пятница, 23 октября 2015 г.

Часть 6. Детективы для шитья. И снова дамы! (3 сериала).



     Ссылки здесь приведены, но эти фильмы можно найти где угодно.
Первое сообщение о 3-х сериалах с дамами-детективами было чуть ранее.
___________________________________________
      "РОЗМАРИ И ТАЙМ / ROSEMARY & THYME / РОЗМАРИН И ТИМЬЯН" (Великобритания, 2003-2006).
      О! А! Мимими! Сю-сю-сю! Ах! Только так можно отзываться об этом сериале и никак иначе. Он относится к особому жанру, критически высказываться о котором вовсе не хочется. Лучше смолчать. Когда хозяева показывают щеночков или котят, никому же не приходит в голову сказать им: "Уберите отсюда эту антисанитарию!", потому что это щеночки и котятки. И не помню, чтобы по поводу игрушечных пупсиков кто-то резко выступал.

     Это традиционный английский детектив для домашнего просмотра. Схема всем знакомая: сыщики в каждой серии попадают в какое-нибудь новое приличное общество (школа, усадьба, монастырь, колледж, английская деревня, труппа театра и т. д.), потом кого-нибудь неожиданно и интересно убивают, а сыщики во всём разбираются и передают разоблачённого преступника в руки полиции. Этого все и ждут, к этому и готовятся!

     Но у каждого сериала своя изюминка. Здесь изюминка размером с арбуз.

     Во-первых, это ярчайший образец "сериала для домохозяек". Никакого ума и никакой сообразительности не требуется. Всё рассказано предельно просто, и всё показано в мельчайших подробностях. Как в детских книжках-малышках: "Вот видишь: это Таня. Что она делает? Пла-а-а-чет. А почему она плачет? Покажи пальчиком. Она мя-а-а-а-чик уронила".

     И ничего в этом унизительного нет. У домохозяйки к вечеру голова идёт кругом, а работающая женщина выматывается к концу дня как лошадь на пахоте; им что - Канта с Гегелем на ночь глядя читать что ли? И даже если дама на работе тангенсами-котангенсами занимается или тех же Канта с Гегелем мусолит, это вовсе не значит, что ей не нужны простые картинки и простые рассказы. Всякому овощу - своё время, и всякому жанру - своё место. (А в советских книжках для маленьких детей, кстати, были великолепные иллюстрации).

     Во-вторых, это сугубо дамский сериал. Не надо звать мужчин к экрану! У них эту нишу занимают футбол и бои без правил (или нечто похожее): там бегают и дерутся спортивные и мощные мужики, с которыми они себя и идентифицируют. А здесь главные герои - дамы лет 55-ти - 60-ти. А всякая женщина в уголке своего ума хранит мысль о том, что ей тоже когда-нибудь стукнет 50, 60 и 70, и надо приготовиться. А главная мысль этого сериала - нежная, щадящая и боевая: "Не плачь, подруга! Прорвёмся!".

     Розмари Боксер (беленькая) и Лора Тайм (тёмненькая) на первых минутах фильма терпят фиаско: Розмари увольняют с кафедры, где она, доктор сельскохозяйственных наук, двадцать лет читала лекции; а Лора, в давнем прошлом сотрудник полиции, со скандалом уходит из дома, поскольку её муж сбежал к молоденькой секретарше. Лора от безысходности едет к другу семьи, а Розмари - к своему бывшему студенту, и в сельской гостинице они и встречаются. Эти две милые безработные и бездомные дамы зачинают частный бизнес: начинают принимать заказы на обустройство садов и огородов, лечение растений, создание и восстановление объектов ландшафтного дизайна и т. п.

     В-третьих, это английский детективный сериал, то есть специфическое кино, об условностях которого все давно осведомлены. Это как настольная игра "Cluedo": кто убил мистера Брауна? - дворецкий, в холле, канделябром. И было бы странным искать в фильме ляпы и несоответствия. Ну зачем? Это игра такая! А если ко всему происходящему на экране относиться серьёзно, то можно голову сломать от вопросов:
- почему у Розмари длинные ногти и свежайший маникюр, если она непрестанно возится в земле?
- где Розмари так шикарно укладывает волосы, если подруги зачастую ночуют в палатке и живут в древнем ленд ровере? где они гладят и стирают, в конце-то концов, если, выбираясь в город, выглядят как конфетки?
- как Розмари с помощью микроскопа и чашки Петри узнала о генетических изменениях в образцах растений?
- как две немолодые женщины справляются с прополкой гектаров виноградника, если в реальной жизни для этого требуется население польской деревни, а то и двух?
- почему это хозяева имений и прочие граждане начинают откровенно беседовать с наёмными садовницами и прямо-таки отчитываться перед ними?
- почему в любом месте, куда приезжают эти дамы, обязательно образуется труп, а то и два-три?

     - В-четвёртых, в этом сериале "игра" и "парад масок" утрированы донельзя: обманщик и мошенник слащав и с прищуренными глазами, учитель вытягивает шейку и декламирует, коварная жена - деланно учтива. Полицейские инспекторы, согласно правилам игры, по сравнению с нашими садовницами - просто идиоты. Это чтобы мы ничего не перепутали и не переутомились.
     И к реализму и "настоящей Англии" всё это не имеет никакого отношения. Это лишь игра английского разума и культурная привычка к ироническим фарсам. А уж сколько здесь детективных и триллерных штампов! Но это сделано нарочно и нарочито: лифт будет опускаться на жертву, а собачка принесёт ключи от кабины; преступник схватит заложницу, подставит ей ножик к горлу, а сам будет пятиться-пятиться и упадёт в колодец, а девушка не упадёт! И все сцены смешные и театральные. "- Я вас прошу, покажите мне план аэродрома. - Вы этого от меня никогда не дождётесь, гражданин Гадюкин!".
Раскрытая преступница. По лицу видно, что преступница и гадина.
     Ещё одна великолепно исполненная задумка - это размывание времени. Если ничего не знать о сериале, то покажется, что он снят в 80-е или 90-е. И это прелестно: вечная, всегда одинаковая Англия с садами, убийствами и старушками. Как будто за бортом ничего не происходит.

     Согласно законам жанра дам-садовниц нанимают на работу довольно богатые люди. Такой жанр "затейливых убийств" и "кукольного детектива" работает только при условии, если на экране красивые дома, огромные сады и продуманные исторические интерьеры. В противном случае настройка у зрителя собьётся, и вылезет наружу вся глупость этого жанра.

     И один раз авторы сериала ошиблись: отправили Розмари и Лору в кооператив, где каждый арендатор возится на 2-3 сотках своего убогого огорода на фоне сараев и типовых многоэтажек. И зритель начинает думать: что за лабуду я смотрю? Если вы трупы штабелями укладываете да сыщиками двух смешных тёток делаете, так покажите мне имение с картинами Гейнсборо, шелка-мрамор-золото и леди Гиацинт, а таких персонажей и клумбы метр-на-метр я и без вас каждый день вижу! А вот когда сценаристы отправляют садовниц к миллионерше или в монастырь, где готовятся к приезду самой королевы, то это хорошо и правильно: мы сразу понимаем, в какой жанр вляпались.

     У этого сериала есть и сильные, и слабые стороны, и удачные находки, и очевидные провалы.

     Безусловно удачным является название сериала - "Розмари и Тайм". Англичане очень любят игру слов, и имя одной героини и фамилия другой - это названия растений, розмарин и тимьян. И эти "розмарин и тимьян" тоже не с потолка взяты: есть английская народная песня, появление которой относят то ли к XVI, то ли к XVII веку, а источники её находят в средневековых балладах "Эльфийский рыцарь" и "Мудрые загадки". Но, как и всякая народная песня, она адаптировалась к новому времени и приобрела рефрен "Вы едете на ярмарку в Скарборо? Петрушка, укроп, розмарин и тимьян…". В этом нет никакого особого смысла, просто красивое звуковое сочетание, как наши "калинка-малинка" или "посею лебеду на берегу". В ХХ веке накатила новая волна любви к этой песне-балладе, и виноваты в этом популярные эстрадные исполнители. Запоминающуюся версию баллады в 60-е годы предложил американский дуэт "Саймон и Гарфункель". Эти чудесные еврейские юноши исполнили её в стиле церковного пения - хоспела (у нас это называется многогласным пением, многогласием). Хоспел не хоспел, а тогда все так пели, например, "Four Seasons", "Beach Boys" и сотни других мальчиковых групп; и баллада эта вошла в длинный список попсовых хитов 60-х.

     У "Розмари и Тайм" и "Ярмарки в Скарборо" есть масса поклонников, и 8 вариантов исполнения этой нежной баллады можно найти вот здесь. (А помимо этой баллады можно найти и послушать "Зелёные рукава", "Лорд Рональд (Рендал)", "Эдвард, Эдвард!", "Элисон Гросс", "Король Генри" и многие-многие-многие другие английские и шотландские народные песни и баллады).

     Мелодия этой баллады звучит в начале сериала, когда расцветают цветы, шевелится букет и демонстрируется пучок из розмарина и тимьяна. И это мило-премило! А как струнные создают настроение!
      Непередаваемая словами прелесть сериала заключается в постоянной демонстрации (чуть ли не в каждом кадре!) цветов, трав, деревьев, садов, парков, клумб и таких изысков ландшафтного дизайна как водные каскады. Если накатит грусть или усталость, мы ищем в своих телефонах или ноутбуках котиков, совят, щеночков, чтобы умилиться и расслабиться. Так вот: не надо больше ничего искать! Достаточно посмотреть сериал, и умиление хлынет потоком. Что может быть красивее живых цветов и рукотворных видов?
      Таким образом, в сериале объединены две важные составляющие английской культуры: любовь к детективам и любовь к цветоводству, садоводству и огородничеству. Честно говоря, приходит в голову мысль, что хитрый продюсер достал деньги у какого-нибудь Королевского общества садоводов (или что там у них?). Наверняка, члены этого Общества ещё и обеспечили бесплатный доступ к своим садам, аллеям и лужайкам. Но где-то удалось прочитать, что продюсер таким образом сделал подарок своей жене - большой любительнице садоводства. Как мило!

      Как бы то ни было, но детективы-садовницы - это удачная находка: новый заказ, новое место, новый прекрасный сад и новое убийство. (Дарю идею: две дамы, одна из которых ветеринар, а другая умеет разговаривать с животными, организуют частную фирму, ездят по долам и весям, лечат собак, кошек, лошадей, коров, гусей, попугайчиков, кроликов, пони, карликовых свинок и прочую домашнюю живность и параллельно расследуют убийства. А деньги на производство фильма дадут Профсоюз ветеринаров, Общество кролиководов, Общество собаководов и другие общества… Сериал будет бесконечным, можно до мышей докопаться).

     Замечательной является идея создать комический дуэт из двух разнофактурных дам, хотя идея это далеко не новая, и Рыжий и Белый, Бим и Бом давно веселят граждан. И здесь одна дама - малюсенькая, сухонькая, востроносенькая и хрипатая (Фелисити Кендал); а другая - крупная, подвижная, округлая и громогласная (Пэм Феррис).
     Нетрудно догадаться, что героиням придумают комичные диалоги, и Розмари и Лора обменяются мнениями по широкому спектру вопросов и поговорят на все интересующие дам темы: о любви и сексе, о мужчинах и их пользе и вреде, о детях и племянниках, о политике, о литературе и искусстве, о потреблении спиртного, о жизненных потерях и перспективах, о платьях и париках… " - Напомни, почему мы взялись за эту работу? - Голод. - А, ну да!", "Я хотела заняться парусным спортом, но страшно". 

      Садоводство и сыск заставят двух немолодых женщин бегать, прыгать, ползать, прятаться, вылезать в окна и совершать прочие неподобающие возрасту поступки. Классический способ вызвать смех: "старушки-разбойницы" или, как они сами себя называют, "отчаявшиеся садовницы".
      Обе дамы, кстати, получат возможность увериться в своей женской состоятельности, и появятся мужчины, претендующие на их руку и сердце. Один даже предложит Лоре "похулиганить".

     Однако, сериал затух к третьему сезону. Можно искать формальные причины, а можно обратить внимание на его слабые стороны, которые позволили продюсерам закрыть проект, а зрителям не проливать слёзы после его окончания.

     Дуэт двух актрис был всё-таки ассиметричным. Пэм Феррис была гораздо ярче партнёрши, и именно она наполняла комизмом сцены сериала. Актриса обыграла и романтизм своей героини, и её решительный характер, и навыки и замашки бывшего сотрудника полиции. Но к 3-му сезону стало ясно, что она повторяется и скучает.
     Арсенал приёмов актёрской игры Фелисити Кендал гораздо беднее. И это заметно. Более того, пластическая операция и ботокс сделали её лицо практически неподвижным. И, если Пэм Феррис использовала разнообразную мимику, то Филисити Кендал могла лишь увеличить глаза и подтянуть губы к подбородку. 
     Неизвестно зачем и почему, но сценаристы и режиссёр молодили её Розмари: разыгрывали любовные сцены, в качестве её сокурсниц использовали довольно молодых актрис и проч. Хотя невооружённым взглядом видно, что актриса старше своей партнёрши. В 5-й серии 2-го сезона, кстати, Розмари приболела, и помощницей Лоры в расследовании стала амбициозная телеведущая. Так актриса, её игравшая, за 20 минут показала, каким комичным и многогранным мог бы быть дамский дуэт, если бы партнёрши были равны друг другу.

     Сериал, судя по всему, был дешёвым, и иногда не хватало возможностей, чтобы создать иллюзию настоящего действа. Например, в одной из серий речь идёт о подготовке  костюмированного праздника, а в сцене самого праздника появляются всего лишь несколько актёров. В другой серии Лора и Розмари работают в городском парке. Так там - в этом парке - пусто, как в Чернобыле. В "Мидсамерских убийствах", например, массовка всегда есть.
    В таких вертикальных сериалах очень важна схема, к которой у зрителя вырабатывается привычка. И в первых сериях "Розмари и Тайм" есть такая фишка: расследованию сопутствует рассказ о качествах или символике того или иного растения. Хитроумные Розмари и Лора в этом прекрасно разбираются, что помогает им быстро и ловко раскрыть коварное преступление. Как это мило, думает читатель. А потом - раз! - и всё прекращается.

     А что в итоге? Это милый и непритязательный сериал. Добрый, наивный и предсказуемый. Многие дамы его любят, помнят и пересматривают, потому что он успокаивает. Шить, вязать, вышивать и выполнять иную домашнюю работу под диалоги Лоры и Розмари очень приятно. Но 3-х сезонов достаточно. Основные мысли авторов: "в 60 лет жизнь только начинается" и "в Англии много садов и садоводов" - за это время можно усвоить.

     О русском переводе. Фильм шёл по ТВ, и его замечательно озвучили: русские закадровые актёры и актрисы комично играют интонациями.
До свидания, милые британские Калинкина и Малинкина!
______________________________________________________

     Швеция? Что мы знаем о Швеции? "Как швед под Полтавой", АВВА, шведский стол и шведская семья. Надо ли готовиться к чему особенному перед просмотром? Не надо! Совсем не надо! Сериал создан по английской матрице и соответствует жанру развлекательного детектива. А название подсказывает, на какую аудиторию рассчитывали продюсеры. На нас, на дамочек.

     В каждой серии традиционно - какое-нибудь новое место и особое общество. Общество это, конечно же, непростое и относится к высшему срезу среднего класса: бизнесмены, писатели, профессора, есть даже Нобелевский лауреат... То есть всё будет красиво. Домики, дома, усадьбы, деревни с бассейнами, сады, лужайки, теплицы - всё, что нужно, чтобы уйти с мир привычного детектива а-ля Агата Кристи. Но домики будут немного другими, нежели в Британии.
      "Картинку" стилизовали под 60-е годы ХХ века, поэтому девушки одеты в платья с широкими юбками, накрашены яркой помадой, их волосы завиты в крупные локоны, а мужчины ходят в штанах с высоким гульфиком, гангстерских шляпах и пиджаках смешного кроя. И, к удовольствию взрослых и забаве молодых, в декорациях широко используются вещи той поры: проигрыватели, радиоприёмники, лампы, зонтики, сумочки, чемоданы, столики, стульчики, шляпы, шляпки, детские коляски…

     Фильм сделан с любовью, декораторы были очень старательны и внимательны, и в кадр попали старые бензоколонки (где они их взяли?), старые кассовые аппараты, старые велосипеды, старые мотоциклы и даже магазинные весы, которые многие из нас помнят с советских времён.  Но особое внимание привлекают модные в то время очки (все знают, что тогда была популярна модель "кошачий глаз") и старые модели автомобилей. Изысканная стилизация. Да ещё и про Швецию, про которую с 1812 года никто ничего и не слышал. Восторг!
     А кто такая Мария Ланг? Это шведская Агата Кристи, писательница, чьи романы выходили огромными тиражами. Но, в отличие от Агаты Кристи, Мария Ланг шокировала публику 50-х - 60-х годов сексуальными экспериментами своих героев и наделяла женский и мужской гомосексуализм загадочностью и изяществом. То есть она секс-пророк и опередила время.
      Заранее успокою: ничего "такого" в фильме не будет, ну если только самую малость и в довольно невинной по нынешним временам форме. Название фильма - "преступления страсти" - подсказывает, какого рода убийства легли в основу детективных историй. И самая главная прелесть этого сериала - это разлитое в воздухе сексуальное напряжение и пульсирующая и благоухающая чувственность.

     Главные герои шести фильмов - девушка-интеллектуалка Пак Экстедт, которая очень хочет получить докторскую степень (Тува Новотны), молодой доцент Эйнар Буре (Лайнус Уолгрен) и полицейский инспектор Кристер Вийк (Ола Рапас).

     Сценаристы, конечно же, подправили романы Марии Ланг: они свели вместе героев из разных произведений и провели их через все истории, отобранные для сериала. Более того, сквозной сюжет связан с развитием отношений внутри этой троицы. А непростая структура этой общности - девочка-мальчик-мальчик - подсказывает, что отношения между ними складываются сложные, интересные, запутанные, неспокойные и угрожающе нестабильные. И эта сюжетная линия - заслуга сценаристов.

      Тува Новотны относится к женскому типу "маленькая собачка до старости щенок". Её героиня нежна, трогательна и беззащитна. Между тем, Пак умна, амбициозна и почти феминистка. И уже в первой серии зрителям сообщают, что она не такая как все. А всё дело в том, что она пишет диссертацию  на тему "Страсть в литературе" (что-то такое) и очень хорошо в этом разбирается. Такие женщины, если уж и вступят в сексуальную связь, то подведут под это дело концепцию и даже теорию. Её за здорово живёшь, напоив коньяком и подарив бирюльки, в постель не затащишь! Она дама с запросами.
      Актриса Тува Новотны прелестна. Во-первых, она не суетится, и её героиня по-скандинавски сдержанна. С другой стороны, она чувственная, страстная и немного косит. А мы знаем одну косоглазую женщину, которая летала голышом и любила по потери реальности. Девушка Пак тоже плавает голышом и нагнетает вокруг себя сексуальное беспокойство, и за историей её личной жизни и её горячих желаний интересно наблюдать на протяжении всего сериала.
     Первый "мальчик" из их тесной компании - это ученый-историк Эйнар Буре (Лайнус Уолгрен). Блондин, красавец, спортсмен с накачанными мышцами, настоящий герой и нежный любовник. Но он тоже нервы выматывать горазд, когда шлея под хвост попадёт. С такими и легко, и тяжело, и спокойно, и всегда надо держать себя в тонусе. Короче, женская мечта о стабильности и сложности одновременно.
     Второй "мальчик" - это комиссар полиции Кристер Вийк (Ола Рапас). Если вы когда-нибудь слышали выражение "секс-символ", то вот он - пожалуйста! Вальяжный брюнет с постоянным вызовом в глазах, сильный, мощный и нахрапистый. Страстный, как тысяча чертей, и обаятельный, как предмет женских грёз. Ола Рапас нарочно подшучивает над зрительницами: комично-стереотипными приёмами игры разбрасывает сексуальные приманки и сети. Многие попадаются… Да ладно! Все попадаются! Именно такие соблазнители-развратники и являются женщинам в снах и раздевают их, раздевают… Роковой красавец! 
     Эти герои хороши и сами по себе, и как оригинальная компания сыщиков, доселе невиданная: 1) молодой комиссар полиции, 2) любопытная, активная и умная юная дама, 3) невольный участник событий, всегда появляющийся вовремя.

     Эталонная серия - первая, снятая по роману Марии Ланг 1949 года "Лгут не только убийцы". Во время бурных и густо замешанных на любви и сексе событий, которые разворачиваются на оторванном от цивилизации острове, образуется эта "тройка детективов".
     И эта компания - хороша донельзя и дерзко оригинальна для своего жанра. Ни одной чокнутой старушки, ни одного комичного старикана, ни одного социопата и мизантропа. Все сыщики - здоровые, красивые, нормальные молодые люди.
     Каждая серия - не только отдельная история, но и отдельный фильм. Даже краски каждой серии отличаются друг от друга: то зима, то лето, то солнце, то сумерки, то хрустальные люстры и блеск, то свечи и темень, то холодные и тусклые прибрежные камни, то взрыв зелени лесов и лугов. Монтаж, кстати, замечательный: фильм неторопливый, но очень напряжённый, и всё играет на создание атмосферы тайны.
Тревожная красота шведских пейзажей.
    А убийства загадочные, тёмные, пугающие; за каждым убийством - страсть, желание, ревность, злоба, животная дикость и измученная любовью душа. Хорошее кино, создающее особую реальность. Эдакая красивая и изящная шкатулка с инкрустацией, в которой хранится отрезанный человеческий палец. И "ах!", и "бррр!".
     Авторы фильма придумали свои 60-е годы, превратили их в миф - красивый и ужасный, притягательный и отталкивающий. И многие персонажи - это литературные искусственные типажи, маска которых прикрывает вид какой-то страсти или страстишки. Этот приём - создание утрированных условных образов - далеко не нов. Но в этом фильме все персонажи к месту: сначала они смешны, потом - ужасны, или наоборот. Кстати, очень хорошо, что лица шведских актёров малознакомы, а то английские актёры, кочующие из сериала в сериал, уже порядком поднадоели.
     Что не удалось? Да всё удалось. Если и есть в историях убийств натянутость и литературность, то авторы фильма обыгрывают это "понарошку" умно, тонко и изящно; если и есть детективные стереотипы - то они выбраны сознательно.

     А главное - в этом сериале есть неповторимое настроение и подтекст. Секс, любовь, власть и смерть, оказывается, связаны друг с другом. А то мы не знали! Но рассказать об этом интересно, захватывающе и красиво ещё надо уметь. Съёмочная группа этого сериала умеет.
     Субъективное. Шить под  под этот сериал не удастся! Хочется выключить свет, лечь, поджав ножки, положить рядом вафельки и уткнуться в экран. Повторю: первая серия - образцовая. А шить можно во время второго просмотра.
_____________________________________________________

     "КОД УБИЙСТВА / THE BLETCHLEY CIRCLE" (Великобритания, 2012 - 2014).

     Замечательный дамский сериал. Всё - для дам! Если интересует шпионская тематика, то можно посмотреть иные фильмы - "Шпион, выйди вон!", например. А этот фильм предлагает исключительно дамское меню.

     Структура сериала такова: два сезона, 1-й сезон - одна история (3 серии), 2-й сезон - две истории (каждая - по 2 серии). 

     А в основу сериала положен принцип комиксов: четыре героя обладают сверхспособностями, они объединяются в команду и борются с "плохими" и со всемирным злом. Например, из Росомахи вылезают железные когти, Магнето притягивает металлы, Шторм управляет погодой, Мистик меняет цвет как хамелеон… 

     И здесь:
Сьюзен - дама в клюквенном, способна обнаруживать логические и иные связи в цепи событий или в комплексе явлений, дешифровщица, кроссвордистка, маскируется под дисциплинированную домохозяйку и послушную жену;
Джина - дама в чёрном, организатор и аналитик, способна видеть картину в целом, отвечает за сбор информации, маскируется под немолодую хромую библиотекаршу;
Милли - яркая дама в разноцветном, математик, знаток формул и символических знаков, помимо прочего - отменный стрелок, маскируется под разбитную дамочку, продавщицу и спекулянтку;
Люси - девочка в сером, обладает необыкновенной памятью, "помнит всё", маскируется под серую мышь, забитую жену и офисный плангтон.
     Какая прелестная идея! Она позволяет каждой зрительнице думать о себе в превосходных степенях: "Я тоже как Сьюзен. Это на работе я вентиляторами торгую (здесь масса вариантов, всё зависит от профессии дамы), а вообще-то я - о-го-го! Я  сложная и таинственная; и, если бы не обстоятельства, я могла бы быть Шопенгауэром или Складовской-Кюри, на худой конец!".

     Но это же не фильм по комиксам! Надо было как-то объяснить, откуда берутся такие гениальные дамы. Если заставить их закончить Кембридж или Оксфорд, то это не объяснит качества супервумен. Идея придумать особую школу для волшебников занята: уже есть Хогвардс. И сценаристы взяли за основу классический приём исторической реконструкции: отправили наших дам в Правительственную школу кодов и шифров (она же - Центр правительственной связи, она же - Блетчли-парк) времён Второй мировой войны. Кино и немцы.

      Вторая мировая война - это уже история. И информация о ней строго сегментирована: учёные изучают её с помощью научных методов, а народ воспринимает её в виде устойчивых мифов и стереотипов. А кто из британцев не знает о том, что их специалисты вскрыли шифр германской машинки под названием "Энигма"? Все знают. И наших сверхженщин отправляют именно туда - в Блетчли-парк, где работал талантливый математик Алан Тьюринг сотоварищи. Именно там, по мнению сценаристов, обитали гениальные женщины со сверхспособностями. А кто проверит? Тем более что там действительно работали девушки-добровольцы из специальной службы.

     Более того, Сьюзен, Джина, Милли и Люси в чём-то там разобрались и предрешили исход Тунисской кампании 1942-1943 года в Северной Африке. Так вот благодаря кому Эйзенхауэр разбил Роммеля! Теперь будем знать.

     Для придания исторического антуража в фильме были использованы экспонаты музея, действующего ныне в Блетчли-парке: шифровальные машины, частично восстановленная криптоаналитическая машина под названием "Бомбы" (с красненькими кружочками и железными деталями, которые двигаются во время заставки) и, конечно, здание Блетчли-парка.



     И всё это вместе взятое позволяет каждой зрительнице воображать себя интеллектуалкой, смотрящей фильм для достойных дам с образованием и претензиями. 

     Действие фильма начинается в 1952 году, спустя 9 лет после апогея их карьеры. Очень умная Сьюзен, которая скрывает от мужа свой ум и работу в Блетчли-парке, на обороте зеркала обустраивает стенд с вырезками из газет о жестоких убийствах молодых женщин и начинает анализировать. Вязать она уже пробовала - не понравилось.
     Обнаружив в действиях преступника одной ей понятные закономерности, Сьюзен идёт в полицию. Но там её не понимают. Тогда она собирает команду из подружек по Блетчли-парку - тех самых, которые победили армию Роммеля.
     И самая главная приманка и прелесть этого сериала - это изобретение сценаристами нового метода криминальных расследований. Есть метод Шерлока Холмса, мисс Марпл, Пуаро, Морса и прочих, а здесь - новый метод! 

     Девушки-дешифровальщицы, обустроив штаб в свободном помещении, устраивают мозговые штурмы и "расшифровывают" действия преступника. Как же это интересно! Они используют системный метод, метод работы по квадратам, метод векторного анализа, ещё какие-то заковыристые методы и между делом читают книжки математика Б. Рассела. Оторваться невозможно! В ход идут резиночки, ниточки, бумажки, губная помада и прочие приспособления. Потом для проведения операции им понадобятся духи, шляпка, платье в обтяжку, меха и шпильки. 

     И каждая девушка, зачахшая в реальной жизни, получает возможность раскрыть все свои таланты. 
     И такие умные, красивые и обаятельные женщины, устроившие заговор против системы, - это редкость.

     Женские заговоры в кино уже были, и не раз, а много-много раз; но их участницы чаще всего оказывались ведьмами или комическими старухами. А здесь - нет. Наших девушек можно поднять на знамя борьбы за женское достоинство и счастье. 
 
     Но честно говоря, знамя подняли слишком высоко: девушки, судя по их потенциалу и активности, способны проникнуть хоть в Форин офис, хоть в МИ5, хоть в МИ6, хоть в гарем турецкого султана!

     Помимо демонстрации женского ума и необыкновенных женских качеств фильм "цепляет" и другим приёмом. На дворе 1952 год, Британия пока традиционна и погрязла в мужском шовинизме. И наши девушки никак не могут заявить о своих претензиях и способностях. Они мучаются. И они попадают в такие ситуации, которые современных женщин возмущают до глубины души. А сценаристы жмут и жмут на эту кнопку: "Поглядите, женщины, что вы вынуждены были терпеть! Это что ж такое?". 

     Муж Сьюзен, неплохой, в общем-то, парень, требует от неё отчётов и присутствия в качестве жены на общественных мероприятиях. Он, тварь такая, ещё её и поучает! А у самого - мозги с горошину. Ну как тут не возмутиться? Другой партнёр ходит дома в майке и дубасит свою девушку до синяков. От таких картин зрительницы вообще заходятся в негодовании. И так - на протяжении всего сериала: всё унижает наших гениальных девушек и все их шпыняют. 

     И, жалея Сьюзен, Джину, Милли и Люси, зрительницы подпитываются с экрана и из глубины своей души феминистскими ценностями: самоуважением, любовью к себе, осознанием своей важности и представлением о том, что женщины не только равны мужчинам, но и выше их по всем критериям. А ещё они приобретают боевой дух и жажду мести, и мужчинам после просмотра их дамами этого сериала лучше бы держаться подальше, а то они отомстят и за 1952 год, и за Сьюзен, и за Джину, и за Милли, и за Люси, и за женщин всех времён и народов.
     Но где-то авторы этого фильма ошиблись, и сериал поперхнулся. История, рассказанная в 1-м сезоне, вдруг до боли стала напоминать американские триллеры. А этого ли зрители ждут от британского кино? Якобы реалистичная история о девушках из Блетчли-парка (а девушки из Блетчли-парка действительно были) стала всё больше и больше походить на произведения про Ганнибала Лектора или про всесильную миссис Смит и её мистера. Ах, как жалко! Лучше бы сериал был выдержан в стиле популярной "Войны Фойла". А то весь феминисткий запал пошёл коту под хвост: это же сказка и разгул фантазии!

     А актрисы замечательные: они как будто сошли с фотографий 50-х годов. Есть такое понятие "типаж", так Сьюзен и Джина - ярчайшие типажи женщин 50-х. А время было голодное, холодное, тяжёлое; Британия только вышла из горячей войны, и сразу объявила холодную (нам, кстати). И актрисы, как будто и впрямь недоедавшие и вымуштрованные военной дисциплиной,  замечательно играют это время - лицами, походками и всем прочим. Особенно хороша некрасивая Сьюзен: у неё как будто настоящие "голодные" морщины и кривые ноги из-за перенесённого в детстве рахита. А ещё Сьюзен разрывается между семьёй и желанием помогать родине. И за драматическую глубину созданного образа актриса Анна Максвел Мартин была номинирована на национальную кинематографическую премию.

     Гримёры и костюмеры помогли актрисам вжиться в свои роли. Можно долго рассматривать кружева "ришелье", грубый драп пальто, мягкие воротнички хлопчатобумажных и шёлковых блузок, ботинки на шнурочках, чулки, которые крепятся к поясу резинками (вот попробуй сейчас объясни, что такое "пояс"!). 

     А иные специалисты создали реалистичную и подходящую обстоятельствам "картинку": тёмную, тревожную, напичканную предметами послевоенного быта и наполненную страхом и "сурьёзом". 
Сьюзен (Анна Максвел Мартин).
Джина (Джули Грэм).
Милли (Рейчел Стирлинг).
Люси (Софи Рандл).
     Во втором сезоне появляется пятая девушка из Блетчли-парка - тоже очень умная и талантливая.

Элис - дама в белом, специалист по шифровальным машинам, отличатся способностью принимать быстрые и неординарные решения, маскируется под машинистку и женщину со сложной судьбой.
Элис (Хэтти Морахэн).
 
     (Господи, как же эта актриса хороша в роли Элинор Дэшвуд в фильме "Разум и чувства" 2007 года! Кстати, все актрисы из этого сериала обладают обширной фильмографией).

     Второй сезон порадовал двумя драматическими историями. Но тенденция стала очевидностью: фильм запестрел штампами и ходульными приёмами из бывших ранее детективов и "крутых" боевиков. Тюрьма, угроза смертной казни, маниакальные учёные (прямиком из комиксов), военные с их античеловеческими планами (тоже нисколько не реальные), контрабандисты (эти вообще из анекдотов и страшилок), проституция, организованная преступность, коррупция в органах власти и проч. Но девушки по-прежнему хороши: они бросаются в логово врага, проникают на запрещённые объекты, направо и налево применяют методы дешифровки, разоблачают взяточников и по-женски остервенело борются за своё место под солнцем и в социально-экономической системе Британии. (Сериал, кстати, закрыт; всё - кина не будет! Сценаристам и актрисам просто некуда двигаться).

      Но контраст между безграничным потенциалом женского интеллекта и правилами жестокого по отношению к женщинам общества - по прежнему привлекает к экрану и удерживает около него.
     Есть такое выражение - "вызывает живой отклик". Этот фильм вызывает у зрительниц живой отклик: сидя у экрана, женщины сопереживают героиням и эмоционально участвуют в действии. "А я бы сделала так...", "Я тоже смогла бы!", "Да Джина - вылитая я! Я тоже гений", "Молодец, девочка! Дожимай этого урода!", "Я тоже так делала, но только в ЖЭКе, а не в военном штабе", "Ах, вот как надо действовать! Надо запомнить!" - все эти боевые мысли скрашивают жизнь зрительниц, которые тоже всю жизнь занимаются дешифровкой, но не немецких кодов, а законов и правил по-прежнему не слишком расположенного к женщинам общества. Но у нас ума палата и хитрости мешок! Мы им всем ещё покажем! Вот только досмотрим истории про Сьюзен, Джину, Милли, Люси и Элис и довяжем кофточку…

     Кстати, КПД процесса шитья и вязания во время просмотра этого фильма возрастает. Девушки мобилизуют.
__________________________________________________________