четверг, 30 июля 2015 г.

Лоскутное одеяло "Летний вечер, тёплый самый". Блок "Колодец" из полосок одной ширины: вариант рисунка.

 

     Когда ничего не хочется, то ничего и не делаешь: душа покойна, тело расслаблено, ничто не тревожит, и не приходит в голову мысль, что без твоих творений мир соскучится и одичает.

     Но если идея залетела в голову, то спасу нет! Возникает острое и тревожное ощущение, что во всём мироздании есть какая-то дыра, какая-то пустота, которую нужно заполнить и разукрасить. Всё уже готово, мир с его атомами подвинулся: иди и делай, заткни эту дырку, а то она начнёт засасывать дух и материю, всё задрожит и перекосится, слоны поскользнутся, и Земля со всем своим содержимым рухнет со спины черепахи в бездонный океан.

     Упаси бог! Так надо спасти этот мир в одиночку, как Ной, Лилу, Корбен Даллас и супергерой с моторчиком!

     Цвет. А идея о супермиссии залетает в организм по-разному. В этот раз первые толчки беспокойства появились после покупки российской перкали. А там - "персидский огурец", "индийский огурец", "турецкий огурец", "бута", "след Будды", "индийский пальмовый лист", "персидский кипарис", "турецкий боб", "пейсли". Ах!

     О перкали. Любая статья о перкали начинается с упоминания того факта, что эта ткань использовалась при изготовлении крыльев для первых самолётов. Так и представляла, сострачивая стороны: лечу я на лёгком фанерном самолёте... на мне такой шлем с очками и белый шёлковый шарф... шарф развевается, развевается... озираю я горизонт и вижу крылья из перкали в персидских огурцах...
Наматрасник из перкали.
     И быстренько задумалось-придумалось лоскутное одеяло с изнанкой из этой ткани. Хочется задержаться в полёте.

     Блоки. О! У каждой лоскутницы свои предпочтения!  От одних узоров воротит, к другим душа амбивалентно-фиолетова, а другие нравятся и любятся. 

     Есть чудесный и простой блок "Колодец" ("Log Cabin") из прямоугольников , дошедший до нас из каких-то глубин языческой истории. В нём четыре стороны, движение по кругу за солнцем или против солнца и "земная ось", вокруг которой затеяно это движение. Что там зашифровано - всем понятно и никому непонятно. Если почитать антропологов и культурологов (где им только мозги форматируют?), то они в любой закорючке на древнем горшке увидят человека, Марс с Венерой и космический календарь. Но что-то в этом есть. Неслучайно и русские, которые называют блок "Колодцем", и иные, для кого это "Избушка", интуитивно выделяют центральный квадрат красным цветом: там центр движения, горнило, пуп земли, центр спирали, сгусток первоэнергии, какая-то горячая и таинственная хреновина.
     И вот тут-то - здрасьте! Давно этот блок шила и никогда не задумывалась над тем, в какой очерёдности сшивать полоски. А ещё важно вычислить количество полосок для блока нужного размера. А ещё нужно придумать мозаику из блоков, чтобы нутро признало её "своей", а не чужой, и появились силы сшить все эти квадратные лоскутные метры.

     Очень помог вот этот ролик из ютуба (хотя и журналы есть, и книги есть, и много видео-уроков было пересмотрено). 
Прекрасный ролик: мультики под "Вальс цветов" П. И. Чайковского.
     После долгих размышлений и бесконечного рисования черновиков (с полосками одинаковой ширины, с полосками разной ширины, с очерёдностью "светлый-светлый-тёмный-тёмный", "тёмный-светлый-светлый-тёмный" и т. д.) в качестве основы одеялочного рисунка был выбран вот этот простой блок, из которого можно сложить звезду из ролика.
Начинать со светлой полоски, заканчивать тёмной полоской.
Алгоритм "светлый-светлый-тёмный-тёмный" ("Ночной дозор" какой-то!).
С каждой стороны по три полоски. Ширина полосок одинаковая.
Размер блока - маленький.
     Детали блока "Колодец" мастера соединяют по-разному: 
а) выкраивают точные выкройки всех полосок;  
б) последовательно пришивают длинные полосы, которые отрезают, и затем проглаживают блок с каждой новой деталью и подравнивают его на резиновом мате; 
в) накладывают детали на подложку (бумага, неклеевой флизелин, ткань и проч.) и пришивают их по имеющейся или заранее нанесённой разметке. 
Ткань в четвертушках. Её мало. И её жалко.
(Ах, как придумали: продавать ткань пипетками! 
И возникает ощущение, что это нечто бесценное!).
Самый экономный способ шитья и кроя: по готовым выкройкам.
Долевая - вдоль полос.
Точные выкройки всех деталей с припусками в 0, 7 см.
Для простоты можно выкраивать детали с 5 мм после запятой: 
не 3, 4 см, а 3, 5 см и т. д.
    При таком способе кроя можно рассчитать размеры и количество полосок для одного блока: 1) для тёмного цвета, 2) для светлого цвета. Получится матрица-формула для расчёта количества деталей каждого цвета.
     Матрица-формула (нужна, если шить без подложки с разметкой). Получается такая длина деталей при ширине полосы 3, 5 см:

центральный квадрат 3, 5 см

1-й светлый цвет - 3, 5 см и 5, 5 см
2-й светлый цвет - 7, 5 см и 9, 5 см
3-й светлый цвет - 11, 5 см и 13, 5 см

1-й тёмный цвет - 5, 5 см и 7, 5 см
2-й тёмный цвет - 9, 5 см и 11, 5 см
3-й тёмный цвет 13, 5 см и 15, 5 см.

     Если идентичных блоков нужно, например, 8 штук, то все данные следует умножить на 8. И вырезать, бубня: "1-й тёмный цвет, полоска длиной 5, 5 см - 8 штук; полоска длиной 7, 5 см - 8 штук...". Всё равно путаешься, но не фатально. Можно простить себе эти ошибки, если в общей сложности нужно выкроить 1 820 деталей.

     Зачем все эти выкройки и циферки? Да потому что я всю голову сломала! Целую неделю потом думать не могла, жила на автопилоте. Слава богу, за жизнь накопились рефлексы, с помощью которых можно сохранить себя в живой ткани общественных связей: здравствуйте! на завтрак яичница! как дела? новости слышали? аспирин и супрастин, пожалуйста! Ларисочка Иванна, вы прекрасно выглядите! с Ленинградки на 1-ю Аэропортовскую! в 7.30, 14.40 и 21.20! белое и цветное вместе не стирать! здесь одностороннее, куда ты прёшь? да пошёл ты, козёл! отлезь, гнида! Москвошвея, пивная, ещё парочку, ещё парочку!

      Рисунок, мозаика из идентичных блоков. Ни один из рисунков, представленных в журналах и интернете, не нравится. Наверное, это даёт о себе знать желание самовыразиться и запечатлеться в пространстве во всей своей яркой и неповторимой индивидуальности. Понятное желание.
Схема одеяла. Геометрия.
Каждый цвет карандаша - 
свой набор из 3-х (для светлого угла) или 4-х (для тёмного угла) тканей. 
13 наборов "тёмный-светлый" и 3 варианта блоков без углов. 
Хотя при шитье, конечно, возникнут вариации.
Эта схема - как военная карта; 
а что получится на самом деле и кто победит - никому не известно.
     Шитьё собственно. Первые 10 блоков шьются в состоянии упоения: творчеством, гордостью,  красотой, гармонией, точностью, а также обнаруженной походя и непринуждённо ещё одной прекрасной стороной своей личности (я могу сшивать полоски!). Но потом! Потом темнеет в глазах, начинают дрожать руки, и роятся вокруг головы психи, психи, психи, психи... 

     Не помню, сколько времени ушло на изготовление 140-а блоков. Забыла. Помню только, что   бегала от стола к машинке и всё время что-то считала: количество блоков одной расцветки, длину полосок, площадь оставшейся ткани... 

     Да, ткани не хватало ни на что! И пихала я ту или иную ткань в блок в полуобморочном состоянии. (Человечество знает много способов введения человека в состояние  транса: пожевать лист лавра, поголодать, подышать какими-нибудь парами из какой-нибудь расщелины, проговорить или пропеть что-нибудь ритмичное и желательно бессмысленное, посмотреть на мигающие огоньки, применить внутрь этиловый спирт или продукты естественного брожения, послушать электрогитары с ударными в закрытом помещении, посидеть с ребёнком два года дома и проч. К этому списку нужно добавить лоскутное шитьё. Эффект тот же! Сознание расширяется, расширяется, и через два дня можно ждать от себя пророчеств и просветлений. Можно, как Пифия, принимать посетителей и советовать: "Иди на вон тот город! Вон ту страну завоюй! Думай на чёрного или на рябого!").
140 блоков.
     Борьба с тканью. Доведение блоков до кондиции. А когда гладить-то? Можно и сейчас. (При разных способах соединения деталей в блок "Колодец", о которых говорилось выше,  утюг появляется в разное время).

     На тряпку для глажки лоскутных деталей (а она есть, потому что надоело менять чехлы для гладильной доски) можно нанести разметку. Зачем? "Колодцы" стянуты по диагоналям - там, где многочисленные углы, - а в средней части четырёх сторон стремятся изобразить дугу, выгнувшись наружу. 

     Это - физика, и никакого отношения к мастерству швеи эти выкрутасы лоскутных блоков не имеют: там, где много швов, будут держаться, а там, где мало - будут "гулять" туда-сюда. А нам этого "туда-сюда" не надо, у нас тоталитаризм! 
Разметка на тряпке.
      Положив блок на разметку, можно вписать внешнюю линию в квадрат. Как? Водить кончиком утюга снаружи внутрь с каждой стороны, гоня волну к центру. Внешние срезы станут прямыми, а лишние миллиметры спрячутся " накатом" в швах.
И получится идеальный блок, вписанный в квадрат разметки.
      Стандартизацию блоков можно завершить, выравнивая мелкие огрехи на резиновом мате.
     От частного - к общему. От блоков - к полотну. Сборка.
     Вот он и настал - момент истины. Что же такое вышло? А? А? А?
Поехали!
 Звезда!
 Сейчас проклюнется "Голландская роза"
(в ролике она названа иначе, буквально - "Плотницкая звезда"; возможно, это намёк на Иосифа и игра слов; короче, не знаю, как перевести).
 Вот она!
(Фотографии, кстати, помогают устранить огрехи. 
Здесь один блок неправильно расположен).
 Сложилось! И солнце встало, символизируя восторг момента.
     Если присмотреться, то видно, что окончательный вариант сборки существенно отличается от эскиза. Это жизнь! И, зная эту особенность жизни и судьбы - дарить неожиданности, разбивать мечты и ломать стройные планы, - можно примириться с тем фактом, что одеяло укоротилось на 2 ряда.
Лишние блоки, не "сцепившиеся" с остальным рисунком.
     Соединяя блоки, пришлось кое-где перезаложить припуски, чтобы получилась "ступенька" из двух разнонаправленных припусков. Эта "ступенька" - великое правило лоскутное шитья. У китайцев - дао, у лоскутниц - "ступенька". Нужно потеребить место соединения, вставляя выпуклую сторону (где припуск сверху) в углубление (где припуск снизу). 
"Ступенька" - разложенные припуски 
при соединении деталей со встречными швами.
      Потом, конечно, нужно всё прогладить, особое внимание уделяя этим самым перезаложенным припускам. И станет видно, что все уголки сошлись. Можно смахнуть крошки с груди и расчистить место под медаль.
 Кайма. И что же делать дальше? Нужна кайма или не нужна? Лучше с ней или без неё? Делать или не делать? А ткани не хватает, и как же? Быть иль не быть - вот в чём вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними?

     Покончить! Пусть всё-таки будет.

     Выкроилась каёмка шириной 10 см (на большее ткани просто не хватает) + тёмная рамочка.
Кайму лучше кроить по долевой.
 Уголок.
     Соединение трёх слоёв: оборотной стороны, наполнителя и лицевого лоскутного полотна.
     Как можно воспеть процесс, когда нужно принять позу "на коленях" или "скрючившись"? Можно поискать рифму к слову "скрючились" и удивиться тому, как язык всё гармонично и кругло отражает: соскучились, мучились, измучились, перемучились, домучились, улетучились, навьючились, перевьючились, нахлобучились, вспучились, вздрючили, канючили, отчубучили,  наскучили и, наконец, замундштучились и размундштучились.  Всё так и есть, все слова описывают раскладку полуфабриката одеяла на полу и состояние раскладывающего. 
Соединение трёх слоёв булавками.
  
Синтепон дёшев, и в этом его преимущество. 
Но фирма "Гамма" не устаёт удивлять: кто у них там режет полотно?
Он не выносит прямых линий, как гениальный Гауди, 
или у него руки растут из неожиданного места?
     Стёжка. 
     На этот раз теорией напитывалась вот из этого ролика. 
      Тянуться за этой милой дамой - Nichole Rivera - задача неподъёмная: она рисует свои эскизы вслепую, отвернувшись от листа бумаги. Да и "почерк" у неё другой. А вот принцип создания рисунка стёжки можно позаимствовать: цветок + что-нибудь для заполнения пространства. 
    
 1-й раппорт - цветок.
 2-й раппорт: завитушка с возвратом по другой линии. 
Так проще. А рисунок получается милым.
3-раппорт - листик.
 Заполнение пространства рисунком.
     Такой рисунок предполагается разметать по всей площади одеяла. Кайма - из пёстрой ткани: никакие "перья" или иные бордюрные рисунки не будут видны.
     Мадейра Аэрофил № 120 практически не рвётся.
На стёжку одеяла пошло 2 катушки по 1 000 м (нить на катушке и на шпульке).
Начало - с угла.
А далее - как удобно.
     И в самом конце - бейка по периметру: на лицевой стороне - на машинке, на изнанке - ручной шов. Предварительно линии периметра нужно, конечно, обрезать, подравнивая.

     Ну вот и он - "Летний вечер, тёплый самый"...
     Что в итоге?
- Мир в общем и целом спасён и сохранён. Это одеяло появилось согласно чьей-то высшей воле или согласно закону Ломоносова-Лавуазье (что одно и то же, только разными словами). Если где-то что-то убыло, то одеяло - это то, что прибыло. В мире опять гармония. Вот и хорошо.

- Блок "Колодец" прекрасен своей неожиданностью и тем, что рисунок квилта из этого блока - сюрприз и для мастера тоже. А не для этого ли восторга всё и затевается?

- Цвет одеяла - летний, тёплый, слегка приглушённый. Огромную роль сыграла ткань не из коллекции "Country French"(а одеяло, в основном, из тканей этой коллекции) - та красная в горошек. И это неожиданный эффект. Именно эта ткань связала мозаику воедино.

- Перкаль с огурцами - прекрасный источник вдохновения. Пришлась к месту.

- Со стёжкой у меня свои особые отношения. И удаётся она лишь в том случае, когда в начале работы звучит: "Ээээх!!! Поехали! А что будет - то и будет!".

- "Летний вечер, тёплый самый..." - это, конечно, песня  "Цветов" первого состава; и песня эта допустима лишь в исполнении Александра Лосева.

Вот это, как мне кажется, оригинал с пластинки.


-  Лето, оставившее после себя лоскутное одеяло, - доброе лето. Есть у меня покрывало "Июнь-июль" 2013 года; а это новое лето и новое одеяло 2015-го года - тёплое, парное, сочное. 
     А ещё лето оставило: белые грибы, лисички, клубничное варенье, варенье из малины, варенье из смородины, яблоки, вишнёвый компот. И память о красных закатах... "Летний вечер, тёплый самый, был у нас с тобой. Разговаривали с нами звёзды и прибой"... 
 *******************************************************