среда, 7 августа 2013 г.

Шить и простёгивать лоскутное покрывало дома: трудности, ошибки, слёзы и как с ними бороться. Пэчворк, квилтинг.

Выстраданное.
      Подробное описание того, как изготавливается покрывало в домашних условиях, в ином сообщении (здесь). Там - технологический и презентационный вариант. А здесь - откровенный и эмоциональный. 
 
    Шить покрывало в домашних условиях - это, если не подвиг, то, по крайней мере, поступок. Его изготовление состоит из нескольких  технологических шагов, самый трудный из которых - это протаскивание покрывала при стёжке через домашнюю швейную машинку.

   Зависть - чёрная и белая, негодование из-за несправедливости всего чего можно, острое чувство неполноценности - всё это испытывает и переживает "домашний мастеровой" при виде огромных  пялец-станков для стёжки и специальных стегальных машин, часть из которых  имеет электронное управление! А что испытывает любитель, видя работы профессионалов, - описать невозможно!

   Стегать покрывало дома на бытовой машинке - это сравнимо с чем? с избавлением от воды не насосом, а чайными ложками и своими ножками, с армейским мытьём пола зубной щёткой, с уже забытым перебиранием крупы на блюдечке... Занятие бессмысленное и трудоёмкое. Можно сказать - социалистическое занятие, когда важно количество потраченных усилий и усталость тела, что позволяет думать, что день прожит незря, и чему-то там отдан необходимый долг. 

     Если эта работа - счастье для социалистов, то мука - для перфекционистов. Всё идёт не так, как хочется... 


      У меня небольшой опыт - всего 6 покрывал. Но выстраданного, понятого, оплаканного,  осмеянного, переосмысленного, пережитого - уже много. Как мне кажется. (После этого плача последовали, конечно, новые покрывала и одеяла).

       Некоторые допущенные ошибки - просто глупые. Некоторые страдания - не стоят того. С чем-то стоит бороться и наращивать опыт и мастерство. А с  некоторыми обстоятельствами надо просто смириться.


Ручное шитьё - это нормально. Даже если это исправление ошибок кроя.
    
      Проблема. Была великолепная задумка - сшить покрывало из разных блоков. Причём, разных не только по рисунку, но и по размеру. Но как их сшить? 
        Понимание технологии соединения таких блоков пришло лишь после неудачи.  При соединении второго ряда образовались очень сложные углы, пришивать которые пришлось руками.
Процесс формирования уголка вручную.
      Как себя успокаивать? 
      - Ну и что? Прекрасно получилось. Этот шов будет закреплён стёжкой и ничего с ним не случится.

      - Ручная работа в лоскутном шитье - это вообще традиция. Английская ручная сборка полотна сохраняется и по сей день, несмотря на новейшие технические достижения. А если смотреть японские журналы по пэчворку, то окажется, что значительная часть швов - ручные, потому что японцы любят мельчить детали до такой степени, что их невозможно сшить на машинке.

     - Можно провести эксперимент: прострочить две детали на машинке и такие же детали сшить руками. Потом эти два образца можно прогладить, присмотреться к чистоте швов на лицевой стороне, потеребить руками, попробовать разорвать, ради пущего эффекта - распороть. И после всего этого можно убедиться, что машинная строчка и ручной шов прочны и прекрасны в равной степени. А ещё можно, не проводя эксперимента, вспомнить, что вплоть до изобретения швейной машинки все работы выполнялись вручную. А ещё можно подумать о таком сегменте шитья и моды как "от кутюр", вспомнить Надежду Ламанову или кого-нибудь ещё из высших сфер шитья и кроя... 

Кривизна деталей и блоков, как и любовь, поражает внезапно и из-за угла.   

       Проблема. У инженеров, которые сдают  предмет "Сопротивление материалов" (иначе - сопромат), насколько я понимаю, сопротивляются металлы. А у меня - ткани. Если на эскизе, нарисованном на бумаге, всё выглядит ровно и геометрически выверено, то при шитье такая точность никогда не достигается. 
        
     Казалось бы, блок выровнен по сетке на раскроечном мате и представляет собой квадрат. Ленты для рамочек нарезаны дисковым ножом при помощи длинной линейки и того же мата.
    Всё пришито на машинке с соблюдением одинаковой ширины припуска, для чего была использована специальная лапка для пэчворка ("четверть дюйма").
Лапки для пэчворка ("четверть дюйма").
    Деталь была проглажена нежно и точно. Отпариватель не включала. Ткань не тянула.
     Но откуда эта кривизна? Откуда эти лишние миллиметры?
    И приходится решать: либо выравнивать рамочку, чтобы она была одинаковой по ширине, но при этом весь блок поползёт в разные стороны; либо выравнивать по внешней линии квадрата, и тогда ширина рамочек будет различной.

         Вот: выровняла рамочки, и утеряла правильность квадрата. 
    Как себя успокаивать?
      - Ткань - это ткань, а не бумага и не металл. Точность вплоть до миллиметра невозможна в принципе. Находясь в отчаянии, можно посмотреть труды признанных мастеров пэчворка-квилтинга в ютубе или где-нибудь ещё и убедиться, что и у мастеров и удачливых бизнес-дам не все уголки сходятся и не все линии прямые.

       - Чем больше шьёшь, тем точнее детали и блоки. Сами по себе. От опыта, навыка, привычки и чёрт знает ещё чего.

     - Если блок используется в большом изделии, велика вероятность того, что глаз этой кривизны просто не заметит.

     - Если будет использован толстый наполнитель, то стёжка искривит детали по иным причинам. И незачем переживать и рвать сердце.

 Прямые линии стёжки не получаются идеально прямыми.

      Несмотря на то, что я использую специальную лапку для стёжки (она же - верхний транспортёр) и направляющую для стёжки, все прямые линии и запланированные геометрические фигуры выходят кривыми. 
Лапка для стёжки или верхний транспортёр 
у разных машинок выглядит по-разному.
Чаще всего это - массивная лапка, эдакий набалдашник, 
который крепится болтом.
Но есть и встроенные верхние транспортёры, 
там иной принцип крепления к ходовой части машинки.
Направляющая для стёжки - это изогнутая 
металлическая деталь (см. слева на фото). 
Она вставляется в отверстие на шагающей лапке (верхнем транспортёре).
Ведя её по предыдущему шву, можно достичь
 одинакового расстояния между параллельными швами.
       Главная проблема состоит в том, что при стёжке надо растягивать ткань в разные стороны, и это усилие рук никак не может быть одинаковым, поэтому строчка отклоняется то на 1 мм, то на 2 мм. А то и направляющая сместится. Она всегда смещается к концу строчки, зараза! 

Как себя успокаивать?
       - Можно подстраховать себя, нарисовав исчезающим или водосмываемым маркером линии стёжки. Они не избавят от мелких отклонений, но позволят выдержать основное направление строчек. А человеческий глаз имеет такую особенность - он видит главное.
      
      - Это ручная работа. Человек - не машина и этим прекрасен. Греческие скульпторы, украшая фронтоны зданий, нарочно выводили часть некоторых фигур (ручки, ножки) за линию треугольника фронтона. Потому что точная геометрия - скучна. И даже больше: идеально прямые линии глаз видит кривыми. Те же греки утолщали колонны в середине, нарочно делали их пузатенькими. И только такие колонны человеческий глаз воспринимал идеально прямыми.

       - В следующий раз будет лучше. Причём, не на чуть-чуть, а значительно лучше. Результат в лоскутном шитье улучшается в геометрической прогрессии. Это такой подарок от высших сил.

       - Можно обмануть глаз и использовать шов-зигзаг (на максимальном размахе углов). Можно обмануть глаз и располагать швы на довольно далёком расстоянии друг от друга (и опять же максимально увеличивать при этом длину стежка). Одеялки, выставленные в салонах для продажи, так и простёганы))). 
Разве кривизна так заметна? А она есть.
("Видишь суслика? - Нет. - И я не вижу, а он - есть").
Вот она во всей красе.

Стяжки после простёгивания разнонаправленные и похожи на морщины. 

   Если простёгивать в одном направлении, полотно сильно искривится. Опытные мастера советуют один шов прокладывать сверху вниз, а следующий - снизу вверх (или как-то иначе, но в другом направлении). Полотно сохранит геометрию, но стяжки-морщинки лягут по-разному.

      И ещё одна проблема. Верхний транспортёр для квилтинга, который есть у многих машинок, конечно же, помогает тащить толстую ткань. Но нижний транспортёр (зубчики) и верхний тянут ткань по-разному. Что бы там ни писали в рекламных проспектах швейных машинок! Если на маленьком квилте это незаметно, то при изготовлении покрывала - очень заметно. 

      Стёжка - это соединение трёх слоёв (лицевое полотно, наполнитель, оборотная сторона квилта), и каждый слой живёт своей особенной жизнью. И тот, кому удаётся идеально (миллиметр к миллиметру) соединить эти слои при создании огромного стёганого изделия, тот смело может занести своё имя в какие-нибудь анналы...
Звезды покрылись морщинами. 
Хорошо, не умерли.
     Как с этим бороться? Чем оправдаться?
      - На некоторое время оставить работу и искать утешения... "Знаешь, всё ещё будет",  "большие девочки не плачут", "эй, Джуд, не будет хуже"...

     - Слегка прогладить. Без отпаривателя и на режиме шёлка или синтетики. На самых проблемных местах можно покрутить уголком маленького утюжка.


  - Посмотреть на давно сшитые работы и полюбоваться тем, как хаотично и красиво расположились морщинки после использования вещи. Морщинки лягут туда, куда им нужно, как листья в листопад. В этом и заключается красота простёганных вещей.

После простёгивания полотно теряет правильную форму.
      Проблема. После простёгивания, причём как с помощью специальной лапки-транспортёра, так и на свободном ходу машины, края полотна расползаются. Получается такое медузо- или амёбообразное произведение.

      Чем себя успокаивать?
      - Это будет всегда. Против законов физики возразить нечего. Лучший способ сохранить правильность формы покрывала - стегать на пяльцах-станках. Но у тебя же их нет и не будет.

      - В следующий раз предусмотреть большие припуски по периметру, чтобы затем выровнять линии.

      - Если не удалось до конца избавиться от этой кривизны, то есть простой способ минимизации этого нежелательного эффекта - повесить готовое изделие на день-другой на прочную основу (не на верёвку) и дать отвисеться. Лучше на улицу: поможет естественное изменение влажности. Если есть на чём растянуть изделие - то можно растянуть, прилагая силу (подойдут колышки, рамки, столы, тяжёлые отвесы и проч.).

        - Если волнение и неудовлетворённость сильные и мешают жить, то следует достать журналы и книги по пэчворку и ревниво рассмотреть изображения. И заметить, что даже рекламная съёмка со всеми её ухищрениями не может скрыть того же дефекта, что и у вас, - кривизны периметра основного полотна и кривизны рамок и каймы. 

Выстёгивать большое изделие на бытовой швейной машинке так тяжело, что невыносимо.
      Лоскутное шитье, как и любое иное рукоделие, навык или мастерство, захватывает и требует постоянной работы над собой. Буквально - зовёт на подвиг. Смогу или не смогу? Тварь я дрожащая или право имею?

       Рано или поздно возникает желание простегать очень большое изделие. Причём, очень хочется не прерывать строчку как можно дольше. Развивается мания...
Покрывало 2 м Х 2, 2 м, маниакально простёганное одной строчкой.
      И лишь после того, как этот Эльбрус покорён, трезвеет сознание: ну и зачем я так мучилась? Ведь большую часть времени заняло не выстёгивание рисунка, и передвижение, протаскивание, бесконечное переворачивание полотна.

       Все советы по организации труда мало помогают. 
      - Скатывать полотно в трубочку и так продвигать через рукав машины. А если эта трубочка длиной 2 с лишним метра и тянет изделие в конце строчки, как камень утопленника?
      - Придвинуть рабочий стол к стене, чтобы полотно не падало. "Рабочий стол" в домашних условиях - это столик для швейной машинки или обыкновенный письменный стол. Они узкие. Двухметровое полотно громоздится у стены такой кучей, что падает на машинку.
       - Скреплять полотно клипсами, прищепками, класть на полотно тяжёлые предметы. Как мёртвому припарки.
      А рекламная съёмка, где мастера улыбаются и интонациями Раисы Максимовны объясняют технологию стёжки, как раз и заканчивается там, где нужно реально стегать и переворачивать полотно. Свернут квилт в трубочку, воткнут машинную иглу в угол изделия и красиво удаляются...

Что же делать?
      - Устроить дома мастерскую. Озаботиться приобретением столов с большой рабочей поверхностью. Расставить их таким образом, чтобы было удобно работать. Идеально было бы так: сзади машинки метра полтора рабочей поверхности стола, слева от машинки тоже метра полтора. 
     Но этот способ подходит лишь тем, у кого есть избыточная жилая площадь и чей фанатизм и верность лоскутному шитью не имеют предела.
Этот стол сделан не для любителей шитья вообще, 
а для любителей лоскутного шитья:
за машинкой и слева от машинки - большая рабочая площадь, 
углы стола закруглены, машинка утоплена в стол.
       - Как-нибудь исхитриться и заменить специальный рабочий стол для квилтинга некоей конструкцией. Если "походить" по блогам и ЖЖ лоскутниц или просмотреть критическое количество видео-материалов, то можно восхититься изобретательности "квартирных" мастериц. Чего они только не придумывают! Заставляют своих мужчин выпиливать столешницы с углами и выемками, чтобы она уместилась в довольно маленькое пространство домашней "мастерской" (между гардеробом и диваном, например); приставляют к машинке слева гладильные доски (благо, высоту их можно изменить); приспосабливают столешницы от старых лакированных столов (а они скользкие, что бесценно); формируют "рабочую поверхность" из нескольких столов и тумбочек...
       - Можно купить машинку с удлинённым рабочим коленом. "Дырка" в середине машинки будет большая-пребольшая, и протаскивать покрывало будет легче. Такие бытовые машинки есть, и у разных фирм - это серии агрегатов, специально предназначенных для квилтинга. Их цена колеблется от 25 000 до 120 000 рублей. Да, действительно, без сапог, бензина и фруктов можно обойтись, а без машинки - нет. Ведь невозможно? (Рано или поздно каждая лоскутница убедит себя в необходимости такой покупки. А если и не убедит, то будет так страдать, что добрые родственники или любимые сжалятся над нею и купят наконец такую машинку).
Одна из таких машинок.
Эта модель стоит приблизительно 40 000 руб. (цена на 2013 г.).

       - Использовать очень тонкий наполнитель: синтепон с пометкой 100 г/м, хлопковое, бамбуковое полотно или иной аналогичный наполнитель.

      - Избегать изделий, сторона которых превышает 1, 5 м (в крайнем случае 1, 7 м). Работа над такими вещами не требует чрезмерных усилий и не умучивает мастера.
Квилт 105 Х 140.
      - Не стремиться маниакально шить одной строчкой, а начинать и прерывать её как угодно и как удобно. Ничего не распустится! И стирку выдержит! А закреплять строчку можно по-разному: оставляя длинные хвостики и потом, сделав узелок, пряча их во внутренних слоях квилта; 2) используя закрепку в виде узелка (если таковую опцию предлагает "продвинутая" машинка).
       - Шить и простёгивать полотно и кайму отдельно. И лишь потом сшивать. Этот способ, правда, имеет свои недостатки, поскольку образуются дополнительные швы. 
        Как их скрыть? 1)  Закрыть все соединительные швы бейкой. В этом случае будет видна стёжка на изнаночной стороне, но образуется толстый шов. 2) Прикрыть ещё одним слоем изнаночной ткани. В этом случае  шов можно расправить, прогладить, приметать, и он не будет толстым; но на изнанке не будет видно стёжки. 
Здесь второй вариант - дополнительная изнаночная ткань.
      Но в результате можно получить покрывало желаемого размера. Без компромиссов. 
Покрывало на двуспальную кровать.

Свободный ход машины, фигурная стёжка: всё болит!!!

      Стёжка на свободном ходу машины - это прелесть что такое! Нужно отключить нижний транспортёр (зубчики) и руками двигать ткань под иглой, создавая рисунок. Это сложно, и кокетничать здесь не надо. 
      Если машинка  предназначена для квилтинга, то в комплекте найдётся специальная лапка. У разных фирм она разная, но в любом случае - круглая или дугообразная. У универсальных машинок эта лапка может прятаться под названием "лапка для штопки". 
Пластмассовая лапка для стёжки на свободном ходу.
Продаётся в магазинах и отдельно от машинки.
Пластмассовая и металлическая лапки для квилтинга (стёжки) от разных машинок.
       Эта стёжка хороша при изготовлении небольших изделий: панно, косметичек, чехольчиков, подушек и проч. Можно набить руку, научиться прокладывать стежки каких-нибудь рисунков и схем, придумать свои варианты стёжки.
     А покрывало? Это 5 или 6 кв. м. !!!

- Будут болеть руки во всех точках сочленения суставов: плечи, локти, кисти и все-все пальчики.   

- Будет болеть спина. Причём, и внизу на пояснице, и наверху у лопаток.

- Будут болеть от напряжения глаза.

- Будет болеть голова. От постоянной сосредоточенности, от стука машинки, от монотонной работы.

- Будет болеть душа и самолюбие. Оттого, что не всё получается так, как задумано.

      И времени на это уйдёт предостаточно. И рано или поздно появится мысль: "А зачем мне всё это нужно?".

Что делать? Что думать?
-  Оценить свои возможности и силы. И выбирать те рисунки для стёжки, что подходят именно вам. 
   
    Я знаю, что выстёгиваю средненько, и поэтому выбираю те рисунки и схемы, что обманывают человеческий глаз и не требуют идеального исполнения. Мой личный лозунг не "Умереть, но достичь совершенства", а, напротив: "Да, всё криво, но так и задумано! Я - Пикассо, Сезанн и Модильяни стёжки! А представители правильной классики - в  другом зале!". 
- Как облегчить работу, уже придумано: это перчатки для квилтинга (те, что с прорезиненными подушечками пальцев). Ткань под руками не будет скользить, и мастер получит полную власть над тканью и наносимым рисунком. 
Трикотажные перчатки для квилтинга.
Прелестно то, что они имеют разные размеры.
     Если их нет, то можно использовать напёрстки для квилтинга. Или резиновые хозяйственные перчатки - те, что из плотной неблестящей резины и с пупырышками на пальцах; лишние раструбы можно обрезать до начала большого пальца, и руки не будут потеть и задыхаться.
Всё удовольствие - 100 рублей. Но нужно два набора. 
Чем они думали: 3 напёрстка для большого пальца и 3 для остальных?
- Терпеть. И ждать, что настигнет благодарность - на этом свете, и воздаяние - на другом.

         А ещё бывает:
- Не хватает нити нужного цвета. На стёжку покрывала со звёздами, например, ушло 8 катушек по 200 м. 
- Нить рвётся так часто, что возникает мысль и тщетности усилий и тщетности бытия вообще.
- После поворота линии стёжки машинка начинает петлять на изнанке. И приходится распарывать... А распарывать стёжку - это всё равно что периодически "подковывать блоху": без стойкого характера и лупы не обойтись!
- Если используются разные рисунки стёжки (а они разной плотности), то могут появиться заломы.
- Не хватает ума предусмотреть у блоков большие припуски по периметру, и после их соединения искажается рисунок.
- Не всегда удаётся обойти фрагменты с "комком" припусков, и ломаются иглы... А самое страшное, когда компьютеризированная или электронная машинка запищит и выкинет на дисплей надпись "Error". И для старательной, ответственной, нервной и напряжённой лоскутницы этот "Error" - не ошибка шитья, а ошибка всей её жизни.
- Не хватает ткани нужного цвета, ведь дом - это не мастерская-студия, и рулоны ткани там не валяются.  И т. д. и т. п.

         Ничто не идеально. Но, в конце концов, в квартиру с инспекцией не заявятся ни строгие комиссары от Всемирной Лиги Качества лоскутного шитья, ни представители Объединённой Ассоциации пэчворкистов-квилтингистов, ни следователи по Надзору за дикими и организованными любителями лоскутного шитья, ни страшные вивисекторы-инквизиторы, очищающие ряды лоскутников от недостойных элементов. Никто не придёт. Никто не обидит.

      Трудности в лоскутном шитье - тоже радуют и приносят удовольствие. А неудачи - наполняют старческой мудростью, христианским смирением, неоценимым опытом материаловедения и самопознания. Как будто одна - вагон разгрузила,  коммунизм построила и всю землю в Гренаде отдала, наконец, крестьянам. И ещё: именно при простёгивании покрывал я самопознала, что знаю очень много слов и вариаций русского мата.

      В начале каждой работы ты переполнена идеями. А в конце - опытом, которым очень-очень нужно поделиться, иначе - лопнешь. 
     И почему-то в самом деле кажется, что человечество ждёт твоих откровений, как когда-то евреи ждали каменьев с текстом, спущенных с горы косноязычным и странноватым, но терпеливым и упёртым Моисеем.
      (А Моисей, кстати, спустил с горы не только камни с заповедями, но и выкройки одежды священников и даже эскизы вышивки))))))))).
********************************

_____________________________________________