среда, 20 мая 2015 г.

20 традиционных лоскутных блоков для "деревенского" покрывала.

  


     *****Блоки и их названия... В основе появления так называемых "блоков" в лоскутном шитье - мысль о том, что сшивать большое полотно лучше из отдельных готовых элементов. Большое - из маленьких. Это, действительно, гениальная догадка, и поставить её можно рядом с изобретением иглы, колеса и триммера для носа. Правда, актуальна она лишь для малой части населения - любителей тряпичных обрезков.

     А названия? Здесь много традиций, и главенствует пока англо-американская. А земные культуры всё-таки разные, традиции разные, истории разные и языки разные. И как-то неловко произносить вслух, что я, мол, шью блок "Звезда Барбары Фритчи". Какая такая Барбара? Чем интересна? А, это женщина-янки, которой  не нравились конфедераты из южных штатов. А до этой Барбары никто не мог нарисовать звёздочку в квадрате? Греки, римляне и византийцы с их геометрией и мозаикой - дети по сравнению с Барбарой; русские, пока не прочитали про Барбару, вообще о треугольниках ничего не знали; арабы с их арабесками тоже стоят в сторонке...

     Часть названий блоков логична и проста, поскольку рисунки легко читаются человеком любой культуры как уже знакомый и довольно простой образ. Ну, "Logcabin"-"Бревенчатый домик". По-русски можно перевести как "Избушка". Но у нас этот блок называется "Колодец", и это не убить. Колодец, избушка, брёвна в ряд - логично, и даже слышна перекличка культур. "Ананас" и правда похож на ананас, и название блока возражений не вызывает. "Карточный фокус" - этот блок любому человеку напомнит сложенные карточки. "Веер" - это веер, "Катушка" - это катушка, "Компас" - это компас, "Кленовый лист" очень похож на кленовый лист...

     Названия некоторых блоков можно принять, не находя в душе протеста. Но язык в этом случае будет перетирать неудобную форму прямого перевода и искать ему удобную замену. Например,  есть блок "Полёт диких гусей", сложенный из равносторонних прямоугольных треугольников, следующих друг за другом. Но "полёт... диких... гусей" - это по-русски не выговоришь, нужно три раза вздохнуть! И по интернету, книжкам и журналам уже замелькала русифицированная версия перевода - "Летят гуси". А "Летят гуси" потому, что в памяти всплывает "Летят утки, / Летят утки / И два гу-у-ся...". Многочисленные "Твистеры" русские лоскутницы переводят и как "Вертушки", и как "Твистеры". А всё потому, что с детства все помнят стишок С. Маршака, в котором обыгрывается и другой смысл слова ("твистер" - лгун и обманщик) : 
Мистер 
Твистер, 
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир...

- А вот что русский язык и русская общественность не примет никогда, так это отражение в названиях блогов доблестной истории США. Вот есть блок "54-40 или Война" (второй вариант перевода - "54-40 или Борись!"). А появился блок с этим чудаковатым названием в порыве жгучего американского желания отвоевать у Британии территорию для расширения штата Орегон, что они и сделали в 40-х годах XIX века. А патриотические дамы не только в воздух чепчики бросали, но и запечатлели в названии лоскутного блока географические координаты новой американской границы. 
     Кто с нормальной психикой захочет шить блок с названием "Война"? А "Борись!"? У нас иные аллюзии на это "Борись!".  Два комических Бориса, два анекдотических "борися"... Не стоит удивляться, если через некоторое время неудобное американское название блока с "борисями" преобразится в логичное и эмоционально окрашенное "Семь-сорок или Ой, вей!".
     
     Многие блоки в одном источнике названы так, в другом - сяк. И стоит ли запоминать их косноязычные переводы? Блок "Маслёнка" может называться и "Обезьяньи кувырки" ("Обезьяньи выкрутасы", "Обезьянья стая"); в одном месте можно найти название блока "Звезда чего-то", в другом - "Фиалка"... 

     Ну, и учитывая всё вышесказанное, не вызывает недоумения тот факт, что в блогах и дневниках русских лоскутниц часто встречается фраза "Нашла вот такой интересный блок". И без названия. 

     И я "нашла вот такой интересный блок"... А названия? Кому милы "Кольца любви", "Процветания" и "Рождественские ели в Вашингтоне" - пусть будут, а кому нет - можно проехать мимо этой ценной информации. Лоскутное шитьё от этого не пострадает.

*****Источники.
     Из два: переводная книжка американской дамы и японский журнал. Многие блоки есть и там, и там, поскольку они традиционные и широко известны.
*****Шитьё.
     Размер блоков - 20 см Х 20 см. Руками. По трафаретам. Шов "вперёд-иголку". Некоторые детальки очень уж маленькие, и выхода нет.

     Основная идея проста: все понравившиеся блоки и рисунки не перешить, но попробовать по разу и по настроению некоторые из них - можно. А из таких разных блоков можно собрать какое-нибудь изделие, соединив детали сеткой.

     Ткани блёклые, некоторые - как раз из тех коллекций, что отсылают к стилю прошлого века. Пусть будет нечто "старинное", деревенское, бабушкино, "на печку".

     Ткань для оборотной стороны - "деревня" в чистом виде: прелестный мелкий рисунок в полосочку. А произведена эта ткань Трёхгорной мануфактурой. 
Трафарет-выкройка в натуральную величину: 20 см Х 20 см.
Вся технология: соединить углы и шить самым простым швом на свете.
________________________________________________________________
*****20 лоскутных блоков.

1 блок.
Источник.
     Никаких сложностей в понимании и рисовании схемы нет. Нужна лишь середина каждой стороны квадрата. Очень красивая звезда с мелкими деталями. В них вся прелесть.
 ________________________________________________________
2 блок. 
Источник.
     Деление стороны квадрата - по формуле Пифагора "сумма квадратов двух катетов равна квадрату гипотенузы". Сторона , таким образом, делится на: катет, гипотенуза, катет.
     А ромбы внутри - это можно нарисовать после простого деления отрезков (от угла звезды до центра) на 2.
_____________________________________________________________
 3 блок.
Источник.
    Каждая сторона квадрата просто делится на 3. А крутить звезду можно посолонь и противосолонь.
___________________________________________________________
4 блок. 
Источник.
     Это блок "Зубчатое колесо" ("Зубчатка"), но с листочками. Каждая сторона делится на 3 равных отрезка. (Я не переворачивала выкройки, мне было всё равно, куда направлены цветок или звезда).
________________________________________________________
5 и 6 блоки. 
Источник.
      Ёщё одна традиция лоскутного шитья - октагон или восьмиугольник, и звезды, вписанные в восьмиугольник.
     На чертеже в журнале видно, как с помощью циркуля определить точки 8-ми углов-лучей.
__________________________________________________________
7 блок.
Источник.
     Это та же восьмиконечная звезда, но в середине вместо восьмиугольника - треугольники. Можно играть с цветом, потому что в трёх цветах эта звезда маловыразительна.
_________________________________________________________
8 блок. 
Источник.
     Сетка 5 Х 5. Чертёж в журнале предельно ясен. 
__________________________________________________________
9 блок.
Источник.
     Сетка из трёх отрезков, центральный отрезок поменьше боковых.
     Принцип построения чертежа этого блока не поняла, рисовала по наитию, начиная с круга в центре, который нужно разделить на 8 отрезков (4 - побольше, 4 - поменьше).
________________________________________________________
10 блок. 
Источник.
     Чертёж прост - лучи проходят через середины сторон и диагонали. По-моему, угол луча - это выбор мастера. Можно 30 градусов.
     Моя звезда, как видно, изменена, и её пропорции доведены до изящества.
_____________________________________________________
11 и 12 блоки. 
Источники.
     Звёзды в сетке 3 Х 3. Потому у неё такие острые лучи. А видов таких звёзд - огромное количество. Всё зависит от оформления центрального и боковых квадратов.
_______________________________________________________
13 блок.
Источник.
     Маленький блок - квадрат с четвертью круга. А вариантов складывания рисунков из этого блочка - очень много. Среди них - знаменитая "Походка пьяницы" (и название у блока общечеловеческое!).
_______________________________________________________
14 блок. 
Источник.
     Это один из тех гениальных блоков, которые поражают воображение и заставляют заниматься лоскутным шитьём. Остроумный, красивый, гармоничный. А схема - лишь равносторонние прямоугольные треугольники.
_________________________________________________________
15 блок.
Источники.
     Сетка 3 Х 3.
____________________________________________________________
16 блок. 
Источник.
     Четверть круга. Радиус этого круга может больше или меньше, число лучей - произвольное. В одних источниках - это разновидность "Веера", в других, как видно, это "Бабушкина радость".
__________________________________________________________
17 блок. 
Источник.
     Сетка 3 Х 3. Простые линии и отрезки.
____________________________________________________
18 блок. (Окаймление вышивки).
Источник.
     Это вариация "Ананаса": вышивка + лоскутные детали по периметру.
     Этот блок собирают по-разному: из полос, углы которых после соединения деталей просто обрезают, или из трапеций. Здесь - из трапеций (по трафарету), потому что жалко ткань. 
___________________________________________________________
19 блок. (Тоже с вышивкой).
     Простая звезда вокруг мотива с вышивкой. И две фоновые ткани.
______________________________________________________
20 блок. (И опять вышивка). 
     Был использован чертёж предыдущей звезды, но детали в каждом секторе были перевёрнуты.
     Поскольку сторона была разделена не на одинаковые отрезки (маленький, большой, маленький), то возникает иллюзия квадратика с вогнутыми сторонами. 
     Этот принцип: крутить детали одного чертежа - давно известен. Например, вот этот блок складывается из деталей звезды в сетке 3 Х 3.
_____________________________________________________________
*****Сетка для блоков.
      Идея сетки была позаимствована из видео-ролика MissouriQuiltCo.
     Если на приведённой схеме из видео-урока на все блоки полоски можно лепить одинаково, то мне пришлось работать чётко по схеме: 1 блок - лево-верх, 2 блок низ-лево, 3 блок - лево-верх и т. д. по рядам.

     Ширина этих соединительных полосок может быть разной. Но всегда: длина короткой полосы = сторона блока + 2 припуска; длина длинной полосы = сторона блока + ширина полосы + 2 припуска. 
Окаймление блоков полосами. Заготовка. Раскладка.
Блоки + сетка.
Каёмка их разноцветных лоскутков, сшитых под углом 45 градусов.
Эта полоска нужна, чтобы как-то закончить рисунок, 
поскольку большой традиционной каймы не будет вовсе.
Готовый вариант покрывала с двумя каёмками.
Уже сложены 3 слоя: оборотная ткань, наполнитель и лицевое полотно.
Крепление изогнутыми булавками.
 
*****Стёжка.
     Логично такое "старое" покрывало простегать руками. Но в голову приходит мысль: нужно будет  сидеть и пыхтеть всё лето. Лучше всё-таки стёжка машинная: это всего день-два, а не целое время года.

    Как выбрать рисунок стёжки? А так: что я стегаю? что я умею? что мне нужно?

      Не надо смотреть в ютубе стёжку на профессиональных машинах со свободно движущимся рабочим коленом (там дамы держатся за ручки, как у велосипеда)! Так на домашней швейной машине не выстегать! Я смотрела. Зачем я это делала, кто-нибудь мне скажет? Там полотно статично, а игла, как кисть живописца, свободна в движении. А на швейной машинке всё наоборот: игла стоит на месте, а двигается полотно. Можно представить себе, ну, Леонардо, например, который закрепил кисточку в штативе и двигает под ней холст на подрамнике. Нарисует Леонардо "Даму с горностаем"? Сомневаюсь я...

     Прежде чем стегать свою вещь, надо ли прежде научиться выводить иглой все возможные рисунки? А зачем? В самом деле, надо ли, чтобы научиться делать яичницу, проштудировать книжку Елены Молоховец, поступить в кулинарный техникум и сдать экзамен по предметам "Супы", "Вторые блюда" и "Компоты"? Или так: надо ли, готовя с ребёнком стишок на детский утренник, изучить мемуары "Моя жизнь в искусстве" К. Станиславского, "Из прошлого" В. Немировича-Данченко, "Путь актёра" М. Чехова, а также "Дневники Директора Императорских театров" В. А. Теляковского? Нет, если в стёжке - вся жизнь и любовь, то...

     Стёжка у каждого своя, равно как и почерк. Всех нас в школе научили писать прописные буквы? Показали принцип письма (здесь не отрывать ручку от бумаги, здесь можно оторвать)? Да, научили и показали. И все мы это усвоили. Так почему почерки у всех разные? Одного можно подарить китайцам как знатного каллиграфа; а писанину другого можно понять, лишь подключив военную разведку и центр дешифровки.
Раппорты рисунка стёжки - завитушка и листик.
Листики - острые. Многократно обведены (так называемое "эхо").
Это "эхо" нужно тыкать во все дырки, чтобы заполнить площадь.
     Процесс стёжки.
     Пальцы болят, глаза болят, себя жалко... Больше никогда не буду стегать. Никогда. Никогда! Никогда!!! НИКОГДА!!!

     Это уже истерика. Знакома по прошлым работам. Пройдёт. Всё проходит...
     Один нудный дяденька со смешным именем, представившись царём, написал целую брошюру по этому поводу:
"...Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета!
...Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем?
...Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
... Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
...И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их; и вот, всё суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем.
...Конец дела лучше начало его; терпеливый лучше высокомерного".
_______________________________________________________
20 традиционных блоков в одном покрывале.
Фрагменты с блоками, завитушками и листиками.
Изнанка.
 ************************************************************