суббота, 17 октября 2015 г.

Часть 5. Детективы для шитья. Дамы-полицейские и дамы-детективы. 3 сериала.



     Самое приятное - это шить под детективы с "тётками": сидишь в тепле, тишине и уюте, а на экране бегают девицы разного возраста и комплекции и борются за гендерное равенство, равноправие и принципы феминизма. Принцип "Держи ноги в тепле, а голову в холоде" - очень хорош в данном случае.

  Ссылки условные. Можно найти другие.
__________________________________________ 

     "VERA / ВЕРА" (2012 - н.в.).

     А что будет, если мисс Марпл скрестить с Шерлоком Холмсом: физику взять от бабушки, а мозги и характер - от дяденьки? А получится Вера Стенхоуп - старший инспектор отдела уголовных расследований округа  Нортумберленд. Нортумберленд - это далеко на севере, севернее только Шотландия; место пустынное, сельское, дикое; а столица - неведомый город Морпет. Вот там она и живёт.

      Когда авторы думали над концепцией фильма, они, по-видимому, имели в виду такие вводные: суровый край, суровая тётка-инспекторша из местных, суровые условия жизни, никакого столичного шика и изыска, жёстокие "нутряные" преступления и полицейские, которые работают, как говорят у нас, "на земле". А в основу сценария были положены детективные романы Энн Кливз, придумавшей странную Веру Стенхоуп и серию загадочных преступлений, которые та раскрывает.

     И те, кто привык ждать от "английского детектива" лёгкой развлекательности, костюмированной пасторали и навязчивого изящества "Мидсамерских убийств" или "Пуаро", тот будет приятно удивлён. Стилистика этого фильма совершенно иная. От обратного. По крайней мере, так задумывалось.

      Все изобразительные приёмы работают на иллюзию документальности, естественности и "правды жизни". Вот камера дрожит, как будто она находится в руках любителя. А иногда кажется, что оператор снимает на обычный мобильный телефон: горизонты закругляются, а носы людей - вытягиваются при приближении к камере. 

     Но самая главная особенность операторской работы - это съёмки в сумерках, которые, если судить по этому фильму, в тех краях не кончаются никогда, и съёмки против света. 
Круглые горизонты и актёры с большими лицами и маленькими ножками.
Сумерки и краски Севера.
     Художник и оператор, как кажется, отталкивались от эстетики дикой природы, первозданного хаоса и того, что называется "естественной средой обитания человека". В кадре появятся местные достопримечательности - холодные и угрожающие замки и усадьбы, Святой остров и др. Но самое ценное - это типовые узкие улочки бедноты и одиноко стоящие дома егерей и фермеров. Дома эти, как мы успеем разглядеть, холодные, с печками-буржуйками, и, как кажется, помнят не только королеву Викторию, но и Марию Кровавую. 
Красивые панорамы, каковых будет много.
     Разговоры - рваные, нелогичные, симулирующие ритм и содержание естественной речи. Монтаж такой же дёрганый: как будто это отражение скачущих мыслей главной героини. А композитор, большой любитель басов, создаёт драматичный фон всему происходящему на экране.

     А уж как всё это втягивает внутрь истории - и говорить не нужно! Сразу вспоминается, что англичане когда-то были воинами, пиратами, разбойниками, что их тётки с обветренными лицами выходили на каменистый берег, а их дядьки возвращались из плавания с трубкой в зубах и награбленным добром. А потом эта публика собиралась вместе, кого-нибудь резали и по итогам событий слагали песню про разлагающееся в колодце тело: "Лежи там, лежи там, юный Генри Ли, / Пока плоть не отпадёт от твоих костей… / Ла ла ла ла ла / Ла ла ла ла ла…".

      Об имени героини. Vera - это не наша Вера. Наши Вера, Надежда и Любовь - это калька с греческих имён Πίστις, Ἐλπὶς καὶ Ἀγάπη. Это не только имена христианских святых, погибших во II в. н. э., но и христианские добродетели (главная - Любовь в смысле милосердие, плюс София - мудрость). Латинская калька с греческого - это Fides, Spes et Caritas. А вот латинское "Vera", от которого и происходит имя героини, - это "правда"  или "настоящая, истинная". 

     Вера Стенхоуп в исполнении Бренды Блетин - главная удача фильма. Все знают, что в любом кинодетективе сыщик будет присутствовать в кадре добрую половину времени; и, если он интересен, если он зацепил внимание зрителей, то успех обеспечен. И Вера не только цепляет, но и не отпускает. 

     Если судить по нашему экрану, то Бренда Блетин не особенно "звездила": настоящая известность пришла к ней только в 2000-е годы. Её голос, похожий на кошачье нытьё, не раз приводил специалистов по кастингу к мысли, что актрису нужно использовать при создании отталкивающих персонажей, вызывающих жалость и брезгливость. Такова её Синтия Пёрли из социально-расовой драмы 1996 года "Тайны и ложь" (актриса была отмечена многочисленными наградами за эту роль и перешла, наконец, от эпизодов к ролям первого плана). Так же комична и отвратительна её миссис Беннет из последней экранизации романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение" (2005).
     А сериал "Вера" был затеян исключительно ради этой актрисы (если это и не так, то видится именно так). И она смогла, ничем не сдерживаясь, создать такой образ, который не только подчеркнул, но и возвёл в культ все её индивидуальные особенности. Шестидесятилетняя Вера Стенхоуп - это царствующая Бренда Блетин, с её особым голосом, её грацией, фигурой, темпераментом и характером британской северянки.
     Ну конечно же, инспектор Вера Стенхоуп - это мисс Марпл, в том смысле, что никого уже нельзя удивить тем обстоятельством, что старушка может быть не только комическим персонажем, но и сыщиком-интеллектуалом, которому вовсе не свойственны стереотипные "старушачьи добродетели".  А от Шерлока Холмса у неё - социопатия, мизантропия, сосредоточенность на профессии, фанатизм и одиночество. Вера - это не "бабушка", это другое существо.

     Зрители будут смотреть две параллельные загадочные истории: историю убийств и историю самой Веры Стенхоуп. И что интереснее - ещё неизвестно.

     А что представляет собой эта Вера во внешних проявлениях? Первое, что замечают зрители, и особенно зрительницы, - она не использует косметику. Она не причёсана, и проблемы поиска парикмахера для неё вообще не существует.  Одевается Вера замечательно! То есть она вообще не "одевается" в том смысле, какой вкладывают в это понятие женщины на стадии активного сексуального поиска. Чаще всего она является на работу в  том виде, в каком англичанки возятся на своём участке: платье в цветочек, стёганая безрукавка, какой-то свитер или жакет, обязательные плотные тёмные колготки или штаны, шарф, намотанный кое-как, широкий плащ трудноопределимого цвета и удобные ботинки без каблуков из разряда "прощай-молодость". О! Как зрители будут благодарны актрисе и костюмерам за эти ботинки! А то надоело наблюдать, как дамы-оперативницы гоняются за преступниками в модельных туфлях с 10-сантиметровыми каблуками! А шляпа Веры - это вообще что-то несусветное. 
     У Веры нет "фигуры" в киношном смысле: это обыкновенная женщина 60-ти с лишним лет со всеми физиологическими изменениями, свойственными этому возрасту. Она тяжело ходит, плохо сгибается, задыхается от физических усилий. Её мимика естественна и разнообразна, и никаких следов женского кокетства и привычки "держать лицо" у Веры не наблюдается. (Правда, во 2-м сезоне акрису и, соответственно, героиню заставят похудеть и начнут ей подкрашивать губы, но ни к чему хорошему это не приведёт. И, слава богу, всё скоро вернётся на круги своя).

      А представление о чертах характера и привычках Веры придётся складывать постепенно, от серии к серии. И всякий раз Вера будет удивлять и даже шокировать. Приблизительные этапы "узнавания" Веры лишь в одном её милом проявлении: она не брезглива - она неряха - она способна есть просроченную еду - она переезжает в вонючий дом орнитолога и таксидермиста - да она просто бомжиха. А вот так она объясняет появление у себя машины-развалюхи: "Выбор был: либо - мне, либо - на свалку"!      

      Точно также - постепенно и дозированно - будет раскрываться тайна Вериной биографии и её женской судьбы. Ну давайте себе признаемся, что не всякий автор детектива - Достоевский, Капоте или Генри Джеймс; что производство бумажных и кино-детективов - это бизнес и поток, что есть ходульные сюжеты и традиционные развязки, что все у всех заимствуют. И тут: Вера рано лишилась матери... Да неужели? И папаша у неё - тиран и идиот. Что, опять? И она потеряла единственную любовь своей жизни. Как неожиданно! Но за актрисой Брендой Блетин всё равно интересно смотреть, потому что очень уж оригинальные выводы из своих неудач сделала её героиня и очень толстую кору нарастила. "Я всегда сама по себе. Так ведь?".

     Тема женственности в образе Веры вызовет разные толкования и разные оценки. Кто-то посчитает, что она антиженственна, и вот до чего проклятый феминизм доводит. Кто-то, напротив, уверится в том, что благодаря такому утрированному персонажу стало возможным показать и объяснить женщину как человека (ну наконец-то!).  Кто-то подумает, что Вера - это, в общем-то, всем знакомая сильная женщина из патриархальных времён, только застигнутая в иное время - когда общество позволило женщинам быть бессемейными и профессиональными. Кому-то Вера покажется отталкивающей и неприятной старухой, а кому-то - старухой по-настоящему красивой и даже величественной. Кому-то Вера привидится английским типажом, а кому-то напомнит пожилых женщин любой страны мира.  Кому как...
     Вера как детектив и типична, и нетипична. Ну как отнестись к тому, что она, как и Шерлок Холмс, выбрасывает из головы лишние сведения, не относящиеся к профессии? Она, например, не помнит имён жён и детей коллег, не помнит пол, рост и вес их новорождённых младенцев, ей совсем не хочется "дружить семьями" и ходить на званые ужины. "Сближаться" - это вообще не про неё. Она нажила себе свободу, независимость и отдельность, и не собирается ими жертвовать. 

     Она острая на язык и совсем не стесняется в выборе эпитетов. "Садист" и "засранец" - самые мягкие её выражения. "Ядовитой бабой" её называют потерпевшие и свидетели. Сержант дразнит её за глаза Муссолини. А коллеги вообще считают, что её вырастили волки. Она всё это знает, и способна иронизировать над собой: "- Рябину высаживали, чтобы отгородиться от ведьм. - Тогда это не срабатывает, ведь я - здесь".

     Но что касается работы - здесь её голова работает как компьютер, а тело - как трансформер. Бегает эта старушка со скоростью школьницы и делает такие рывки, что зритель невольно охает и удивляется. А её неуёмный темперамент постоянно меняет скорость действия и рвёт ритм повествования: тихо, тихо, и вдруг - ааа! чего стоим? быстро-быстро-быстро! - и всё приходит в движение.  

     Так и останется загадкой соотношение природной доброты Веры и её рационального профессионализма. С одной стороны, мы увидим, как она едва сдерживает слёзы при виде трупа, а, с другой стороны, будет заметна её деланная участливость и сознательное паразитирование на образе "доброй умной бабушки" в беседах со свидетелями и подозреваемыми. А её "милая", "дорогуша", "голубчик" и "голубушка" вообще способны поставить зрителя в тупик. А ведь Вера с помощью этих "голубчиков" и "милых" залезает в душу подозреваемых как лисичка в курятник.
     Кто ты, Вера? У неё столько углов и шипов, что хоть одним, да зацепит зрителя. И порой возникает иллюзия, что Вера - не искусственный киношный образ, а живой человек, которого фиг поймёшь. Ах, уж эта Вера! А она не только орёт на подчинённых, она в них и предметами бросается! А ещё она ужинает виски: открывает холодильник, а там пусто... Прелесть, а не бабка! 
      Не всё, к сожалению, удалось. Сержант Джо Эшуорт (Дэвид Леон) - не запоминается вообще, хотя постоянно присутствует в кадре. Сценаристы ему придумали историю про вечно беременную жену, кризис среднего возраста и нежное отношение к боссу, - а актёр не вытягивает темы. И в 5-м сезоне появится новый "мальчишка" - сержант Веры. Теперь сержанта зовут Эйден Хили (Кенни Доти); он молод, задорен и самолюбив. 
Первый сержант.
Второй сержант.
     А каковы преступления? Каждая новая серия - новые обстоятельства и новый круг: то бедная официантка - то хозяин имения, то безработный - то удачливый бизнесмен, то цыган - то "золотой мальчик". А преступления, напротив, имеют нечто общее. Если у американцев в их кино есть мифологизация "страшного Юга" (Южных штатов с их рабовладением и жуткой несовременной патриархальностью), то здесь - мифологизация английского Севера. Тёмные места - тёмные времена - тёмные страсти. O tempora, o mores, как говорится. Будут убийства из-за ревности, из-за слепой любви, из-за мести, из-за материнской одержимости, из-за безответной страсти, из-за одиночества, из-за чести, из-за давней вражды, из-за соперничества...  Иначе: жена убьёт любовницу, сестра убьёт брата, мальчик убьёт друга, юноша убьёт предмет своей страсти, бездетная женщина украдёт чужого ребёнка... "Душевные" преступления, не из-за денег. 

     Детективная линия очень интересна. Это хорошо придуманный и хорошо продуманный сериал. "Литературность" преступлений, конечно же, будет присутствовать, но социальные обстоятельства жизни персонажей, вкусно разбросанные рядом, сделают каждое преступление уникальным и ярким. А фоном для убийств будут шахтёрские забастовки времён тэтчеризма, и извечное противостояние обитателей богатых усадеб и жителей разбросанных по округе деревень, и пьяные мальчишники среднего класса, и жизнь неблагополучных семей, нуждающихся в помощи со стороны государства… Срез нортумбелендского общества.

     И вот тут-то и раскроется основной метод расследований: Вера с её человеческим опытом и женской чуткостью вытягивает правду из ничего не значащих слов, обмолвок, интонаций, эмоциональных нюансов. Любой человек, да и зритель, мимо пройдёт, а Вера прищурится, скукожится и выдаст: "Ты понял, она не разочарована, она - злится... Да они поссорились! Быстрей в машину!". Ох, как интересно! Да, это метод мисс Марпл, всё знавшей о людях, их чувствах, их слабостях и страстях. А люди везде и всегда одинаковы - богаты ли, бедны ли, успешны ли или барахтаются на дне жизни.

      О толерантности в сфере расовых и национальных вопросов. Этого в фильме - в избытке, "грузите апельсины бочками". И наконец-то зрители дождутся апогея: суперинтендантом и начальницей Веры станет чернокожая женщина.
     Товарищ Ленин был прав, утверждая, что из всех искусств важнейшими являются кино и цирк. Подмешивать в массовый продукт пропаганду - это нормально. И нам будет интересно наблюдать, какие пропагандистские "тезисы" и "нормы" нынче популярны в английских теледетективах, и что там внедряется в головы британских домохозяек. 

     Цветных много. Цветными сотрудниками полиции будут, в основном, чернокожие или мулаты (квота у них что ли? или с чернокожими нет никаких проблем? или продюсеры всегда рассчитывают на прокат в США?). А к условному "Востоку" отношение будет более сдержанным: одна серия будет посвящена иракцам, легально и нелегально проникшим в Британию, и тяжёлым последствиям этого проникновения. И сценаристы проявят прямо-таки недетскую смелость: правдорубка Вера осудит американские бомбардировки мирных жителей в Ираке ("тут зрители аплодируют-аплодируют!"). Появятся и Балканы. И опять окажется, что англичане знают только Приштину: их же убедили, что они совершили подвиг человеколюбия, содействуя образованию албанского Косово. Короче, очень забавно, наблюдая за расследованием, вытягивать из экрана смыслы и подсмыслы.

     Если же иметь в виду толерантность сексуальную, то нормальные зрители могут вздохнуть свободно: в фильме появятся лишь два особо лежащих персонажа. То есть кишмя кишеть они не будут. И это ещё один плюс фильму. Но в 5-м сезоне появится особый сотрудник полиции - инвалид-карлица, и европейская толерантность тем самым сольётся с грубой цирковой развлекательностью.

     Из субъективного. Использование ходульного приёма "дама - сыщик" в этом фильме привело к удивительному результату: Вера Стенхоуп кажется единственным в своём роде образом, и остальные дамы-сыщики на время улетают из памяти.

      Догадка. Ах, вот почему так дорога Вера: и в британской традиции, и у нас есть глубокая любовь к "гениальным старухам" - актрисам национального театра и кино. У нас были Турчанинова, Рыжова, Блюменталь-Тамарина, Андровская, Гоголева, Пельтцер и многие другие. Вот на какую полочку легла Бренда Блетин со своей Верой! 
_______________________________________


     И снова британская провинция. На этот раз это Западный Йоркшир, город Галифакс численностью населения 80 000 человек и окружающая местность, романтично названная Happy Valley. 

     И снова женщина-полицейский. Когда-то она строила карьеру, работала в следственной группе, а теперь бегает по улицам простым сержантом и получает ногой в глаз (буквально). 
     Фильм рассказывает о её жизни, наступившей после личного и карьерного краха. Уже на первых минутах фильма она рапортует: "Я Кэтрин. Мне 47. Живу со своей сестрой, бывшей героинщицей. У меня двое взрослых детей. Один умер, второй со мной не разговаривает. Ну и внук еще".

     Ну вот! Только мы устроились в креслах, взбили подушки-думочки и уткнулись пледами, чтобы посмотреть на красивую жизнь английских леди, которые играют в гольф, носят шляпки, держат спинку и ежедневно занимаются файф-о-клоком, так - нет! Нынче в Британии мода на феминизм, брутальных тёток и тему "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". 
     Приятно осознавать, что в вопросе женских прав и настоящих достижений феминизма СССР был впереди планеты всей. И в нашем кино давно появилась такая женщина: самостоятельная, работающая, ответственная, не имеющая времени и желания укладывать волосок к волоску и додумавшаяся до мысли "никто кроме тебя". Мы давно и без подсказки осознали, что за свободу надо платить. 

     Удивит ли нас новаторством образ Кэтрин (Сара Ланкашир) - женщины при власти, противостоящей судьбе и одиночеству? Да ни в коей мере! Аналогичных персонажей у нас играли замечательные и по-славянски глубокие актрисы, раскрывшие тему женской силы и слабости до сердцевинной косточки. И сделали это на исторически достоверном материале.
Всего четыре образа начальственных и одиноких женщин.
("Простая история",  "Крылья", "Старые стены", "Бабье царство").


     Героиня этого мини-сериала Кэтрин Кэйвуд, переживая потери, выгорела изнутри. И эта тема не нова для советского кино: в разные годы были созданы образы страшных и решительных женщин, чьи души изъели ненависть и месть. Чем нас можно удивить?
"Сорок первый", "Оптимистическая трагедия", "Служили два товарища".
     Но жизнь и история ходят кругалями, поэтому к теме женской эмансипации и её последствий сегодня нужно подходить заново и окольными путями - из-за рубежа (а в некоторых странах Европы ещё в середине ХХ в. женщины должны были испрашивать разрешение мужа или отца на работу и были ограничены в избирательном праве). И делать это через образ Кэтрин Кэйвуд - не самый плохой вариант. Сара Ланкашир временами будет напоминать наших актрис и приёмы их игры; а некоторые позы, ракурсы, интонации напомнят нам советское кино давно ушедших лет, от которого мы по дурости своей отказались. 

     Сара Ланкашир - интересная английская актриса, известная по ролям в кинофильмах и популярных сериалах. Но её Кэтрин - это незабываемый образ, доказывающий, что к некоторым женщинам настоящая красота приходит после пятидесяти.
     "Счастливая долина" - это "крутой" детектив: лихо закрученная история; много персонажей, один из которых - мразь-тихушник, а другой - классический социопат, которого нужно было задушить в зародыше; заваленный наркотиками город и его жители с воткнутыми в тело шприцами; драматичное столкновение двух миров - преступного и правоохранительного; погони, драки, похищения, изнасилования, убийства; кровь на улицах и кровь в операционных; свежие трупы, разложившиеся трупы, похороны, могилы… 

      Сюжет по-американски навороченный и столь же правдивый, если честно (трэш на трэше сидит и трэшем погоняет). Но снято красиво, с обязательными британскими пейзажами и внимательно отобранными деталями. Всякий детектив-триллер держит в напряжении, а уж эта история нервирует до исступления. 

      Самое сильное напряжение исходит от главной героини. Авторам сериала достаточно было одной причины, чтобы разрушить жизнь персонажа, а потом развивать тему "жизнь после жизни". Но сценаристы этого фильма шли по пути "больше - не меньше" и маниакально следовали моде на социальную проблематику. Поэтому Кэтрин столкнулась вот с чем: 
- изнасилование дочери (но этого мало, дальше - по нарастающей!),
- изнасилование малолетней дочери, 
- изнасилование дочери шизоидом-наркоманом,
рождение у дочери нежеланного ребёнка,
- самоубийство дочери,  
- ребёнок дочери демонстрирует признаки задержки в развитии и тягу к асоциальному поведению, 
- муж ушёл из семьи, 
- муж ушёл к другой женщине и создал новую семью, 
- категорическое неприятие мужем внука ("Я видеть его не могу")
- ссора с единственным сыном, который по своим причинам ненавидит племянника и мать,
- сестра-постгероинщица с комплексом Матери Терезы,
- конфликты со школьным руководством внука, 
- конфликты на работе...
     Но главное, что Кэтрин конфликтует сама с собой, и внутри неё - бои, битвы и сумятица. И это только начало, это только содержание первой серии! Дальше - больше. 

     И зритель, следя за стремительно развивающимся действием, никак не успевает сообразить, кого жалеть, а кому сказать "так тебе и надо!". Казалось бы, жалеть нужно Кэтрин, и она права, оставив внука и заплатив за это потерей семьи. Но создатели фильма всё усложнят и запутают и, как кажется, сделают это сознательно и вызывающе нарочито, лишь бы не оставлять зрителя в покое и не позволить ему отойти от экрана! Они, например, могли бы подобрать на роль внука белокурого ангела в губками-сердечками, чтобы оправдать в глазах зрителей подвиг бабушки, а они выбрали неприятного мальчика с затруднённой речью, заторможенностью и всеми признаками неблагополучного зачатия. 
      Вот так: перепутав добро и зло, правых и неправых, нравственность и безнравственность, закон и месть, и закрутив мысли и чувства зрителя в морской узел, киномастеровые и заставят смотреть этот фильм от начала до последней минуты. А нам ещё сложнее: у нас с англичанами шкала ценностей не совпадает. И в итоге зритель вообще лишится сил, потому что ему будет предложена неразрешимая этическая проблема. Неразрешимая. Никак её не разрешить. Куда ни кинь - всюду клин. Выхода нет. Тупик. Бесплодность усилий. Нет не только счастья, но и простого покоя. Чернуха, сэр!

     А кто такая Кэтрин? Это героиня нашего времени: горе её растоптало, но надо идти на работу. Долг зовёт, и за  ипотеку не уплачено. Вершина современного человеческого и женского подвига по английской версии! 

      Кэтрин интересна не тем, что она благодетельна, а тем, что она отличается воловьей упёртостью и злобой. Из всех желаний у неё осталась только месть, и весь мир сошёлся на источнике зла, как она его понимает, - на насильнике Томми Ли Ройсе. "Какое глубокое удовлетворение ты получишь, втаптывая в грязь его разорванную мошонку подошвой своего грязного ботинка, а потом зарывая его никчёмный труп к неглубокой могиле в торфяниках, где он может гнить не найденным до скончания века...". (Да, лексика в фильме соответствующая обстоятельствам. Надо приготовиться).

     Иногда по русской привычке кажется, что внутри Кэтрин - глубокая женская и христианская любовь к мальчику, "невинному созданию в мире, где ты никому не нужен", но, оказывается, - нет. Там другое. И не напридумать себе, что она Мать с большой буквы, что она Женщина с большой буквы, что она Героиня и Жертва с тех же букв. 

      Этот образ создан для демонстрации женской силы и подтверждения принципов феминизма. Сценарист (а она женщина) напирала на ту простую мысль, что женщина в тупиковой ситуации, не обладая традиционными женскими добродетелями, способна к решительным действиям в большей мере, нежели природные мужчины. То есть баба - это лучший мужик. Вот такой выворот западного феминизма. 

      В этом любовании женщиной-мужчиной содержится ключ к пониманию образа Кэтрин. Она не обихаживает и не украшает своё тело. Она бравирует возрастом и опытом ("Я слишком стара чтобы меня пинали всякие мудилы", "Я слишком стара, чтобы заниматься этим в машине"). Лексика у неё - мужская и полицейская. Отношение к сексу - эгоистичное и утилитарное. Весь мир крутится вокруг неё и её проблем. Есть "Кэтрин и её дело", слепленное по матрице "мужчина и его дело". Она жестока и бескомпромиссна. Она эгоцентрична. Она способна на жест, который, будучи увиденным у героя-мужчины, вызывает восторг и восхищение; а жест этот - "а идите вы все!", и - пошла, плюнув на все условности и субординацию. И даже горе, которое её раздавило, она понимает не душой, а мозгом - как технологическую проблему. Но слёзы... Вот слёзы и уход в себя - это от женщины. И "слёзные сцены" - самые душещипательные.
     Кэтрин без профессии - никто: кажется, что она родилась в очках и бронежилете. И, судя по расследованию сложного уголовного дела, вокруг которого и крутится сюжет, Кэтрин заменяет собой всё отделение полиции. Никто не работает, одна она интуитивно или следуя обязательным процедурам, безошибочно находит преступников. Везёт бабе! "Баба - она сердцем чует...".

     Нетрудно догадаться, что сценаристы сведут воедино личную драму Кэтрин и её профессиональные надобности, и главным гадом, угрожающим городу, окажется всё тот же Томми Ли Ройс. 

      Но сценарист и режиссёр были бы полными идиотами, если бы не заставляли героиню всё время путать свои роли: сержанта полиции и бабушки. Так и непонятно, кто же в данный момент ловит преступников и рвёт свои жилы ради покоя в Галифаксе - сержант Кэтрин или бабушка Кэтрин. И в определённый момент Кэтрин разорвётся между двумя своими ипостасями. А зритель останется один на один со своими слезами, недоумениями и валокордином.

     Не покидает ощущение, что иногда актриса надрывается, как говорится, не по делу. Вот если бы война, да на территории Британии, тогда был бы понятен запредельный пафос её игры и утрированные эмоции. А тут - какой-то заурядный бандит Томми Ли Ройс и проблема поставки наркотиков, после воздействия которых некоторые жители города ловят на улице крокодилов и угрожают самосожжением из зажигалки. 

     Но потом становится понятно, что фильм-то английский, а англичане понимают лишь индивидуальную трагедию. Именно в Британии родилась идея о том, что общество и государство - это сумма индивидов. И потому Кэтрин, валяясь в грязи, бросаясь безоружной на преступников, воя, стеная и сползая по стенке, будет отдуваться за проблемы Счастливой Долины и всей Британии. И её 50-летнее тело - это олицетворение силы закона Британии. Ни больше, ни меньше. Кэтрин - Мать-Британия.
     Понятно. Рассказывая о судьбе Кэтрин, нам предложили очередную эпопею "битвы за Англию". Но стесняюсь спросить, а зачем придумано, что Кэтрин является труп её дочери с подкрашенными синей краской губами? Это полицейская история, триллер или всё-таки ужастик? Или авторы помнили про отца Гамлета и решили, что раз Кэтрин переживает трагедию, то ей должен кто-то являться. Английское кино - английские традиции... Но, если честно, труп, появляющийся в неожиданных местах, не особенно мешает: он иллюстрирует близость зацикленной на горе Кэтрин к сумасшествию. Так надо понимать.
     Да уж, чего только в этом фильме не намешано! Но авторам удалось создать вторую реальность - насыщенный событиями и яркими персонажами живой искусственный мир, чего и следует ждать от хорошего развлекательного кино. А уж бегает ли там Кэтрин или зелёные человечки - это неважно. Во время просмотра, действительно, кажется, что главные события мира разворачиваются в Галифаксе.  Галифакс - Армагеддон, тот самый, где "бесовские духи" и где надо "губить губивших землю". А значок британского полицейского - это типа "белые одежды". И эта аналогия, на самом деле, хороша: Британия, согласно фильму, по-прежнему живёт в рамках христианских ценностей.
Счастливая долина.
Двор Кэтрин.
Клэр, сестра Кэтрин.
Ричард, бывший муж Кэтрин.
Дэниел, сын Кэтрин.
     Роль социопата и ублюдка Томми Ли Ройса исполнил молодой актёр Джеймс Нортон. Именно эта роль сделала из него актёра первого плана и секс-символа. До "Счастливой долины" он снимался в нескольких картинах ("Смерть приходит в Пэмберли", "Воспитание чувств", сериалы "Доктор Кто", "Инспектор Джордж Джентли и др.); а после "Солнечной долины" он получил главную роль в сериале "Гранчестер", и его фанаты уже измучились в ожидании 2-го сезона. 

     Он на взлёте. И его надо запомнить. Он и не позволит себя забыть: высокий красавец, белокожий, румяный, рыжий и веснушчатый, с широкими покатыми плечами и подвижными бёдрами, с породистым лицом коренного обитателя острова... Ах!
     А Томми Ли Ройс в его исполнении - это чудо перевоплощения: в каждом движении и каждой гримасе - мразь, гадёныш, тварь каких мало, садист, изувер... и одновременно несчастный мальчик, монстрёныш, неразвитый, закомплексованный, ограниченный и жалкий. Бедный ребёнок из той среды, которую нынче модно называть польским словом "быдло". Чужой на этом празднике жизни. Лишний и обречённый.

       И самое ценное в этом фильме - это противостояние Кэтрин и Томми. И не надо бы жалеть психопата и извращенца Томми, но иногда их вражда напоминает сражение олимпийцев с титанами или битву женского с мужским. И мощная бабища Кэтрин победит это слабого мальчика, нелепого уродца, так и не развившегося в человека, какую бы недюжинную силу и изворотливость он ни проявлял. Мужской мир обречён... А надо ли? 

      Да и другие мужчины в фильме - лишь "при" женщинах, "ради" женщин или "назло" женщинам. Бестолково, но приятно.
     Скоро выйдет 2-й сезон, но это будет другая история... Страшно предугадывать, но, кажется, внук ступит на тропу Томми Ли Ройса. Вот будет коллизия! Порванные нервы зрителей нужно будет вывозить на свалку самосвалами и контейнерами.
     Толерантное. Если и есть в фильме цветные актёры, то они не несут никакой мысли. Так, присутствуют. Это сугубо английская история, как будто на дворе по-прежнему начало или середина ХХ века.

      Субъективное. Фильм помнится долго и расталкивает другие сериалы, освобождая для себя отдельную полочку. Что держит его в памяти? Некрасивая актриса, как ты да я, да мы с тобой? Феминистская подарочная идея "женщина сильнее стали", которая преподнесена в красивой упаковке и с бантиком? Драматизм, доводящий зрителя до психоза? Проблема морального выбора? Выруливание английского кино к гиперреализму? Или всё вместе?
___________________________________________________

     "СКОТТ И БЕЙЛИ" (2014 - …). 1, 2 и часть 3 сезона.

     Какой шикарный фильм.  Это просто праздник какой-то! Разгуляй феминизма! Сиди дома, смотри, развлекайся и подпитывайся гордостью за женщин всей земли и за себя лично. Авторы идеи - женщины, сценаристы - женщины, режиссёры - преимущественно женщины, главные персонажи - женщины. Основная масса преступлений - либо направлены против женщин, либо задуманы и совершены женщинами. Но мужчины есть, слава богу, и их много, а то можно было бы захлебнуться в этом "женском море". Но самое прекрасное - "девчонки" живые, как бы не киношные; и актрисы вовсю иронизируют над своими героинями, их женскими причудами и проблемами. Стилистически фильм напоминает грубоватый и откровенный трёп в женской компании, и каждый женский образ похож на маску, которую надевает женщина для презентации перед товарками: посмотрите, какая я сложная, какая я сильная, какая любовь у меня заковыристая, какую шикарную карьеру я сделала!

      В центре повествования - опять отдел уголовных расследований (на этот раз в Манчестере), кровавые преступления и женщины-профессионалы. Их три. Первая - это детектив-инспектор Джилл Мюррей по прозвищу Годзилла (Амелия Баллмор). Две другие - коллеги и подружки Рейчел Бейли (Сюранна Джонс) и Джанет Скотт (Лесли Шарп). А потом появится ещё одна большая начальница по фамилии Додсон, и ещё одна начальница Космински, которая выше той начальницы, которая Додсон. И чем выше начальница, тем умнее и стервознее.
     Две подружки Скотт и Бейли - это смысловой и эстетический стержень сериала. Актрисы подобраны замечательно: они представляют видовое разнообразие жительниц Британии и женщин-карьеристок.
Одна - блондинка, другая - брюнетка.
Одна - голубоглазая, другая - кареглазая.
Одна - страшнее атомной войны, другая - красавица.
Одна - серьёзная, другая - комичная.
Одна ходит на каблуках, другая предпочитает удобные туфли.
Одна носит белоснежные блузки, другая выбирает тёмный трикотаж.
Одна - приближается к "полтиннику", другая - только вышла из юности, ей слегка за 30. 
Одна замужем, другая - одиночка.
Одна имеет двух детей-подростков, другая - бездетная.
У одной - нормальная семейная традиция и мать как мать; у другой - мать, которая обнажается в публичных местах, проблемный брат и никакой нормальной семьи.
Одна - аккуратистка, другая - неряха.
Одна - сдержанная, другая - взбалмошная и неорганизованная.
У одной - голова рулит другими частями тела, у другой - чувства и "передок" формируют судьбу.
То есть "дамы всякие нужны, дамы всякие важны". 
Начальница Джилл Мюррей. Годзилла.
Детектив-констебль Рейчел Бейли.
Детектив-констебль Джанет Скотт.
      И всё повествование будет крутиться вокруг дружбы и личных драм этих подружек. Убийства и расследования, конечно же, будут, но не они - главное. Наши дамы Скотт и Бейли легко и походя раскроют каждое преступление минут за 20 каждой серии, а основное время будет посвящено их личной жизни, их мужчинам, их метаниям и страданиям, их глубокому внутреннему миру и их меняющимся одёжкам. 

     Знающие люди утверждают, что фамилии героинь были выбраны неслучайно: Скотт - от Скотланд-Ярда, Бейли - от Олд Бейли, традиционного названия центрального уголовного суда Лондона. Это как если бы у нас снимали аналогичный сериал и назвали бы героинь Петрова и Огарёва, и а их начальницу - Лубянкина. Слава богу, создатели фильма сами подсказали зрителям, что это лёгкий жанр кинодетектива с элементами иронии; а те, кто увидит на экране "реалистично показанную работу манчестерских полицейских", то может прямиком направиться в курятник и доставить его обитателям удовольствие вдоволь над тем посмеяться. Этот фильм соединяет несколько жанров: и детектив, и драму, и традиционно женское "мыло", и даже комедийные скетчи. Живенький такой сериал и разножанровый, как и сама жизнь, особенно - жизнь женская! И наплачешься, и насмеёшься, и, причём, без переходов.

     Фильм развлекает всем чем можно и всем чем нельзя. Но тем он и хорош: провокацией зрительского участия, негодования, возмущения, удивления, брезгливости, недоумения, восхищения, сочувствия и т. д.

     Ну, например, надо честно признаться, что реальная "женская судьба" большинства живых женщин - это один-два драматических поворота и - всё. Ну три-четыре. А здесь - фигушки! Героини притянут к себе все возможные любовные перипетии и комбинации: он ушёл, он пришёл, он измучил, он наскучил, он желанен, он случаен, он преследует и травит, он давит, от третирует, он обманывает, он любит, он не любит, он осточертел, он раскаивается, он мстит, он вымаливает прощение, он затаил злобу, он простил, он не простил, он хороший, он нехороший, он друг, он враг, он предан, он предал, он герой её романа, он совсем не герой её романа, он её достоин, он её не достоин, он сложен, он примитивен, он выше её по должности, он ниже по должности, он умнее и коварнее, он глупее и бесполезнее, он нужен, он не нужен, он храпит, он не храпит, он красавец, он совсем не красавец, он старше её, он младше её, он белый, он чёрный, он её спас, он заказал её убийство... И, если в реальной жизни не хватает страстей и гнетёт мысль "чего это я без синяков хожу и в моей квартире давно никто не блевал?", то Мюррей, Скотт и Бейли это компенсируют. Какая насыщенная жизнь у британских полицейских! Етить твою!

     А "женская дружба"!  Оооо! Богатейший набор художественных средств и широкая палитра красок были использованы для её описания. 

      Тайна женской дружбы будет наконец раскрыта: работающие женщины дружат в туалетах, на лестничных клетках, во внутреннем дворе своей конторы, за углом, в курилке и в пивнушке. Иногда они ночуют друг у друга. Иногда выполняют вместе служебные обязанности. Без конца перезваниваются. Да, есть ещё вечеринки и праздники. Магазины - редко: наши дамы - интеллектуалки и снобы. А вот женский туалет - это их штаб.
     Дружить они будут напряжённо, интенсивно и разнообразно. Сценаристы - молодцы! Она проведут героинь через лабиринт всевозможных ситуаций и покатают по крутой синусоиде всех возможных дамских чувств, возможных в рамках женской дружбы и приятельства. Скотт и Бейли будут и обожать друг друга, и соперничать друг с другом, и понимать друг друга, и не понимать, и поддерживать, и подставлять, и рассказывать все интимные тайны, и скрытничать… И, наконец, они разругаются. Вдрызг! 

      Их препарированная женская дружба - это невиданное зрелище. Такой драматичной, такой смешной, такой насыщенной событиями и такой разоблачительной женской дружбы в сериалах ещё не было.  Ну, казалось бы, дам можно было поссорить и развести просто: заставив героинь по-разному оценивать сексуальные связи друг друга. Так нет! Сценаристы подложат одну героиню под омерзительного персонажа, от одного взгляда на которого её подружку передёргивает. И это ещё не всё! А совокупляться их отправят в дом той самой подружки. Может, хватит? Нет, не хватит. А охающую пару застукают подружкины домочадцы! И так во всём. Каждую ситуацию доведут до накала и до абсурда, до комедийной и драматической кульминации, когда у зрителя возникает желание прерваться, отдышаться, перекурить и сбегать в туалет от избытка чувств.

     И сами героини прелестны! Образ каждой будет колебаться между иконкой и извращенкой. 
      На работе они прямо-таки сверхчеловеки, киборги, и вышагивают с папочками подмышкой, как когда-то фюреры разных мастей вышагивали по коридорам рейхсканцелярии. В их папочках и суровых лицах - вся мощь нации! Особенно забавно наблюдать за тем, как дам-полицейских будут дотягивать до уровня интеллектуальной элиты, изобретательно противопоставляя их "овощам" - британскому быдлу с признаками вырождения на лицах, которых они будут "раскалывать" на допросах. 
"Овощи", быдло. 
А, между тем, замечательная актёрская работа.
Эдакие британские Маньки Облигации, но только мокрушницы.
      Но, с другой стороны, наши дамочки - отнюдь не глянцевые образы. По-дамски они совсем не безукоризненны. От Скотт, например, глаз не оторвать: весь фильм придётся отгадывать, считается такой тип лица в Англии красивым, с чем надо смириться, или она всё-таки похожа на Бабу Ягу, и эту невежливую мысль ничем не подавить?  Нет, она всё-таки красива. Иначе почему мужчины её преследуют? Не последняя же она женщина в Британии. И в личной жизни у неё - цветущая сложность. Такая цветущая, что зрительницы невольно будут сочувствовать этой сдержанной и почти ледяной даме, которая скатится чёрт знает до чего - до какого-то физиологического отчаяния и анекдотических форм реализации плана "Хочу мужика!" (это цитата).
     А Рейчел Бейли в исполнении Сюранн Джонс - шедевральна и уникальна. Сюранна Джонс относится к редкому типу актрис - клоунесс-красавиц, и не запомнить её невозможно. А Бейли в её исполнении - это… это… Вот бывает - видишь красивую женщину и вдруг замечаешь, что у неё волосы немыты, брюки не глажены, и как-то невольно подразумеваешь, что у неё катышки между пальцами ног, задуманные белыми трусы - серого цвета, и чёрти что в квартире и личной жизни. Это не метафора, такую Бейли Сюран Джонс и играет: неряшливую, неухоженную, неразборчивую в связях, гигиенически и морально грязную. И сценаристы это не подразумевают, а открыто проговаривают: сериал, например, начинается с разговора о её нечистоплотности. 
     А ситуации, в которые она волей или неволей попадает, нормальным языком и описать нельзя. Что ни поворот - то "здравствуй, дно!". Но когда реальные женщины ведут себя подобным образом, то это - мерзопакость; а Бейли в исполнении Сюранны Джонс - великолепна и блистательна. Её ассиметричные брови, вытаращенные глаза и постоянное причмокивание сексуальными губами вызывают желание ею любоваться и по-чёрному завидовать: везёт же некоторым, они настолько красивы, что могут себе позволить и с фингалами ходить, и в несвежее бельё одеваться - всё равно хороши, бестии! Да, это далеко не всё: её Бейли ещё и стерва первоклассная, и тварь хитро выделанная! 

     Сюранна Джонс была отмечена премией BAFTA за эту роль. Образ такой сложной и неоднозначной женщины нужно ещё поискать! Актриса широкими и яркими мазками - наотмашь - живописует свою героиню, обращаясь к разным жанрам. То она переживает настоящую трагедию, то втянута в авантюрный роман, а то строит рожицы, наполняя всю сцену искромётным юмором. Актриса совсем не бережёт своё лицо и не боится рискованных ракурсов, за что ей ещё один поклон от рядовых зрительниц и женщин с заурядной внешностью.
     Во всём этом и заключён секрет популярности сериала: зрительницам позволили не только идентифицировать себя с героинями, не только сравнивать и делать свои "глубокомысленные" выводы, но и подниматься над ними, осуждать их, клеймить, разоблачать их неудачи и извращения, а после просмотра очередной серии попить кофейку, натянуть тёплую пижаму и идти спать с чувством своей нормальности и полноценности. 

     Этот фильм можно было назвать "феминизм в мечтах и анекдотах". И не было бы никакого феминизма, если бы героинь не делали во всём равными мужчинам. И вот здесь-то и помог комедийный талант Сюранны Джонс: её героиня нажирается как мужик, дерётся как мужик, блюёт как мужик, переживает "сушняк" как мужик, ищет партнёра на ночь как заправский мужик, но делает это так мило и трогательно, что вызывает нежность и улыбку. Иногда она просто "пацанка" - застрявшая в инфантильном возрасте девочка, которой нужно было кулаками отстаивать своё место сначала во дворе, а потом и в жизни. Но "мужик в юбке" о ней не скажешь. Это - Бейли, Бейли в исполнении Сюранны Джонс. Она такая одна. 
     И этого вполне достаточно, чтобы сериал запомнился. Но наши героини периодические попадают в безвыходные ситуации - такие безвыходные, что пора венки заказывать или наниматься в клининговую компанию. Но, как нетрудно догадаться, выходят они из всех трудных ситуаций со щитом.

     И это ещё не всё. Прелестна такая тема как "рабочий коллектив". И в коллективе этом будут друг друга подсиживать, друг друга подставлять, друг над другом подшучивать и вовсю зубоскалить за спинами. Нормальный такой коллектив. И, как и везде, сотрудники будут тискаться и совокупляться после пьянок (а пьют в фильме не останавливаясь), причём порой в весьма неудобных позах. Но, с другой стороны, коллектив будет показан героическим и профессиональным: сотрудники 9-го отдела будут безукоризненно стоять на страже закона и жертвовать всем "за други своя". Британия может спать спокойно.
     Сериал такой притягательный - не отлипнешь! Всё приманивает: и преступления, которые в реальной жизни вызвали бы ужас, а здесь - развлекают; и "героика будней" британских полицейских; и интеллектуальные успехи хитроумных дам-сыщиков; и бабские проблемы разновозрастных героинь; и комедийные моменты, густо рассыпанные по всему повествованию. И нет ничего удивительного в том, что  некоторые (не будем указывать пальцем) смотрят этот сериал запоем.

     Жаль, что продублированы только 2 сезона. 3-и и 4-й сезоны можно найти только в версии с субтитрами. А субтитры порой опаздывают от картинки на 5 минут. Но даже это не может оторвать от сериала! Ждём 5-го сезона. Тем более что Скотт и Бейли сделали стремительный рывок в карьере.
     Субъективное. Чего уж скрывать: это любимый сериал! После его просмотра две недели "играешь" в Скотт и Бейли: куришь в подворотнях, распускаешь мимику и беспощадно расправляешься с каким-нибудь коллегой мужского пола. Нечего под ногами мешаться, когда Скотт и Бейли научили прикладному феминизму!
 ________________________________________________________________
Продолжение следует… )))

Последовало. См. ещё (тоже 3 сериала).