воскресенье, 31 августа 2014 г.

Покрывало и наволочка-сумка: удобный комплект. "Одинокая звезда" (Lone Star).

    


      "Глаза завидущие, руки загребущие". Первая часть - это что-то до боли знакомое, а вторая - до дрожи ощущаемое.  

        YouTube и McTube переполнены роликами о покрывалах с пришитыми с изнаночной стороны квадратами. Несколько манипуляций - и такое покрывало упаковывается в этот квадрат, образуя подушку. Иногда это называется "секретная подушка", "спрятанная подушка" (secret pillow); а иногда можно встретить термин "quillow" и умилиться способностью англоязычных к игре слов.

How to make a secret pillow or quillow with Valerie Nesbitt

Quillow 101 for Dummies

How to Make and Fold a Quillow - Free Pattern Video

       Но по здравому размышлению было решено от этой идеи отказаться. Во-первых, шов от этого квадрата - зародыша подушки - будет виден на лицевой стороне, а это не прельщает. Во-вторых, десять таких мучительных переворачиваний, и шов в верхней части квадрата или поползёт, или треснет, увлекая за собой ткань. 

      "Превращаются, превращаются…" У нас в национально-кинематографической памяти зафиксировалось ироничное недоверие ко всякому "превращаются".

        Показывать такую вещь и поражать остроумием - хорошо, а пользоваться такой вещью и жить с нею - неудобно и печально.

         Решение: сшить покрывало и отдельную наволочку, она же - чехол, она же - сумка для переноски и хранения покрывала. Каждая вещь хороша и сама по себе, а в комплекте - просто совершенство: картина в рамке, конфетка в коробке, дама в шубке.

Покрывало.
       Композиция. Основная идея покрывала - "Одинокая звезда". Как она была сшита - см. в этом посте.

       Всё остальное - напряжение мысли в условиях острой нехватки ткани. Какие фигуры наиболее экономны в кройке? Квадраты.
       На фоновые светло-бирюзовые квадратики ткани хватило, слава богу, но впритык. А ткани с бабочками, которая соответствовала всем цветам "Звезды", было мало, и во втором ряду появились квадраты иного цвета. А кто способен заклеймить это как ошибку или как неверное решение? Никто. Даже "играет", даже попахивает "замыслом художника".
        Полоски, сшитые вразнобой, вообще рождают аллюзии: звезда светит, а от неё по воде или по чему-то ещё - отблески, волны, разводы. Замечательная идея! А никакой идеи не было. Остались лишь небольшие обрезки ткани, увы и кап-кап... И нужно было сделать покрывало прямоугольным. Вот и вся идея. Правильно говорят в иных краях: "Красота не в пустыне, красота - в глазах араба".

        Порядок работы: а) кроятся полоски одной ширины (здесь - 3 см) и сшиваются в длинную-длинную полосу; б) затем эту полосищу следует нарезать на полоски, чуть больше длины изделия (этот запас пригодится для последующего выравнивания); в) несколько полос сшить и - всё.
        Да, важное: полоски следует пришивать друг к другу, меняя направление шва, то есть одну полоску сверху вниз, другую снизу вверх. В противном случае сшитая деталь будет похожа на дугу, а не на прямоугольник. Почему? Потому что при шитье на машинке верхняя ткань натягивается в большей степени, чем нижняя. Это незаметно на маленьких площадях, но это есть!
       Стёжка. Покрывало выстегано вручную. Напомню: это моя первая "Одинокая звезда", и она не выдерживает геометрию эскиза. Машинная стёжка - это, прежде всего, аккуратизм. А в этом случае хотелось исправить стёжкой кривизну сборки.
       Стегать руками долго, но приятно.  Цвет ниток можно менять часто: для каждого ряда звезды - свой цвет нитки. Можно прерываться, можно стегать сколь угодно долго.

        Использовался синтепон 150 г/кв.м. Это довольно толстый наполнитель, и потому следы от проколов иглы находятся на довольно большом расстоянии друг от друга.
Звезда и полоски - в канавку.
 Фоновая светло-бирюзовая ткань -
 по геометрическим линиям от лучей звезды.
        Нить в начале строчки можно укреплять как стежками "назад-иголку", так и с помощью узелков.
1. В НАЧАЛЕ СТРОЧКИ.
Сделать обыкновенный узелок на конце нити.
Вывести кончик иглы в точке начала строчки.
 Узелок продёрнуть внутрь.
 И шить…
2. В КОНЦЕ СТРОЧКИ.
Вывести нить в конце строчки.
 На иглу, положенную на точку выхода нити,
 3 раза накрутить нить.
 Придерживая "накрутки" ногтем или пальцем,
вытащить нить и сформировать узелок.
 Воткнуть иглу в точку выхода нити, а вывести
в каком-нибудь удобном месте.
Продёрнуть узелок, спрятав его внутри.
Обрезать нить.
        Стегала без пялец. Просто кучку сваленного рядом одеяла. Почему? Простые круглые пяльца для стёжки (они похожи на пяльца для вышивки, но деревянные кружки пошире), которые видела в магазинах, считаю неудобными. Класть их на стол и сгибаться над работой? Увольте. Держать в руках? Но и от пялец для вышивки левая рука затекает и болит в суставах. А в этом случае левая рука просто отвалится. Пялец в виде табуреточки (они на ножках и гораздо выше) в магазинах не видела. Пяльца - напольные станки - ещё лучше. Но иметь их - имею желание, но не имею возможности.
            Преимуществ ручной стёжки много. 
Во-первых, изделие получается мягким, пластичным; да и смотрится иначе, чем изделие с машинной стёжкой: какое-то деревенское что ли, домашнее и буквально рукодельное. 
Во-вторых, руками легко исправить все ошибки лоскутного шитья: там сместить шов направо, там - налево. 
В-третьих, заломов быть не может в принципе: ручки собирают-присбаривают ткань сами и на лицевой части, и на изнанке. 
В-четвёртых, нет никакой проблемы "единого шва" и перехода от одного рисунка-раппорта к другому, как при машинной стёжке, и шов можно прерывать и начинать где угодно.
        Но и недостатков немало. Руки устают. На пальцах от постоянного протаскивания-продёргивания иглы образуются мозоли. И стирать после ручной стёжки надо обязательно.

       Стирка, сушка.
        Замочить, используя мягкое моющее средство. Пройтись мягкой щёткой. Прополоскать. Дать стечь воде. Выжать, используя полотенце, полотенца или махровую простыню.
      А потом ровно и аккуратно, растягивая и выравнивая, разложить на какой-нибудь тряпочке для просушки. В общем, всё логично, банально и не ново для человека, который стирал, стирает и будет стирать, сушил, сушит и будет сушить.

Наволочка. Чехол. Сумка.
       Самое важное при изготовлении наволочки-сумки - это определиться с её размерами. Для этого нужно сложить одеяло так, как удобно, и измерить одеяло в сложенном состоянии.
      Наволочка выкроена из оставшихся полос.
       Первая сторона - из диагонально расположенных квадратов.
 А вторая сторона - из оставшихся от кроя треугольников,
которые пришлось подравнять.
       Лицевая лоскутная сторона оформлена в квадрат. И так для двух сторон наволочки. 
       Оборотная сторона  - единое полотно с лицевой стороной, но только со сгибом. В шов между декоративной тканью и изнаночной тканью вшиты петельки. Они нужны для расположения "ручки" придуманной сумки.

        Синтепон в этом случае нужно "всунуть" внутрь, а далее - всё традиционно.
        Везде - стёжка в канавку, на кайме - стёжка простой геометрией.
      Две части просто сшиты. Края швов закрыты бейкой. Полосы-ручки, конечно же, вставлены внутрь петелек.
 Комплект в готовом виде.
Одеяло. 

Сумка-наволочка.
А вот и ручки сумки.
Фрагменты. Стёжка.

 Изнанка. Кайма.
        Ну что же… Есть очередной повод и похвалиться, и поиронизировать. Первый зритель этой красоты так откомментировал идею: "А ручки зачем? Ааа! Вот идёшь ты по улице с наволочкой в руках. А все останавливаются и спрашивают: "Что это у Вас там, женщина? Уж не красивое ли покрывало? А покажите-ка!" И ты достаёшь и показываешь. А они восхишшаются-восхишшаются…"