воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Стегать, не страдая. Простые рисунки, их комбинации и исправление огрехов и ошибок.

       Посвящается убитой машинке.

       Стёжка - это страшное дело!!! Во-первых, трудно и с первого раза не удаётся. Во-вторых, нервозатратна. В-третьих, тащит за собой необходимость дополнительных знаний и умений (нитки - какие нитки? машинка - какая лучше? ткань - всякая ли годится? иголки - какие и где покупать? рисунки и трафареты - какие и где достать?). В-четвёртых, стёжка - хуже свекрови-тирана, подруги-вампира и мужа-зануды: рождает комплексы, сомнения, неуверенность в себе и всякие эмоционально неустойчивые состояния. 

      И стегальщицы, которых в той или иной степени можно отнести к начинающим, больше страдают от охвативших их чувств, нежели от мышечной неустойчивости рук. 

    Я поначалу думала, что моя экзальтация при неудачах - это следствие неустойчивой психики, данной мне от природы. Но, судя по многочисленным текстам стегальщиц, это не так. Страдание - это атрибут (то есть неизменный признак) стёжки. И от человека и его особенностей - не зависит.

     И это сообщение целиком и полностью отдано теме "КАК СТЕГАТЬ И НЕ СТРАДАТЬ". В известном смысле - это мечта, утопия. Но если не верить во что-нибудь неданное (хоть в демократию, хоть в равенство, хоть любовь, хоть в стёжку), то как жить?
      
     Для примера выбран квилт маленького размера, который затем можно приспособить к какой-нибудь небольшой, но полезной вещи.

1 ПРАВИЛО БОРЬБЫ С НЕРВАМИ - НЕ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН.
       Не надо приступать к работе с такими мыслями: я шью Вещь!; эта вещь важна; я должна создать шедевр (или красоту); на меня смотрят и члены семьи, и все знакомые, и жители города, и сограждане, и всё человечество; я сдаю экзамен на умения и знания; вся предыдущая жизнь - это лишь преддверие данной работы, лишь прелюдия к стёжке; если не выстегаю - я недостойна звания "человек" (варианты - швея, женщина, гражданин, цивилизованный человек, жена своего мужа, мать своих детей, достойная дочь и проч.).
       А хорошо бы думать так: я такая умница, красавица и умелица; не попробовать ли мне что-нибудь новое? ведь раньше мне всё удавалось; а попробую-ка я выстегать что-нибудь новое и забавное; а не получится - постелю в корзину для овощей, и это тоже хорошо и весело.

    Подчиняясь этой "лёгкости бытия", выбираю ткань, которой раньше не стегала. Это обрезки шторной ткани. Ткань средней плотности (складки из этой ткани не стоят дыбом, а свободно колышатся), на лицевой стороне - безудержно блестящая. 
Оказывается, если оборотная ткань квилта скользкая, 
то это значительно облегчает стёжку!
      Попробовав постегать на образце, оставляю практически все нитки, что подходят по цвету. Здесь и полиэстер, и хлопок, и однотонные, и мультиколор. Квилт, действительно, хорошо скользит, и нитки не рвутся. Два обрыва - не в счёт, нить рвётся и в прямой строчке.
2 ПРАВИЛО БОРЬБЫ С НЕУВЕРЕННОСТЬЮ - ДЕЛАТЬ КАК ХОЧЕТСЯ И КАК МОЖЕТСЯ. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ, ЧТО ПОД РУКОЙ, И ТЕ МЫСЛИ, ЧТО В ГОЛОВЕ.
      Вырезаю 3 квадрата: лицевая сторона, наполнитель, оборотная ткань. Размер 50 см Х 50 см. И рисую сетку. Зачем? Трафарета у меня нет. Ну и не надо! Всегда можно выйти из положения за счёт приспособления к делу того, что есть в наличии. Как говорила секретарша Верочка, "нет ничего невозможного для человека с интеллектом". А есть в наличии: обмылок, линейки для пэчворка и блюдечко.
Сетка для рисунка, 
который будет придуман, точнее, сымпровизирован во время стёжки. 
Сетка может быть любой!
3 ПРАВИЛО: СТЁЖКА ИЗ ПРОСТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. ЕСЛИ ЖЕНЩИНА ИЗ НИЧЕГО МОЖЕТ СООРУДИТЬ САЛАТ, ШЛЯПКУ И СКАНДАЛ, ТО И СТЁЖКА ПОДЧИНЯЕТСЯ ЭТОМУ ПРАВИЛУ.
       Я владею лишь небольшим количеством приёмов стёжки и знанием об исполнении лишь нескольких мотивов. И ничего страшного! Не записываться же, в самом деле, в какою-нибудь "академию стёжки" и не сдавать же экзамены по предметам "кружки", "червячки" и "вернись назад"! Если нужно научиться рисовать звёздочку - учись рисовать звёздочку, если надо научиться варить яйца - учись варить яйца, и не надо усваивать всю 700-страничную книгу с рецептами. 

     Помогает простая мысль: если создать композицию из сочетания нескольких рисунков, то должно получиться неплохо.
Начало - от центра. 
Нитки - мультиколор, они всегда помогают обезвредить некачественно выполненный рисунок.
 Цветок из восьми лепестков, следуя линиям сетки.
Кривовато! А если обвести лепестки ещё раз?
 Повторная линия по контуру цветка. Уже лучше.
 Завитушки-тычинки в центре. 
Все они - неодинаковые, но этого практически не видно.
 Кружок вокруг цветка по нанесённой разметке.
И листики-перья. Если присмотреться, то все листики - разные. 
Но единый ритм помогает не видеть огрехов.
 Ещё один кружок по внешнему контуру перьев. 
И рядом - ещё один, его ширина определяется по границе лапки.
 Внутри - кружочки (камушки). И опять же: неважно, что они разные и неровные!
 Что-то подсказывает, что хорошо обманывает глаз не только единый ритм и направление стёжки, но и асимметрия. Поэтому "перья" располагаю в разных треугольниках разметки.
 По периметру - завитушки. 
И получается вот такая композиция.
А "дырки" удобно заполнить какой-нибудь простой и довольно мелкой стёжкой.
 Например, беспроигрышными "камушками".
Цвет нитей для "камушков" - другой, и это тоже уводит взгляд от недосnатков стёжки.
Между перьями - "червячки" или "пружинки".
 И после шаловливого движения мысли и применения несложных в исполнении рисунков получается вот такая красота.
 Иные композиционные решения по той же схеме: 
сетка, импровизация и опора на знания и умения, которые имеются на сегодняшний день.
Детское одеяло, выстеганное по тому же принципу.
А за границами круглого цветка - обведённые школьные лекала))).

4 ПРАВИЛО: СМОТРЕТЬ НА РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА ИЗДАЛЕКА И ОТДОХНУВ.
       Если смотреть  с высоты человеческого роста, то всё видится вполне качественным. А что же видит мастер во время работы? А видит он сплошные огрехи и недостатки. И страдает, конечно. Если поднести работу к носу и пристально всматриваться в рисунок, то можно заметить:
неровные формы отдельных элементов,
заломы,
 разную длину стежков,
 непопадание повторно проложенных стежков  в  ранее проведённую линию.
       Двоение в глазах, двойственные оценки и непонимание того, сшила ты очередную дрянь или  же шедевр, в известной степени - даже "раздвоение личности": всё это будет владеть мастером некоторое время. А поскольку ничего уже исправить невозможно, то нужно бороться с собой теми методами, которые хорошо себя зарекомендовали в в прошлой жизни и по другим поводам: в случаях неудачной любви, после "двойки" за контрольную, при обнаружении морщин и шелушений, после встречи с нехорошим гаишником и т. д. Чайку попить, да с шоколадкой? Подружку позвать и всех отсплетничать? Подластиться к возлюбленному, чтобы он отсюсюкал все напасти? Погулять с собачкой и порадоваться её облегчению? Поспать? Послушать "Времена года" Вивальди, "Фор сизонс" или детские песенки? Сходить в музей и посмотреть на импрессионистов; посмотреть вблизи и издалека; убедиться, что вблизи - мазня мазнёй, а издалека - дамы, кавалеры, шляпки, зелень, настроение... Всё равно - что, лишь бы помогало.

5 ПРАВИЛО: ПРИСПОСОБИТЬ ВЫСТЕГАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ К УТИЛИТАРНО ПОЛЕЗНОЙ ВЕЩИ. КРАСОТА + ПОЛЬЗА = СТРАШНАЯ СИЛА.
        Когда от сердца отхлынет, и мысли в мозгах займут свои полочки, можно подумать, куда бы приспособить получившийся квилт со стёжкой? Если заготовку обрамить формой, то она станет законченной и прибавит несколько баллов.

6 ПРАВИЛО: ВЫСТАВИТЬ СЕБЯ И ИЗДЕЛИЕ В ВЫГОДНОМ СВЕТЕ.
       И последнее. Представляем, показываем, презентуем изделие "городу и миру". При этом беззастенчиво заимствуем приёмы у рекламщиков и пиарщиков. И незаметно сами начинаем верить в то, что говорим о своей работе и как её нахваливаем. 

       А все страхи, неуверенность и страдания уходят, уходят, уходят... и забываются совсем...

Вариант хитрованства: найти выгодный фон, поставить лампу и фотографировать буквально и иносказательно - "в выгодном свете"))).
    А в реальном мире можно показывать свои шедевры в темноте, издалека, после первых рюмок дружелюбия, когда души уже готовы к взаимному притяжению и восхищению.

И, наконец, не только забыть о прошлых страданиях, но и вообще о том, что они были!
О ПРОСТЫХ РИСУНКАХ СТЁЖКИ. О ТЕХ, ЧТО НЕ ТРЕБУЮТ ТВЁРДОЙ РУКИ И ОБМАНЫВАЮТ ГЛАЗ.
      Здесь лишь мои любимые рисунки стёжки. Чистый волюнтаризм.
      "Мозги", "меандр" или "каляки-маляки" вообще не требуют никакого навыка стёжки.
"Мозги". Он же - "меандр".
Мозги" с вариациями"))).
1) Камушки.
 По линии уже нарисованного кружка выйти на "восьмёрку" 
и нарисовать рядом (впритык) следующий кружок.
 И так до бесконечности: повторив линию нарисованного кружка, 
выйти на "восьмёрку" и нарисовать следующий кружок.
 Чем хорош рисунок? Камушки могут быть разного размера, неровные (в природе круглых камушков не бывает). Некоторые камушки могут быть обведены один раз, некоторые - два, а некоторые - три или даже четыре раза. И это даже хорошо: рисунок приобретает естественность и глубину.
 2) Червячки или пружинки.
Завитушка.
 Вернуться назад, получив кружок.
 А далее - дуги, туда-сюда.
 Размер дуг - любой. Расстояние между дугами - любое. Утыкать их - в любое место.
 И в любом случае получается что-то космическое или сексуальное.
Неустойчивая рука и кривые дуги - не мешают восприятию рисунка как законченного и красивого.
 А можно, не рисуя начальных кружочков, всё пространство заполнить разными дугами.
Дуги с сердцевинами-кружочками.
Просто дуги.
3) Рисунки из дуг с разными сердцевинками (раппортами).
        Дуги - это спасение. На машинке легче проложить изогнутую плавную дугу, нежели прямую линию или геометрически правильную фигуру. 

     Трудно добиться 1) симметрии фигуры и 2) ровных параллельных линий (при рисовании полос или так называемого "эха"). Без разметки и трафарета могут справиться лишь виртуозы.
А проводить на глаз параллельные линии "эха" даже на бумаге трудно.
      Так что можно пойти по простому пути: выбрать какой-нибудь раппорт (середину, сердцевину) рисунка, а далее всю площадь заполнить разными по размеру дугами. И смело прокладывать их в разном направлении.
Рисунок с двумя раппортами: завитушкой и листиком.
А на всём пространстве - дуги по принципу "эха".
 4) Перья.
Перья - это те же "червячки"-"спиральки" из дуг, но со стеблем. И второе отличие: если у червячков дугу можно упирать в любое место предыдущей дуги, то для перьев важно УТКНУТЬ в предыдущий листок и ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД по нарисованной линии.
Первый листик: дуга к стеблю.
Начало: с нижнего листика пера.
 Второй листик: дуга, упирающая в предыдущий листик.
 Вернуться назад.
 И такими ПАРАМИ листьев-дуг по всей длине стебля.
 Уткнувшись в вершину стебля, вернуться назад.
 И с другой стороны стебля повторить тот же рисунок ПАРАМИ листьев-дуг.
И как вишенка на торт - последний верхний листик.
 И опять та же радость: 
если все листья разные и даже кривые, то рисунок не выдаст этой тайны.
 Рисунок будет хорошим.
 Если предложить перьям объём (квадрат, треугольник, прямоугольник), 
то легко заметить действие того же правила: 
листья, их количество будет разным, а глаз уловит симметрию и красоту.
 Перья можно украсить прожилками. 
При этом никогда не стоит бояться многократного возвращения по линии стебля. 
С толстым стеблем будет даже ровнее и красивее!
 Усложнять перья (синоним - обманывать глаз) можно бесконечно. 
Например, другим цветом прожилок, обводкой по периметру и т. п.
Перья, выстеганные в первый раз.
Нетрудно представить, какая красота получится, если это будет 10-й и потом 100-й раз!
5) Петельки.
В одном направлении.
 В разных направлениях.
 6) Листики.
Любое начало. Веточка.
 Одна сторона листика.
 Другая сторона. И пусть - другая. Листики бывают разные. А ещё они кружатся.
 Прожилка усложнит рисунок и "объяснит" кривизну листа:
если симметричные листики - это гербарий, то у меня листики в полёте!
Листики без прожилок.
 Кривые листики можно соединить с волнистыми линиями и завитушками.
Или с чем-нибудь ещё.
Листики и завитушки в стёжке одеяла.
 7) Завитушки.
Завитушка. Любого размера. И вернуться назад.
 Вторая завитушка, и вернуться назад.
 И так далее. Размер завитушек не имеет значения,  их расположение- тоже. 
Очень удобный рисунок для неустойчивой руки.
 А если и вернуться назад трудно, то этот недостаток можно превратить в достоинство. И возвращаться по иной линии.
Завитушки.
Завитушки.
Цветок, завитушки с возвратом по другой линии и листики.
 8) Не знаю, как называется. Похоже на початки кукурузы.
       Если присмотреться, то рисунок состоит из тех же дуг.
 Дуги, сходящиеся в одной точке.
 Второй и третий элементы рисунка.
 А пустое пространство между элементами заполнить дугами, как при рисовании червячков.
 И опять получится что-то интересное. 
И весьма простое для неуверенного в своих силах мастера. 
Ведь все линии - разные, и расстояние между ними - разное.
9) Простая геометрия из прямых линий.
     Простёгивать на ходу прямые линии, как уже говорилось, - это трудно. Но если прокладывать короткие прямые линии туда, куда бог пошлёт, то само собой получается вот такая треугольная абстракция.
Вот это - прекрасный выбор для начинающих, но желающих стегать.
      Мне кажется, что большая часть рисунков для стёжки приспособлена для рук не только мастеров стёжки, но и для начинающих. Что радует и утешает.
****************************************************
       Спустя два дня... Минимум миниморум для стёжки.

О машинках для квилтинга и их функциях. 
Повод: в доме осталась лишь старая электромеханическая машинка с весьма ограниченным количеством функций. 

Все функции, которые нужны для стёжки, в таких простых машинах есть.
1) Рычажок для отключения нижнего транспортёра.
2)  Лапку для квилтинга (она же - лапка для штопки) можно приобрести отдельно.
Меня уверяли в магазине, что эти лапки универсальные, и к моей машинке подойдут.
Не обманули!
3) Без приставного столика можно обойтись.
Но я подставила стол от другой машины. Дыра совсем не мешала.
А руки получили упор в нижней части ладоней.
       Вот тот минимум, которого вполне достаточно для домашнего шитья. Убедилась лишний раз, хотя и убеждаться не требовалось. 
Подушки, детские одеяла пройдут через "дырку" обыкновенной машинки.
Но большие покрывала и толстые одеяла, конечно, нет.
Стёжка в границах "волн". 
Вообще без мысли: что в голову пришло, то и "рисовать" иглой.
      Все эти мысли, наблюдения и заключения успокаивают и утешают... В стёжке главное - желание, а не теория. (Профессионалы не в счёт! Хотя трудно представить профессионала, стегающего на домашней швейной машинке). Кто-нибудь читал работы физиологов или физиков-механиков о теории ходьбы? И не дай бог! Там сложные схемы с углами упора, силой отталкивания, перемещением центра тяжести и проч.! А ходить мы учимся, а потом всю жизнь ходим, опираясь исключительно на свой опыт и приобретённые навыки. И у нас получается)))))).
Бабочка-опыт: без симметрии, без замысла, без теории.
Пошла-пошла-пошла-пошла... Так дети учатся ходить.
**************************