вторник, 27 января 2015 г.

Одеяло "300 БЛОКОВ и 3 000 ЛОСКУТОВ" (второе лоскутное одеяло из маленьких треугольников).

           *****Точнее, блоков-треугольников - 374, а маленьких треугольничков - 3 264.
      Это вторая версия  одеяла "3 000 ЛОСКУТОВ", сшитого вручную из мелких равносторонних треугольников по бумажным трафаретам. 

      Новое одеяло появилось на свет после волшебных слов: "Сшей мне такое же, как у тебя".

      *****Но, если первое одеяло сшито из хаотично расположенных треугольников (по принципу "куда кривая выведет", "на всё божья воля", "что получится, то и получится"), то для второго одеяла был выбран определённый раппорт рисунка - небольшой треугольный блок из 9-ти маленьких треугольничков.

     Глядя на готовые лоскутные работы, многие выражают стереотипные восторги: ах, как много труда вложено! А хитрый мастер стоит поодаль и думает: "Если бы вы знали, сколько удовольствия я получила во время шитья! А труд и время - это просто мера моего счастья. Я млела, млела, а вы думаете, я кандалы носила…" 

      Первое удовольствие при шитье такого одеяла - это подбор тканей для блока-треугольника. Вот так: включаешь блеск в глазах, слегка  их прищуриваешь, закусываешь кончик языка и копошишься в лоскутках. Ага, синий к голубенькому; вот здесь на жёлтеньком красные ягодки - к нему красный; а вот эти близки по тону и яркости; а на этой ткани цветочки, ко всякому цвету подойдут...
 
 
      Ткани по-прежнему разные: из разных коллекций х/б тканей для пэчворка, бязь, ситец, сатин, смесовая ткань от негодной одежды, подкрахмаленный штапель. А инструменты - самые простые: иглы, булавки, напёрстки, нитки, бумажные треугольные шаблоны, ножницы и кусачки. И коробочки для хранения шаблонов и готовых выкроек. И мягкое кресло. И яркая лампа.

      Во многих мифах и сказках швея или пряха - это ведьма или что-то аналогичное. Так вот она - ведьмина лаборатория. Здесь ведьма из ничего, из мусора и праха создаёт живую и красивую вещь.
     *****Не меньшее удовольствие - это расположение блоков в полосы и затем в единое полотно. В этом случае по-прежнему действует принцип хаоса. Главное - раскидать одинаковые и похожие по сочетанию цветов блоки подальше друг от друга.

      Здесь удовольствие примеряет на себя другой образ: творец, сеятель, миро- и градостроитель. Харизматические мужчины из божественной и мирской истории говорили: вот здесь будет океан, здесь будут горы, здесь водички налью и будет речка или море. А здесь? Здесь будет город заложён! Неужели не похоже: здесь будет красный лоскут и восторг, а здесь - бледный и грустный уголок, а вот тут возникнет драматическое сочетание белого и чёрного, а в этом углу поместим веселье в горошек, а вот тут будет русское патриотичное бело-сине-красное, и пусть вовеки веков "белый царь на синем море красуется"...

     Я шила по три ряда. Это ограничение возникло из-за количества булавок и бумажных трафаретов. Но можно и иначе: купить 4 коробки с булавками по 1000 штук, вырезать 3 270 трафаретов, сшить все блоки, а уж потом раскладывать, создавая определённый рисунок и ритм. А можно действовать "по уму": нарисовать эскиз на бумаге, уже на этой стадии выбирая цветовое решение, и шить блоки и целое полотно согласно подготовленному эскизу.

       И опять же вариантов цветового решения - миллионы. Цветом можно создать геометрию иного уровня - для более крупных участков квилта. 
      *****О математике и размерах.
      Маленький треугольник по-прежнему имеет сторону 4, 2 см.
В одном ряду по горизонтали - 20 целых блоков-треугольников и 2 - неполных (боковых); то есть число маленьких треугольничков - 64.
     По вертикали - 17 рядов из больших блоков-треугольников и, соответственно, 51 ряд из мелких треугольников.
     Прежнее одеяло было на 1 ряд больше в длину и на 1 ряд больше в ширину: 65 на 52. А в этом случае размер - 64 на 51. Здесь длину и ширину пришлось подгонять под ровное количество блоков-треугольников. 
Ручные швы. Соединение треугольников.
        *****А за новым углом опять подстерегает удовольствие! Лоскутное шитьё постоянно дарит поводы для любования своим внутренним миром и полученным образованием. Алгебра, например, нужна при расчётах размеров блока и целого полотна. А геометрия - для заполнения пространства разными фигурками. О, как много я знаю: треугольники, квадраты, кружки, ортогональность, тангенциальный, эквидистантность, пентагондодекаэдр, точка, точка, запятая... Решила проблему заполнения пустого угла и - довольна. Эвклид, Лобачевский и Перельман нервно курят в сторонке...

         Одеяло имеет прямоугольную форму, и, следовательно, нужно "выводить" рисунок на прямую линию. Для этого каждый ряд пришлось дополнить с двух сторон особыми фигурами - неполными треугольниками из 6-ти треугольничков.
Для левой стороны нужны два варианта таких боковых фигур.
Для правой стороны нужны точно такие же фигуры. 
Но располагать их нужно в соответствии с рисунком, то есть просто перевернуть.
Видно, что боковинки для правой и левой стороны идентичны.
(Розовая и синяя фигуры перенесены с правой стороны ряда).
Ещё раз: для боковинок нужны 2 варианта фигур из 6-ти треугольничков.
Вот такие.
       *****В этом рисунке есть всё: и хаос, и порядок; и гармония, и дикое смешение красок; и возбуждение, и умиротворение; и симметрия, и излом проекции; и бытовая приземлённая простота, и какая-то космическая многозначительность; и поэзия с рифмой, ритмом и размером, и проза - бесконечная, тягучая, плавная; и ми-ми-ми, и ни фига себе! 

      Во время проглаживания полотна можно вдоволь налюбоваться.  И всё способствует занятию самовосхищением: тепло от утюга; сумрак комнаты; тёплые тапочки; бормотание телевизора; отсвет на шторах; колыхание и шебуршение двухметрового лоскутного полотна; щекотание щиколоток волнами мягкой ткани; и отпариватель "пшшш-пш-пш"; и шёпот мебели и утвари: "Наша девочка сшила что-то новое. - Да-да, она хорошая - наша девочка"; и тишина, и счастье…
        *****Вот и пришло время иных удовольствий: физических упражнений и прикладного материаловедения. Это нужно на этапе соединения трёх слоёв квилта и простёгивания.

      Нужно достать большие отрезы ткани и задуматься. Недовольно надуть щёчки, как избалованная барынька в галантерейной лавке, и заняться трудным выбором, какую же ткань использовать для оборотной стороны одеяла? Ах, душенька, эта вовсе не годится: бордо нынче не в моде! А вот эта хороша, чудо как хороша! 
Х/б ткань для оборотной стороны квилта. 
Так и преподносится продавцами - "широкая ткань для оборотной стороны квилта".
 Ширина - 3 м. Цвет - тёплый серый в каких-то невнятных цветочках с завитушками.   
Размер отреза - чуть больше, чем лицевое полотно (по всем сторонам периметра сантиметров на 5-10).
Растянуть на полу и приклеить малярным скотчем.
Синтепон 150 г/ кв. м.
Между прочим, в растягивании синтепона и в неторопливом разглаживании его синтетических мохнатостей тоже есть удовольствие. Тянет на домашнюю поэзию: "Ложись, ложись , мой синтепон, / Как снег ложится на балкон…" или так: "Пощекочи мои нервные пальчики /  Так, как целуют усатые мальчики…"
И лоскутное полотно сверху.
И опять - нетрудно! Полотно, намагничиваясь, буквально приклеивается к наполнителю.
На поэзию не тянет, но в памяти всплывают: гладь моря, рука, скользящая по песку...
Сколоть изогнутыми булавками для квилтинга.
Обрезать, оставив лишние сантиметры наполнителя и изнанки.
Можно приметать по периметру.  Для пущей точности и аккуратности можно проложить несколько намёточных швов по всему полотну.
      *****Стёжка будет, как и у прежнего одеяла, - прямыми линиями по границам фигурок. Но с верхним транспортёром. С ним всё-таки удобнее, и стёжка получается качественнее.

      Стёжка - это какое-то завораживающее занятие. Казалось бы, ничего особенного. Но превращение трёх слоёв в одно целое, да и к тому же рельефное, пушистое, мягкое - это прелесть! То есть прельщает. Почему Ева повелась на гранат? Прельстителю-обольстителю нужно было показать ей стёганое изделие, и мировая история началась бы раньше.
Верхний встроенный транспортёр. 
Лапка у такого транспортёра помассивнее, чем обычная лапка. 
Просто надо привыкнуть и приноровиться.
Стегать на приставном столике - чудо как удобно.
По совету мастеров стёжку следует начинать с середины, а дальше двигаться к краям.
И опять шов, имитирующий ручную стёжку.
Нитки - Мадейра Аэрофил № 120. 
     Есть таинство брака. Там всё божественно, тепло, темно и хорошо. А есть таинство шитья…
      *****Последнее, что нужно сделать, это пришить бейку.
      *****Особенности такого вида лоскутного изделия:

- О том, что это занятие дарит секунды, минуты, часы, недели и месяцы наслаждения - писать излишне. Дарит.

- Требует много труда. "Запоем" сшить квилт такого размера вручную не удастся. Требуются перерывы.

- Не требуется дополнительная ткань помимо той, что уже есть в доме. Не существует проблемы подбора тканей. А подбор ткани и цветовой гаммы изделия - это самое рискованное занятие! Даже купив готовый набор тканей, мастер не избавлен от необходимости подбирать фоновую ткань и ткань для каймы и бейки. А здесь ничего не нужно. 
      С долей иронии можно сказать, что одеяло такого типа - ответ на санкции, то есть работа без лишней траты денег на материалы и инструменты. Что есть - то в работу. 
      Лоскутное изделие, сшитое вручную, вызывает иные чувства и ощущения, нежели изделие, полностью выполненное на машинке. Оно более "тёплое" что ли. Более домашнее. Одним словом - рукодельное. И соответствует первоначальному пониманию словосочетания "лоскутное шитьё": шитьё из остатков тканей, создание красоты из ничего, рачительность и бережливость, случайная мозаика из остатков жизни и её циклов. 

- Для продажи такое одеяло не годится, только для себя! Жалко! А одеяло на продажу можно сшить на машинке, используя приёмы облегчения кроя и соединения деталей.

- Картинка, фотография - одно, а реальное впечатление от такого изделия - другое. Глаз никогда не берёт в фокус одеяло целиком, поэтому общая композиция совершенно не важна. Если только для форса в интернет-дневнике, куда помещаются фотографии. В реальной жизни человек видит небольшие фрагменты одеяла,  а они - маленькие, миленькие и всякий раз разные. 

- Что-то должно быть внутри мастера такое… Такое, что позволяет долго и терпеливо трудиться. Экзамен для самой себя? Может быть. Желание очистить, наконец, коробку с разноцветными лоскутами и сделать дело, которое давно надо было сделать. И этот стимул подойдёт.
      Любовь? Конечно, любовь. Это в 15 лет кажется, что любовь - это "я подарю тебе звезду", "я отдам тебе свою жизнь". Только "я отдам тебе свою жизнь" - это не подвиг с картинным взмахом руки и красиво отставленной при этом ножкой. Это в буквальном смысле отдать жизнь: всё своё время, все силы, умения, всю физику своего тела и всю нефизику своей души. 

      "… - А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?
     - Чего бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков солёных?
     - Пожалуй, хоть и рыжиков и пирожков, - отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками.
     За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушёными рыбками и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни. За обедом обыкновенно шёл разговор о предметах, самых близких к обеду.
     - Мне кажется, как будто эта каша, - говаривал обыкновенно Афанасий Иванович, - немного пригорела; вам этого не кажется, Пульхерия Ивановна?
     - Нет, Афанасий Иванович; вы положите побольше масла, тогда она не будет казаться пригорелою, или вот возьмите этого соуса с грибками и подлейте к ней.
     - Пожалуй, - говорил Афанасий Иванович, подставляя свою тарелку, - попробуем, как оно будет.
     После обеда Афанасий Иванович шёл отдохнуть один часик, после чего Пульхерия Ивановна приносила разрезанный арбуз и говорила:
     - Вот, попробуйте, Афанасий Иванович, какой хороший арбуз.
     - Да вы не верьте, Пульхерия Ивановна, что он красный в средине, - говорил Афанасий Иванович, принимая порядочный ломоть, - бывает, что и красный, да нехороший.
      Но арбуз немедленно исчезал. После этого Афанасий Иванович съедал ещё несколько груш и отправлялся погулять по саду вместе с Пульхерией Ивановной. Пришедши домой, Пульхерия Ивановна отправлялась по своим делам, а он садился под навесом, обращённым к двору, и глядел, как кладовая беспрестанно показывала и закрывала свою внутренность и девки, толкая одна другую, то вносили, то выносили кучу всякого дрязгу и в деревянных ящиках, решётах, ночёвках и в прочих фруктохранилищах. Немного погодя он посылал за Пульхерией Ивановной или сам отправлялся к ней и говорил:
     - Чего бы такого поесть мне, Пульхерия Ивановна?
     - Чего же бы такого? - говорила Пульхерия Ивановна, - разве я пойду скажу, чтобы вам принесли вареников с ягодами, которых приказала я нарочно для вас оставить?
     - И то добре, - отвечал Афанасий Иванович.
     - Или, может быть, вы съели бы киселику?
     - И то хорошо, - отвечал Афанасий Иванович…"

     Есть версия любви "по Джульетте": влюблённость, физическое влечение, сексуальный опыт и нелепая смерть в результате применения запрещённых препаратов и колюще-режущих предметов.  А есть любовь "по Пульхерии Ивановне". И любовь Пульхерии Ивановны - настоящая. Потому что у Джульетты с Ромео - лишь начало, лишь попытка быть вместе, соединить свои жизни и начать, наконец, варить друг другу кисели и запекать мясо в горшочках.

      А если вспомнить, что Пульхерия Ивановна ещё и рукодельничала!.. "Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узелков и мешком с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шерстью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетия, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала всё, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится".

     Так что, это одеяло - свидетельство любви по версии Пульхерии Ивановны. Я сошью тебе одеяло, чтоб и ножкам было тепло, и ручкам - тепло, и глазкам - весело. Потому что я люблю тебя…
************************************************
Одеяло целиком.
Лёжа в горизонтали.
Лёжа в вертикали.
Одеяло в висячем положении.
Рисунок из блоков-треугольников.
На диване.
Фрагменты в разных ракурсах.
 Блоки-треугольники и стёжка в канавку.
 Оборотная сторона.
 Короткометражный мультфильм.
Художественная композиция №1 - "Национальная добрая". 
 Художественная композиция №2 - "Женская автобиографическая".
 ****************************************************