вторник, 28 января 2014 г.

Салфетки с Крошкой Сью. Блоки "Колодец" и "Дрова". Лоскутное шитьё.

***********************************************************
     
 **********************************************
ВСТУПЛЕНИЕ,
 которое можно пропустить; 
которое ничего не говорит о технологии лоскутного шитья, 
которое появилось из-за наличия у лоскутницы мыслей и чувств, 
чего ей никто не разрешал.

      Человек ничего не делает просто так и ради просто так. Ему нужны смысл, сверхзадача и какая-нибудь долгоиграющая история. Я не просто вбиваю гвозди, я - строю коммунизм; я не просто мою под краном детский горшок, я - взращиваю главную ценность цивилизованного мира - человека, наделённого от рождения естественными неотъемлемыми правами (а ходить с чистой попой - это великое право, и за него шли в казематы тысячи борцов за демократию и права человека!); я не просто так еду в эту жаркую и вонючую страну, я, во-первых, согласно Писанию "прилепилась к мужу" и прямо-таки испытываю удовольствие от этого таинства, а, во-вторых, согласно требованиям и нормам общества потребления потребляю, чтобы на вопрос этого общества и отдельных его представителей "а это потребила?", с гордостью и удовлетворением ответить "потребила" и т. д.

      Так и с лоскутными изделиями. Просто так их никто не шьёт: себе дороже! 

      А захватывает это увлечение даму на каком-нибудь жизненном повороте и втягивает все мысли, чувства, комплексы, задачи, самооценки, "жизненные стратегии", а также её тактики... Приблизительно так: "Все долги людям и обществу я отдала: детей вырастила, работу переработала, - можно подумать и о своих удовольствиях!", "Я такая гармоническая личность: и менеджером могу, и танцую, и шью!", "Он меня бросил из-за этой криворукой кикиморы, так пусть вспомнит, как я ему готовила, и какой у меня уютный дом!", "Вот я и вышла замуж. Как миленько!!! Теперь я буду образцовая жена, буду стирать, варить, жарить-парить, шить-вязать, паять-ваять и... чего там ещё делают?", "Я такая талантливая, прямо - гениальная. Мой уровень - это Толстой, Достоевский, Махатма Ганди и Марья-Искусница! А кто этого не понимает, тот - дурак! Я ещё вам всем покажу, всем докажу! Ещё выбьете моё имя на скрижалях! Ещё будете гордиться, что один воздух со мной нюхали! Вот только прихватку дошью, и тогда увидим...".

      И вот тут-то - ДЗИНЬ! БАБАХ! - и может появиться пропасть между целью, мотивацией и результатом. Шла на шедевр, а получилась банальность; хотела похвастаться, а они иронично улыбаются и чуть ли не вертят пальцем у виска; хотела удивить необычным подарком, а они его кошке постелили...

       И вместо радости приходит разочарование. И вместо удовольствия - мука. И вместо самореализации - новые комплексы. И горе безгранично и жестоко: любимая машинка получает пинок в тумбочку, любимая ткань дарится соседке, из закладок удаляются адреса любимых интернет-магазинов, и горькие слёзы капают на ещё не опавшую грудь...

      И вот только теперь, тихо и незаметно, основательно и несуетливо приходит он. Спаситель, хранитель и целитель. Здравый смысл. И он подсказывает: тряпочка - это тряпочка; она, действительно, для чего-то нужна, но не более того. Надо соотносить количество труда и цель. Если хочешь создать вещь на века, иди в камнерезы или на бетономешалку. А поделка из ткани послужит в лучшем случае несколько лет, а чаще всего - лишь месяцы.

      Вот так и появились эти салфетки...
**********************************************************************
СТОЛОВЫЕ САЛФЕТКИ ИЗ ЛОСКУТОВ.
      Столовые салфетки под тарелки и приборы - это проза жизни. Столовые салфетки нужны каждый день. Их будут использовать во время завтрака, обеда, ужина. Взрослые и дети. Рассеянные, задумчивые, сонные, усталые, шумные, неряшливые, вертлявые - всякие. И всё, что впадает в жидкое состояние, - будет капать и капать, капать и капать, капать и капать... И салфетки нужно будет стирать. Ну раз, ну два, ну пять. И всё.

     Значит, не нужно мудрить и шить сложные блоки. Не нужно мучаться с расчётами геометрически заковыристых рисунков. Не надо планировать круги, ромбы и гексагоны. Не нужно стегать вручную. Не нужно тратить дополнительные деньги на дорогие аксессуары и приспособления. А надо проще, быстрее и легче! 

      Но проще - это не значит некрасиво. На этот случай есть замечательные блоки - "колодец" и "дрова". Кто шил, тот знает. Затраты труда - минимальные. Удовольствие при шитье - огромное. Результат - всегда непредсказуемый и удивительный даже для мастера. И к тому же - можно "подмести" все обрезки, что накопились в шкафах и кладовках и ждут своего часа (и откуда они только берутся?). 

1) Что нужно подготовить для работы?

      Во-первых, нужна ткань. Для создания лоскутного рисунка понадобятся обрезки и лоскуты любой длины и площади, даже самые маленькие. Их нужно много. Кучка.
       Но нужны и целые полотна, из которых можно выкроить прямоугольники приблизительно 35 см Х 45 см. 
     Для одной салфетки нужны два таких прямоугольника: 1) для подложки под лоскутный рисунок, 2) для изнанки. Для подложки можно (и даже лучше) использовать неклеевой флизелин с разметкой в клеточку, предназначенный для блоков "колодец" и "дрова". 
      
   Какая ткань подойдёт? Салфетка - вещь практичная, поэтому предпочтительна хлопчатобумажная ткань любого переплетения (ситцы, сатины, бязь, мадаполам, поплин и проч.), а также смесовые ткани с преобладанием хлопка. Зачем на салфетке шёлк, парча, сукно и органза? 
       
      Но самое приятное то, что можно, наконец, использовать не только специальные ткани для пэчворка, но и обыкновенные отрезы и лоскуты с любым рисунком. Даже если ткань некрасивая и скучная, она "заиграет" в этих блоках. (Я решаю простую задачу: пристраиваю накопившиеся лоскуты, цвет которых не позволяет их использовать в одной крупной вещи. Лежат и занимают место).
       
      Во-вторых, нужны: резиновый мат, акриловая линейка для пэчворка и дисковый нож. Предстоит нарезать большое количество ровных полосок, и без этих инструментов не обойтись. 
       В-третьих, нужен наполнитель, как и при создании любого другого квилта. Подойдут и синтепон, и какой-нибудь натуральный наполнитель, и плотная ткань. Можно обойтись и без наполнителя, но в этом случае нужны флизелины или дублирины; они укрепят ткань и придадут изделию достаточно жёсткую структуру.
        
       В-четвертых, нужно всё, что используется при любой работе на швейной машинке.

      В-пятых, нужны заготовки с аппликацией. Они совсем необязательны. Блоки "колодец" и "дрова" красивы и сами по себе. 

        Но у меня был период влюблённости в Крошку Сью, и я нашила этих девочек в таком количестве, что, дай им оружие и посади на коней, можно было бы предотвратить монголо-татарское иго.
         Изготовлению заготовок с Крошкой Сью и аппликации на ткани, выполненной вручную, посвящено отдельное сообщение. Здесь можно найти пошаговую инструкцию, а также 50 рисунков-схем.

2) Основные этапы работы.

- Нарезать полоски. Длинные, средние, короткие. Ширина полосок - это по желанию  автора и в соответствии с его замыслом. Можно нарезать полоски одинаковой ширины, можно - разной. У меня - разной, от 6 см до 2, 5 см, большая часть - 3,5 см.
- Совсем короткие полоски нужно сшить на машинке, соединив их друг с другом в длинную полосу. Как-то так повелось в мире шитья, что полоски и бейки сшиваются под углом 45 градусов.  

- Подготовить подложки. Нужно опеределиться с размерами салфетки. У меня - 30 см Х 40 см. И размер подложки - 32 см Х 42 см, поскольку на завершающем этапе работы предполагается выравнивание.
      Если у вас есть флизелин с разметкой, осознайте, что это счастье.
       Если в качестве подложки используется ткань, то следует нанести разметку. Шаг разметки - это, простите, насколько хватит терпения. Здесь шаг - 5 см.
- Подготовить заготовки с аппликацией. Определиться с их размером и выровнять.
- Шить. Блок "Колодец" складывается, если к центральному квадрату полоски пришиваются по кругу. А "дрова" - если полоски пришиваются к параллельным сторонам, а затем к иным параллельным сторонам квадрата.
Очерёдность присоединения полосок по типу "колодца".
Сверху.
Справа.
Снизу.
Слева.
В этом случае (когда заготовка с аппликацией в верхнем правом углу)
" колодец" далее формируется лишь по двум сторонам.

А потом просто пришиваются параллельные полоски.
     Гладить каждую полосу необязательно. Можно просто  плотно прижать и процарапать вдоль линии шва. Лучше ногтей ничего нет, но ногти быстро кончаются. Есть специальные стеки для разглаживания швов. А если их нет, можно найти заменители. Например, пластиковую лопатку из "Киндерсюрприза" (того, где не яйцо, а крем). Это, как говорил Аркадий Райкин, "дёшево и сердито".
- Соединить все слои салфетки. Здесь: лоскутная лицевая сторона, синтепон, изнаночная сторона. 
- Выстегать. Любым манером: геометрией и (или) на свободном ходу машинки. У каждого мастера свой способ получать удовольствие. 
       У меня полоски простёганы в канавку (то есть максимально близко ко шву), а аппликация - на свободном ходу. Простые линии проложены без перемены лапки.  А свободная стёжка выполнена согласно традиционным правилам: отключить нижний транспортёр (зубчики) и двигать ткань руками под работающей иглой.
- Выровнять салфетку по периметру.
- Изготовить полосы для бейки. Ширина полос - произвольная. Можно выкраивать бейку, предполагая сложить её вдвое для прочности. У меня - 3, 5 см, в один слой.
- Пришить бейку по периметру салфетки. Здесь общих правил нет. В каждом монастыре свой устав, и в каждой избушке свои погремушки. 
       Если бейка тонкая и не косая, то сформировать уголки можно следующим образом. (Я представляю, как иронизируют профессиональные портные и закройщики над откровениями любителей шитья. У них, наверное, были специальные лекции и параграфы в учебниках: "Метафизика, методология и методика изготовления бейки, включая косую", "Бейка в культуре, религии и искусстве народов мира", "Бейки при демократии и тоталитаризме: прямая и косая").
Закончить шов, не прошивая длину припуска.
Повернуть на угол и прострочить до конца ткани.
Можно просто прервать шов на расстоянии припуска.
Но скос на угол позволяет закрепить нить.
Не обрывая нитку (зачем обрывать?), 
вытащить угол из-под иглы и сложить бейку вот таким образом. 
Сгиб бейки должен совпадать с краем ткани (см. наверху).  
Начать шов на перпендикулярной стороне - 
с самого верха и, конечно, отступив припуск справа.
Если всё сделано правильно, то на лицевой стороне 
сам собой сложится вот такой уголок.
На изнанке, выполняя шов вручную, следует заложить угол.
Можно лишнюю ткань убрать под одну сторону бейки.
А можно, прижав середину, свести складки с двух сторон.
      Вот и всё. Салфетки готовы. Можно прогладить.
  
   В заключение о ровных линиях. Поскольку шила я по ткани, то не все линии ровные. Если ткань была плотная, то ещё туда-сюда. А если подложка была тонкой и рыхлой, то у её края швы "поползли", и строгих параллелей не получилось. Даже подкрахмаливание не помогло. 
      А шитьё по диагонали получилось ровным. Открытие: если шить "колодец" и "дрова" по тканевой подложке, то следует или рисунок располагать по диагонали, или подложку выкраивать по диагонали).
**************************************************************
Салфетки с разными вариантами "дров" и "колодцев"
 **********************************************************
Варианты стёжки Крошки Сью.
********************************************************