понедельник, 19 августа 2013 г.

Аппликация на ткани из мелких деталей. Изготовление на швейной машинке.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ. 
      Первый опыт, как правило, бывает неудачным, но  он же - и самый ценный.

   Насмотревшись на изделия признанного мастера пэчворка и аппликации Эдит Ситар, я решила, что тоже так смогу. Почему-то результаты труда Инны Чуриковой, Елены Исинбаевой, Ирины Слуцкой и Ульяны Лопаткиной у меня подобных мыслей не вызывали. А тут что-то сломалось: аппликация на ткани показалась простой и доступной. 
    

      В результате получилось вот такое изделие. Все ошибки налицо. Которые не налицо, будут особо отмечены в тексте.
      Ошибка 1. 
      То, что захотелось сделать цветочки - не ошибка. Это дело вкуса, потому и не обсуждается.   Ошибка - в сложности рисунка. Слишком много деталей. Эти детали разные. Например, нарисовала 5 видов разных листочков. Не предусмотрела, что при шитье можно голову сломать, определяя место этим листочкам.
     Сразу же исключила из схемы кружочки - очень маленькие.
Ошибка 2.
      Начала переносить с рисунка-эскиза отдельные детали для раскроя при помощи копирки. Но не сообразила, что эти детали-выкройки надо перевернуть, поскольку их нужно размещать на изнаночной стороне ткани. 
Ошибка 3.
      Специально купила так называемую так называемую "бумагу для заморозки" - бумагу, у которой одна поверхность при нагревании утюгом приобретает клеящие свойства. Почему я решила, что всякая "бумага для заморозки" переносит клей и на вырезанные детали и помогает закрепить их на ткани-основе, облегчая шитьё? Такая бумага, действительно, есть, но моя - лишь приклеивается на детальки и помогает ровно их вырезать. 
      Через ту же копирку перенесла рисунки деталек на матовую сторону "бумаги для заморозки". Вырезая, оставила припуски. Здесь ни в чём не ошиблась.
      "Бумага для заморозки" приклеивается на ткань для деталек очень хорошо. При этом утюг был настроен на режим "хлопок". И вырезать их удобно. Без бумаги было бы очень трудно вырезать мелкие стебельки и веточки, а также выдерживать ровную линию.
      После того, как вырезала детальки и посмотрела на их лицевую сторону, наконец поняла, что изображение переворачивается. Пришлось "отзеркаливать" эскиз.
      Подложив новый рисунок под ткань, простым карандашом отметила границы деталей. Можно использовать карандаш для ткани, исчезающий или водосмываемый маркер.
Ошибка 4.
      Никак не закрепила детали на основе. От утюга они наэлектризовались, и показалось, что этого достаточно. Конечно же, рисунок искривился.

Ошибка 5.
      Решила всё пришивать одной нитью. 
Лапка для аппликации и шов для аппликации.
Шов красивый и практичный, лапка очень удобная (не заминает ткань).
Если что-то не получается, виновата не машинка.
Ошибка 6.
      Слишком много тканей, поэтому получилось пёстро и аляповато. Очень напоминает какое-то дремучее прикладное творчество "братских народов".

Ошибка 7.
      Ткань морщит.
Ошибка 8.
      Согласно первоначальному смелому замыслу предполагалось повторить эту аппликацию на канве изделия  5 раз. Но уже два мотива, расположенные рядом, повергли в ужас, как повергают в ужас сосредоточенные в одном месте лица представителей российской "элиты".

ОПЫТ ВТОРОЙ. ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК.
       Исправление 1. Решено упростить схему. Основной принцип: все идентичные детали - одинаковые и симметричные. Все листочки, лепестки и чашечки цветочков - одинаковые. Более того, 4 большие веточки тоже одинаковые и симметричные.  Это существенно облегчает крой и сборку: детали можно переворачивать и менять местами.
      Исправление 2. Пять раппортов были признаны ошибкой. Вместо этого решила остановиться на двух раппортах, сохранив их запланированную длину - 20 см. Причём, каждый мотив уменьшила в высоту и повторила 4 раза, повернув относительно центра. Так получилось что-то вроде вензеля, виньетки, орнамента из цветочков. Всё проделала с помощью обыкновенной копирки.
       Показалось, что это организует и упорядочит рисунок. По-моему, это называется "композиционное решение".
      После этой операции возникло желание изменить первоначальный эскиз. Если бутоны из углов перенести в центр, то получится цветочек в середине композиции. Рисунок для этого переделывать не стоит.
       Подсчитать количество деталей при такой схеме нетрудно: лепестки - 24, чашечки - 8, листья - 16, веточки большие - 12, веточки маленькие - 4, стебель - 4.
       
      Исправление 3. Чтобы не мучаться с несимметричным стеблем, выбрала ткань, лицевая и изнаночная сторона которой идентичны (есть такие замечательные ткани для пэчворка).

      Далее все знакомые операции. Перенести копиркой выкройки деталей на матовую сторону "бумаги для заморозки". Вырезать с припусками. Приклеить выкройки к ткани при помощи утюга. Выкроить детальки по линиям рисунка. Оторвать, отсоединить бумагу от ткани. 

Перенести рисунок мотива на основу для аппликации, просто подложив его под ткань.
      Исправление 4. Новая операция: укрепила ткань фона с изнаночной стороны флизелином, чего  ранее не предусмотрела. Это, как надеюсь, избавит от сморщивания ткани.
      Исправление 5. Чем же приклеить детали на ткань-основу? Агата Кристи недаром сделала подсознательную интуицию одним из методов мисс Марпл. Где-то я что-то видела... Так и есть: на инструкции обыкновенного клеящего карандаша написано, что им можно клеить бумагу, картон и ткань. Я ещё смеялась по этому поводу: какому идиоту нужно клеить ткань? Теперь я знаю - какому...
       С помощью этих нехитрых инструментов можно прочно закрепить маленькие детали на ткани. (Всё это можно проделать с помощью специального клея для ткани, паутинки, двустороннего клеевого флизелина на бумажной основе и проч.).
      Исправление 6. В этот раз буду использовать разные нитки. Для этого нужно определить очерёдность присоединения деталей. Первыми следует пришивать те, что прячутся под другими деталями. Например, лепестки накрываются сверху чашечками и т. д.
       (Я поняла, но поздно, что для качественной аппликации нужно точно цвет в цвет подобрать нитки, тогда шов будет не виден. Но не поеду же я прямо сейчас по пробкам Москвы искать нитки!Придётся обойтись теми, что есть в наличии).
        Итак, первый цвет - для цветочков.
          Второй цвет - для веточек и стебля.
       Третий цвет - для светло-зелёных листиков.
      Четвёртый - для зелёных листиков.
      Пятый - для тёмно-зелёных листиков и чашечек. 
      И прогладить. Вот и всё. 
      Аппликация понадобилась для скатерти, изготовление которой -  в этом сообщении.
Подведение итогов. 
- Рисунок несколько изменился, поскольку ткань и детальки сами подсказывали, как лучше скомпоновать изображение. Не совершенство, но по сравнению с первым вариантом лучше.
- Количество тканей существенно сократила, и стало лучше. Использовала 3 зеленых, 2 коричневых и фиолетовых - 5 или 6. Стиль "пожар в Африке" - не для русского глаза.
- Очень хорошо по цвету подошли лишь тёмно-зелёные нитки, и видно, что к этому эффекту и нужно стремиться.
- Для аппликации подходят вышивальные нитки. Они прочные и тоненькие. А обыкновенные  нитки для шитья и толще, и рвутся часто. Это важно, поскольку влияет на качество работы.
- Флизелин обязательно нужен. После проглаживания готовой аппликации морщин и стяжек нет совсем. 
- Клеящий карандаш - и просто, и удобно, и действенно. И не надо бегать по магазинам.
- В этом случае детали были пришиты без подгиба, и небольшое количество крошечных мохрушечек есть. Но они такие маленькие, что можно не расстраиваться. Если предусмотреть подгиб на деталях, то будет гораздо прочней и аккуратнее. Но детали аппликации должны быть больше. Сделать подгиб на стебельках шириной 5 мм просто невозможно.
- Аппликация на ткани из мелких деталей - не так легко, как кажется с первого взгляда. Очень много технологических шагов. Поэтому нужно большое желание, терпение и время.
***************************
      А из неудавшейся аппликации можно сшить какую-нибудь мелочь. Всё в дело))).