понедельник, 5 августа 2013 г.

ПОКРЫВАЛО из разных блоков "Июнь-июль". Блоки "Звёзды". Лоскутное шитьё (пэчворк, квилтинг).




ИЗГОТОВЛЕНИЕ.
       1.  Идея. 
      Идея, образ, желание, предощущение, фантазия - с этого всё и начинается.

     Для того, чтобы добровольно выжать из себя много сил и нервов, изготавливая покрывало на домашней швейной машинке, - они нужны как воздух. Тем более русским, живущим по Евангелию от Иоанна, где прямо написано: "В Начале было Слово...". И только потом - всё материализовалось.

    В раньшей жизни - с её вдохновениями и настроениями - были опробованы разные способы соединения блоков в полотно: без сетки, с сеткой (рамкой, каймой).
     Идея нового покрывала - беспорядок, хаос, отсутствие единого ритма и порядка сборки блоков.

     Очень бы хотелось, чтобы с первого взгляда рисунок не прочитывался, не вычислялся, чтобы гармония не сразу поверялась алгеброй. Порядок беспорядка. Оксюморон. И очень интересно.
   
     В начале работы эта идея имела весьма зыбкие и неопределённые очертания. Как это шить - было неясно. Понимание пришло позднее - в ходе работы.

        2. Складывание и шитьё блоков.
        В июне и в июле 2013 были сшиты разные по размеру и рисунку блоки. Размер блоков: от 36 см Х 36 см до 18 см Х 18 см. Схемы, крой и сборка этих блоков - здесь.
      
       Как-то само собой получилось, что блоки оказались по преимуществу звёздами. Работа "потащила" за собой. 
      3. Раскладка блоков. Варианты композиции.
     После того, как блоки сшиты, приходит очередь очень приятного времяпрепровождения. Это - подборка и выкладывание блоков в единую композицию. 
     Некоторые блоки оказываются лишними, и это хорошо. Порядок отобранных блоков меняется не раз и не два. И это тоже хорошо. 
     
      Никаких физических усилий - свобода, творчество и упоение. Захватывающий этап работы, который можно было бы назвать "идите отсюда и не мешайте маме!".
Лишние блоки. Потом пригодятся.
       4. Соединение блоков в полотно.
     Эскиз и идея требуют окантовки блоков фоновой тканью. Отбор прост: близкие по цвету, но всё же разные ткани. Какие-то - с блеском, иные - батик, другие - с цветочками. Но все - светло-бежевые. Тёплые.
       Ширина сшитого полотна определяется стихийно - это ширина первого сшитого ряда. Рамочки, как видно, весьма различны. Иногда это даже и не рамочки.
          Наконец пришло понимание технологии сборки полотна из разных "блуждающих" блоков! Действительно, надо сначала ввязаться в драку, а потом всё образуется.
      Здесь: цветные квадратики - блоки, незакрашенное пространство внутри сетки - фоновая ткань, окантовка.

1) Линии вертикали должны соблюдаться при соединении всех готовых элементов: блоков с окантовкой. Иначе появятся сложные углы, которые нужно пришивать вручную.

2) Линии горизонтали могут быть разными. Сшивать их не сложно, если оставлять непрошитыми припуски. Например, припуск - 8 мм; вертикальные и горизонтальные швы нужно сшивать, оставляя 8 мм. (Это не касается швов у внешней границы полотна).

3) Каждый блок можно окантовывать как душе угодно: в ровную рамочку, в неровную рамочку, без рамочки с одной или двух сторон, в двойную рамочку и т. д. Так достигается эффект "блуждания" блоков.

4) На чертеже горизонталь разделена на 3 одинаковых отрезка, и ширина у всех элементов сетки получается одинаковая. Это совсем необязательно. Можно разделить и на разные отрезки. Длина отрезков - произвольная, определяется желанием мастера, размерами квилта и проч.

      (Единую линию вертикали можно заменить на единую линию горизонтали. Это не принципиально. Важно, чтобы линии в одном направлении были едиными).

        Все блоки соединены. Как и задумывалось - никакого порядка и никакой закономерности.
       5. Проглаживание всего полотна.
       6. Изготовление "слойки".
      Следующий этап работы - изготовление "слойки" (ангоязычный вариант - "сэндвич"), то есть соединение изнаночной ткани + синтепона + лицевого лоскутного полотна.

     На этом этапе было принято важное решение: шить и простегивать полотно и кайму отдельно, а лишь затем их соединить. Предполагаемый размер покрывала: 2,50 м Х 2,70 м. Если буду протаскивать это полотно через машинку - сдохну. Я уже подобное делала - еле выжила...

      Поскольку я буду соединять полотно и кайму, то образуется шов. Значит, потребуется ещё один слой ткани - дополнительная изнанка (подкладка, оборотная сторона).
     Для слойки, как видно, была подобрана никакая, практически бросовая ткань. Она будет затем прикрыта.
Дома всё приходится делать на полу.
Ползать, ползать, ползать...
           Изогнутые булавки для квилтинга.
       Обрезание лишнего. При этом, конечно, синтепон и изнанка должны быть шире лоскутного полотна. Сантиметров на 5.
     7. Стежка полотна.
      Рисунок стёжки - мелкие ромбики. Использовалась лапка для стёжки с направляющей. В данном случае использование специальной лапки (верхнего транспортёра) необходимо, поскольку полотно получилось довольно толстым.
      Выравнивание внешнего контура отложила на потом. А пока прошила периметр близко к краю, чтобы при бесконечном таскании-трепыхании полотна не обкрошились края.

      8. Изготовление каймы.
      Поскольку основная схема со звёздами достаточно сложна, то для каймы, напротив, выбран очень простой лоскутный рисунок. 
Приблизительный эскиз каймы.Четыре отдельных полосы
с острым углом 45 градусов и тупым углом 135 градусов.
Длина короткой стороны каждой каймы = длина стороны прямоугольника 
(2 ширина + 2 длина).

      Основной декоративный элемент каймы: прямоугольные треугольники из полос. Выкраивание по предварительно вырезанным бумажным шаблонам даёт поразительный результат: готовая деталь не требует выравнивания!

      Почему не выкраивание из полос? Потому что задуманный рисунок не требует "перевёртышей", которые появляются при данном варианте кроя.



      Конечный результат несколько отличается от эскиза. Повлияло многое: и размер каймы, и метраж имеющихся тканей, и невербализуемые представления о прекрасном. 

    
    С каждой полосой каймы были проделаны те же самые операции, что и с основным полотном.

Заготовка-слойка одной стороны каймы. 
Таких заготовок четыре.
      Простёгивание каймы. Здесь использовалась свободно-ходовая стёжка, то есть работа при отключенном транспортёре подачи ткани. Полотна каймы шириной 50 см легко проходят через бытовую швейную машинку.
       
       Рисунки для свободного простёгивания выбраны по единственному критерию: чтобы глаз не улавливал кривизны линий как ошибку, а воспринимал её как художественный замысел. 

    Геометрическое расположение стёжки: 1) расположение мотивов по полоскам лоскутного рисунка; 2) свободно разбросаные "огурцы", цветочки и "мозги" - на светлой фоновой ткани.
        9. Соединение каймы и полотна. 
       Наступила очередь выравнивания всех деталей. Только ножницами, линейкой и маркером. Нет такого раскроечного мата, на который бы уместилось покрывало. 
        После этого были проложены швы по периметру, затем соединены углы. (Размеры и вычисление не привожу. Они - индивидуальны).
      Соединительный шов получился довольно толстый, а это плохо. Пришлось расправлять припуски каждого шовчика и прихватывать ниткой.
      10. Соединение простёганного полотна с изнанкой.
      Пришлось опять ползать и скалывать слои булавками для квилтинга. А потом ещё одна дополнительная операция - ручное простёгивание. Достаточно проложить несколько швов, чтобы подкладка не пузырилась и не жила отдельной жизнью. Да, и, стегая, не нужно прокалывать сэндвич насквозь! Нужно лишь прихватывать ткань.
          
        Что определило выбор именно этой ткани изнанки? 1) Ширина, которая позволяет не делать дополнительных швов (для увеличения площади был пришит кант из ткани-компаньона), 2) тёплый бежевый оттенок ткани, соответствующий тонам лицевой стороны. 
       Маленькие розочки изнаночной ткани нисколько не смущают. Ткань куплена в лавочке "Славянские ткани", что дополнительно радует.
11. Окантовка.
      Края просто обшиты бейкой. Единственная хитрость - это складывание бейки вдвое, чтобы была потолще и "держала" края. 
      Первый шов - на машинке. А на изнанке - потайной шов вручную. 
      Всё. Довольна. Опустошена. Слегка пошатывает... Два месяца работы.

     Последний творческий жест - название. Пусть будет "Июнь-июль". Поскольку сделано в июне и июле. Память о лете.
**********************************
Покрывало в полный рост.
********************************************
      Стёжка в разных местах покрывала. На белом фоне основной мотив - огурцы. 
Центр покрывала - ромбики. На треугольниках каймы - разные мотивы. 
Нитки - мультиколор трёх видов.
****************************************
Покрывало на своём месте.
Видно, что окаймлённый мотив со звёздами соответствует размеру спального места. Кайма опускается почти до пола. Почти.
Основной мотив для радости - "такого ни у кого нет"!
 ***************************************
   P.S. В пару к покрывалу чуть позже была сшита скатерть на тумбочку, Изготовление которой можно посмотреть вот тут.