воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Придумать и сшить жилетку из лоскутов.

      

      

********************************************************
Женщины - разные, судьбы у них - разные, 
 экстерьер и внутренний мир - разные, 
и лоскутные жилетки тоже могут быть разными.

      Стоило только задуматься над образом будущего жилета, и перед глазами запрыгали чёрные точки...

       Во-первых, женщины, действительно разные. То, что подойдёт девушке 16-18-ти лет, то совершенно не годится для 45-летней дамы c историей. Городская русская женщина выберет ту одежду, которая противопоказана сельской жительнице какой-нибудь национальной республики (и наоборот). Преподаватель может выглядеть на работе иначе, нежели офисный менеджер или продавщица меховых изделий. Возраст, образование, место жительства, этническая принадлежность, всяческая самоидентификация, характер и темперамент у женщин - разные. И так далее до бесконечности, вплоть до таких малых величин, как настроение.

      Во-вторых, жилет может быть предназначен для разных целей и разных выходов: на работу, на дачу, на какое-нибудь публичное мероприятие, для встречи с друзьями, для прогулки с ребёнком, для отдыха, "в город" (типа: в магазин сбегаю), для дома и проч.

  В-третьих, под названием "жилет", "жилетка" прячется разная одежда: классический мужской жилет, благополучно переселившийся в женский гардероб;  русские телогреи (телогрейки), душегреи (душегрейки, кацавейки, шушуны); спортивные курточки-безрукавки; тёплые и прочные стёганые изделия из различных национальных культур (включая стёганые доспехи на грудь и спину); турецкие безрукавки;  испанские болеро; камзолы и их вариации; корсеты и разномастные "топики"; а также многочисленные дизайнерские выверты, классифицировать которые невозможно.

      Ну и слава Богу! Значит, свобода! Из этого многообразия можно выбрать свою выкройку и модель жилетки.
Можно такую жилетку. Вкупе с короной - замечательно.
Можно такую. Жить в такой, по всему видно, интересно и весело.
Можно эту - этнически-сексуальную. 
Можно эту - тёплую и на все случаи жизни.
Можно выбрать жилеты для экстремалов и романтиков.
Если романтики собираются в большие группы, то все - в жилетах.
Можно выбрать фасон жилета, 
который способствует удачному началу собственного бизнеса. 
И даже домохозяйки в жилетах, как известно, обретают новые перспективы. 
И, главное, помнить: 
жилеты носят современные и модные женщины, а не мымры!
************************************************************
Поиск модели жилетки и лоскутного рисунка.   

       Я не жилеточный гуру. Я вообще не шила жилетки из лоскутов. Я просто об этом задумалась. Я ограничена: опытом, вкусом, представлениями о красивом и допустимом, возрастом, знаниями о моде и техниках лоскутного шитья, даже видением цвета. Я, например, вижу цвета Коровина и Кандинского, чувствую и отзываюсь на них. А цвета Врубеля, Гогена и Рембрандта - не вижу. 

       Поэтому всё, что приведено ниже, - это просто рассуждения вслух. И не более того.

1) Жилетка - душегрейка, телогрейка, фуфайка.

       Выкройка этой жилетка очень проста: нет рельефных вытачек на спине и на полочках. Можно сделать обыкновенные горизонтальные вытачки чуть пониже проймы, они не смогут сильно исказить лоскутный рисунок. Небольшие вытачки на спине тоже неопасны. А самое важное: эти вытачки можно спрятать в лоскутный рисунок.

        Эти жилеты могут быть разной длины: от длинного камзола до коротенького болеро. Вырез может быть разнообразным (круглым, квадратным, уголком, с воротниками и без). Можно сшить жилет без застёжки, а можно на молнии или на пуговицах. И т. д. и т. п.
      
        Такие жилеты подойдут женщинам разного роста, разного возраста и разной комплекции.
 а) Первый приём создания лоскутного рисунка - "потаскать квадратики".

     Самый простой и логичный путь - сшить жилет из простых квадратиков. Можно выбрать рисунок в виде шахматной доски. Можно расположить квадратики в виде цветовых пятен. 
Простые квадраты. А какая красота! (журнал).
      А можно и "потаскать квадратики" по полотнам, из которых затем выкроить спинку и полочки жилета. Выкроив полосочки из основной фоновой ткани, следует разрезать их в разных местах и вставлять туда квадратики. Геометрия может быть разной-преразной. И вариантов - тысячи. 

      И ещё: вертикальная стёжка по швам полосочек и квадратов укладывается в традиционное восприятие стёганых вещей и делает фигуру более вытянутой и стройной.
 Квадратики под углом.
 Квадратики под углом. Иная геометрия.
 А если к геометрии добавить игру с цветом, то картина усложнится.
 Ничто не мешает располагать квадратики целыми фрагментами. 
И фантазия пробуждается: если, например к лоскутной кокетке добавить рисунок на спинке, то получится имитация большого воротника. 
Эти фрагменты могут быть разными, и располагать их можно где угодно, симметрично или же - нет.
 Сами квадратики можно усложнить.

Традиционные квадраты, сложенные из 2-х или 4-х прямоугольных треугольников, - это творческая бездна. 
Можно утонуть в вариантах и задохнуться от восторга,  подбирая рисунок для очередной вещи. 
ЗДЕСЬ мои попытки сложить рисунки (звёзды, зигзаги, вертушки и проч.) из таких квадратов. 
А ведь некоторые мастера даже создают таким нехитрым способом 
иллюзии пейзажа!
 б) Второй приём - "покрутить барджелло".

        Этот рисунок выглядит сложно, а изготавливается просто (лучше было бы поискать мастер-класс с барджелло). Полосочки одинаковой ширины сшиваются в единое полотно. Их цвет - ваше желание. Но "волна" будет видна, если ткани располагать приблизительно так: тёмный 1-й цветовой гаммы, посветлее 1-й цветовой гаммы... самый светлый 1-й цветовой гаммы, / тёмный 2-й цветовой гаммы, посветлее 2-й цветовой гаммы... и т. д. Это опять же - свобода! Никто не заставляет делать то, что не хочется! Можно, например, использовать ткани одного тона.
       Затем следует расположить полотно из полосочек по горизонтали и разрезать перпендикулярно швам (то есть вертикально) на полоски разной ширины. Лучше так: широкая, поуже, поуже, поуже, узенькая, пошире, пошире, пошире, широкая. Ширина этих полосочек и их количество между самой широкой и самой узкой - произвольное. 
     Затем каждую полосочку следует сшить в колечко (надо сшить, а то можно и запутаться) и положить их одно за другим так, как вы их и вырезали (надо положить, а то можно запутаться). 
       А затем подключается творчество и свобода. Берём первое колечко и выбираем начало рисунка, распарываем один из швов. Берём второе колечко и распарываем шов того квадратика, что расположен рядом. Если распарываем шов снизу, то волна пойдёт вниз. Если хочется повернуть волну, то распарываем сверху.
        А затем все эти полосочки нужно сшить. И всё. Если присмотреться, то легко увидеть обыкновенную "шахматную доску", но полоски здесь - разной ширины, и цвет квадратиков идёт по вниз, то вверх. 
     (Есть сложные варианты барджелло из нескольких волн; при их изготовлении нужно мастерство и время; здесь же - барджелло из одной волны).
Жилет из сплошного рисунка барджелло. 
На дикое сочетание цветов не надо смотреть: 
просто в коробке всего 24 карандаша))). 
А цветовой контраст нужен  для того, 
чтобы увидеть принцип соединения полосочек.
 Для барджелло можно нарезать вертикальные полосочки одинаковой ширины.
Соединять прямоугольники можно не угол к углу, 
а угол - к середине соседнего прямоугольника.
Барджелло можно использовать и как отдельный фрагмент жилета.
 Фрагментарную "волну" можно расположить снизу, в верхней части
 или по центру.
в) "Полосочки, полосочки".
Вертикальные полоски.
Каждая вертикальная полоса может быть из ткани одного цвета.
А можно вырезать полоски разной длины из остатков тканей 
и сшить их в длинную полосу, из которой и сформировать полотно.
Чем уже полосочки, тем интереснее рисунок.
 Полоски разного направления.
 В линию разнонаправленных полос можно спрятать вытачку.
 Вытачку можно спрятать в технологический шов, получаемый от соединения лоскутной детали и деталей из основной ткани.
Такой угол поможет  спрятать не только вытачку, но и карман.
Полосочки как часть декора.
Можно вдоволь поиграть с цветом.
 Распространённый, симпатичный и логичный для жилетки 
порядок расположения полосок.
 На одной полочке можно поместить несколько заломов рисунка.
Это блок "шеврон" (иллюстрация из книги).
Что касается блоков из полосочек (колодец, дрова), то даже при самой узкой полоске в 1 см блок получается довольно большим - приблизительно 15 см.
Так что, выбирая между красотой и технологией, следует продумать расположение этих блоков.
А как хочется! Например, блок из тёмного центра и светлого периметра будет создавать впечатление объёма.
 Это сшитая ранее сумочка. 
Если хорошо на сумочке, может ли быть плохо на жилетке?

г) "Ромбы и ромбики".
Самым опасным при создании рисунка из ромбов, по-моему, является опасность создать отсыл к одежде Арлекина, клоуна.
Так что при создании сплошного рисунка из ромбов нужно озаботиться 
подбором тканей.
Ромбы из равносторонних треугольников (журнал).
Это кропотливая ручная работа: на машинке такие мелкие детали не соединить, увы.
Из ромбов можно сложить "кубики". Три ромба с острым углом 60 градусов, соединённые вместе, создают правильный и удобный для соединения гексагон.
Можно эти кубики соединить таким образом, как в природе не бывает и противоречит всякой трёхмерной геометрии. 
Такой жилет будет очень интересным.
На этом рисунке как раз нереальные кубики.
В ткани эти сумасшедшие кубы выглядят так. 
Если я правильно поняла, то эта традиция появилась благодаря попыткам перенести в пэчворк логику абсурдистских работ художника и математика 
М. К. Эшера.
Но можно остановиться и на ритмичных и правильных кубиках, 
как на этой иллюстрации из книги по пэчворку.
 Из ромбов складывают целые геометрический композиции 
(достаточно набрать в поисковой системе вместе со словом "пэчворк" - "объём", "оптический эффект", "оптический обман", "3d").
Но подходит ли это для небольшого жилета? Вот эта моя заготовка из ромбов со стороной 5 см занимает от угла до угла 30 см! Но можно подумать... А если развивать единую композицию от центра к краям?
Вот так? 
А плоскости выделить цветом, как опытные мастера это и делают.
 Помимо ромбов есть большое количество геометрических фигур, из которых можно сложить рисунок на жилетку. 
Они могут быть довольно мелкими, что важно для жилетки.
"Соты" или гексагоны.
"Огрызки" (фото из журнала).
     А ещё: трапеции, треугольники, прямоугольники...

2) Жилетки-корсеты, мужские жилеты и прочие жилеты с большим количеством вытачек.

       (Эти варианты соединения лоскутов подходят и для жилетки-фуфайки). 

      Выбор модели типа корсет или типа строгого мужского жилета - это сознательный и ответственный выбор. Если есть талия и (или) желание, то можно шить.
а) Пэчворк как таковой. Разные лоскуты. Беспорядок.

     Вполне понятно желание украсить лоскутами лишь часть полочки 
с рельефной вытачкой. Рисунок типа "крейзи" или "как бог на душу положит" можно создавать разными способами. Можно, действительно, нашивать на основу лоскуты в произвольном порядке. А можно, скопировав выкройку, нанести на копию линии, имитирующие беспорядок; затем разрезать выкройку на детали и кроить лоскутные детали этого пазла по отдельности.
Спинку в этом случае не надо украшать лоскутами, она должна быть, по-моему, однотонной.
(Здесь идеи двух жилетов).
б) Позумент. Тесьма. Обтачка.

     Этот вариант приходит в голову от безысходности. Три вытачки на каждой полочке! Красивый лоскутный рисунок (и мелкий к тому же! что и нужно) может сымитировать позумент.
     Изогнутая линия позумента не должна пугать:  можно нарисовать опять же выкройку лоскутного рисунка и выкраивать детальки каждую отдельно и согласно очерёдности присоединения. А детальки будут простые: квадраты, треугольники, ромбы, полоски.
 Для позумента можно выбрать ткани с "золотой" нитью или золотой краской.

в) Шутки, стилизации, свободный стиль, полёт фантазии.
     Можно использовать аппликацию: машинную или выполненную вручную. 

На рисунке - цветочки. Но если кому-то не нравятся "жуткие розочки", можно сделать всё, что угодно, - хоть профиль Сталина или "весёлого Роджера".
 Бездонные талант и мысль пэчворкисток со всего мира создали традиции выполнения определённых мотивов. 
Здесь - домики. 
А можно сшить и "ласточкины хвосты" Московского Кремля, и египетские пирамиды. Их детали тоже геометрически просты.
В качестве мотивов можно использовать те же лоскутные цветочки, зверюшек или какой-либо блок, подходящий для орнамента и обязательно - маленький.
Выбрав "безбашенный пэчворк" (крейзи), можно использовать ткани разной фактуры, и не только хлопчатобумажные: трикотаж, шёлк (надо же куда-то пристроить немодные галстуки!), букле, вельвет, жаккард и т. д.
А для декора подобрать тесьму, кружево, пайетки, пуговки, готовые наклейки, бахрому и проч.
Линии соединения лоскутов можно обработать декоративными швами.
 И может получиться очень красивый и уму непостижимый коллаж.
(Для примера - фото из журнала. Барынька - не обязательна).
     Самоирония и сознательная стилизация никому не возбраняются. И идеи могут прийти откуда угодно. Например, из костюмированных фильмов. Меня, например, потряс мощностью и смелостью замысел художника по костюмам фильма "Русский сувенир". Фильм был провальным: там Любовь Орлова, уже вошедшая в пенсионный возраст, в образе бодрой и оптимистичной советской девушки таскала по Сибири иностранных журналистов и бизнесменов, скептически настроенных к СССР. 
И художник одел этих иностранцев в советские телогрейки и такие же ватные штаны. Но эти телогрейки были всех цветов радуги! 
Двигаясь в этом направлении, можно и жилетку для прогулок стилизовать под телогрейку. Достаточно сшить вертикальными полосами близкие по цвету ткани и украсить нарочито выделенными заплатами и крупными пуговицами.
Если кому-то близки англосаксы, то в их исторических фильмах масса идей для стёганой одежды, в том числе и для жилеток.
Тёплая домашняя жилетка.
Крой и лоскутный декор отсылают к русской душегрее.
И тепло, и смело, и мило, и весело.

     3) Рассуждения о подборе тканей для жилетки.
      
      Почему же у других так красиво, а у меня - не очень? Вроде бы научилась сводить уголки и всё делаю аккуратно и правильно, а - некрасиво. Я мучилась этим вопросом довольно долго. Пока не попросила ребёнка надеть зелёную шапочку. "У меня нет зелёной шапочки, у меня - бежевая!" "Папа, бабушка! Какого цвета эта шапочка?" Папа: "Болотного цвета". Бабушка: "Светло-коричневая, конечно".
       Видеть цвет - это тоже талант, навык и даже профессия. Подобрать 50 цветов для лоскутного одеяла или 20 для лоскутной жилетки сложно. Я давно перестала себе доверять и трудиться там, где не надо прилагать усилий. Ведь можно покупать наборы тканей или ткани из одной-двух коллекций для изготовления лоскутной вещи. Красители и краски у этих коллекций - одинаковые; ткани не только подходят друг другу, но и "разговаривают", перекликаются; о их расцветке и рисунке думали художники, а не соседка или подружка. 
       Если замысел жилетки (например, тот же "крейзи" или узкие полосочки) не требует близких по цвету тканей, то и не надо. А если хочется сшить что-то сдержанное, с преобладанием одной цветовой гаммы, то надо повернуться в сторону наборов и коллекций. И ещё один плюс: фактура тканей в этом случае будет одинаковой, и шить будет гораздо легче.
      Выбор сегодня довольно большой. Наборы могут быть в квадратиках разной площади, в отрезах 55 см Х 45см (так называемых фэт-квотерах, то есть четвертушках), в роллах (ткань полосками) и проч. Можно подумать, рассчитать необходимую площадь изделия и выбрать.
Для сравнения.
Обыкновенная ткань (не для пэчворка),
самостоятельно подобранная.
И ткань из наборов.


Думаю дальше... (11 февраля 2014).
*******************************************************