четверг, 20 июня 2013 г.

Декупаж для неопытных, но наглых. Или: декупаж для начинающих.



     Декупаж, марьяж, грильяж, вояж...  Когда я говорю, что занимаюсь декупажем, люди как-то мягчают, расплываются и даже начинают заискивать. Прямо-таки "гольтепа" матушки Бальзаминовой. И я невольно демонстрирую эту "гольтепу" как признак адекватности эпохе. В самом деле, не вызывает же такого же интереса и уважения "я вяжу носки" или "я вышиваю крестиком".
 
     А ввернёшь какую-нибудь "гольтепу" (их нынче много: пэчворк, квилтинг, квиллинг, фелтинг, скрап - прости, Господи - букинг и проч.), и находишь отклик у евразийских новосельцев Москвы. И видится тебе волшебная и чарующая картина "культурного посредничества" России: насыпят в карман "семки", вставят в ботинки "ступинаторы", напишут на ценнике "картоф-маркоф", достанут "пудерницу", споют песню про "аринтир", скажут сакральное "абанамат" и побегут заниматься декупажем...

     А на самом деле декупаж - это самый простой способ декорирования (украшения) чего угодно с помощью бумажки, клея и лака. И всё! Все остальные изыски - от опыта, любопытства и лукавого. И, конечно же, от рекламы товаров для творчества и рукоделия.

      Здесь первые опыты бумажной вакханалии. Возможно, и последние. Не ставлю же я себе задачу достичь профессиональных высот в деле украшения поверхностей. 
     
     Всё сделано просто. На кухне. Простыми материалами. Без наследия художественной школы и курсов по декупажу. На одном любопытстве.

      А в каждом доме можно отдекупажить, надекупажить и передекупажить много чего старого, некрасивого, надоевшего, скучного. И пусть есть какие-то опытные мастера, и даже с дипломами и - о Боже! - международной репутацией, и пусть в книжках и журналах такие красивые картинки с такими красивыми вещами, это не повод отказываться от своего желания и своих творений. 

      Все эти вещи я сделала до того, как у меня появился блог. Поэтому без мастер-классов. (И опять о больном... "Мастер-класс" - слово какое-то дурацкое, слизанное с чужой культуры и чужого языка. "Мастер-класс" по теме "бумажка-клеить-деревяшка", "девушка-рисовать-цветок", "сидеть-попа-стул-красиво"... ).

     В чём особенность этого текста? Сочетание технологии и эмоции. Как радовалась, огорчалась, пробовала, сказала себе "никогда", а потом сказала "а если". Это будет мастер-класс - по теме "женщина-неумёха-декупаж-научиться-молодца!".

      Если это кому-нибудь поможет, буду рада. А мне уже хорошо.

      ТАБУРЕТКА. 
      Первый опыт - табуретка из Икеи. Повод - статья с картинками в рукодельном журнале. Все материалы мне подобрала продавщица в художественном салоне, понимающе улыбаясь после моих объяснений. Минимум миниморум и самое дешёвое.
      Сделано с помощью:
- двух флакончиков акриловой краски - ярко-голубой и жёлто-бежевой (написано "цвет слоновой кости"),
- плоской синтетической кисти для клея,
- плоской кисти подешевле для лака,
- плоских синтетических кистей для краски (умная продавщица так и напирала на эти плоские кисти),
- дешёвого клея для декупажа,
- акрилового лака во флаконе,
- декупажной карты с малышами (то есть простого бумажного листа с картинками, только бумага несколько тоньше, чем обычная писчая),
- и салфеток, которые торчали в салфетнице.
      Вся работа заняла 2 часа, включая ожидание на просушку. А как я трепетала, замачивая бумажки из декупажной карты в воде, а потом промокая тряпочкой! А как я радовалась, что они ровненько разглаживаются плоской кистью и приклеиваются без пузырьков! Амели из одноимённого фильма любила погружать руку в мешки с крупой, здесь - такое же живое тактильное удовольствие. Помимо кисти можно разглаживать бумажки и пальцами - мазюкать.
     Я не зашкуривала наждаком и не грунтовала. Я вообще не знала, что это нужно делать. Но табуретка и так была ровная, слава богу. Да! Я её и собрала сама!
      Всё получилось. Крылья выросли сразу. А плана никакого не было, картинки кромсала как Бог на душу положит, а салфетки просто-напросто приклеивала на дырки. Оказывается, эта манера наклеивать называется декопатч. (Привет господину Журдену!).
      После использования табуретка стала ещё красивее: ободралась где надо, заляпалась на нужных местах, потемнела. В семье этих ребятишек полюбили и зовут "голодранцы". Всё-таки веселее получилось, чем обычная покраска или покрытие морилкой.
Опыт таков:
- Нужны акриловые краски и акриловый лак. Запомнить слово "акриловый". Акриловый - не пахнет. Все акриловое смывается водой и мылом, никакие химикаты не нужны.
- Нужны плоские синтетические кисти (я полюбила №12 и №14). Потом в моей коллекции появились кисти круглые и веерные. По искусствоведческой легенде, веерные кисти придумал Леонардо, а плоские - импрессионисты.
- Если в плане работ числится покраска больших поверхностей (ножек стула, плоскостей этажерки и проч.), то можно купить большие плоские кисти в обыкновенном хозяйственном или строительном магазине. Они там стоят копейки. Номера таких кистей переваливают за 20: №20, №22 и т. д.
- Нужен клей для декупажа (потом я пробовала обыкновенный ПВА, мне не понравилось).
- Бумагу перед наклеиванием надо вымачивать. Подождать, когда свернётся в трубочку и развернётся. А потом промокнуть бумагу тряпочкой, и она замечательно приклеивается.
- Никогда и ничего раньше не покрывала лаком, оказывается - приятно и красиво.
- Работа не сложнее, чем аппликация в детском саду.
- Правда, надо ждать, когда все слои по очереди высохнут (краска - раз, клей - два, первый слой лака - три, второй слой лака - четыре). А это требует выдержки, как у разведчика.

     ДВЕРЬ. 
      Неудачный опыт, надо признаться.
   После табуретки осмелела и взялась за дверь. Не снимая с петель! И сразу салфетками! Переделывала не раз, пока не поняла, что ничего невозможно исправить. Салфетки сморщились, порвались, ровно не легли (на весу-то!). Но негативный опыт - тоже опыт. Это лекарство от гордыни. Смотрю на дверь и самоуничижаюсь. Да ещё и розочки эти! Потом, конечно, накоплю силы и переделаю.
       Вообще в этом виде декорирования очень много пошлости, и от неё не спрятаться: розочки, лавандовые поля, девушки с сердечками и без, щенята, котята, телята, овечки, золото, бронза, блеск-блеск-блеск... Редко встречаются вещи, автор которых нескрываемо обладает безупречным вкусом. Я - не обладаю. Как неопытный вырезальщик и клеяльщик, несусь по уже проложенным дорожкам, а там - традиция "котиков".
 Опыт таков:
- "Салфетки для декупажа" - это фикция; это обыкновенные салфетки, состоящие из нескольких слоёв. Для декупажа нужно отдирать верхний слой  с рисунком. Можно использовать иголочку, с помощью которой расслаивать салфетку. А некоторые салфетки расслаиваются, если просто подуть на ребро.
- Эти салфетки продаются везде: в хозяйственных магазинах, супермаркетах, в интернет-магазинах для декупажа, в магазинчиках для рукоделия  и т. д.
- Для салфеток есть специальный клей (он же одновременно - и лак), при работе с этим клеем салфетки не успевают намокнуть, растянуться и разорваться (я потом пробовала, пытаясь оправдаться за эту дверь).
- Рисунок из салфеток можно вырезать малюсенькими ножницами, скальпелем (не медицинским, конечно, а тем, что продаётся в магазинах для декупажа или для пэчворка), а можно и вырывать. Совсем маленькие элементы вырываются при помощи зубочистки: надо потыкать мокрым кончиком вокруг рисунка и аккуратно отсоединить от салфетки.
______________________________________
     (Переделала спустя два с половиной года. Старая дверь переживала уже 4-ю покраску, и пришлось шпаклевать поверхность, заделывать шпаклёвкой щели, заново прибивать отошедшую планку, бесконечно шкурить и проч. Для маскировки неровностей был придуман кракелюр: на самой двери, на планках, на стояке. 
     И опять розочки! Да что ты будешь делать! А куда деваться? Античная мозаика, гномики, домики, часики, рекламные плакаты с девушками, виды городов с Эйфелевыми башнями и Биг-Бенами - это на хозяйственной двери смотрелось бы ещё ужаснее. Прикладывала, смотрела - ужаснее... А большие цветочки прикрыли неровности двери. Тоже плюс.
Намешанная из белой и зелёной акриловой краски бирюза двух оттенков.
Кракелюр на двери и на стояке. 
Под кракелюром - разноцветная краска: коричневая, золотая, зелёная. 
На планке - салфетка. Вырванные мотивы с цветочками.
_____________________________________________
      Потом я перешла на малые формы, соразмерные самооценке.
     
     КОРОБКА ДЛЯ МЕЛОЧЕЙ И БУМАГ. 
      Очень многое узнала и сделала впервые.
      Узнала, что есть заготовки для декупажа, и очень удивилась. Купила деревянную коробку. И рисовые карты с картинками для декупажа. И лак для одношагового кракелюра, то есть по-русски - трещинок.
      Кракелюр потряс процессом и эффектом. Наносишь тёмную краску, даёшь высохнуть, потом - лак для кракелюра, даёшь подсохнуть согласно инструкции производителя, а потом - светлую краску. И прямо под кистью появляются трещинки. Такое наслаждение, такая радость неподдельная! Интрига прямо у тебя под носом: что получится, как расползутся? Но светлую краску нужно наносить аккуратно и только одним слоем! Иначе получатся разводы, кляксы, месиво. Нужно набивать руку и научиться проводить ровные мазки плоской кистью.
      Впервые попробовала поляпать кусочком поролона (см. якобы голубое небо).
      Впервые попробовала приклеивать рисовую бумагу. И обрывать её хорошо, и приклеивать удобно. И вымачивать её не надо.
      Впервые потерла наждачной бумагой края.
      По-моему, получился прованс. То есть деревенщина, провинция. Французская. (Я не обзываюсь, это - стиль).
      Стиль в декупаже - очень смешная тема. Прованс, викторианский стиль, шебби-шик, симплисити и т. д. - прелесть как развивают кругозор и знания в сфере рыночного маркетинга. В этом смысле очень забавна и показательна история с появлением стиля шебби-шик: одна шустрая американская дама получила патент на штучки с кракелюром, потёртостями и розочками, и получился весьма продажный "потёртый шик".
    А этот чудный прованс стоял у моей бабушки на терраске: это был самодельный, выкрашенный белой краской шкаф, сделанный в бедное послевоенное время. А я на нём рисовала цветочки и писала всякие слова.
Опыт таков:
- Нужен грунт! Поверхность перед декупажем нужно ошкурить наждачной бумагой и загрунтовать. 
  Слово страшное, из каких-то земельно-экскаваторных работ. А оказывается, опять ерунда: нужно поверхность просто покрыть слоем или слоями акриловой светлой краски или акриловым грунтом (он так и продаётся, так и называется; а представляет собой, если я правильно поняла, смесь краски и шпатлёвки). 
   Зачем? Во-первых, меньше уходит краски и клея: они не впитываются в огромных количествах в пористую поверхность (дерево, картон). Во-вторых, поверхность становится более ровной. В-третьих, рисунок тонких салфетки и декупажной карты на светлой поверхности грунта будет виден по всех подробностях. 
   Но от грунта можно и отказаться, если, например, очень хочется сохранить и подчеркнуть красивую и замысловатую поверхность дерева и проч. Всё зависит от желания и замысла.
- Наждачная бумага - друг декупажа. Поверхности и слои нужно ошкуривать. Я, в основном, использую бумагу с двумя нулями: 100, 200, 400, 500, 600. № 1000, которую многие любят, - это для микроскопических работ. 
   Крупный наждак очень нужен, если нужно подготовить к декупажу старую вещь (со старой краской, старым лаком, грязью) или неподготовленную деревянную поверхность. Если дерево сначала ошкурить грубой наждачной бумагой, а затем - мелкой, то оно становится идеально гладким. А ещё нужно ошкуривать слои лака в самом конце работы (так называемый финишный лак). А ещё - с помощью наждачной бумаги можно делать потёртые грани.
- Очень интересно делать потёртые уголки и грани. Нужно нанести первый слой краски (обычно тёмной), дать высохнуть, потереть выбранные места любой свечкой, потом нанести иную краску (обычно светлую), дать высохнуть, а потом потереть те самые места мелкой наждачной бумагой, особенно не нажимая. Очень приятная работа! И для глаз, и для рук!
- Рисовая бумага для декупажа - сплошное удовольствие. Во всём.(Есть и иные натуральные материалы, из которых изготавливается бумага для декупажа).
- Есть заготовки для декупажа. И есть хозяйственные магазины, где продают необработанные деревянные изделия (разделочные доски, хлебницы, ложки, лопатки, солонки, скамейки, детские стульчики, полки и проч.), которые можно декупажить. Обходятся они дешевле, чем специальные заготовки.
- Лак для кракелюра - не дорогой (есть российские).

     ПОДСТАВКА ДЛЯ НОЖЕЙ.
      Побежала по квартире, чтобы найти чего-нибудь, что можно переделать. Нашла подставку для ножей, лак с которой давно облез. 
        И всё повторила: сняла лак и грязь крупной наждачной бумагой - загрунтовала - нанесла слой тёмной краски - покрыла лаком для кракелюра - прошлась по граням парафиновой свечкой - осторожно плоской кистью нанесла светлую краску мазками сверху вниз - мелкой наждачной бумагой осторожно потёрла грани (лёгким движением в одном направлении), которые очень легко облезли - наклеила мотивы с цветочками и пищевыми продуктами - подкрасила края картинки с бутылкой - нанесла 2 слоя лака. 
     Впервые применила подмалёвку, то есть просто-напросто кистью и поролоном закрасила края бумажки с бутылкой (она была меньше, чем нужно). И опять удивилась: даже если цвет не один в один с картинкой, всё равно получается хорошо. Такие натуральные тени или разводы.
       Знаю и вижу, что получилось в стиле "поморгает мне глазами и не скажет ничего", "Юра,  Юра, я такая дура" и «соловей России - славный птах". Знаю и вижу. Но всё равно нравится. 
       Этим и хорош декупаж - процесс приводит к радости и умилению вне прямой зависимости от результата.
Опыт:
- Узнала, что есть шпатлёвка по дереву; купила маленькую коробочку в строительном магазине и после очистки поверхности наждаком заделала рельефный логотип. И вообще, в строительно-хозяйственном магазине стала "своей". Продавец уже заигрывает: "Девушка, зачем вам наждачная бумага?" А я его интеллектом: "Как нет пятисотки? Ну, давайте шестисотку. А у вас листами или метражом?"
- Для подмалёвки купила набор кистей: обыкновенных детских круглых и дешёвых. В этом случае неважно - синтетические или натуральные.

      МИСКА деревянная. 
       Люблю её, трогаю и тискаю. Она получилась гладенькая-гладенькая, потому что я её покрывала лаком и шкурила, покрывала лаком и шкурила... 
      На тёплой внутренней стороне использовала рисовую бумагу, а на внешней холодной - салфетки. Это - замысел. Поняла прямо во рту это слово - "за-мысел". То есть мысль ещё не родилась, а предвкушение, образ - уже есть.
       И здесь я, наконец, избавилась от страха перед салфетками. Как бы вы их ни приклеивали, как бы ни изощрялись, они всё равно получатся с морщинками. А надо, оказывается, сделать так: дать высохнуть, покрыть нескольким слоями лака и зашкурить мелкой наждачной бумагой. Всю эту операцию нужно повторить несколько раз. 
      Эту миску я делала несколько дней, давая высохнуть лаку. Шкурила и покрывала лаком раз шесть.
      Храню в ней конфетки...

ПОДНОСЫ. 
     Ну куда же без подносов!
     Один поднос был просто белый и никакой, два другие - старые и облезлые из прессованной соломки. 
      На эти подносы вывалила всё, что умела. Можно сомневаться в мастерстве и вкусе (сама сомневаюсь), но завтракать стало веселее.  
     Впервые попробовала иной кракелюр - двухшаговый. Звучит сложнее, а делается проще: наносится первый лак из набора, потом второй лак из набора (так и продаются). Появятся трещинки, и их нужно "проявить", то есть что-нибудь втереть внутрь трещинок. Это что-нибудь: пурпурин (мелкий-мелкий порошок разных цветов), масляные краски, битум (это такая тёмная маслянистая дрянь в пузырьках или канистрах), тени для век, накрошенный грифель карандаша, крем для обуви и т. д. Сначала нужно втирать пальцами, кистями или ватными палочками, а потом - просто смахнуть лишнее и протереть.
      Я купила золотой пурпурин и втирала в подносы с остервенением. Поэтому они все в золоте и порой, кажется, входят в противоречие с русской природой. А в светлые места втирала тёмные тени для век.     
      Здесь всё те же голодранцы и салфетки. Без золота.
      А здесь "мухины девушки". Семья, сломавшись под напором моего фанатизма, попривыкла к  декупажу и уже принимала живое участие в процессе, и девушки Альфонса Мухи с рекламных плакатов были одобрены всеми.  
   Как видно, здесь я уже пыталась "творить". Углы у подноса тёмные не от качества фотографии. Я их  замыслила разными: от тёмного угла к углу напротив, светлому. Расту над собой...
Бабочки из салфеток.
Трещинки на красном - пурпурин, на светлом - тени для век.
Мотив из салфетки по периметру.
Поднос спустя два года. Как видно, служит.
Края подноса обтянуты мягкой пластмассой, похожей на резину; вот с неё немного краска облезла. А так - нормально.

Опыт таков:
- Если деревянную поверхность не грунтовать, а сразу красить акриловыми красками, по проглядывает дерево, и это очень мило.
- Двухшаговый кракелюр лучше покупать в наборах (особенно это важно для тех, кто не разбирается в химии и не хочет мучаться с подбором лаков).
- Проявление трещинок - особая тема в декупаже. Например, после битума и масляных красок нельзя использовать обыкновенный акриловый лак. Если интересно накопление знаний в сфере великой науки химии - можно развиваться в этом направлении. Мне - неинтересно. Поэтому проявляю либо пурпурином, либо тенями, либо грифелем, либо тонированным кремом для обуви.
- Подносы, покрытые акриловым лаком, функциональны. Просто не надо их мыть под струёй воды. А если и помыть, - то быстренько вытереть.

ШКАТУЛКА С АНГЕЛАМИ.
      Здесь: впервые попробовала не краски, а морилку из хозяйственного магазина. И удачно, как мне кажется, соединила две декупажные карты: с ангелочками Рафаэля и с книжками.
      Впервые попробовала поталь. Мимо моего уха пролетали слова "поталь", "мордан", и я благоговела. Оказывается, ничего особенного. Поталь купила в листочках; оказалось, что это - тоненькая фольга. А мордан оказался жиденьким клеем.
      Сначала надо нанести мордан, дать подсохнуть, но не высохнуть (на этикетке написано, сколько ждать). Потом взять поталь... Легко сказать - взять. Попробуйте взять! Она тоненькая, да ещё электризуется, да к тому же - загибается от малейшего дуновения. Можно использовать пинцет. Для оптимизации процесса можно подготовить какую-нибудь мелкую коробочку-крышечку, в которую складывать кусочки потали. Закрыть все окна и не дышать на неё! А потом прикладывать поталь кусочками к нужному месту, покрытому лаком. Опытные мастера советуют использовать специальные кисти (забыла, как называются): круглые у основания и ровно срезанные у ворсинок. Ими "набивают" поталь, то есть просто аккуратно и нежно тыкают. Но у меня была небольшая поверхность, и я обошлась плоскими кистями. Ими и набивала поталь перпендикулярно поверхности. Не надо обращать внимания на то, что поталь сминается и рвется; приклеивать её "заплатками" - это нормально. Потом дать высохнуть, следуя инструкции клея. А потом мягкой кистью и мягкими движениями смахнуть лишнюю поталь. Она останется лишь там, где был клей. Не знаю почему, но - весело!..
      Приклеенную поталь затем потёрла наждочной бумагой, чтобы золото казалось старым. Как смогла, так и потёрла. Если критериями оценки работы служат Вечность, Искусство и профессионализм реставраторов, то мой опыт приклеивания потали - ужасен. А если не взлетать в высоты, а оценивать с точки зрения утилитаризма и собственного удовольствия, то я - молодец, и получилось красиво.
      Особенно понравилось, как блёстки потали ещё долго летали по всей квартире и прилипали ко всему и ко всем!
     ...На этот раз получился викторианский стиль. Это стиль уже не французской, а английской деревенщины. Его особенность - тёмные тона, избыток позолоты и миловидные картинки с претензией.
Внутри. 
      Уяснила, что некоторые деревянные заготовки некачественно сделаны. Здесь: из швов торчал клей (в некоторых местах - целыми каплями) и наждаку не поддавался. После прохождения морилкой этот клей окрашивался в какой-то красный цвет. Пришлось изгаляться и все углы проходить близкой по цвету краской.
Опыт таков:
- В наклеивании потали нет ничего сложного.Просто нужно соблюдать инструкцию производителя клея-мордана.
- Дешёвая морилка для дерева из хозяйственного магазина очень хороша.А сколько цветов! А ещё её можно смешивать.
- Большие заготовки из магазинов для декупажа не стоят тех денег, за которые их продают. Обиделась навсегда.

    ШКАТУЛКА С "ВЕСНОЙ".
      При изготовлении этой вещи поняла, что декупажем ничего испортить невозможно. Всегда можно переделать. Просто не надо психовать. 
      Основой задумки был материал - рисовая карта. Работать с ней - приятно до мления. По размеру подходила "Весна" Боттичелли. 
      Если разобраться в символике, то это - гимн вынужденной дефлорации и всяческому насилию над телом и душой женщины, с которым она должна смириться и научиться получать удовольствие. Другими словами, здесь попытка соединить в одной женщине и голенькую незакомплексованную языческую нимфу, и тихонькую высокоморальную Деву Марию (мировоззрение Возрождения! мы - христиане, но очень любим греко-римское телесное язычество!). А как милы наивные мужские намёки: девочка, твой век короток, торопись!.. Справа - ещё весна, а слева - уже осень. Повесить её (картину), по затее заказчика, нужно было над ложем готовящегося к свадьбе младшего брата. Напутствие, так сказать.
     Сначала очень хотелось сделать боковинки так: положить нижний слой краски с переходами от одного цвета к другому, потом кракелюрный лак, потом светлую краску опять же с плавными переходами. И ничего не получилось. Вышли полосочки, как у матраса.
     Поплакала-поплакала и переделала. Наклеила сверху салфетку с травками и завитушками, поталь кусками-кляксами, потёрла наждаком в разных местах и с разной интенсивностью, и всё получилось: состаренные, замызганные, неровные поверхности якобы бывшей в употреблении вещи! Этого и хотелось.
       (А если охватило непреодолимое отчаяние, то можно взять наждачную бумагу и содрать всё к чёртовой матери. Поверхность для работы только ровнее станет).
       На донышке полоски оставила.

КОРОБКИ ДЛЯ КАРАНДАШЕЙ И ПИСЬМЕННЫХ МЕЛОЧЕЙ.
        И всё-таки большее удовольствие получаешь от украшения бросовых вещей. Поражает альтернатива: помойка или красота. И при этом чувствуешь свою пользу как человека и как женщины.
   Не потому ли захватил декупаж просторы нашей Родины, что попал на благодатную почву советской традиции: мочалки из колготок, рыбки из трубочек для капельниц, корзинки из разноцветной проволоки, кофточки из распущенной нити хлопчатобумажного транспортёра?
       Здесь: пластиковая коробка для сыпучих продуктов, от которой потерялась крышка, и картонная упаковка от какой-то игрушки. 
     А получился "мужской набор" на письменный стол.
     Опять использовала рисовую бумагу, салфетки, акриловые краски и одношаговый кракелюр. И всё. 
      Такие маленькие ёмкости очень трудно покрывать краской изнутри: и так попробуешь, и так, и кистями, и спонжами...  
Опыт таков:
- Пластмассу нужно потереть наждаком, а потом наносить грунтовку. Лучше - в несколько приёмов.И всё получится.
- Плотный картон тоже можно декупажить, но грунтовку надо наносить тонкими слоями и давать высохнуть. А то картон размокнет.

КАРТОНКА.
       А иногда просто не бывает выхода. Только декупажить! 
       Например, такая история. Я купила немецкий стол для швейной машинки страшно сказать за какие деньги. А отсек для аксессуаров был закрыт картонкой из прессованной стружки. В их германские мозги не залезешь и не поймёшь, зачем нужно было использовать элемент из вторсырья такого ужасающего вида. Наверное, природу сберегают и демонстрируют, как сберегают.
   Здесь были использованы простые материалы: картинки из календаря (он был посвящён истории русского театрального костюма), салфетки, акриловый грунт, немного акриловой краски и акриловый лак. Идеи - никакой, стиль - тяп-ляп, время - 2 часа.
     Теперь раскладываю стол, сажусь шить и говорю: "Здравствуйте, девушки!" 
Салфетки рвала и наносила элементами.
Девушки поверх салфеток. 
Акриловая краска по контуру фигур.

ЭТАЖЕРКА С КОМИКСАМИ.
      Эта штука принесла мне радость. Была совсем уж убитая этажерка, на которую летом ставили цветы, а зимой отдавали на волю ветрам и морозам. Да и сделана она была с той же тщательностью, что и деревянная тара для овощей.
      А идея родилась из-за усталости от цветочков и мимимишных сюжетов декупажных карт.
      Комиксы!!! Бумага тонкая, легко клеится. После намокания в воде не рвётся, а растягивается так же, как и декупажная карта. Нарезать, вырывать и наклеивать можно как угодно. Истончения бумага не требует, поскольку это - комиксы, и нет нужды скрывать, что это - комиксы. (Я знаю, что высший пилотаж в декупаже - это когда нет поводов заметить приклеенную бумагу). 
     Единственное, что пугает: после намокания просвечивается обратная сторона. Но когда картинка высохнет, никаких следов оборотного рисунка не останется. Легко ремонтировать: если ободрался элемент, то нужно просто вырезать и наклеить иной элемент коллажа, а потом покрыть лаком.
     Для веселья и некоей "идеи" три полки старалась оформить в разных цветах: верхняя - преимущественно коричневая, средняя - синяя, нижняя - красная. Элементы 1) вырезала, 2) вырывала, 3) вырезала ножницами заг-заг.
     А ещё старила перегородки и ножки: после покраски проходила наждачной бумагой и по граням, и по плоскостям.
     После моего ремонта этот эксклюзив больше не выносили на балкон...
  Опыт:
- Не надо привязываться к специальным материалам для декупажа; идеи и материалы - повсюду; это - журналы, газеты, марки, открытки, порванные книжки, упаковка, фантики, обои, нотные листы, конверты, фотографии и т. д. Те,кто декупажит много и изощрённо, печатают картинки из интернета на принтере.
  Но в этом случае нужно истончение бумаги. Первый способ - мокрый: покрыть нужное изображение несколькими слоями акрилового лака, дать высохнуть, а с обратной стороны намочить бумагу и аккуратно скатывать ненужные слои. Сухой способ: опять же закрепить нужное изображение несколькими слоями лака, а с обратной стороны приклеить скотч и аккуратно содрать его вместе со слоями бумаги, и так несколько раз. 
   Эти ухищрения требуют навыка, зато после этого пресловутого истончения понимаешь, что не нужно орать на детей, если у них выходят кривые палочки и кружочки.
- Нужно посещать не только художественные салоны и специальные магазины для декупажа, но и обыкновенные строительно-ремонтные. Там можно купить: белую акриловую краску, акриловый грунт, акриловый лак, плоские кисти для больших поверхностей, наждачную бумагу, пузырьки с "колорами"(их нужно добавлять в белую краску для получения нужного оттенка), краску и лак в спреях, лак для кракелюра. А цена! Целое ведёрко лака (я пробовала и российский, и финский) стоит столько же, сколько пузырёк в худ. салоне.
- Если вещь большая и грязная, то подготавливать её для декупажа лучше на балконе (на террасе, на полянке). Очень много летающей пыли от наждачной бумаги!

ПОЛКИ ДЛЯ ВАННОЙ.
     Это первый раз, когда я сделала действительно полезную вещь. Нужны были полочки для ванной, но стекло применять не хотелось. 
      А декупаж! 
      Сразу появилась готовность к подвигу: смело взяла электролобзик и вырезала из ламинатной доски полочки нужной формы. Потом сама их выровняла и зашкурила, а затем и украсила.
     Я уже давно дружила с салфетками и даже научилась переносить их целиком, а не фрагментами.
     Служат полки уже год, и ничего с ними от воды и пара не происходит.
Вид снизу.
Вид сверху.
Опыт таков:
- Русские женщины из интернета - гении! (Про иных - не знаю, я читаю по-русски). Они уже придумали способы перенесения целых салфеток. Есть "файловый метод", метод с использованием веерной кисти, есть "сухой метод".
  Метод веерной кисти - для мазохистов. А "файловый" и "сухой" - остроумные и беспроигрышные.
   Салфетки на полочки были перенесены с помощью файла - обыкновенного пластикового файлика для бумаг. Салфетку нужно поместить лицевой стороной на файлик. А затем подставить её под тонкую струйку холодной воды. Медленно и аккуратно крутить файлик, выравнивая мокрую салфетку и выгоняя пузырьки. Затем салфеткой вниз расположить файлик на декорируемой поверхности. И, не снимая файлик, пальцами разгладить изображение. Начинать от центра. Пластик убережёт салфетку от деформаций. Чудо, выравнивание идеальное! А потом, не торопясь, стащить файлик, двигая его в горизонтали, как переводную картинку. И в самом конце - покрыть уже прилипшую мокрую салфетку клеем для декупажа или специальным клеем-лаком для салфеток.
 А края салфеток? Дать высохнуть и "срезать" мелкой наждачной бумагой. Край получается ровный, как после скальпеля.
 С первого раза перенесение целой салфетки может не получиться, зато потом - как на конвейере.

     ЖУРНАЛЬНИЦЫ.
      Журнальницы из Икеи. Кто не помнит: они просто деревянные-фанерные, две штуки по 200 с чем-то рублей. (У меня подозрение, что эти икейщики что-то знают про декупаж).
     А сомнительные девицы здесь появились потому, что нужно было маркировать журнальницы по темам. В одном храню журналы по вязанию, в другом - по лоскутному шитью и т. д. А девиц на декупажной карте было как раз по две штуки.
     За что себя хвалю, так это за то, что все четыре журнальницы представляют собой комплект, хотя и отличаются друг от друга цветом, девицами, рисунками на салфетках.
      Живописец из меня - тот ещё, но пыталась дорисовывать завитушки, стебельки, листочки. Самое трудное - покрасить салфетницы внутри, остальное - пустяки.
********************
*****************************
**********************
Опыт:
- Салфетки переносила с помощью "сухого метода". Необходимо после ошкуривания и грунтовки покрыть поверхность слоем акрилового лака. Дать высохнуть. Расположить на поверхности салфетку и через бумагу, фольгу или тряпочку прогладить утюгом (я гладила через фольгу). Горячий лак зафиксирует салфетку на месте. А потом - покрыть слоем клея для декупажа.
    Такое впечатление, что открываются какие-то законы мироздания или, на худой конец, физики...

КОРОБКА.
      Жила-была коробка из-под обуви, и судьба её была предрешена.
     Выбрала декупажную карту с цветами приблизительно по размеру коробки, приклеила, а потом поняла: её рисовал специальный художник специально для декупажа. Поэтому все края размыты, и цвет переходит в цвет - всё это для удобства подмалёвки. Взяла поролон и плоскую кисть и продолжила рисунок карты, заполнив всю крышку. 
      Была коробка из-под обуви, а стала... коробка из-под обуви с цветочками.
Границ бумаги практически не видно!
Опыт таков:
- Рисовать не страшно. Для подмалёвки нужно купить набор акриловых красок (они продаются даже в детских отделах книжных магазинов) и побольше белой краски. Вывалить всего понемногу на пластиковую тарелку и смело смешивать.Не понравилось - наносить новый слой. Кисточками, поролоном, пальцами. 
   Если нужна какая-то диковинная поверхность, то можно наносить краску и помятой фольгой, и скомканными кусками целофана, и зубными щётками и бог знает ещё чем.
- Декупажницы давно нашли замену дорогим поролоновым спонжам из магазинов: вырезают крошечный прямоугольник их поролона, складывают его вдвое и защипывают прищепкой для белья. Нет, не тем дают Нобелевскую премию...

     ШКАТУЛКА ДЛЯ ДИСКОВ.
      После коробки исчез страх перед красками, подмалёвкой и границами декупажной карты.
Так появилась на свет эта шкатулка. Она вся такая сентиментальная, девчачья; и я здесь храню диски со своими мелодрамами и романтическими комедиями. Этим и оправдываюсь: единство формы и содержания. 
      Набор женских ликов на декупажной карте был чудовищен (куда я смотрела, когда покупала?). Белокурых дам с лицами эсэсовок и цыганистых девиц со сросшимися бровями пришлось отвергнуть. Подобрала "Даме с горностаем" более-менее приличную компанию: англичанки в пудреных париках, француженки   в чепцах. 
     Шесть граней красила так: светлая, потемнее, потемнее... чёрная. Красила, в основном, крошечными кусочками поролона, зажатыми прищепкой. Милые декупажницы придумали для этой операции не менее милый термин - "чпокать". Чпокала с удовольствием. 
     На верхней части крышки нарисовала какие-то бессистемные и бесстильные вензеля.
     Внутри и на дне приклеила салфетки; перед их наклеиванием подкрашивала поверхность, чтобы салфетка выглядела не белой, а якобы старым и повидавшим виды рисунком. И везде - кракелюр. И повсюду - облезлые грани. Блеск на гранях - не поталь, а простая акриловая краска цвета золота и бронзы.
     Развлекаюсь так: переворачиваю грани шкатулки в зависимости от настроения.
Опыт таков:
- Можно использовать всё, что под руками. Например, гелевые ручки. Ими я подрисовывала границы вензелей.
- Если чпокать, то легко достичь перехода цвета в цвет. 

ДЕКУПАЖ НА ТКАНИ. 
     На определённом этапе освоения хитростей декупажа полностью исчезает страх. Становится всё равно. А зачем нервничать, если всё равно получится? Чего здесь хитрого: загрунтовать, покрасить и приклеить?
     Есть особая тема - декупаж на ткани. Производители выпускают специальные клеи и лаки для работы с тканью, опытные мастера пробуют разные составы и передают свои бесценные знания новичкам. 
     Но всё это нужно лишь в том случае, если предполагается стирать изделие с декупажным мотивом. А если не надо стирать, то можно нанести рисунок с помощью тех химикатов, что под рукой. 
     Скопились в доме старые джинсовые штаны. Шить что-то «на выход» не хочется. На огромные изделия (покрывало, ковры) сил нет. А вот мелочи с декупажными мотивами - то самое!
     Химсоставы и материалы для декупажа по джинсовой ткани.
Подходят в том случае, если стирка - не предусматривается.
Предгрунтовка. Наносится на ткань первой. ПВА + акриловый лак.
Грунт белый.
Если его не нанести, рисунок салфетки или бумаги не будет виден на тёмной ткани.
Клей для декупажа.
Порядок работы.
Вот такая «кора» получается после работы с химикатами и салфетками.
Но, если это безобразие прогладить с изнаночной стороны, 
подстелив на доску бумагу для запекания или фольгу, 
то оно распрямится.
      А изделия, которые получаются из джинсы с декупажем, излучают радость и несут на себе отпечаток удивительно легкомысленного стиля.
Кармашки на стену.
Короба и коробочки.
Чехол.

ДВЕРЬ В КЛАДОВКУ.
     А вот то, ради чего и стоило заниматься декупажем.
     Был ремонт, была перенесена стена, образовалась маленькая кладовка. Таких дверей купить нельзя. Мастера сколотили дверь как умели.
     И она попала в мои руки. Все работы на этот раз, уже будучи умной, производила не на весу. Лишь после декорирования дверь была посажена на петли.
     Отполировала до блеска сначала крупной наждачной бумагой, затем - мелкой. Все щели и сколы заделала шпатлёвкой и силиконом. Загрунтовала. Купила 4 декупажные карты с книжными полками. И оформила дверь снаружи и изнутри. Книги пришлось подрезать, комбинировать, чтобы в каждом ряду стояли целые корешки, а не фрагменты. Акриловой краской дорисовала полки там, где их не было. Сымитировала потертый угол полки. Даже сделала трещинки на ручках. И покрыла несколькими слоями лака.
      И заслужила уважение семьи.
      Теперь никто не хихикает. Посмели бы...

*******************************
     P. S. Теперь главная проблема - куда развиваться? К объёмам или к совершенству? И там, и там - перспективы.