четверг, 24 сентября 2015 г.

Часть 2. Детективы для шитья. Пуаро.

     Начало - здесь (в первой части - про детективы вообще и образы мисс Марпл).
________________________________________________________________
___________________________________________________________

     Это кинокартина для показа на широких экранах. Другой жанр. Британо-американское производство. Актерский состав - звёздный. Семь лауреатов премии "Оскар" разных лет, среди них Ингрид Бергман (та самая Ильза из "Касабланки"), получившая очередную золотую статуэтку за эту картину.

      Даже если у зрителя нет способностей к запоминания имён иностранных актёров, то он, без сомнения, узнает юную Жаклин Биссет, Шона Коннери, всегда находящегося в зените своей красоты, нервическую Ванессу Редгрейв (у нас она стала по-настоящему известной в 90-е годы как подруга-благодетельница чеченца Ахмеда Закаева), уже блеснувшего в "Кабаре" Майкла Йорка, яркого британского актёра Джона Гилгуда и многих других. 

     Альберт Финни, сыгравший роль Пуаро, неузнаваем. И это придавало созданному актёром комическому образу въедливого и громогласного сыщика дополнительную комичность.
     Кстати, такой образ Пуаро может и не понравиться. Он активен и деятелен донельзя. И при этом - хам и хулиган. Он постоянно выпучивает глаза, орёт и истерит. В нашем кино так изображали Гитлера.

     Фильм был дублирован на Киностудии им. Горького и победоносно прошествовал по широким экранам всего Советского Союза. В списке заэкранных актёров - В. Дружников, Р. Панков, Ф. Яворский и другие, чьи голоса узнавали все советские зрители, и которые очень часто делали иностранные фильмы лучше, чем они были на самом деле.

      Этот фильм - качественнейший кинопродукт, оправдавший большие затраты на съёмки. Для правдоподобия был даже восстановлен знаменитый Восточный экспресс, ходивший когда-то по маршруту Стамбул - Европа - Кале - паром - Лондон. А в павильоне были восстановлены интерьеры купе, ресторана и пульмановского вагона. Размах!

      Фильм снят в жанре ретро, как будто в 30-е годы: кинодивы в мехах и перьях, красавцы-мужчины, вальс в исполнении оркестра, интерьеры в стиле модерн, роскошь и жестокие страсти... Красиво, шикарно, ярко, нереально, сказочно.

      Персонажи - литературны, и каждый актёр сыграл стереотипный образ представления о настоящем английском дворецком, настоящей русской княгине, настоящей трагической актрисе, доброй няне, настоящем английском солдате и т. д. Все образы чуть утрированы и чуть карикатурны. Это маски, надетые во время стилизованной игры: мы играем в Агату Кристи и 30-е годы.

     Из забавного. В фильме есть персонаж - русская княгиня Драгомирова. Интересно понаблюдать за тем, как представлялась и с помощью каких средств изображалась русская аристократка. У неё, например, два пекинеса, алтарь из фотографий царской семьи, невиданный в России головной убор с камнем во лбу, и выражение лица как у владичицы морской.

      А отношение к Востоку - пока без толерантности и пиетета: Стамбульский вокзал изображён как какой-то грязный Вавилон, заполненный условно "восточными" людьми.  А мимо - царственно и отвлечённо - шествуют белые дамы во всём белом.

     Из запоминающегося. Навсегда остаются в памяти формы-болванки для шляп из металлической сетки, используя которые, хитроумный Пуаро восстанавливает текст сгоревшей записки. Интригует и завораживает аж до мурашек!
       Из личного. У всех - свои предпочтения. Но дворецкого Бэрроуза (в романе он Мастермэн)  в исполнении Джона Гилгуда забыть невозможно. И фраза, которую ждёшь, наконец-то звучит из уст полковника Арбэтнота (Шон Коннери): "Она не просто женщина, она - леди!". 

     Ах, леди, ах, джентьмены! Как мы по ним скучали!
      Сыграли в Великую Британию...  А в основе сюжета романа, впервые опубликованного в 1936 году, идея о допустимости гражданской расправы над преступником, избежавшим наказания по закону. 
______________________________________________________

"СМЕРТЬ НА НИЛЕ" (1978).

      Снова англо-американское производство. И снова известные актёры, культовые актрисы, фигуристые модели... Миллионные затраты и оправдавшийся прокат. А в кадре - расслабляющая красота Востока и сгусток англосаксонской энергии!

       Роль Пуаро исполнил Питер Устинов - британский актёр с бог знает какими кровями, взявший фамилию матери, русской по происхождению. Его Пуаро, как видно, стал блондином и приобрёл добродушие и такт. Устинов рисовал своего Пуаро тонкими изящными мазками, обволакивая зрителя обаянием и культурой.
     Роль экзальтированной писательницы-алкоголички сыграла блистательная Анджела Лэндсбери (она, кстати, до сих пор, - а на дворе 2015 год, - жива и играет в бродвейских мюзиклах).
      Роковую Жаклин исполнила американская актриса Миа Ферроу, ставшая известной к тому времени благодаря браку с Фрэнком Синатра и тем, что исполнила главную роль  в фильме скандального Р. Полански "Ребёнок Розмари". (Потом она станет женой, музой и главной актрисой Вуди Аллена; а позднее займётся экологией, гуманизмом, усыновлением и облагодетельствованием "маленьких цветных ребятишек").

      Специфическая красота актрисы была тогда в тренде: ценились и такие дисгармоничные лица, и минималистская анатомия женского тела. Это надо иметь в виду, в противном случае развязка сюжета вызовет недоумение.
      Звезда Голливуда и красавица Бетт Дэвис, обладательница всех мыслимых и немыслимых наград, объект культа и живой миф, совершила подвиг и в возрасте 70-ти лет снялась в роли старухи-бельгийки Мари ван Шуллер.
      Британская актриса с британской же внешностью Мэгги Смит, известная молодому поколению как профессор Минерва Макгонагал из Хогвартса, исполнила роль компаньонки бельгийской старухи.
     А роль горничной Луизы Бурже досталась культовой даме - Джейн Биркин, певице, модели, актрисе, даме полусвета, представительнице специфической европейской богемы 60-70-х годов. Стоит посмотреть её танцы в цветных колготках в новаторском фильме М. Антониони "Фотоувеличение" 1967 г., чтобы составить представление о моде на красоту и о культивируемой манере поведения. 

      Да, да, и сумки "Биркин" компания "Гермес" стала выпускать именно из-за популярности этой дамы, долго сохранявшей внешность нимфетки. Первая сумка, названная "Джейн Биркин", имела необъятные размеры и флуоресцентно-розовый цвет. 

     Потом мода на такой тип женской красоты прошла, брак с композитором и скандалистом Сержем Гинсбуром (Гинзбургом) распался, а она так и не достигла уровня звезды или хотя бы всеми признанной актрисы. 

     А вот сумки "Биркин" с их талантливо придуманной легендой остались. Но, судя по тому, что реклама сумок "Биркин" крутится у нас на самых что ни на есть распопсовых радиостанциях, миф об "эксклюзивных" и пронумерованных сумках, цена которых сравнима с ценами на недвижимость, уже перестаёт действовать на воображение жён российских нуворишей и "успешных" чиновниц. 
  Многие актёры, сыгравшие в фильме, стало быть, и сегодня узнаваемы; и фильм можно смотреть как иллюстрацию к энциклопедии британского и американского кино.

     В СССР этот фильм шёл под названием "Роковое путешествие", и был засмотрен до дыр. Дубляж - бережный. Красавца Саймона Дойла (Саймон МакКоркиндейл) озвучил наш секс-символ - молодой Родион Нахапетов. Эркюля Пуаро озвучивал Николай Граббе, актёр с необыкновенным тембром голоса и богатыми интонациями. Он замечательно повторял переходы П. Устинова от тенорка до густого баритона.

     Если бы о фильме можно было сказать "вкусный", то он вкусный: ярчайшие краски, скачки на лошадях, блеск волн, красавицы в платьях с обнажёнными спинами и другими частями тела, килограммы шёлка и каменьев на уборах дам, египетские пирамиды, скульптуры и колонны древнего храма Луксора, кареты и парусники, каюты первого класса, рестораны с мрамором и хрустальными люстрами... И - оркестр в такт движения пароходных винтов... Ах! Это торт ложками, это лицом в розы, это массаж всего тела с пахучими маслами, это парфюмерия не каплями, а всей мощью магазина дьюти фри... Это, это... Это надо есть и наслаждаться! Это сказочная голливудщина, замешанная на логичном британском сюжете.

     Стиль экранизации романов Агаты Кристи может быть разным, но фильмы 70-х годов предлагают блистательные стилизации "из жизни элиты прошлых лет". Но, если "Убийство в Восточном экспрессе" доносило до зрителя атмосферу ужаса, то этот фильм предлагал весёлый карнавал с театральными страстями.

     Это был мир богатых белых людей, каковым его и нужно было запомнить, прощаясь с эпохой. Как жили раньше? А это был фонтан радости, красоты и роскоши, мир огромных состояний, мир белых хозяев жизни и забавных полезных колоний! И это было, конечно же, время, когда все подчинялись незыблемым правилам наследования собственности и строгому англосаксонскому праву. Даже любовь, красота и изощрённость ума не могли обойти закон.
______________________________________________________

      Тот же стиль, то же царство красоты и богатства, и три актёра из предыдущего проекта - милейший Питер Устинов, рыженькая Мэгги Смит и Джейн Биркин с её щёлочкой между передними зубами. А некоторые актёры этого фильма снимались ещё в "Убийстве в восточном экспрессе".  
      Для придания шика-блеска действие романа было перенесено из сумрачной Британии на Адриатическое море с его лагунами, пещерами, прозрачным бирюзовым морем, островами и пляжами.

     Некоторые сюжетные линии романа были изменены, а персонажи - переосмыслены. А ещё невесть откуда появился бриллиант размером с голубиное яйцо! И всё это для того, чтобы тяжёлая история убийства, замешанная на жадности и социопатии, приобрела черты милой театральной сценки из мира богатых и знаменитых. Нелишним будет такой совет: стоит прочитать роман "Зло под солнцем" и посмотреть одноимённый фильм, и получить удовольствие от двух разных шедевров детективного жанра. (В отличие от других фильмов, в которых сюжеты Агаты Кристи кромсали как бог на душу положит, этот фильм удался. И он не был издевательством над наследием писательницы: это было сознательное изменение и сознательная стилизация в осознанном направлении. Главное, что фильм получился!).

      В этом фильме было ещё больше иронии, самоиронии и игры в классический водевиль или фарс, чем в картине "Смерть на Ниле". Как будто мрачноватую резонёрку Агату Кристи смешали с беззаботным П. Г. Вудхаусом, читая которого можно животики надорвать. 

      Итак, в фильме отель "Дафна" расположен в некоем балканском государстве Тирания (!!!); Дафна была "наложницей короля Тирании", а потом получила в подарок его летний дворец, где и устроила отель для богатых отдыхающих. Ну не прелесть? Кто-нибудь способен отнестись к этому серьёзно? А каковы фарсовые шуточки: "Арлена и я вместе начинали в кордебалете. Поверьте, ей не было равных. Уже тогда она умела задирать ножки выше любой из нас! И - шире...", " - Как называется пьеса? - "Ты не права и не светла"! - У негра левая нога?"... 

      Костюмы дам, действительно, создавали впечатление богатства, но это нарочитое водевильное богатство. Одни разноцветные стразики, приклеенные на шляпку-чалму кинодивы Арлены чего стоят! Именно этим способом мамы украшают костюмы своих принцесс, которым предстоит блеснуть не детсадовском утреннике. 
      Все блистали в прямом смысле этого слова: и хозяйка отеля Дафна (Мэгги Смит), и продюсер Майла Гарднер (Сильвия Майлз), и неоднократно - актриса Арлена Стюарт-Маршалл (Дайана Ригг).
     А как великолепен утрированный британский снобизм! Именно на таких фразочках взросла слава пьес Оскара Уайлда и его последователей. "Андрэ каждый день готовит английские завтраки, а не эту континентальную дребедень", "Возможно, здесь об этом не слыхали; однако, в последние лет тридцать любому авто полагается иметь рессоры"... 

     Ещё про британоцентризм. Если следить за картинкой и диалогами, то можно узнать, что на Балканах не знают цивилизации и моются в будках, что местные ребятишки бегают в турецких шароварах, каких-то чалмах и фесках, при каждом возможном случае стараясь предложить белому человеку свои услуги и т. д. Вот что это: снобизм или законы лёгкого жанра? Помнится, в одном из фильмов про Джеймса Бонда "И целого мира мало", выпущенном в 1999 году, жители постсоветского Азербайджана тоже бегали в широченных красных шароварах и фесках, а верховодил ими почему-то православный священник (?!). Да, наверное, всё проще: фильм - это просто пьеска на плёнке, и никто из сценаристов не ходил по библиотекам и не изучал историю разных стран (господи, их так много!). Взяли стереотипные представления своей национальной аудитории и те костюмы, что уже есть в студийных костюмерных, - и всё. Оп-ля - условные Балканы; оп-ля - Азербайджан; оп-ля - Казакстан, где живут казаки (это из другого фильма про Джеймса Бонда)... Мы и не рассчитывали, господа, что нас будут смотреть в Казакстане!

     Что ж, это не историческое и не реалистическое полотно, в основе которой грандиозная идея; это пьеска для увеселения и развлечения, смотря которую, полагается любоваться игрой актёров, костюмами и декорацией. Но и этого достаточно, потому что поводов для любования, мления и неги будет много. Чудесный сценарий и замечательная операторская группа раскроют каждого актёра и позволят ему создать незабываемый, яркий, гротескный образ.

     Комический талант Питера Устинова получил ещё одну возможность продемонстрировать свои грани. Сценка с поеданием мороженого и сценка купания рассказывают о Пуаро лучше и больше, чем десятки минут диалогов.
     Утешительное кормление больного и несчастного Пуаро из ложечки напоминает последние кадры нашей "Собаки Баскервилей" с точно таким же кормлением и усюсюкиванием Михалкова-Баскервиля.
     Дайана Ригг сотворила блистательную, надменную, сексуальную диву Арлену, которая знает, как надеть шляпку, как вытянуть ножки и на сколько нужно опоздать к ужину, чтобы ошеломить всех своим нарядом. Она воплотила собой потаённую мечту всех женщин: я пришла - и все упали!
     Джейн Биркин фактически получила бенефис: сыграла несколько ролей в часто сменяемых нарядах. Её Кристина Редферн, особенно в свисающих великоватых трусиках белого купальника с юбочкой, - великолепна.
     А как красива природа! Какие неожиданные и рискованные ракурсы! И кадр-"картинка" всегда уравновешен, как будто оператор действительно рисует картину, заботясь о композиции и гармонии цвета. 

     Эдем! И, в общем-то, того, кого убили, нисколько не жалко...
 ________________________________________________________

"ДЕТЕКТИВЫ АГАТЫ КРИСТИ: 13 ЗА СТОЛОМ" (1985).

     Пользуясь популярностью П. Устинова в роли Пуаро, американцы затеяли серию телевизионных фильмов по романам Агаты Кристи.

     Но свободные американцы свободно обошлись с романами А. Кристи. Здесь допущена вольность, которая не всех почитателей Агаты Кристи приведёт в восторг: действие было перенесёно в 1985 год, то есть в современность. Как? А вот так! Эркюль Пуаро, принимающий участие в телешоу, и улицы, заполненные молодёжью в джинсах, - это всё-таки шокирует.

     Первый фильм снят по роману "Убийство лорда Эджвера" ("Тринадцать за столом").

     Никакого вау-фактора, что было характерно для двух предыдущих картин с П. Устиновым, здесь нет. Всё гораздо проще и дешевле. И леди Эджвер встречает сыщика у себя дома в рубашке, трениках-лосинах и белых носочках...

     Единственное, что заставляет вздрогнуть, так это... Знакомьтесь: старший инспектор Джеймс Гарольд Джепп (Дэвид Суше).
     Питер Устинов - Эркюль Пуаро.
     Капитан Гастингс - Джонатан Сесил. Здесь Гастингс - хронический идиот.
     Инспектор Джепп - Дэвид Суше. Он здесь очень смешной. Не в том смысле, что глупо выглядит, а в том, что замечательно подтрунивает и над своим персонажем, и над зрителем.
     Джейн Уилкинсон, голливудская кинозвезда и по совместительству леди Эджвер - Фэй Данауэй. Она кривляется выше меры, потому что выверт: американская актриса играет голливудскую звезду якобы в представлении англичан в традиционном британской детективе - ей не удался.
.
     Два Эркюля Пуаро в кадре - с ума можно сойти!
      В американской телевизионной серии "Детективы Агаты Кристи" вышли ещё две картины.

     Телефильм "ЗАГАДКА МЕРТВЕЦА" (1986) снят по роману "Глупость мертвеца" (роман издавался и под другими названиями - "У богатых свои причуды", "Конец человеческой глупости"). Если не очень тревожит новость о том, что девушки в истории о детективе Пуаро одеты в футболки с принтами и начёсаны как болонки в соответствии с модой 80-х, то фильм можно посмотреть. Действие происходит в Англии, где по-прежнему лорд Стаббс и леди Стаббс устраивают праздники и пускают в своё имение гостей из округи.

     Вот такая Ариадна Оливер, писательница детективных романов и приятельница Эркюля Пуаро (Джин Степлтон).
      А в фильме "УБИЙСТВО В ТРЁХ АКТАХ" (1986) действие вообще происходит в Акапулько, где живут американцы - "очень милые люди". Надо ли напоминать, что Агата Кристи ничего не писала об Акапулько? Актёра Чарльза Картрайта, запутавшегося в любви и жёнах, здесь исполнил Тони Кёртис.
____________________________________________________________

     "СВИДАНИЕ СО СМЕРТЬЮ" (1988).  (По этой ссылке - все серии с П. Устиновым. "Свидание ос смертью" - 6 серия).

      Это уже кинофильм (не телепродукт) американо-британского производства. Это последний фильм, в котором роль Пуаро исполнил Питер Устинов.

     Хвала всем англиканским святым и Вестминстерскому аббатству, фильм воспроизводит 1937 год! Шляпки, трости, серебряные портсигары, английские раскопки в районе р. Иордан, туземные арабы на верблюдах, суровые английские леди, торжественные приёмы с фейерверками и выхолощенные военные... (Действие романа разворачивается в иорданской Петре, но съёмки проходили в израильском Кумране. Израильский продюсер, его деньги и желания - причина и объяснение этого факта).

      Сценарий фильма был максимально приближен к литературному источнику. Это было "чисто английское убийство".

      Создателями фильма была предпринята попытка создать роскошное полотно: титры крутятся на фоне туристических видов Рима и Флоренции, затем следуют кадры Иерусалима с колоритными кучками ортодоксальных евреев, и, наконец, всё пространство кадра занимает палестинская пустыня, пески и прочие местные достопримечательности...

     Конечно же, в фильме есть то, что ожидает зритель от фильмов по романам Агаты Кристи: быт английской аристократии, мир английских колоний, торжество английского закона и непременное английское превосходство.

      По сюжету романа действие разворачивается в княжестве Трансиордания, находившемся под контролем британской военной администрации (так называемый Британский мандат в Палестине), что позволяет вдоволь полюбоваться миром закона и порядка. Ко времени выхода сериала на этой территории уже был Израиль, оккупированные им палестинские земли, а также вечная конфронтация, межрелигиозные разборки, войны, беспорядок, всякая кутерьма и никакой надежды на порядок.
Кадр из фильма: британская военная администрация 
останавливает вооружённых кинжалами  агрессивных арабов.
     Авторами фильма была предпринята попытка связать эту картину с серией уже вышедших фильмов о Пуаро. В фильме, например, снимались участники актёрского ансамбля фильма "Убийство в Воточном экспрессе"- Лорен Бэколл и Джон Гилгуд. Они-то как раз были хороши, но другие актёры (а героями романа и, соответственно, актёрами, были преимущественно молодые люди) не смогли создать запоминающиеся образы. Блистательных бенефисов не получилось.

     Лорен Бэколл - леди Уэстхолм. "Леди Уэстхолм - американка по рождению, но стала англичанкой больше англичан", "Такая британская женщина может сойти за джентльмена".
      Джон Гилгуд - полковник Карбери. Настоящий полковник.
     По выходе на экраны фильм, к сожалению, славы не снискал. Но это ничего не значит. Это очень хороший фильм! И, кстати, стиль самого популярного сериала о Пуаро с Дэвидом Суше очень похож на манеру подачи материала в этом фильме. 

     Питер Устинов создал шикарного Пуаро: и смешного, и жестокого, и обаятельного, и раздражающего англичан своим континентальным снобизмом. Старый актёр был искусен и изощрен, выписывая образ своего последнего Пуаро. Но он уже устал.
      А "картинка" - чудесна! Удачные ракурсы, изобретательная камера, смена покоя экспрессивным движением, яркие краски, дотошность в изображении мелких деталей, частая смена интерьеров видами природы... Что ожидается и чего так хочется.
      Фильм в СССР не шёл, поэтому не дублирован. Увы.
____________________________________________________

"ПУАРО АГАТЫ КРИСТИ"(1989 - н. в.).

     Съёмки сериала охватили почти 25 лет, и писать о нём кратко просто невозможно. На сегодняшний день это самый популярный сериал о Пуаро, предлагающий самый привычный на сегодняшний день образ бельгийского сыщика.

     В России фильм демонстрировался и демонстрируется фактически одновременно с Британией и всем остальным миром. Сколько белья проглажено за время показа этого сериала! Сколько пар носков, сколько кофточек, шапочек и шарфиков связано! Сколько масок наложено и ногтей подточено! Страшно представить! А ещё с Пуаро в телевизоре мы проживали свою жизнь и наблюдали за пертурбациями последней четверти века, и человек с усиками стал частью биографии: "Во время первого сезона был ГКЧП и Ельцин", "Во время третьего сезона Люся и Саша поженились", "Во время 8-го сезона Дунюшка пошла в школу и Путин стал президентом", "Ух ты, а ей уж восемьдесят! А мне сколько?"... И скоро этот сериал станет поводом для очередной всемирной ностальгии.

     Пусть анализом содержания всех романов и рассказов о Пуаро и сравнением их с содержанием этого сериала занимаются специально обученные люди. У обыкновенного зрителя на это уйдёт полжизни.

     А из справочных материалов и из своих воспоминаний можно почерпнуть следующие знания:

- Агата Кристи написала более 80 произведений о розысках и расследованиях Эркюля Пуаро.

- 13 сезонов сериала состоят из 70-и серий, что позволяет надеяться на то, что сценаристы лишь адаптировали сюжеты, а не придумывали их набело или не занимались сплошной компиляцией отрывков из разных произведений.

- Адаптация сюжетов всё-таки видна и невооружённым взглядом. Она приводила иногда к совершенно иной трактовке причин и мотиваций преступления (это характерно для поздних сезонов).

- Исчезновение капитана Гастингса - почему?  Это не потому что актёр заболел или устал сниматься: в романах о Пуаро Гастингс действительно пропадает (он женится и уезжает с женой почему-то в Аргентину, но временами посещает своего старого друга), и ему на смену приходит другой компаньон Пуаро - экзальтированная писательница Ариадна Оливер. Нетрудно догадаться, что Агата Кристи написала карикатурный автопортрет. Инспектор Джепп у Агаты Кристи тоже то появляется, то исчезает, и в результате - вообще теряется за границами повествования.

- Дэвид Суше изображает лёгкий акцент, но мы это не всегда слышим, увы. Сезоны были озвучены закадровыми голосами, наложенными на слышимую оригинальную речь. И это - лучший вариант.

- Да, Дэвид Суше - еврей. И, поскольку Англия выселила англоевреев ещё в 13-м веке, то причины увеличения еврейской диаспоры следует искать в иммиграции. Предки Дэвида Суше происходили из местечек современных Белоруссии, Литвы и Латвии, а тогда - Российской империи, и попали в Англию сложными окольными путями. Сам Дэвид Суше родился в Лондоне в 1946 году, и сейчас ему 70 лет.

- Дэвид Суше - прекрасный британский театральный и киноактёр, и следить за его работой над образом Пуаро - наслаждение. Даже примитивные приёмы работы с образом: изобретение "походочки" Пуаро, обязательные сцены ухода на усиками и причёской - приводят в восторг. Он смог сотворить невозможное - соединить обаяние Пуаро и отталкивающую особость этого эгоцентрика. Милая и делано вежливая улыбка человека из приличного общества и стальной блеск в глазах охотника за дичью - вот такой его Пуаро.

- Без капитана Гастинса (Хью Фрейзер) и инспектора Джеппа (Филип Джексон) ничего бы не получилось. Это блистательные образы типичных британцев. Кастинг актёров для исполнения ролей во всех сериях - выше всяких похвал. Особенно прелестны старики и старухи.

- Профессиональная работа всех специалистов и цехов вызывает уважение. И, если смотреть сериал в первый раз, то внимание будет приковано к сюжету. Второй раз можно посмотреть, разглядывая все подробности картинки: декорации; витиеватое кружение камеры; изобретательные ракурсы; смену панорам крупными планами актёров; натурные съёмки улиц Лондона, природы, английских деревень, домов и усадеб; результат труда костюмеров и проч. И становится понятно, что "старую добрую Англию" в современной Британии найти было уже трудно, и приходилось прилагать немало труда (высокопрофессионального труда!), чтобы воссоздать в кадрированной картинке ушедшую натуру.

- Дизайн сериала и музыкальное сопровождение - у всех уже на подкорке. Блистательная стилизация.

- В фильме много цитат из других популярных фильмов, пародий на другие фильмы и сериалы, много отсылок к литературе, шаржей, просто актуальных шуток. Но Британия живёт своей жизнью, и мы не в состоянии всё "считать с экрана" и понять. А жалко.

- Стиль изложения постоянно меняется: если в первых сезонах это брызжущий юмор на фоне нарочито воссозданной и иронично показанной "старой Британии", то последние сезоны становятся мрачными, жутковатыми и триллерными. А Пуаро стареет, мудреет и впадает в старческое резонёрство. И уже не увидеть на лице Пуаро мальчишеской радости от удачи.

- Сериал был 20 раз номинирован на премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) и 4 раза эти премии получил. Дэвид Суше был много раз номинирован, но удача его обошла. А вот Хью Фрейзер за роль Артура Гастингса был удостоен высшей награды BAFTA.

- 13-й сезон - последний. Всё.

     Волей-неволей закрадывается подозрение, что зрители неоднократно просили продлить сериал (а авторы хотели закончить 10-м сезоном), чтобы подольше посмотреть на знакомый прошлым поколениям Лондон, традиционную английскую провинцию и англосаксонские лица. И, конечно же, сериал воспевал Британскую империю, колониальное разнообразие, силу британского закона и всяческое превосходство английского образа жизни.

     А что нам до британского образа жизни? Мы-то почему так любим Пуаро и британские типажи? А потому что во врагах приятнее и привычнее иметь достойного субъекта: немца с его маршами или британца с его разведками и детективно-шпионскими романами.

     Эркюль Пуаро (Дэвид Суше), Капитан Артур Гастингс (Хью Фрейзер), инспектор Джепп (Филип Джексон), мисс Лемон (Полин Моран). Эти персонажи - практически родственники.
 
__________________________________________________________
Продолжение следует...