четверг, 1 октября 2015 г.

Часть 4. Детективы для шитья. Инспекторы. Морсова эпопея.




        Напоминание:
- текст зрительский и потребительский: интересно ли, красиво ли, заманчиво ли, привлекательно ли, трогательно ли;
- текст дамский, и основной критерий оценки: хорошо ли "идёт" фильм во время шитья или иной домашней работы (если раньше девушки и женщины пели во время рукодельных посиделок, то теперь они сидят дома и смотрят сериалы)...  
____________________________________________________

      "ИНСПЕКТОР МОРС" (1987-2000).

     Старший инспектор Морс, начальник отдела уголовных расследований отделения полиции "Темз Вэллей" в городе Оксфорд - литературный персонаж. Колин Декстер написал 13 романов о работе этого детектива, использующего оригинальный метод культурных ассоциаций.

     Но авторы телефильма пессимизмом не страдали и никогда не отчаивались: они заставили этот образ развиваться уже в рамках сериала и сняли в общей сложности 12 сезонов, состоящих из 33 серий.  Компания Central Independent Television, сделав удачную ставку, обеспечила себя работой на 14 лет.

     Сериал был прерван из-за тяжёлой болезни исполнителя заглавной роли Джона Тоу. Джон Тоу, кстати, был удостоен высшей национальной кинематографической премии BAFTA за эту роль.
      Сериал - вертикальный, то есть в каждой серии - своя история и своё уголовное дело. И если уж пошли в ход термины, то "конвенция" соблюдена и блистательно исполнена, то есть всё, что зритель ожидает от британского детективного сериала, он получит в полной мере.

    Это образец столь желанного русскими зрителями интеллектуального детектива, в котором главное внимание привлекает витиеватое направление мысли и оригинальность принимаемых решений, а не смакование растерзанного тела и нагнетание животного ужаса (Морс, кстати, не выносил вида трупов). Расследование-поединок, расследование-труд, расследование-кроссворд, расследование-игра. Главный объект для подглядывания - это социальная среда, которая и является источником преступления.

     Однако, яркие черты киношному следователю очень нужны! И инспектор Морс - один из возможных вариантов надуманного и намечтанного нами англичанина. Да и сами англичане заметили, что этого самого "англичанина" в реальной жизни они теряют, поэтому и стали с энтузиазмом пестовать этот умирающий тип в своём кино.

     Джон Тоу создал обаятельный и притягательный образ Морса. Безусловный британец; интеллектуал-недоучка, исключённый из Оксфордского университета; солдат от отчаяния, потом полицейский непонятно почему; "одинокий волк", автономный субъект, не такой как все; слишком умный, слишком самостоятельный и оригинальный для полицейского; большой ценитель классической музыки, особенно - Вагнера; эстет, пурист, философ;  джентльмен-демократ; кроссвордист и любитель анаграмм; оригинал, щёголь, сноб, эстет; немного неудачник, немного раздолбай, немного пьяница, немного циник и, конечно, большой романтик. Ну как его не полюбить?

     А ещё он панически боится высоты и ему катастрофически не везёт с женщинами. А ещё мамаша-квакерша одарила его именем Индэвор (Стремление), а университетские друзья называли его, мальчика из простой семьи, Язычником ( англ. Pagan; от латинского paganus - языческий, сельский; по-русски - поганец, поганый).

    Вот такой добровольный изгой, всячески культивирующий свою особость и отдельность. Робин Гуд, защищающий демократическое общество от излишнего апломба элиты. "Морс, просто Морс".

     Актёр Джон Тоу слегка закидывал и подволакивал правую ногу из-за неправильно сросшегося перелома, и это черта придала образу Морса ещё большую трогательность и беззащитность.
Туалет и гигиена настоящего джентльмена.
     А что любят женщины? Разве не мужскую слабость и мужское несовершенство? В этом сериале присутствует не только вертикаль расследований, но и горизонтальное "мыло", то есть последовательно рассказанная история жизни главных героев. И Морс по ходу действия живёт, стареет, многократно встречается со своими бывшими любвями, страдает от женских отказов, справляется с одиночеством и находит всё-таки свою женщину. 

     Трудно представить инспектора Морса без сержанта Льюиса (Кевин Уотли). Их дуэт обладал непередаваемым обаянием: опытный скептик и доверчивый простак, элитарный эстет и простой британский парень, уважающий себя профессионал и ревностный служака, английский бульдог и бигль...

     Роберт Льюис безоговорочно соблюдает субординацию и ценит босса ("он лучший из имеющихся"), но не лишает себя удовольствия отвечать Морсу на его язвительные замечания. Тявкаются и перебрехиваются они регулярно и остроумно.
     Не надо путать английские фильмы с реализмом. Реализма там нет. Они литературны, они вторичны, они придуманы. И эта дорожка уже накатана: взять что-то из традиционного английского образа жизни и совершить убийство в узком кругу избранных лиц. И здесь: убийство в хоре, убийство в Институте тестирования, убийство в церкви, убийство в шикарном отеле, убийство в частной школе, убийство баронета в усадьбе, убийство в колледже, убийство в Королевской комиссии, убийство в команде по крикету, убийство бизнесмена, убийство в писательских кругах и т. д. 

     Главная фишка детективов про Морса - это то, что он разгадывает преступление, опираясь на какой-нибудь сюжет или подсказку из "интеллектуальных сфер": из классической литературы, оперы, исторических сюжетов и проч. Вот так:
1 серия - убийство было раскрыто по аналогии с трагедией Софокла "Царь Эдип" (там сын убил папу, женился на маме, узнал об этом недоразумении и покалечил себя),
2 серия - помогло умение разгадывать акростихи,
3 серия - изучение святцев... 

     Потом появятся кроссворды, шифр с пропущенными буквами, стихи средневековых поэтов, знание сюжета оперы Пуччини "Тоска", легенда об Орфее, "Потерянный рай" Мильтона, история и способ убийства герцога Кларенса в пьесе Шекспира "Ричард III" и т. д. Ах, уж эти англичане: слова в простоте не скажут! И ни одно убийство, как оказывается, не замыслят, не перечитав Чосера, Шекспира, Вордсворта, Шелли, Гарди и... Джона Толкиена. Культура! 

      Но сериал не заумный и не эстетский. Он для "широких народных масс". Такого количества изощрённых убийц среди профессуры Оксфорда конечно же нет; и в усадьбах, закрытых от постороннего взгляда, люди не душат друг друга 24 часа в сутки. Это придумано "для красоты" и "для антиресу": ну кого увлечёт полуторачасовое разгадывание, как и почему грузчик Джон из рыбного магазина прибил своего собутыльника в пятницу вечером? Совсем другое дело - разоблачать извращённую элиту. 

      Шикарная прелесть и прелестный шик сериала - это натурные съёмки в Оксфорде и его окрестностях. А Оксфорд - это длинная череда аллюзий: старая Британия, средневековье, витражи и готические своды, стойкие традиции, университет, лобастые учёные, закрытое элитарное сообщество, многослойная история и пыль веков на каждой башенке и на каждом бюстике. И одновременно - это очень современный город, город со всеми его "верхами" и "низами", пороками и низостями (гомосексуалисты, лесбиянки и наркотики будут обязательно!), слабостями и преступлениями, джинсами и косухами, спортивными автомобилями и обязательными пятничными путешествиями по пабам.
     Разве может быть английский сериал без юмора? Не может. И здесь он чудесен и повсюду: и в диалогах, и в монтаже сцен, и в самих мизансценах, и в игре актёров. Колин Декстер придумал так называемое "правило Морса", а сценаристы расширили список этих правил.
"Именно так мы должны были подумать, Льюис. Вот почему мы думаем иначе"; 
"Если вам кто-то что-то запрещает, то вам непременно нужно это сделать";
"Обнаруживший труп в пятидесяти процентах случаев оказывается его убийцей";
"Последний, видевший жертву живой, и является его убийцей"; 
"Настоящее правило Морса гласит, что всегда найдётся местечко для лишней пинты пива";
"Никто не смеет отвлекать меня, Льюис, когда я заказываю билеты в оперу"; 
"Чем дальше на север, тем меньше желания ехать"...
      А "картинка", работа с кадром - высокопрофессиональна и изобретательна. Никогда не бывает скучно. Звук блуждает вслед за фокусом камеры: вот на переднем плане Морс беседует с экспертом; за ними полицейский пыхтит и утирает лоб, снимая и надевая свой шлем-тыковку; а на заднем плане Льюис опрашивает свидетеля. И все три наложенные друг на друга сцены поочерёдно звучат. Красиво!

     Игра со светом остроумна и завлекательна: свечи, люстры, фонарики, сумрак, отражение в зеркалах, отражение в очках, туман, фары, взгляд через стекло, костры, блики, даже кривые зеркала... Настоящий детективный антураж.
     Начинать просмотр лучше с 1-го сезона. Там ещё девушки с начёсами, брюки-бананы, широкие воротнички мужских рубашек, женские пиджаки с огромными подплечниками, секретари с печатными машинками, старые проводные телефоны и полицейские, которые очень удивляются возможностям компьютера...

     Ах, время! Молодые актёры из этого сериала сейчас играют маменек, папенек, бабушек и дедушек...
     Субъективное. Шестой сезон - самый драматичный и эмоциональный. Сюжеты залихватские: фантазию сценаристов ничто не сдерживало. И Морса в этом сезоне заставили вспомнить свою любовь тридцатилетней давности, совершить ошибку, дать волю эмоциям и рассвирепеть. 

     Англичане смотрели этот сериал почти 14 лет и успели сродниться с героями и актёрами. И если в 4-м сезоне Морс бегал за преступниками как какой-нибудь юный констебль, то в 11-м сезоне он уже был тяжело болен, как и актёр Джон Тоу... 
Сцена прощания на закате в последнем 12-м сезоне.
________________________________________________________


     Очень дельный совет: смотреть "Льюиса" надо только после "Морса"! В противном случае этот сериал не зацепит эмоцией и станет в ряд других детективных сериалов. А надо сначала понять дуэт Морс-Льюис, полюбить и пожалеть этих героев, попрощаться с Морсом и лишь затем встретиться с постаревшим и помудревшим Льюисом...  Их так жалко!

     Ещё в 5-м сезоне сериала "Инспектор Морс" сержант Льюис начал готовиться к экзамену на должность инспектора... И в 2006 году случилось ожидаемое - вышла первая серия долгоиграющей истории про инспектора Льюиса. Производством занималась компания ITV.

     Кевин Уотли заставил себя полюбить с момента своего первого появления на экране: он удивительно органичен и естественен в кадре. Природа надарила его породистой внешностью "британского парня" и удивительной гармонией всех данных. 

     В сериале "Морс" Кевин Уотли фактически дебютировал; ранее он был известен как певец, шоумен, и до уровня общебританской известности не поднимался. А ему было уже 36 лет... И, если уж говорить честно, то Кевин Уотли очень быстро стал переигрывать Джона Тоу; его фонтанирующий эмоциями Льюис не оттенял Морса, а затмевал. 
     Походочка сержанта Льюиса: свободные плечи, руки в карманах и коленки "хериком" - не просто запомнилась, а стала символом "настоящего британского полицейского".
     В середине сериала "Инспектор Морс" между старшим инспектором и сержантом состоялся такой диалог по предмету расследуемого дела: "... И последние станут первыми". - Что это значит, Льюис? - Это значит, что однажды я буду инспектором, а вы моим сержантом".

     Вот по этому пути и пошли авторы нового сериала. Как, неужели? Старый Льюис и молодой Морс? Всё наоборот? Шиворот-навыворот? Вверх тормашками? Да! Просто и гениально. Дёшево и сердито.

      И, изящно вывернув дуэт двух полицейских и закрутив сюжет, сценаристы создали новую пару - опытный инспектор Льюис и молодой сержант Хэтуэй (Лоуренс Фокс).

     Лоуренс Фокс получил актёрское образование и  приобрёл известность задолго до выхода этого сериала. Он очень профессионален, пластичен и изменчив. Ему удавались и образы сволочей, и образы героев, и классика, и современность. А его сержант Хэтуэй - удача из удач. Он быстро и органично вошёл в кадр, как будто впитал в себя всю эмоциональную эпопею предыдущего сериала про Морса. И, чёрт побери, как он сделал так, что в некоторых кадрах он удивительно похож на Морса? А ведь и правда - что-то есть...
     Биография сержанта Хэтуэя - это прямая отсылка к образу Морса. Джеймс Хэтуэй учился в Кэмбридже, в католическом колледже, и был изгнан из этого славного ученого заведения по причине "излишней фривольности". Год обучения в Кэмбридже обогатил его знаниями в сферах философии, теологии, теософии и классической литературы (и когда успел?!). Помимо этого  Джеймс Хэтуэй знает латинский и древнегреческий. Он, как и Морс, любит разгадывать анаграммы и всякие символические загадки. И у него тоже устойчивые музыкальные пристрастия; только это не Вагнер, а "комбинация джаза и средневековых мадригалов". Помимо прочего, он оригинал и эстет: у него с собой нюхательная соль в изящном флакончике и моднющие галстуки!

     Главный стержень образа сержанта Хэтуэя - это его рациональная вера в бога. И на этом основании и возник конфликт-сотрудничество с Льюисом. А Льюис теперь предстаёт перед зрителем совсем, совсем другим: он теперь одинок, разочарован, совсем не весел и не беззаботен, он испытал потери и внутренне надломился...
Первая встреча и первое дело Льюиса и Хэтуэя.
     Эта парочка развивает тему "антисистемных людей", чудаков и оригиналов. Ну слава богу! А то мы могли бы подумать, что все английские бобби влёт цитируют Лесхеса, Борхеса, Эсхила, Заратустру, Марло и Льва Толстого!

     Стилистически "Льюис" продолжает традиции предыдущего сериала: те же долгие заставки с видами Оксфорда и приоксфордской провинции, та же классическая музыка и точно такие же элитарные преступления. И тот же "ключик": связь с классическими сюжетами, загадками и сложными ассоциациями. 

     Уже первая серия без всяких разгонов и объяснений предлагает такой сюжет: жена создаёт пару с братом убитого мужа, её сын мечется в разгадке смерти отца, бедная девушка топится из-за любви к запутавшемуся сыну... Ну конечно же! Гамлет, Гертруда, Офелия, Клавдий, Полоний. Как же без Вильяма нашего Шекспира? Он - ихнее всё!

      Вторая серия - это игра с греческим языком и символикой бога Диониса. Третья - опять Шекспир, пьеса "Юлий Цезарь", и похоже, что героя тоже убивают друзья-заговорщики. Потом будет поэзия романтика Шелли, либретто к опере Вагнера "Зигфрид", Алиса в Зазеркалье, птица Феникс как символ вечного возрождения... Иногда эта игра в символы напоминает детские книжки про "Гарри Поттера" с их фантастическими и фантазийными наворотами. Кстати, сюжеты Толкиена и Роулинг превратятся в сериале в основу для очередного "культурного" убийства.

     Сценаристы, судя по всему, здорово потели, пыхтели и кряхтели, выдумывая очередную криминальную историю с культурным подтекстом. И они накрутили такой клубок сюжетов, что иногда этот полицейский сериал напоминает жанр безбашенного фэнтези, постмодернистный абсурд или, как говорят в наших краях, "дурдом на выезде".

      И ещё кое-что стало не только явным, но и главным - толерантные реверансы. И появились вот такие сюжеты: негритянка с косичками, она же - епископ англиканской церкви, испускает дух, выпив вина, подаренного подругой; гомосексуалист-христианин разрывает с предметом своей страсти, и несчастный отвергнутый любовник уезжает в Бразилию с целью подкорректировать свою красоту и превратиться в трансгендера, чтобы затем вернуться в Оксфорд и в лоно церкви обновлённым; женщина, в нежном возрасте укокошившая целую семью, встаёт на путь доброты и феминизма и заслуженно занимает пост регента религиозного колледжа с монашескими традициями.
Епископша и регетша.
     И постепенно у зрителя мысль "ну-ка посмотрю, как работают британский полицейские" сменяется мыслью "ну-ка посмотрю, какое извращение стало добродетелью в старой доброй Англии и куда катится этот мир". И англичане, выставленные в этом сериале, станут для зрителя предметом наблюдения и изучения. Как они нынче спариваются? На какие группы делятся? Какие общественные рефлексы они приобретают? Кто у них теперь достоин лидерства? Что у них теперь считается достойным поощрения? 

     Да, мы знали, что жанр детектива далёк от реализма. Но всё-таки хотелось чего-то земного и чуточку правдивого. А этого в сериале становится всё меньше и меньше! А ещё в нить повествования проникла идеология, которая заставит-таки русских зрителей окончательно отказаться от доверчивого смотрения. В одной из серий, например, фигурируют безжалостные агенты гэдээровской Штази, сволочи и живодёры. Да вы на себя посмотрите, "англичане, рыжие бобики"! И в тысяча первый раз английские киношники будут скорбеть по поводу боснийских мусульман и албанцев-косоваров, пострадавших от злобных сербов...
     
      Изменение этнического состава Британии ожидаемо даст о себе знать и отразится в "картинке" и идеях. Если в сериале про Морса англичанам досаждала греческая диаспора, говорящая на непонятном языке и угрожающе мафиозная, то здесь во множестве появятся чернокожие и азиатские артисты и, соответственно, аналогичные персонажи, не доставляющие англичанам никаких хлопот и занимающие достойное или даже высокое положение в обществе. Новая Британия и новые реалии! Однако, как это было и раньше, англичане-киношники не слишком заморачиваются изучением иных стран и народов: иранца, то есть перса, она запросто приписали к арабам. 
Ещё один сержант инспектора Льюиса.
      Улучшили или подпортили сериал эти навороты-завороты? На этот счёт могут быть разные мнения. Но кое-что однозначно не удалось. В сериале, например, появилась карикатурная тётка-начальница по фамилии Инносент (Ребекка Фронт), похожая на персонаж комедийного ситкома, а не героиню драматического детектива. Наверное, это дань феминизму. Ну и отдали бы её прямо в дань феминизму! Зачем же внедрять её в многосерийную историю со сложившими традициями?

     И порой становится жалко хороших актёров - Кевина Уотли и Лоуренса Фокса. Но они всё-таки спасают положение в этом абсурде смыслов и новаций. Красавцы! А что может быть лучше думающих и бегающих мужчин?
     Их диалоги-перебранки - это продолжение традиции сериала про Морса и Льюиса. 
"- Если спросят... - Да, да, я знаю: не надо реанимации! - Я хотел сказать, два куска сахара";
"Вы всегда говорите "сэр", Хэтуэй, когда хотите сказать мне какую-нибудь гадость. - Недостатки воспитания, сэр";
" - Одной пинты тебе хватит? - За кого вы меня принимаете? - За пострадавшего. -  Две пинты!". 
"Где ты берёшь такие мысли? - Из подкорки, сэр. - Иногда я радуюсь, что мы с тобой в одном окопе".
"Если бы ты умер, то пришлось бы идти к экстрасенсу. - Это был бы односторонний разговор".

     Иногда к ним присоединяется ещё один язвительный персонаж - патологоанатом Лора Хобсон (Клэр Холман), блондинка с ямочками на щеках, "кларнет, Стрелец, любимый цвет - синий". Этот персонаж появился давно - в поздних сезонах сериала про Морса, и Лора Хобсон была тогда молоденькой и лохматенькой. Этот образ удачен и к месту. Она фактически стала третьим членом команды. И если в кадре долгое время не появляется её ладная фигурка в белом спецкомбинезоне, суетящаяся около трупа и отпускающая шуточки, как и её предшественник судмедэксперт Макс ДеБрин, то становится скучно. 
     А что в итоге? Это идеальный сериал для шитья и вязания! Сценаристы впихнули в сериал, состоящий из 8 сезонов, все клише, все ходульные сюжеты, все развязки, знакомые по классическим образцам детективного жанра. Всё мило, всё знакомо, всё ожидаемо! Многолетняя кома будет? Будет. Убийство во время карнавала, когда все в разных костюмах и перепутались, будет? А как же! Убьют ли девицу и закопают ли её под беседкой прямо перед окнами господского дома? А где же её ещё закапывать? Будут ли цитировать "Волшебницу Шалотт" ("Леди Шелот")? Всенепременно!

     Женщины получат особое удовольствие: и Льюис, и Хэтуэй одиноки. Они будут страдать от любви и её отсутствия, коварные женщины их будут обманывать, наносить им раны прямо в сердце... И любовная история каждого из них будет долгоиграющей. 

     Красота "картинки" этого фильме если и не спасёт мир, то скрасит вечер. Чего ждёт зритель от кино? А "сделайте мне красиво!". И этого здесь предостаточно. Виды Оксфорда с высоты птичьего полёта, рояли и органы, лошади и охотничьи собаки, спектакли и концерты, костюмированные битвы реконструкторов, фестивали и праздники, естественные английские парки и регулярные французские парки, беседки и пруды, бассейны и павильоны, музеи и церкви, каменные замки и частные вертолёты... А ещё Хэтуэй будет менять причёски.
     И пусть проблемы и сюжеты порой надуманы, но актёры-то настоящие, разговаривают и бегают они по-настоящему, и эмоции вызывают настоящие. И следует повториться, что главное достижение сериала и главный подарок зрителям - это 30-летний Хэтуэй и 60-летний Льюис. Они совсем не писаные красавцы, но очень обаятельные "бритиши". 

     И, несмотря ни на что, Кевин Уотли и Лоуренс Фокс вытягивают своей игрой тему закона, порядка, дисциплины, субординации и традиций. Кажется, современные британские актёры делают больше для сохранения авторитета своей страны, нежели британские премьер-министры.
     Последнее и смешное. Про русских и русские буквы. В одной серии был выведен образ студента-левака, увлекающегося идеями коммунизма. Так в его комнате декораторы повесили плакат брежневских времён "Продовольственную программу - в жизнь!". А что такое? Серп и молот же есть! Значит - коммунизм. Могли бы повесить лозунг "Молодёжь - на стадионы!" или "Храните деньги в Сберегательной кассе!". Хотя... Английская культура и здесь даёт о себе знать: это всё-таки не русское имя "ЛШТШФУМ АЩЬФ" из одного американского фильма.

     И самое последнее. В 8 сезоне Льюис уходит на пенсию, и расследование ведёт другая пара - инспектор Хэтуэй и сержант Мэрдок. И слишком уж этот сержант оригинален. "Зачем тебя послал Господь и в качестве кого?", как выразился один советский поэт родом из Козельца. Но есть и прелести: Хэтуэй снова брутально лысый и так переживает из-за свалившейся на него ответственности, что невольно вызывает отклик и сочувствие. Да, и Льюис всё-таки вернётся к работе))). Эта парочка ещё порадует зрителей!
___________________________________________________________



     Англичане действительно любят Морса и культивируют его образ! Та же компания, что снимает сериал "Льюис", в 2012 году запустила в производство приквел (то есть предысторию) морсовской эпопеи. Морс совсем недавно пришёл в полицию и пока служит в звании констебля... Пока вышли 2 сезона сериала, на подходе третий.

     И опять: надо посмотреть старого "Морса", а потом уж этот многосерийный фильм, выходом которого англичане отметили 25-летний юбилей старого сериала. Они связаны не только сюжетом: в "Молодом Морсе" будет много ностальгических отсылок к образу старого Морса в исполнении Джона Тоу, к сюжетам старого сериала, к его персонажам и проч. Основная идея фильма - ностальгия; основное изобразительное средство - стилизация под 60-е годы. Ради этой игры всё и затевалось. И, если зритель знает условия этой игры, то ему будет в сто раз интереснее. Сам фильм и все сюжетные линии превратятся в кроссворды и анаграммы, которые так любит Морс. 

     Например, все уже привыкли к ретро-автомобилю пожилого инспектора Морса - красному "Ягуару",  который тот многократно разбивал, гоняясь за преступниками. А в новом сериале констебль Морс придёт в автосалон и будет с завистью смотреть на новенький красный "Ягуар", который ему пока не по карману. А у его шефа - инспектора Фрэда Фёсдея - именно такая машина, только чёрная; и инспектор иногда даёт мальчишке покататься...
     Полюбившиеся персонажи романа и, следовательно, сериала "Морс", здесь предстанут в новом обличье и в молодые годы. Специалисты по кастингу, по всей видимости, наслаждались, проводя антропологические изыскания и подыскивая актёров с похожей внешностью. Судмедэксперт Макс ДеБрин будет застигнут на стадии юного задорного цинизма.
      Суперинтендант Стрендж появится в облике доброго, дисциплинированного, в меру умного и немного комичного "бобби". Между ним и Морсом сразу завяжутся доверительные отношения. Морс составит Стренджу протекцию, а тот между делом спасёт Морсу жизнь.
      Ректор Алекс Рис из старого сериала - пока просто молодой циник и беспринципный карьерист. Он издевательски снисходителен к своему бывшему однокашнику Морсу. Но мы-то знаем, за кем останется последнее слово...
       Однажды инспектор Фёсдей, стараясь уговорить Морса остаться в полиции, спросит его: "Подумай, где ты видишь себя через двадцать лет?". И в зеркале заднего вида юный Морс увидит себя, а потом Джона Тоу. Дыханье перехватывает от такого  изобразительного приёма и волшебства компьютерной графики...
     В роли редакторши газеты "Оксфорд Мэйл" в этом сериале появится дочь Джона Тоу Эбигайл. И она так похожа на папу...
     А вот и автор романов о Морсе - Колин Декстер. Его появление в кадре - это старая традиция ещё со времён "Инспектора Морса". И если не знать этой шутки, то можно не заметить забавного камео или "автографа автора". А старик мелькнёт и в кафе, и в ночном клубе, и в автобусе…  (Вот такие настали времена: английские евреи и их соучастие в английской культуре воспринимаются современным зрителем как признак "старой доброй Британии". Всё как у нас… У нас тоже так называемое советское кино оценивается большинством как русское).
     Если попытаться описать сериал "Молодой Морс", то придётся использовать слова "стиль", "стилизация", "атмосфера", "атмосферность". А это очень расплывчатые понятия, трудно определяемые и трудно проговариваемые. Чаще всего стиль описывают самым простым и детским способом - через элементы и изобразительные средства. Если это готика, то можно перечислить: отсутствие гармонии и соразмерности элементов, гигантизм, нагромождение разных форм, избыток украшений. Модерн подлавливают на изогнутых линиях, берущих начало от "линии Орта" или "удара бича". И т. д.
      А как описать этот сериал? А никак! И не надо пытаться! Достаточно сказать, что он очень стильный и атмосферный. Можно, конечно, поиграть словами и сказать, что сериал - готический, нуарный, психологический, или что он создан в стиле "историческое фэнтези" или "ностальгическая экстраполяция". Надо смотреть, и ощущение появится. А стиль лучше ощущать.
      Самое простое, что можно заметить, - это воспроизведение вещественного мира 60-х годов. Морс будет одет в классический макинтош; на стенах домов и квартир будут красоваться бумажные обои с разляпистыми цветами и виньетками (у кого из наших мам и бабушек не было таких обоев?); кухни будут обставлены в соответствии с тенденцией экономии пространства - минималистскими шкафчиками и полочками; девушки будут поддерживать начёсы на затылке широкими лентами; в кадре будут появляться модные тогда чайники со свистком, плетёные сумочки на пластмассовой ручке, округлые блестящие пылесосы... Как будто мы зашли в тётушкину квартиру, ремонт в которой не производился со времён раннего Брежнева. Наши и английские вещи очень похожи. И это очередное "ах!".
Старые округлые автобусы, жёсткие чемоданы, короткие плащи-макинтоши, 
сумки-котомки, бойлеры, транзисторы и деревянные прищепки... 
Такая добрая и внимательная ностальгия - в каждом кадре.
      Часто этот фильм сравнивают с американским сериалом "Безумцы", дотошно воспроизводящим мир моды и шика 60-х годов. Следует ли обвинять англичан в плагиате и желании "поймать волну"? Нет, конечно. Они и сами - мастера в создании костюмированных фильмов, исторических и литературных экранизаций и различного рода стилизаций. 
      А вот атмосфера фильма - особая. Она предложена авторами фильма, а не историей и памятью. Шестидесятые годы показаны не весёлыми и яркими, а, напротив, мрачноватыми, тёмными, таинственными, жутковатыми и излишне авторитарными, как далёкое средневековье. И непонятно, жалеть ли 60-е годы или радоваться их уходу? С одной стороны, там ещё можно было поймать "традиционную Англию" с её законом, порядком, стабильностью и настоящей британской культурой. И авторы фильма сознательно провоцируют у зрителя любовь к прошлому и любование старой Англией. Прямо самосвалами патоку наваливают. А, с другой стороны, мир традиционных ценностей изображается порой карикатурно (один суперинтендант Брайт чего стоит!). Не поймёшь их... Чего хотят-то? По-моему, не только мы испытываем проблемы с осмыслением своей истории и самоидентификацией; у британцев те же проблемы. Они тоже потерялись во времени и пространстве: мечутся между ностальгией по строгим и понятным временам и - современной толерантной демократичностью; между памятью о бывшей когда-то защите со стороны сильного государства и - политикой "без окон, без дверей, полна горница людей" и "всё дозволено"...

     Роль Морса в этом сериале исполнил молодой британский актёр Шон Эванс. По всей ноосфере ходит апокриф о том, что Шон Эванс не смотрел сериал с Джоном Тоу. Смотрел или не смотрел - это не особенно важно. Важно другое - этот молодой актёр создал красивый, яркий, уникальный, индивидуальный и многогранный образ Морса.

     Он усложнил, углубил и обнажил образ своего героя; он "докопал" до таких слоёв, где у каждого человека живут боль, страдание, обнажённая правда и душевные раны. Зрители не только полюбят Морса, но и почувствуют его. А описать, какого Морса создал Шон Эванс, невозможно. Одинокий, ранимый, неуёмный, справедливый, сильный, слабый, беззащитный, красивый, нелепый, пугающий, обречённый, жестокий, отчаянный, наивный, фанатичный... А если иметь в виду, что Морс в его исполнении получился маленьким, худеньким, угловатым, взъерошенным и в незаправленной рубашке, то совсем можно потеряться в эпитетах.

      Все слова не те и, в общем-то, лишние. Надо смотреть. И тогда появится ощущение, что можно наконец разгадать тайну, "где у него кнопка". Он привидится то ли ангелом, то ли рыцарем, то ли мессией, который явился в этот мир с каким-то важным и глубоким посланием. Но и сил мало, и людей не переделать, и крылья быстро пооборвали, - и обессилевшему герою только и остаётся что работать в полиции, где есть кое-какая власть и остались кое-какие представления о справедливости. Очень русский тип: душевная сила и человеческое бессилие. (Нам несложно открыться навстречу такому Морсу: нас научили сопереживать раненым одиночкам, которые умеют дарить мечту, но не умеют жить среди людей. Это спасители, спасатели, носители высокой идеи и одновременно - слабые люди, которые сеют вокруг себя непокой, боль и страдание. У нас в традиции театра и кино и доктор Астров, и учитель Платонов, и инженер Макаров из конструкторского бюро, и художник-график Павел Алексеевич, и коммунист Василий Губанов... В этот ряд мы Морса в исполнении Шона Эванса и поставим. И обрыдаемся до покалываний в межрёберном пространстве).

      Однажды наставник Морса, Фрэд Фёсдей скажет: "Из него ушёл свет...". Ах, как это по-русски! Ну ладно, пусть по-английски. Но нам-то понятно! Мы тоже знаем, что такое "романтический герой" с его болью, одиночеством, отчаянием и вечной борьбой.
     Сценаристы, режиссёр и Шон Эванс объяснят все особенности характера и судьбы Морса.  Нет, не подробно и окончательно объяснят, как учителя объясняют школьникам, а позволят зрителю на основе показанного материала придумать свою версию и по-своему понять мотивацию поступков Морса.

     Станет понятно, например, какой неизгладимый отпечаток наложила на человеческую и мужскую судьбу Морса смерть его матери в 29-летнем возрасте. А уж до какой глубины дойдёт зритель в своих объяснениях - это его дело.
       Появится и история его взаимоотношений с девушкой Венди, предпочитавшей, чтобы её называли Сьюзи, - той самой, с которой Морс был обручён и с которой всё было так сложно.
      Зрителю позволят догадаться, почему Морс не выносит вида трупов. А ещё он узнает, с какой поры Морс стал бояться высоты.
     Любовь к классической музыке перестанет быть просто хобби Морса, а наполнится глубоким личным содержанием. Бежит он туда, прячется, улетает что ли... И, кстати, музыкальное сопровождение фильма - замечательное.
     Сценаристы даже придумают ранение Морса, чтобы объяснить хромоту Джона Тоу - первого исполнителя роли Морса. И сериал будет напоминать старый семейный альбом: вот наш Джон в красном поло, а вот наш Шон, который потом станет Джоном, сушит свои носки на верёвочке...

      И будут написаны подробная хроника и целый роман, чтобы объяснить и обосновать пьянство Морса. Появится в кадре и знакомый паб "Ягнёнок и знамя".
 "Я не пью, сэр". - "Рад за тебя. А теперь - пей".
     Женщины Морса - это особая история. И чуткие зрители и зрительницы поймут, чего Морс ищет в любви, чего так боится, и почему так часты неудачи и отказы. Кого из женщин-зрительниц нельзя подцепить темой одинокого красавца? "Эх, приехал бы ко мне этот граф лет двадцать назад - живым бы не ушёл!".
     Сериал "Молодой Морс" - это не только история Морса, но и убедительно рассказанная история его наставника - инспектора Фрэда Фёсдея. Без Фёсдея, как оказалось, без его профессионального опыта, без его человеческой мудрости, без преемственности двух поколений - не получился бы и инспектор Морс, каким мы его знаем. 

      Фрэд Фёсдей (Роджер Эллам) - убедительный образ очень умного, опытного, доброго и справедливого полицейского, не лишённого человеческих слабостей, но стойкого и бескомпромиссного в самом главном. Соль земли. Опора общества. Мужчина. Мужик. Солдат. Защитник. Законник. Отец. И с большим чувством юмора. Вам еще не надоели метросексуалы? Тогда сюда - к инспектору Фёсдею!
     И тема партнёрства Морса и Фёсдея блестяще исполнена и содержательно наполнена этим актёрским дуэтом. Они и подначивают друг друга, и поддерживают, и сближаются, и порой отталкиваются; но, в конце концов, наступает та минута, когда эти мужчины и копы принимают самое главное общее решение - о жизни и чести. Честь? В XXI веке? Ни фига себе - глубоко копают!
     Что ещё? Монтаж - поразительный: он и логичен, и алогичен, и последователен, и ассоциативен. И порой благодаря монтажу зрителя доводят до состоянии дрожи, его нервы - до крайнего натяжения и дребезжания, а его эмоциональное состояние - до стадии слёзоотделения, как бывает во время крещендо.

     Сами истории убийств и расследований неоригинальны. А что можно ещё придумать, когда давно "все ходы записаны"? Но смотреть безумно интересно, и до самой развязки так и невозможно догадаться, кто же убил.

     Каждая серия - свой подвид детектива:
одна история - это жанр боевика с ОПГ, мафиози с перстнями и коррупцией;
другая - история классического маньяка-изувера;
третья - типичный рассказ об Эринии, мстительной дамочке, и о том, какая изобретательность свойственна обманутой ревнивой женщине;
четвёртая - "забытое убийство" и т. д.

      Русская тема. Глупостей по поводу русских и русской истории не будет. А будет отсылка к опере "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова. Хотя смотревшие фильм на языке оригинала утверждают, что вместо "Снегурочка" в фильме говорят "Снежная королева". То есть опять не попали?

      Субъективное. Первый раз нужно смотреть ради самого детектива. А второй просмотр, когда уже всё известно, всё равно потребуется. Потянет обязательно... И тогда можно рассматривать лица, вещи, следить за движением камеры и другими изобретательными приёмами работы киношников, можно утопать в своих мыслях и чувствах, которых будет очень много... Чего только в голову не придёт! И ностальгическая память о своей молодой маме, которая на фото вот в таком, точно таком платьице; и размышления о том, что англичане в своей основе - нормальные люди, если способны тосковать по сильным мужчинам, чести и традиционным ценностям; что Шон Эванс с его нервностью напоминает кого-то родного и близкого...

    Англичане снимали фильм о своей тоске (фильм не только атмосферный, но и настроенческий), но и русское сердце способно отозваться на тему человека и его борьбы с обстоятельствами. И всплывут в памяти наши раненые звери и наши рыцари-волшебники, изнывающие от любви и бессилия… Эта нервная трепетность героя была уже в нашем кино. Не её ли мы узнали? Вот так начнёшь изучать английские фильмы и уверуешь в переселение душ...)))
      А уж образами сильных мужиков, солдат и настоящих героев наш кинематограф заполнен доверху. Вот, например, целая компания "русских Фёсдеев". Солдаты, мужики...
     Да уж... Охват проблемы... От какого-то Морса до стремления человека к абсолюту... Во спасение и оправдание можно вспомнить слова одного русского гения о другом русском гении, отметившем "способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций". Есть ли действительно "всемирная отзывчивость русской души" или мы способны видеть то, чего нет?.. Это уже другая проблема. И не моего ума. И не по поводу какого-то Морса.
P. S. Вышел третий сезон. И провал! Правила игры были нарушены и сама "игра" вышла неестественной и надуманной. Уже первая серия вздымит волосы на голове: там история мистера Гэтсби, описанная классиком Фицджеральдом и неоднократно экранизированная (кто не смотрел последний вариант с блёстками и Леонардо Ди Каприо?), плюс сюжет романа господина К. Приста, с которым массовый зритель ознакомился благодаря фильму "Престиж" с Кристианом Бэйлом (кто ещё не попался на удочку таланта Кристиана Бэйла?)

      Зачем же мучать и насиловать оригинальный образ Морса, созданный Шоном Эвансом, вторичностью и плагиатом? Из самого Шона Эванса и его Морса можно было наковырять массу смыслов. Короче, не знаю, смотреть дальше или не смотреть. А то - напридумывала себе легенду о "тонкой изящной умной традиционной Англии". А её и нету… Пичалька. Надо возвращаться в Россию: все смыслы здесь))).
_________________________________________________________
Продолжение следует...