покрывало должно лежать слева, а кайма - справа под иглой машинки.

- Сначала надо выстегать по всему периметру волнистую линию "стебля".

- Выстегать одну сторону оперения, а потом - другую.

- Если хочется сделать обводку "перьев" и (или) заполнить пустое пространство мелкой стёжкой, то опять же - двигаться по периметрам.

      Делюсь самым интимным секретом, который не раз выручал при стёжке и помогал справиться с дрожью, неуверенностью и страхом: надо добавить в кофе немного коньяка! Подойдут в данном случае: апельсиновый ликёр, лимонный ликёр, какой-нибудь "Бейли", напёрсток виски в стакан с колой и другие увеселители. Это правило работает безотказно: появляется дерзость, душа жаждет подвига, и руки смелеют. Однако, важно не переборщить - чуть-чуть, чуть-чуть…
Движение по периметрам при стёжке.
     Про нитки. На шпульке - "Гамма" №50, на катушке - полиэстровые вышивальные нитки "Isacord" от "Amann" (а "Amann", соответственно, - это "Mettler"). Обрыв нити был всего один раз. А такое бывает редко!

     На стёжку этого покрывала приблизительно 2 м Х 2 м ушло: неполная катушка нити "Isacord" и катушек 7-8 "Гаммы" (не считала точно). 
     И в самом конце приятнейшая работа - убрать внутрь слоёв хвостики ниток и пришить бейку. После стёжки эти операции воспринимаются как медитация, полное расслабление и полёт в страну грёз…
____________________________________________

Покрывало "Анива".

____________________________________________________

Выводы по итогам трудов праведных.

- Шитьё из полос - это удовольствие. Можно не сомневаться.
- Если работать с наборами тканей от одного производителя, то изделие будет дышать гармонией. Подобрать ткани на глаз гораздо труднее.
- Все приёмы работы при изготовлении этого покрывала - традиционные. Никаких новаций. Всё проверено веками и опытом широких народных масс.
- Вся ткань - хлопчатобумажная, но разная. У тканей из полос - полотняное переплетение; это ситец, наверное. Серая ткань каймы - сатин, на оборотной стороне - перкаль.
- Оказывается, моя машинка хорошо стегает нитками "Isacord". Надо запомнить. Тем более что намотка - 1000 м и более.
- Удовольствие от работы помножилось на удовлетворение результатом.

___________________________________________
     Из остатков - наволочки на подушки.

     И последнее. Почему Анива? Там красиво. И я там была. Это залив в южной части о-ва Сахалин. Залив естественным образом выходит в тот самый пролив Лаперуза, который - "Где я бросаю камушки с крутого бережка / Далёкого пролива Лаперуза". Хотя сахалинцы эту песню не жалуют, поскольку повествование ведётся от имени "гостя". У них много "своих" песен, наполненных островным патриотизмом.
________________________________________________________

P. S. Сдержанный стиль рисунков на ткани и особенная цветовая гамма соответствуют замыслу художника и морской тематике. Естественные цвета тканей и мотивы рисунков можно рассмотреть вот в этом рекламном ролике.