четверг, 20 марта 2014 г.

Панно с кармашками. Блоки "цветы". Ручные шитьё и стёжка.

       Это - панно с кармашками для прихожей.
       Очень полезная вещь. Например, человек приходит. Куда положить вот эти чеки? Или солнечные очки? Или бумажку, на которой бабушка написала что-то важное? И, наоборот, человек уходит. Куда пристроить лишний телефон, вторую связку ключей? А где ручка, которая сегодня очень нужна?

        Коридорная мебель обеспечивает не все потребности, поскольку есть маленькие и совсем крошечные вещи, которые могут затеряться на полках и в ящиках.

     1. Лоскутные кармашки. Идея, схема, исполнение.



      Идея и вдохновение долго не появлялись. Наверное, у них были выходные или отгулы.

       И вдруг в японском журнале - оно, то самое, искомое. Этот нарцисс из пазлов-лоскутов явно выходит за рамки понятия "традиционные блоки".

      Симметрии нет, детали разные, предельная условность.

      Констуктивизм какой-то! Принцип организации пространства тот же: прямые линии, плоскости, объём, формируемый примитивной игрой цвета.
Л. Попова
А. Родченко, Л. Попова
      О, нет! Как я посмела? Живопись - божественна и неприкосновенна, она - для эстетов и интеллектуалов: в очочках, с лысинкой или лохмами, в шарфике и с удостоверением "Член искусства. Допущен. Подпись". А пэчворк - для домохозяек с ограниченным всем.

      Думая ограниченным мозгом в направлении ограниченной цели, использую свой любимый инструмент - листочки в клеточку.
 Размер блока - 15 см Х 15см. 
Повторение схемы нарцисса в ином масштабе.
Обозначение элементов пазла: буквы и цифры.
Обозначать элементы можно как угодно, лишь бы не запутаться при дальнейшем крое.
 Для удобства можно пометить линии (швы) соединения деталей.
И обязательно нарисовать шпаргалку, 
поскольку исходный рисунок будет разрезан на детали. 
Здесь для удобства обозначен и периметр.
       Понимание того, как самостоятельно нарисовать подобную схему иного рисунка, приходит быстро: 1-2-3 линии, разделяющие весь квадрат от стороны до стороны; и произвольно направленные линии в границах каждого сектора, отсылающие к образу какого-либо цветочка.
       Мелкие детали не должны пугать, поскольку предполагается шить руками. Руки могут справиться с деталью со стороной 0,5 см!
Анютины глазки.
 Для удобства кроя и соединения можно раскрашивать детали пазла.
Картинки измазюканые, потому что я чертила, стирала ластиком, вновь чертила. 
Искала образ! 
****************************************
      Поскольку блог - женский, то подразумевается, что автор не только шьёт, но и грустит о любви, тонко чувствует изменения в природе и, как Офелия, поёт песенки о цветочках. То, что у рукодельной дамы может наличествовать, например: коллекция охотничьих ножей, звание старшего лейтенанта, второй взрослый разряд по одному из силовых видов спорта - это даже и помыслить нельзя. То есть можно, но не в контексте постов о шитье и прочем копошении. Не хочу и не буду ломать стереотип и выходить за границы жанра, и потому - стихи и песенки о цветочках.
Б. Г.
Анютины глазки да божьи коровки
(Альбом "Лошадь белая")

Нас не узнают: мы придём в обновке,
В новых одеждах, с новыми глазами.
Они спросят: "Кто вы?" - 
"Догадайтесь сами!"

Только мы вышли, как уже вернёмся.
Они удивятся, а мы засмеёмся.
Как тут не плакать, как не смеяться?
Они переварят и присоединятся.

Во дворе поленья, а на них кошка.
Хватит лить слёзы, посмотри в окошко,
Какое там небо, какие в нём краски:
Божьи коровки да анютины глазки.
    (Почему мне кажется, что песня - о собирании России?)))))))))
****************************************
Розочка.
****************************************
Игорь Северянин
В те времена, когда роились грёзы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слёзы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
  (Почему мне кажется, что стихи о круговоротном возрождении России?)))))))))))))
****************************************
 Гладиолус.
Стихов нет. Потому что - гладиолус.
****************************************
 Цветок. Василёк (?).
****************************************
      Это не стихи. Это картина. Константин Васильев. "Жница". Почему мне опять кажется, что девушка в венке из васильков - русская? и это опять о России?))))))))))))))))))))))) 
*****************************************
Подснежник.
*****************************************
Песня!
Слова - М. Матусовский, музыка - В. Баснер
(Из кинофильма "Мировой парень")

Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок -
То плачут берёзы, то плачут берёзы.

Как часто, пьянея от светлого дня,
Я брёл наугад по весенним протокам,
И родина щедро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.

Священную память храня обо всём,
Мы помним холмы и просёлки родные,
Мы трудную службу сегодня несём
Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны
И ветви берёз, что над заводью гнутся?
Сюда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, отчизна, просторы свои,
Заветные чащи открой ненароком
И так же, как в детстве, меня напои
Берёзовым соком, берёзовым соком.

      (Я с ума сошла или "сюда мы с тобой непременно должны однажды вернуться, однажды вернуться" - это не "Песня-76", а категорический русский императив?)))))))))))).
******************************************
 Колокольчик. 15 см Х 15 см.
15 см Х 10 см.
*****************************************
      (Нет, я не сошла с ума. Это русская поэзия и культура в целом из века в век - всё о том же. Пример: всем известный романс на стихи А. К. Толстого "Колокольчики мои, цветики степные". О цветочках!!! Оказывается, есть стихотворение, по мотивам которого и создан романс. А стихотворение о чём? О чём же ещё? О собирании русских земель...))))))))))))))))))))

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?

Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,
Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержать
Бег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю;
Конь несёт меня лихой, -
А куда? не знаю!

Он учёным ездоком
Не воспитан в холе,
Он с буранами знаком,
Вырос в чистом поле;
И не блещет как огонь
Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,
Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор!
Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опор
К цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?
Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек -
Знает бог единый!

Упаду ль на солончак
Умирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,
С бритой головою,
Молча свой натянет лук,
Лежа под травою,
И меня догонит вдруг
Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град
Со кремлём престольным?
Чудно улицы гудят
Гулом колокольным,
И на площади народ,
В шумном ожиданье
Видит: с запада идёт
Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях,
С чубами, с усами,
Гости едут на конях,
Машут булавами,
Подбочясь, за строем строй
Чинно выступает,
Рукава их за спиной
Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо
Вышел величавый;
Его светлое лицо
Блещет новой славой;
Всех его исполнил вид
И любви и страха.
На челе его горит 
Шапка Мономаха.

"Хлеб да соль! И в добрый час! -
Говорит державный. -
Долго, дети, ждал я вас
В город православный!"
И они ему в ответ:
"Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних лет
Чаем господина!"

Громче звон колоколов,
Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,
Мёд и брага льются,
Шум летит на дальний юг
К турке и к венгерцу -
И ковшей славянских звук
Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём грустите вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
**********************************************
Ромашка.
Десятки лепестков сшить трудно.
Здесь облегчённый вариант: серединку цветка наложить методом аппликации, а лепестки выделить либо стёжкой, либо вышивкой.
***********************************
      Песня есть! И про ромашку, и про Россию.))))))))))
Гляжу в озёра синие.
Слова - И. Шаферан, музыка - Л. Афанасьев
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси, переспроси меня -
Милее нет земли.
Меня здесь русским именем 
Когда-то нарекли...
  ***************************************
Иные попытки поиска образов. 
Всё просто. Схему можно нарисовать и самостоятельно.
Лилия.
 Тюльпан.
Фиалка.
 Одуванчики (если жёлтые). Или кашка (если розовая).
Или золотые шары. 
 Гвоздика.
 Схема, переполненная образами:
гвоздика, часики, ромашка (в белом цвете).
      Разрезав схему на детали, следует приступить к крою. Подбор тканей - это творчество. Можно приблизить воображаемый рисунок к оригиналу: лепестки - красные, розовые, жёлтенькие, беленькие, а листики - зелёные.  А можно думать о чём-нибудь другом, например, о том, чтобы изделие вписалось в интерьер; в этом случае цветовое решение может быть сверхоригинальным.

      Крой маленьких деталей для пэчворка не имеет строгих правил. Каждый может поступать так, как привык.

а) Можно перенести блок на "бумагу для заморозки" и разрезать на детали. Эти детали приклеить к ткани, прогладив утюгом, а затем вырезать с припусками. Сшивать детали следует, не отрывая "бумагу для заморозки". Она будет играть роль жёсткого трафарета.
"Бумага для заморозки". 
Встречается на русском рынке.  Есть и другие.
б) В качестве трафарета можно использовать обыкновенную бумагу. У меня - листы в клеточку, наклеенные на листы из детского альбома для рисования. Крепление к ткани - булавками.

в) Стремясь к точности соединения деталей, можно сшивать припуски на изнанке, стягивая их точно по трафарету. При соединении очень маленьких деталей это - неизбежность.
На картинке из журнала всё дотошно продемонстрировано.
      Важно: если хочется создать ту же картинку, что и на схеме, следует нарисовать её перевёрнутый двойник. И именно его использовать при крое. Или иначе: разрезав рисунок на детали, перенести на оборотную сторону каждой детали свои отметки (цвет, номер и т. п.). Если накладывать выкройку так, как на картинке внизу (то есть первоначальным рисунком к себе), то получится зеркальное изображение.
Детали выкроены. Припуски заглажены утюгом.
Детали сложены в соответствии со схемой.
Принцип соединения: выходить на максимально длинную прямую линию рисунка.
Здесь у каждого сшитого сектора - прямая сторона. 
 Последний максимально длинный прямой шов.
Мелкие детали ("Гладиолус"), стянутые на изнанке.

 Шов на сгибе двух деталей.
Очень мелкий. Очень прочный. Очень точный.
      В результате должны получиться квадраты-блоки. Снимаю шляпу и делаю книксен перед теми, кто, запланировав квадрат, получает в итоге квадрат. Я получаю фигуру.

       Вообще у меня с тканями сложились весьма интересные отношения. Эти отношения ничуть не похожи на что-то скучное, размеренное и ожидаемое, как бывает в долголетнем и стабильном браке. У нас с ними - романтический период, и мы устраиваем друг другу весёлые сюрпризы. Они мне, конечно, чаще.
Сшитый блок. Квадрат))).
       Начертив на заготовке геометрически правильные границы блока, можно приступить к стёжке. Блоки такие маленькие, что не нужны никакие приспособления. Даже пяльца ни к чему.

      Мне показалось, что для кармашков не нужен толстый наполнитель, поэтому "слойка" состоит из 3-х частей: 1) лоскутный рисунок, 2) тонкий синтепон, 3) изнаночная х/б ткань.

        Декоративная цель стёжки в этом случае - поддержать и подчеркнуть тему цветка. Поэтому швы проложены по периметру лоскутного растения. Кое-где можно выстегать  и вышить элементы цветочка: прожилки, тычинки, пестики.

        Не знаю, что сказать о ручной стёжке. Просто нечего.
- Самый простой шов "вперёд-иголку".
- Прокалывать все три слоя.
- Использовать напёрстки, потому что с ними легче и безопаснее.
- Цвет нитей - по желанию. Можно выбрать нитки в цвет тканей, чтобы был виден лишь рельеф стёжки; можно выбрать контрастную нить, чтобы стёжка была дополнительным украшением.
- Узелков делать нельзя. В начале строчки надо закреплять нить стежком ( или стежками) "назад-иголку", и заканчивать так же.
- Стегая, можно выдёргивать иглу через каждый стежок.
А можно, прокладывая шов, протыкать иглой несколько раз и лишь затем выдёргивать нить.
- Основная забота - это научиться делать более-менее одинаковые стежки. А это получается быстро))).

        Затем следует выровнять блоки с цветочками. Это - последняя обязательная операция. Далее - те технологические шаги, которые соответствуют представлениям мастера о том, как должно выглядеть панно и как должны быть пришиты кармашки.
        Мои представления о кармашках таковы: они не должны быть плоскими, а должны оттопыриваться. В этом случае легче положить вещь, найти вещь и достать вещь.

       Для этой цели были придуманы боковинки карманов, которые выглядят как рамочки из ткани одного цвета.
Бейка по верхнему краю.
Боковинки карманов не должны иметь открытых срезов. Это некрасиво.
Здесь: 2 полоски шириной 9 см.
1) Пришить по боковым сторонам блока с лицевой стороны (см. левая сторона).
2) Заложить припуск с внешней стороны. Отогнуть на лицевую сторону. Отметить линию шва сверху. Прострочить по отметке (см. правая сторона).
 3) Вывернуть. На изнаночной стороне пришить потайным швом.
А потом прогладить.
2) Прямоугольная основа.

     Несколько лет назад я уже шила подобные кармашки из джинсовой ткани, и с той поры помню важное:
1) тканевая основа для накладных кармашков должна быть прочной и довольно жёсткой, иначе конструкция будет провисать;
2) для той же цели - предотвращения провисания - необходимо в верхней части предусмотреть петли или кулиску для деревянной, металлической или иной прочной палочки. Не знаю, как назвать эту палочку иначе, но вспоминаются представленные в магазинах вешалки для панно, которые служат той же цели.
      (И всё-таки, как? перекладина? каркас? жердь? карниз? штанга? просто вешалка? - Нашёлся человек и подсказал: рейка, ре-е-чка!!!)
Старые кармашки.
Джинса от старых штанов+очень блестящая тесьма+ленты+кружево+
вышивка+металлические пуговицы=ошеломляющее впечатление.
                                                Петли по центру - для расчёсок и щёток.
       Основа нового панно тоже представляет собой прямоугольник. По периметру - кайма из маленьких треугольников, сшитых опять же вручную.
Трафарет и выкроенные детали каймы.
  
       Изготавливая основу, пришлось пойти на компромисс и простегать прямоугольную часть на машинке. Всем известно, что машинная стёжка делает изделие более жёстким, нежели это возможно при ручной работе. Рисунок выбранной мною ткани для основы - геометрический, и никаких линий стёжки, начерченных мелом или маркером, не понадобилось.

        Как расположить кармашки и сколько их должно быть? При решении этого вопроса следует обратиться к тому, кто сидит внутри и подсказывает. Не знаю, кто это или что это. Но оно есть. Иногда его называют "внутренним голосом". При возникновении этических вопросов  он выступает под именем "совесть", а при необходимости решить что-то относительно красоты и гармонии берёт псевдоним "вдохновение"или "чувство прекрасного".

       У меня очень много кармашков (нужно!), расстояние между ними - 1-2 см. Кармашки пришиты вручную.

      На изнаночной стороне имеются 4 петельки-кулиски, пришитые на некотором расстоянии друг от друга. При таком способе расположения петелек для рейки можно легко подвесить панно на гвоздики или шурупы.

       Часть блоков пришлось отложить. Это последствия поиска композиции. Среди них - и нарцисс, с которого всё и началось. Но эти блоки не пропадут и не исчезнут, а пойдут на украшение другого изделия.
(Второе - светлое - панно уже сшито.
См. ЗДЕСЬ).
*******************************************
Выводы, итоги, умозаключения:
- Возни много.
- Пальчики поколола.
- Ручное шитьё и стёжка - иной вид рукоделия, нежели машинное шитьё и машинная стёжка.
- Самый действенный инструмент: пальцы, иглы и напёрстки. Им поддаются очень толстые слои ткани.
- Есть повод помечтать... 
      Вот пройдёт время. Его ветра выбелят волосы, закрутят их в пучок, влепят на переносицу очки и принесут тёплые тапочки. А розовенькие весёлые внуки спросят: "Бабушка, это ты сшила?" - "Я". - "А когда?" - "Давно. В марте 14-го". - "В марте 14-го? Это когда Крым вернули?" - "Да-а-а... Это когда Крым вернулся!.." Вздох, толчок души. Занавес. Титры.
******************************************
Панно с кармашками.
Панно пока не на своём месте.
Очень удобно. "Где квитанции?" - "В розочке!" -"Где телефон?" - "В гладиолусе!" -
"Где пропуск?" - "Всегда был в колокольчике!")))
 Фрагменты.


 Кармашки. 
В таком ракурсе виден их объём.


Выбор тканей = соответствие цветам отделочных материалов.
 Цветы.









Изнанка. Кулиски.


Цветы - ещё и опять. 
В иное время суток.






********************************************************