четверг, 24 сентября 2015 г.

Часть 1. Детективы для шитья. Мисс Марпл. И немного - о прелестях жанра европейского детектива и детективного сериала.

   
     Есть замечательный жанр - кинодетективы. А замечателен он тем, что на экран можно посматривать вполглаза во время шитья или иной домашней работы. (Кстати, почему во время шитья так тянет на убийства?).

     Кино - это развлечение и приятное времяпрепровождение (всё остальное: идеология, мораль, ценностные установки - вдалбливаются исподволь, на подкорку). Поэтому в этом тексте ничего не будет о том, что не интересно и не нужно обыкновенному зрителю. Когда человек ест колбасу,  он же не читает биографии основателей производства, не интересуется личной жизнью изобретателей сортов этой самой колбасы и не изучает технологию изготовления колбасных оболочек. Нормальный человек способен понять, вкусная колбаса или невкусная. А между тем, колбасные оболочки бывают натуральные, коллагеновые, целлюлозные, фибруозные, полипропиленовые, полиамидные и иные. (Надо что-нибудь почитать про колбасу. Это, оказывается, очень интересно).

     Детективы, которые будут упомянуты, почти не систематизированы.  Если и систематизировать, то зачем-то. А зачем?
- Все Ваши дела, мистер Пуаро, классифицированы по пяти различным признакам.
- По пяти?
- "Похищение", "Наркомания", "Прелюбодеяние" (смотри также "Брак"), "Двоежёнство" (смотри также "Брак"), "Бомбы"...
- Смотри также "Брак".

     Здесь упомянуты лишь относительно современные детективы. Более того, ни на какую основательность и исследовательскую академичность автор не претендует: просто перечислены интересные кинодетективы, которые помогли когда-то скоротать время, совмещая несколько полезных занятий.

     Здесь приведены ссылки. Но аналогичных ресурсов много, и можно поискать более качественную картинку и сайты с более полным набором серий и сезонов того или иного сериала.
_____________________________________________________________


     Авторы русского дубляжа переводили название фильма правильно: "Мисс Марпл. Про произведениям Агаты Кристи", но получило распространение это нелепое кургузое название.

     Это классический телевизионный детектив с лучшей мисс Марпл всех времён и народов - Джоан Хиксон. (Это эталон жанра. Поэтому о нём - подробно, обстоятельно и даже с претензией на анализ. Обо всех остальных фильмах будет лишь несколько строчек).
      Кудельки британской писательницы и шляпка деревенской старушки торчат из многих кинопроизведений в жанре детектива, появившихся значительно позже. Конечно, нельзя отмахиваться от содержательного и изобретательного наследия других литераторов - Артура Конан Дойля, Уилки Коллинза, Гилберта Кита Честертона, Джона Ле Карре, Яна Флеминга и др. Но киношники-сериальщики всех стран и континентов почему-то полюбили матрицу действа, которую открыла и растиражировала Агата Кристи. Эта схема хороша и для кинофильмов, а уж для сериалов ничего другого и не надо! Перемещаем мисс Марпл в другое время, превращаем её в постаревшую актрису на отдыхе, пузатенького неряшливого полицейского, даму полусвета с родинками во всех заманчивых местах, молодую следовательницу со сложной личной судьбой - и новый сериал готов!

      Но Джоан Хиксон - это Джоан Хиксон. Это феномен, культурный архетип, национальный и социальный символ, повод для ностальгии и памятник погибшему обществу с царившим в нём порядком.

      Джоан Хиксон родилась в начале ХХ века и знала то время, которое законсервировала Агата Кристи в своих романах, - краткий межвоенный период и несколько лет после Второй мировой войны. Ей не надо было вымучивать и придумывать образ пожилой английской леди. И Джоан Хиксон предложила зрителям реалистический и убедительный образ, но, увы, уходящей натуры: пожилую леди из среднего класса с широким кругом знакомств, включавшим представителей славной британской аристократии. Хитрость и цинизм мисс Марпл ловко и органично маскировались в этом случае под привычки и традиции "приличного общества". Ничего от любопытной сплетницы, назойливой соседки и комической старухи в этом образе мисс Марпл не было. (Тип "леди" в реальной жизни умирал; уже через несколько лет начнут кривляться перед камерами юные жёны британских принцев - Диана и Сара, разрушая все мыслимые и немыслимые правила и нормы).

     Для нас, 70 лет живших в мире аббревиатур ЦК ВКП(б), ВЦСПС, ОСВОД, ГТО, КПСС и фамилий типа Нахимсон, Дан, Аксельрод, Берия, Георгадзе и бесконечных Дыбенко-Крыленко-Черненко, романы русских классиков с их "флигель-адьютантами", "вашими сиятельствами", "закладными на имения", "вдовствующими императрицами" и проч. были голосами с другой планеты. И тоска по прошлому бросила нас в любовь к Британии с её умирающими "джентльменами", "леди", "мисс, "миссис", непоколебимой феодальной собственностью и строгими правилами этикета. Советские люди, чьи предки попустительствовали уничтожению русской аристократии и элиты в широком смысле слова, к концу ХХ в. понятия не имели, как должна была выглядеть и как должна была себя вести реальная "княгиня Юсупова" или литературная "урождённая княжна Облонская". Еврейский психоз, срежиссированный Зархи-Хейфицем в фильме 1967 г. "Анна Каренина", мы, например, приняли за моральную и социальную катастрофу русской аристократки. И это ещё цветочки!
      Хотя... Можно утешать себе тем, что мы раньше ступили и быстрее шли по дороге толерантности в сторону расового, национального и этнического равенства. И не только равенства, а даже принципиального безразличия.
      Справедливости ради надо отметить, что и в Британии в 80-х гг., когда проходили съёмки этого сериала, развёртывались весьма интересные и бурные события, совсем не похожие на пастораль детективных романов Агаты Кристи. Премьер-министр от консервативной партии Маргарет Тэтчер проводила свои реформы, суть которых можно объяснить в нескольких словах: репрессивное государство, никаких "социалистических" социальных обязательств на шее государства (дотации регионам, системе образования, предприятиям ЖКХ), приватизация госпредприятий с обязательным сокращением производства и увольнениями, рынок без всяких социальных обязательств со стороны бизнеса, урезание прав профсоюзов, использование полиции для подавления рабочих выступлений. Появился даже особый термин - "тэтчеризм". (Достаточно вспомнить, какими язвительными комментариями встретили англичане известие о смерти Маргарэт Тэтчер! Они намного превзошли наши реплики во след гробу Ельцина!).

      Итак, Британия бурлила... А при чём тут милейшая Джоан Хиксон и умилительный сериал по романам Агаты Кристи? Просто сошлось: основные идеи сериала подпевали политике "железной леди". Вот так. Именно так и никак иначе. Черты мисс Марпл: твёрдый характер, цинизм, приверженность традиции и законам - напоминали качества бескомиромиссной леди Маргарэт Тэтчер. И та, и другая ставили Англию и её законы превыше всего: одна с кроткой старческой улыбкой отправляла людей на виселицу, другая, накрутив волосы на бигуди и надев платочек, посылала полицию на разгон рабочих выступлений (а были жертвы!) и развязывала "маленькие победоносные войны". 

      А теперь поподробнее, пожалуйста!  Какие идеи были положены в основу детективных романов Агаты Кристи и что было так блистательно воплощено в этом телефильме?

      Агата Кристи создала, а авторы сериала воплотили миф об "английской деревне". Эта "английская деревня" никогда не была пасторальной. Капитализм и рынок, надстроенные над системой традиционной феодальной собственности, вытолкнули в эмиграцию миллионы обезземеленных крестьян, бросили в  каторгу "работных домов" не меньшее количество пролетариев и породили жесточайшее уголовное право, каравшее смертной казнью в том числе за кражу носового платка, репы, убийство птички в хозяйском имении или нанесение вреда (?!) рыбе в господских прудах.

     Агата Кристи застала эту деревню в странный период - период умиротворения и последнего вздоха. Вокруг крупного имения были разбросаны хозяйства фермеров-собственников и предпринимателей (аристократия всё-таки распродавала свои земли), а также "дачные" или "миниусадебные" поселения людей, живших на доходы от наследства, пенсии, проценты от акций, гонорары и проч.

      Откуда средства? Есть два источника - капиталистический рынок и колонии! "Делать дело" можно было где угодно, а жить на покое нужно было в традиционной, тихой, замкнутой и безопасной английской деревне.

      Поскольку богатые люди и средний класс нуждались в поддержании своего образа жизни и обслуживании своих разнообразных потребностей, к счастливчикам, достойным проживания в этой деревне, присоединились художники, режиссёры, спортсмены, актёры, певцы и писатели. Ну и плюс аптекари, врачи, хозяева магазинчиков, почтовые служащие, священники и проч. обслуживающий персонал. Это и есть традиционный набор "общества" английской деревни, так блистательно описанный в детективных романах Агаты Кристи. Нет, ещё прислуга из "бедного люда".

     И этот реальный и полувыдуманный мир английской провинции Агата Кристи простым и гениальным способом превратила в "матрицу" для разыгрывания сцен детектива с непременными убийствами: закрытое сообщество - несколько персонажей со своей историей - завязка действа - убийство - и, наконец, раскрытие преступления на основе психологического анализа и логики, в основе которых знание о допустимом поведении в обществе и его экономических законах.

     А ещё подробнее и яснее?

- Жанр классического европейского детектива - описывает европейский образ жизни, европейские ценности и предлагает европоцентричную картину мира. Это романы о белых людях, о людях из "первого мира"; людях из доминирующего этносообщества; людях, принадлежавших к доминирующей культуре.

      Англосаксы захватили и окультурили вес мир. А свой образ жизни (от чашечек, платочков, сорочек, домиков, садиков до экономической и политической системы) они воспринимали как образцовый, достойный клонирования во всех странах и на всех континентах. Никакой критики в адрес своих традиций! Только умиление и восхищение. Мир "английской деревни" - это той рай, ради которого и развивалась Британия и весь мир. Ирония и юмор, конечно, допустимы (а они в сериале тонки и чудесны), но это подтрунивание "изнутри", насмешка над собой.

- Мир белых, мир англичан - рационален и логичен. У всякого убийства есть причины, и эти причины могут быть объяснены. Детектив способен расследовать любое преступление, поскольку и убийца, и детектив мыслят одинаково и живут в мире общих ценностей. Убить можно из-за наследства, из-за движимого и недвижимого имущества, из-за ограничения личных прав (и здесь бездна вариаций), из-за безнаказанности прошлого преступления и аналогичных рациональных причин. Есть три вещи, на которых основан британский мир и которые остаются незыблемыми при любых условиях: закон, собственность и личные права. И "Боже, храни Королеву!".

     Реальное преступление в "старой доброй Англии" сегодня - это когда двое афроангличан, преисполненных ценностями и добротами ислама, убивают на улице Лондона английского военнослужащего, кромсая его тело ножами, тесаком и мачете. А "идеальное" английское преступление - это тщательно запланированное, логичное, рациональное убийство ради собственности и личных прав.

- Мир белых - это мир умных убийц. Даже если убийца - фанатик, или психически болен, или по-варварски мстителен, или одержим страстью, - он запланирует такую красивую многоходовку с театральными эффектами, что зрителя невольно охватит восхищение этим персонажем. А мисс Марпл, раскрывшая это преступление, предстаёт перед читателем или зрителем прямо-таки реинкарнацией Фемиды или Немезиды (один из романов, кстати, так и называется).

- Мир Британской империи и, конечно, островной метрополии - незыблем и вечен.
      Порой удивляет, почему так мало сочувствия и скорби в английских кинодетективах? Почему после убийства участники действа собираются пить чай, шутят, смеются, а фоном звучит весёлая музыка? А потому что их мир неколебим, вечен, стабилен и и высшей степени справедлив. Преступление - это досадное недоразумение, с которым общество справилось и после которого оно только укрепилось.

- Цивилизованный мир - это общество закона, неотвратимых репрессий и незыблемых правил социального общежития.  Ценности типа любви, справедливости, абстрактно понимаемого добра - ниже закона. Если кто-то захотел уважения, статуса, денег в обход закона, то он будет наказан исключением из общества, причём, исключением в самом прямом и радикальном смысле. Преступника найдут и повесят. Без всякого сожаления.

     Труд о государстве под названием "Левиафан" мог появиться только у англосаксов. Ещё в XVII в. Томас Гоббс додумался до мысли о том, что человек человеку - волк, и идёт непрестанная война всех против всех. И только более сильное чудовище в образе государства способно обуздать низменные человеческие страсти и его греховную природу. И пока все подчиняются Левиафану-государству, у достойных граждан будет право пить чай в 17 часов, выращивать розы и сохранять ореал своего обитания. Мисс Марпл, надо напомнить, подозревает всех, всех без исключения, и никому не даёт права быть априорно честным и непогрешимым. Это и создаёт умопомрачительную интригу. Мисс Марпл - это вивисектор и инквизитор с сумочкой для рукоделия.

- Мир цивилизации - это чётко структурированный мир; это социальный порядок в виде лестницы, где у каждого - своё место. И надо знать своё место, любить его, служить вышестоящим и требовать дисциплины от нижестоящих. Выходить за рамки своего социального статуса недопустимо. Лишь равные образуют сообщества равных. Поэтому врагами являются те, кто нарушает этот порядок, кто привносит в общество путаницу и разброд, кто покушается на законы и правила этого общества. Отель "Бертрам" должен оставаться отелем "Бертрам", богатства Рэфиелов должны принадлежать Рэфиелам, в семью Крекенторпов не может войти чужак и т. п. А всё меняется, и только мисс Марпл, как Атлант, держит свод порядка на своих плечиках.

- Мир традиционного британского сообщества  - это инструмент негосударственного, так называемого гражданского контроля. Живой интерес мисс Марпл к окружающим людям и событиям в своей деревне - это не индивидуальная особенность одинокой дамы. Любой член общества принимает живейшее участие в общественной жизни, все интересуются всеми, все подглядывают за всеми, все контролируют всех (очень забавны первые кадры 1-й серии, когда происходящее на деревенской площади открывается с разных сторон и из разных окон, с которых чьи-то руки отдёргивают занавески). Это и есть тот репрессивный механизм и механизм контроля, который называют гражданским обществом. В каждом человеке - кусочек государства, и каждый получил право контролировать ближних.

- Мир белых - это мир белых, английский мир - это мир англичан. Агата Кристи писала свои романы до прихода царствия толерантности. Кто априорно признавался угрозой жителям "английских деревень"? Бродяги, то есть люди без собственности и своего места в социальной структуре; иностранцы; чужеродные этнические группы; коммунисты и социалисты, покушавшиеся на собственность. Всё понятно.

      Писательница, конечно, допускала небольшую критику английской нетерпимости (хотя для своего времени она была смела выше меры), но критика эта была строго дозированной и не подвергавшей сомнениям обязательное наличие расовой и национальной самозащиты. Эркюль Пуаро, герой другой серии романов, был бельгийцем, и над ним можно было немного подтрунивать; но при этом автор подчёркивала, что он прошёл через сито общественной натурализации и является почти англичанином, безусловно полезным английскому обществу и английскому закону. Бродягам, конечно, нужно сочувствовать, но бродягой в одном из романов оказывается наследник миллионного состояния и благотворитель Майкл Рэфиел, и это сочувствие не выходит за рамки корпоративной солидарности. Руди Шерца убивают, но он был швейцарцем и жуликом, и его особенно не жалеют и не вспоминают во время расследования. И так далее.

     - Есть ещё одна особенность германской или уже - англосаксонской - культуры. Описывать и объяснять её истоки трудно. Это физиологизм.

     Истоки физиологизма следует искать в католицизме и возникшем из его недр протестантизме, в ценностях Возрождения (возрождения античных языческих традиций) и, конечно, в истории формирования европейских государств и народов. Чтобы раскрыть эту тему, надо прочитать или написать сотни томов.

      А потому - лишь несколько смешных и жутких примеров без всякого объяснения.

      В православной живописной традиции страдания Христа - это страдания духовные, экзистенциальные; а в западной живописи его тело кромсают, суставы выворачивают, губы синят, зубы ощеривают, заливают кровью квадратные метры холста и т. д.

      Русский эталон изображения Страшного суда - это фреска Рублёва. Второе пришествие Христа, воскрешение мёртвых, последний и высший суд, определение праведных и грешных... Вот эта звенящая тишина и сгустившаяся ответственность момента - это и есть Страшный суд по-русски.
     А для сравнения можно вспомнить описание кругов ада Данте (о! там тела вмораживают в лёд, разрывают на части, заставляют вечно тонуть в кровавой жиже, крутят в вихре, жгут огнём и секут градом и т. п.) или картины из Страшного суда голландца Иеронима Босха. Западная католическая или протестантская традиция - это изобретение новых и интересных способов мучения человеческого тела.
       Не всё, однако, ужасы; было в этом физиологизме и смешное. Св. Тереза описала, как к ней явился херувим, и она испытала нечто необыкновенное - её тело как будто пронзили огненным копьём, она затрепетала, и ей открылась настоящая благодать.

       Есть скульптура Бернини "Эсктаз святой Терезы", и трактовка пережитого этой дамой не допускает двойственного толкования.
      А вот блаженная Людовика в исполнении того же Бернини. Согласимся ли мы, приверженцы традиций православия, что именно  в это состояние впадает христианка, которой явился Сын Божий или на которую снизошёл Святой Дух? Простите, а благодать, действительно, сопровождается физическим оргазмом?
     Бернини всё-таки изящный итальянец, прямой наследник римлян. А у англосаксов всё было жёстче и извращённее. В викторианской Англии был, например, моден особый жанр фотографии - пост мортем (Post Mortem). Прелесть что такое! Пришло бы в голову православному составлять красивенькие фото-композиции из живых и мёртвых членов семьи, устанавливая тела умерших в специальные железные штативы?

     Ну и последняя иллюстрация к теме изобразительного физиологизма. Знал ли тот псих, убивший несколько женщин на улицах Лондона в конце XIX века (якобы по ДНК установили, что это был еврей-парикмахер Аарон Косминский), что он подарит Англии жутко красивый, бесценный, оберегаемый, тщательно культивируемый миф о Джеке Потрошителе? Страдание, наказание, любовь, жалость, ненависть и т. д., переданные через раскромсанное тело и его обнажившиеся органы, - это архетип западного сознания. Ничего не поделаешь.

     Агата Кристи и авторы старых экранизаций, конечно, не описывали во всех подробностях процесс вскрытия, как это делают в современных кинодетективах, но к истории и особенностям трупа они относились внимательно и трепетно. Способ убийства, ногти, кожа, волосы трупа, его разложение, состояние раны, обнажившийся скелет, процедура эксгумации - всё это составляет важную часть литературного и кино-повествования. Эстетика убийства, эстетика мёртвого тела - это то допустимое и легитимизированное извращение, которое культивирует английский детективный роман. Трупики, трупики...

      Всё это заложено в идею сериала о расследованиях Мисс Марпл. Это скрыто и подразумевается.

     (Культура любого народа - это символы, перевод реальности в те формы, которые кажутся адекватными для отражения внутренней и внешней жизни этноса или нации. Иногда мы это понимаем. "Джимми-Джимми-ача-ача" - это мы способны оценить как странную форму чужой культуры. С европейцами - посложнее: очень уж наши культуры похожи! Но жанр европейского детектива - это та же "джимми-джимми-ача-ача", но только по-английски или по-французски. Это не реальность. Если этого не понять, то можно, раззявив варежку, воспринимать придуманную жизнь на экране как жизнь настоящую, а не представления-мечты-фантазии европейцев о самих себе). 

     А что же можно найти непосредственно в "картинке" этого блистательного сериала о мисс Марпл?

     А в картинке - умиление.

     Фильм снят ещё на старую киноплёнку, каким-то волшебным образом передающую реальность. Картинка тёплая, живая, естественная. Монтаж сцен не пугает своей безалаберностью, он изящен и логичен. Движение камеры сдержанное и всегда оправданное. Действие развивается медленно, рассказ обстоятелен и подробен. Очень напоминает традиционный советский телефильм.

     Неповторимая прелесть сериала - это натура, декорации и костюмы. Ах, эти дома с колоннадами; ах, эти домики с лужайками и садиками; ах, эти чашечки, столики, салфеточки, часики... А ещё: твидовые костюмы, брюки галифе, вечерние платья, жемчужные колье, фартуки и чепчики служанок, дамские шляпки разных фасонов, старые модели автомобилей с грушами-бибикалками, форма английских "Бобби", эбонитовые телефонные аппараты, молочные бутылки, велосипеды со звоночками, вязание мисс Марпл и вязаные кофточки других героинь...

     Все критики сходятся во мнении, что декорации и костюмы этого фильма безукоризненны. Особенно приятно наблюдать, что создатели фильма не приукрашивали действительность: у врача потёртый несессер; у танцовщицы стоптанные каблуки; видно, что кресла с гвоздиками и "ушками" довольно послужили прежним хозяевам; свиной загон выглядит как любой свиной загон; убранные женские волосы, между тем, остаются естественными. Ах, "Британия, которую мы потеряли"...

      Актёры... Большей частью мы не знаем исполнителей главных и эпизодических ролей и не способны дать оценку тому, актёры какого ранга и уровня снимались в сериале. Но они демонстрируют английскую манеру игры, и она нам близка и понятна. Как и у нас, в основе британского кино - традиция литературы. Это литература подарила базовые национальные образы, это она создала национальный театр, а позднее - кино. И в этом сериале присутствуют знакомые нам: театральная манера игры; преобладание характерных ролей; тщательное выписывание образов; строгое соблюдение законов жанра; непременные ирония, юмор и капелька сатиры... Так похоже на нас и потому так желанно!

       И с каждым годом становится милее и ценнее то, о чём и не думали специалисты по подбору актёрского состава, - разнообразие и прелесть английского типа лиц. Интересны и крутолобые старухи со сжатыми губами; и девушки с неровными зубами и особо выдающимися резцами, что так типично для островных англичан; и скошенные подбородки юношей, признаваемых по сюжету красавцами; и свисающие, как у Черчилля, щёки пожилых мужчин... А как красива 70-летняя Джоан Хиксон!

     И юмор, прелестный английский юмор! Тонкий и изящный юмор, глубина которого огромна, а форма выражения тонка, как лезвие ножа. А иногда это даже не продуманная и красивая фраза с двойным смыслом, а просто поворот головы и: "Неужели?".

     Агата Кристи написала 12 романов и 2 рассказа о мисс Марпл. Все 12 историй были экранизированы. Сериал включает 3 сезона, в каждом сезоне - по 4 серии, а каждая серия состоит из нескольких частей. Режиссёры и сценаристы менялись. Превращение литературного текста в сценарий, безусловно, требовало некоторых изменений, но они никогда не касались главного. Съёмки проходили в трёх графствах Британии и один раз - на тропических островах. Сериал был показан  компанией ВВС, и с тех пор является ярким образцом так называемого "би-би-сишного кино". В России он вышел на экраны лишь с небольшим опозданием. Почти одновременно.
______________________________________________________
     Этот сериал был сделан иной английской компанией. Его прервали, потому что компания ВВС выкупила права на экранизацию произведений Агаты Кристи. И правильно сделала! Нечего кроить произведения Агаты Кристи, как бог на душу положит или как захочет левая нога!

     Сериал этот сняли новые, современные, то есть заметно изменившиеся, англичане. Агата Кристи с её традиционными ценностями и апологетикой закона уже не вписывалась в новую картину мира. И Агату подправили.

     Самая мелкая правка - это перенос действия в 50-60-е годы. 30-х годов и межвоенного периода там нет вообще. Первый роман с мисс Марпл появился аж в 1927 году, и, следовательно, пожилая дама была довольно взрослой в годы Первой мировой войны, а большую часть жизни прожила при королеве Виктории. Именно "традиционной викторианкой" её представляли в романе родственники, соседи и знакомые. Она даже изогнутые ножки столиков обёртывала в вощёный ситец. Ну вот и всё. Всё ясно. Распалась связь времён, как говорил герой одной английской пьесы...

      На протяжении пяти лет роль мисс Марпл исполняла Джеральдин Макэван (1, 2 и 3 сезоны). С 2009 по 2013 год эту роль исполняла Джулия Маккензи (4, 5, 6 сезоны).
     Мисс Марпл в исполнении Джеральдин Макэван - карикатурная старушонка, одетая в какие-то обноски и затрапезную шляпку; любопытная, везде сующая свой нос приставучая особа с горящими от любопытства глазками; неприятная и назойливая соседка, нежданная гостья или навязчивая постоялица; бабулька себе на уме с хитреньким выражением морщинистого личика размером с кулачок. В советских фильмах такими делали кикимор, Баб Ёг и ведьм, замаскированных под обитательниц коммунальных квартир. 
 
     Ну допустим, что это была игра и сознательная провокация. Есть же такой приём - ломать стереотипные представления о персонаже. Все привыкли к тому, что Гамлет - симпатичный интеллектуал с душевными страданиями; а давайте его сделаем неопрятным лысеющим толстяком с манией преследования! Вспоминается персонаж Ролана Быкова из фильма "Искренне Ваш" - глупый и амбициозный режиссёр, который "переосмыслил" басню Крылова "Стрекоза и муравей": "А Вам не кажется, что басня сегодня требует новой трактовки? Ведь муравей-то выглядит достаточной скотиной. К нему прилетела стрекоза, она всё лето пела, она - артистка! А он ей: "Ну поди-ка попляши!". Ну что это такое? Просто хамство! Мог бы пожалеть её как девушку. Ну согласитесь, Вы как муравей, пожалели бы юную стрекозу, я так считаю? А?". 

     И провокация удалась. Удалась как провокация, и не более того. Многим категорически не понравилась такая "вывернутая наизнанку" мисс Марпл.

     Мисс Марпл оказалась не Немезидой, каковую играла Джоан Хиксон, а очень жестокой индивидуалисткой, которая утверждает себя в обществе посредством ума и наблюдательности. Её талант распутывать сложные истории - это дар и инструмент, который не служит никакой высшей цели. Старушка резвится и развлекается от скуки. Это знакомая нам старуха Шапокляк, но имеющая кое-какие средства и широкие связи. 

      Было бы наивным полагать, что авторы хотели создать другую мисс Марпл. Такую и хотели! Англия к 2000-м годам растеряла свою мощную и суверенную государственность; их премьеров стали дразнить "болонками" американских президентов. И зачем служить такому государству? Это же не Британская империя. Вот и стала мисс Марпл не служительницей всесильного закона и однозначно понимаемой справедливости, а "частным лицом" на службе у своих собственных, довольно извращённых, интересов. Не дай бог иметь такую соседку! Страшная бабка! И в фильме появились элементы триллера... То есть гордые англичане пошли по пошлому американскому пути. Жаль.

      Вторая уступка времени - это стёб и комедийность. Но эта комедия не поддерживала традицию тонкого английского юмора, а, скорее, соответствовала жанру грубоватых комедийных шоу. Весёленькая музыка, заставляющая вспомнить водевили с цыганами и скрипками, отсылает к сценкам "Монти Пайтон" или к "Шоу Бенни Хилла", например.

     Итак, этот опыт создания мисс Марпл не удался. Вернее, он удался, но мисс Марпл стала неузнаваемой и чудовищно осовремененной.

     А подход авторов фильма к литературному материалу, который можно назвать постмодернистским стёбом и экспериментаторством, привёл вот к чему:
- романы и рассказы кромсали, переносили сюжетные линии и героев туда-сюда и опять обратно;
- добавляли нелепые ситуации с привидениями и прочей белибердой (чего в романах Агаты Кристи вовсе не было); вставляли красочные индийские пляски, если в романе А. Кристи просто упоминалось одной фразой, что героиня родилась в Индии;
- героев романов "переосмысливали", подключив к этому делу явно простимулированную какими-то веществами фантазию: бывшего военного и предпринимателя превратили в циркачей, скромного капитана сделали преемником премьер-министра Черчилля и т. п.;
- меняли линию и логику расследования, мотивы преступлений и переназначали самих виновных в преступлении;
- изменяли любовные и семейные линии, создавая по ходу действия большое количество странных пар;
- густо намешали "толерантности" и "элтонджонистости": некоторые герои внезапно превратились в лесбиянок и гомосексуалистов; эти типажи просто кишмя закишели в историях про убийства и деревенскую жительницу пожилого возраста.
      Цирк с конями - да и только! Кино и немцы! Нет, кино и нонешние англичане!

      Сразу в 1-й серии 1-го сезона "Тело в библиотеке" (сериал с Джейн Хиксон тоже начинался с этой истории) сценаристы выкинули традиционную любовь как нечто устаревшее и не заслуживающее внимания и слепили двух героинь в экстазе лесбийской любви . В 4-й серии, кстати, две пожилые обитательницы деревни заметно омолодились и тоже создали, к удивлению зрителей, аналогичную пару.
     Во 2-й серии 1-го сезона "Убийство в доме викария" появились красочные сцены с задиранием юбок и обнажением бюстгальтеров. В этой же серии Джейн Марпл повела разговоры с соседками о "потребностях" женщины в постели, а с полицейским инспектором - о сексе. Да, кстати, здесь появились новые персонажи - герои французского сопротивления (господи, эти-то к чему?).
      Второй сезон открылся такой вампукой, что только диву даёшься! Кто и в каком состоянии писал этот сценарий? Виски и пивом тут дело явно не ограничилось. А ведь это всем знакомый роман "Забытое убийство"! Даже становится жалко придуманную героиню - бедную девушку Хелен. Всех, кто знал юную Хелен (а в романе это были добропорядочные люди, порой не знакомые друг с другом), сценаристы собрали в труппу, забавлявшую провинциальную публику эстрадными номерами. Там были китайские фокусники, игрицы на ксилофоне, чечёточницы и певицы с цветами и перьями в волосах. Ааааааааааа!!! А ещё Хелен сделали воровкой и приписали ей черты и жизнь другого персонажа.... Ну за что это бедной Хелен, пусть она даже и придумана?
     И с другими произведениями Агаты Кристи поступили точно также. Даже ещё хуже. Какая простая, красивая и интересная история рассказана в романе "Загадка Ситтафорда"! А из неё сделали водевильный сумбур, да ещё и с привидениями. Сколько сюжетов разных произведений здесь было намешано, и сколько персонажей было сшито-слеплено по методу доктора Франкенштейна - даже разбираться не хочется. Ну зачем понадобилось Эндерби превращать в Барнэби, а Нарракота в Эндерби, а? Кстати, в этом романе не было мисс Марпл, а сыщиком-любителем была активная молодая особа Эмили Трефусис. В романе милая Эмили готовится к свадьбе, а здесь её отправили в заокеанское путешествие с... правильно, с особой женского пола.
     Ну, и кратко о некоторых иных новациях в первых 3-х сезонах...

     Вот так выглядит "традиционный" отель "Бертрам". Ну это ещё можно понять: приехал американский джаз. Допустим. А вот почему наивнейший и вечно рассеянный каноник Пеннифазер стал нацистским преступником Кохом, да к тому же ещё и "палачом Риги"? Ну хоть не соратником Усамы бен Ладена, и то хорошо!
         Несчастную Верити Хант из романа "Немезида" сделали монашкой, убитой другими - злобными и фанатичными - монашками. Нет же никого более страшного для безопасности Британии, нежели монашки! А в этой серии они столько трупов накрошили - эти монашки! Даже пришлось из других романов и рассказов мёртвые тела подбрасывать. Монашкам.
     Не знаю, как это испытание выдержали англичане, а мы бы с ума сошли, если бы сценаристы придумали и сняли детектив про то, как сыщик Путилин вместе с Глебом Жегловым искали убийцу старухи-процентщицы Алёны Ивановны и её беременной сестры Маньки Облигации, при этом подозревали бы Катерину Измайлову, Федю Протасова и Пашку Америку, но в итоге к правильному заключению пришёл бы коронёр райисполкома майор Пронин, который с подсказки следователя и медиума Стаса Тихонова нашёл бы настоящую преступницу и фашистку Магду Тодгаст, которая варила в своей аптеке метопроптизол вместе с профессором-предателем Панафидиным, поваром Смердяковым и любителем топоров Раскольниковым. Да, и чтобы Магда была лесбиянкой. (Хотя почему такое недоверие к кинематографистам с российскими паспортами? У нас же неполживые и богоизбранные режиссёры наснимали фильмов типа "Сволочей", "Штрафбата", "Степи", "Юрьева дня" и прочей хиромантии).

       Но что-то, по-видимому, щёлкнуло в мозгах британских кинематографистов. Или зрители пригрозили поступить с авторами сериала, как когда-то Генрих VIII поступил с Анной Болейн, или как Гамлет поступил с Розенкранцем и Гильденстерном?

     И в 4-м сезоне появилась другая мисс Марпл - Джулия Маккензи с её пронзительными голубыми глазами и страдальческим выражением лица. Мисс Марпл снова одели в хорошо скроенные пиджачки и аккуратные шляпки, вернули ей манеры английской леди и удалили тему садистской жестокости изощрённого ума этой старушки. По-видимому, тоска по образу, созданному Джоан Хиксон, разрывала сердца британских зрителей, и некоторые кадры новых серий с этой актрисой стали до боли были похожими на старый сериал. До боли. И это мило. 
      Итак, 1-3 сезоны отличаются от 4-6 сезонов. И главное отличие - это Джулия Маккензи, которая умудрялась заполнять собою всё пространство и играть "идею" и "старую добрую Англию". Неслучайно зачастили сцены с длинными проходами героини, которая сгибалась под тяжестью чемоданов и ответственности.

      Первая серия с Джулией Маккензи "Карман, полный ржи" была настолько близка к литературному оригиналу, что измученному зрителю было трудно в это поверить. Неужели в историю семьи Фортескью и тайну чёрных дроздов ничего не добавили? Неужели нет диких монашек, шпагоглотателей и охотников за нацистами? Зрителям было подарено удовольствие смотреть и смаковать оригинальную историю про колониальную империю и урановые рудники в Африке. Конечно же, всякий сценарий отличается от романа просто потому, что это сценарий. Но здесь, слава богу, основную сюжетную линию не тронули.

      И Джулия Маккензи - это, безусловно, мисс Марпл! И эта мисс Марпл особая: добрая, чуткая, остро чувствующая чужую боль и несправедливость. Поразительно, но эта мисс Марпл никогда не "играет" зантересованность: она, действительно, поглощена установлением истины. Она дама активная и иницитивная, но при этом деликатная и даже стеснительная. И нет в ней снобизма. И она - леди. И нет в этом образе никакой карикатуры. И она красива, как и несравненная Джоан Хиксон... 

     Однако, рука фантазёров-сценаристов коснулась и серий с Джулией Маккензи. Уже 2-я серия, снятая по роману "Убить легко", - яркое тому доказательство. Что может быть лучше предположения, что обозлённая и брошенная женщина готова на любую месть? В романе эта дамочка укокошила 7 человек! Ан нет, эту историю дописали, приплетя каких-то незаконнорожденных детей, прибывших из Америки, и уменьшив количество жертв. Да, и мисс Марпл в этом романе не было... 

     Со следующими сериями - та же история... Ну не написала Агата Кристи столько историй про мисс Марпл! Ну что тут поделаешь! Приходится выкручиваться. И кое-где киношникам изменял вкус, кое-где была видна дешевизна "картинки" и торопливость съёмки, кое-где вылезала пресловутая вампука или разлюли-малина. 

     И 3-я серия 6-го сезона - "Ночная тьма" - окончательно закрыла этот эксперимент. Этот фильм был скорее похож на американские картины "Исчезнувшая" или "Прежде чем я усну" и проч. продукцию, сделанную по формуле "триллер-хоррор-монстр и Фрейд". И мисс Марпл была там лишней. (Хотя знатоки творчества Агаты Кристи отметят, что подобный приём "рассказа от первого лица" использовался ею в романе "Убийство лорда Эджвера").

      И всё-таки Джулия Маккензи сделала своё дело - спасла свои обаянием провальный сериал и продлила его на четыре года. Её мисс Марпл была добрым ангелом. Трудящимся ангелом. Но и ангелы не всесильны.

          Не будем брюзжать. Сериал кое-как растолкал аналоги и занял-таки своё место. А как хорошо под него шить и гладить! Картинки яркие и по-британски оформленные: дома, усадьбы, интерьеры, садики, цветочки, поля, горы, шляпки, чашечки, зонтики, яркая губная помада, хлопья искусственного снега, платья с блеском и декольте, саквояжи, ковровые сумки... А какая изящная у второй мисс Марпл сумочка для рукоделия!
Домик и садик мисс Марпл.
Второй домик и второй садик второй мисс Марпл.
     Особенно порадуют британские актёры, глаз к которым уже привык и которые основательно обжились в российских телевизорах.

     Есть вот этот актёр, который в другом сериале учил неопытного Конан Дойля... Как его?.. Ну этот...
     Есть вот этот актёр, который играл потешного бородача в шотландской юбке в фильме "Четыре свадьбы и одни похороны".
      И этих актёров мы полюбили со времён "Четырёх свадеб"!
 
     Есть и вот этот инересный актёр, который играет везде.
     А вот эта тётенька играла в американском фильме-мультфильме про собачку-полуволка, которая привезла лекарства на Аляску что ли...
     О! А вот этого все знают: он бегал от мумии, играл смешного инспектора Клота и в одной серии про Пуаро убил злую старушку... А вообще, он тоже везде.
     А эта актриса была училкой с метлой в Хогвардсе, а в сериале про того же Пуаро стала его подругой-компаньоном Ариадной Оливер.
      И это та самая фактурная актриса, которая в мимимишечном и сюсюсюшечном сериале про королевскую почту играла пьянчужку в корсете.
     Ой, а это помощник инспектора Льюиса из сериала про преступления в Оксфорде. Как мило!
     А это Тимоти Далтон, он играл Джеймса Бонда. Это все знают. Ивана Северьяныча Флягина не знают, а Джеймса Бонда и Человека-Паука знают.
     А это актёр с такой сложной фамилией... Это же он играл Шерлока Холмса с компьютером в голове, а сейчас пытается блистать в роли Гамлета на театральных подмостках Лондона!
     О, а это "пухленькая девушка" Натали - возлюбленная премьер-министра из "Реальной любви"!
     А этот актёр из "Аббатства Даунтон". Тоже все знают.
     А эту персону узнает тот, кто долго живёт и помнит американский сериал "Династия".
     А эта актриса в другом сериале изображала пацанистую помощницу инспектора... инспектора... их так много! Короче, какого-то инспектора-красавца.
          И ещё много, много, много знакомых лиц.
 
_________________________________________________________________
     Это только начало... Шить под детективы - очень приятно и удобно.